Русский язык: грамматика: 5 — 11 классы - М.В. Федорова 2011

Ошибки в сочинениях и изложениях
Толковый словарь

     Как пользоваться словарем

1. Слова расположены в алфавитном порядке.

2. В скобках после слова указано его происхождение (из какого языка оно к нам пришло).

Условные сокращения языков:

англ. — английский;                                                                            нем. — немецкий;

греч. — древнегреческий;                                  польск. — польский;

др.-евр. — древнееврейский;                             тюрк. — тюркские языки;

ит. — итальянский;                                             фр. — французский.

лат. — латинский;

3. Различные значения одного и того же многозначного слова выделяются цифрой со скобкой: 1), 2).

4. Слова-омонимы (одинаковые по звучанию, но имеющие разное значение) обозначены цифровым показателем: акция1, акция2.

5. Прочие сокращения: устар. — устаревшее слово;

перен. — переносное значение.

АББРЕВИАТУ́РА (ит.) — слово, образованное из начальных звуков нескольких слов (вуз), из названий их начальных букв (АТС), из начальных слогов (колхоз).

АБИТУРИЕ́НТ (лат.) — 1) выпускник средней школы; 2) тот, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение.

АВАНГАРДИ́ЗМ (фр.)     — ряд художественных течений XX века, для которых характерно стремление к разрыву с реализмом, поиск новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

АДАПТА́ЦИЯ (лат.) — 1) приспособление к изменяющимся условиям; 2) сокращение и упрощение какого-либо текста, чаще всего иноязычного.

АКРОСТИ́Х (греч.) — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или имя.

АКСЕССУА́Р (фр.) — принадлежность чего-либо; предмет, служащий дополнением к главному.

А́КЦИЯ1 (фр.) — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая ее владельцу право на получение части прибылей этого общества.

А́КЦИЯ2 (лат.) — действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели (акция протеста, политическая акция и т. д.).

АЛОГИ́ЗМ (греч.) — что-то нелогичное, противоречащее логике.

АЛТА́РЬ (лат.) — главная часть церкви, отделенная иконостасом (стеной с иконами) от общего помещения.

АЛЬТЕРНАТИ́ВА (фр.) — 1) необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями; 2) каждая из таких возможностей.

АМФИТЕА́ТР (греч.) — 1) у древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались возвышающимся полукругом; 2) в театре: места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНСА́МБЛЬ (фр.) — 1) согласованность, стройность частей единого» целого; 2) группа исполнителей (певцов, музыкантов и т. п.).

АПОКА́ЛИПСИС (греч.) — Откровение Св. Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета, содержащая пророчество о конце света.

АРХАИ́ЗМ (греч.) — 1) устаревшее слово или оборот речи, вышедшие из употребления; 2) пережиток старины.

АРХИЕРЕ́Й (греч.) — общее название высшего сана в православной церкви (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха).

АРХИМАНДРИ́Т (греч.) — высшее духовное звание священника-монаха.

АРШИ́Н (тюрк.) — 1) русская мера длины, равная 0,71 м; 2) линейка, планка такой длины для измерения.

АСПЕ́КТ (лат.) — точка зрения, с которой рассматривается предмет или явление.

АССОЦИА́ЦИЯ (лат.) — 1) объединение людей, учреждений, государств; 2) связь, образующаяся между ощущениями (представлениями, мыслями), благодаря которой одно ощущение вызывает другое.

АТРИБУ́Т (лат.) — существенный признак, неотъемлемая принадлежность предмета.

АУДИТО́РИЯ (лат.) — 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции.

АФОРИ́ЗМ (греч.) — краткое выразительное изречение.

АФФЕКТА́ЦИЯ (лат.) — неестественная возбужденность в поведении, в речи.

БАЛЛА́ДА (фр.) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.

БАРЕЛЬЕ́Ф (фр.) — выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

БАРО́ККО (ит.) — художественный стиль конца XVI — середины XVIII в., отличавшийся декоративной пышностью и живописностью.

БА́РТЕР (англ.) — 1) прямой обмен товарами или услугами между предприятиями, странами; 2) товары, вещи, полученные таким путем.

БЕЛЛЕТРИ́СТИКА (фр.) — изящная словесность, художественная литература; художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

БЕСТСЕ́ЛЛЕР (англ.) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

БИБЛИОГРА́ФИЯ (греч.) — 1) перечисление и описание книг и других печатных изданий; 2) список литературы по какому- нибудь вопросу.

БИВА́К (нем.) — привал, расположение войск вне населенного пункта.

БИ́ЗНЕС (англ.) — предпринимательская деятельность, связанная с производством и реализацией товаров, оказанием услуг населению и приносящая прибыль.

БИОГРА́ФИЯ (греч.) — описание чьей-либо жизни и деятельности.

БЛА́ГОВЕСТ — удары в церковный колокол перед началом богослужения.

БРАВА́ДА (фр.) — показная удаль.

БУКИНИ́СТ (фр.)— специалист по покупке и продаже подержанных и старинных книг.

БУРИМЕ́ (фр.) — игра, заключающаяся в составлении стихотворений на заданные рифмы.

БЮЛЛЕТЕ́НЬ (фр.) — 1) краткое официальное сообщение о важном событии в общественной жизни; 2) название информационных печатных изданий; 3) избирательный бюллетень — документ для голосования.

ВАНДАЛИ́ЗМ (лат.) — бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.

ВА́РВАРСТВО (греч.) — грубость и дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям.

ВЕ́НЗЕЛЬ (польск.) — узорное переплетение начальных букв имени и фамилии.

ВЕРНИСА́Ж (фр.) — торжественное открытие художественной выставки.

ВЕРСТА́ — 1) русская мера длины, равная 1,06 км; 2) дорожный столб, отмечающий эту меру.

ВЕРТЕ́П — 1) притон преступников; 2) небольшой ящик с марионетками, служивший в старину местом для устройства кукольного представления на евангельские сюжеты.

ВЕРШО́К — русская мера длины, равная 4,4 см.

ВЕ́ЧЕ — в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел, а также место для такого собрания.

ВИНЬЕ́ТКА (фр.) — украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента, чаще всего в начале или конце текста.

ВИРТУО́З3 (ит.) — 1) артист (преимущественно музыкант), в совершенстве владеющий техникой своего искусства; 2) (перен.) мастер своего дела.

ВРЕМЕНЩИ́К — человек, достигший большой власти вследствие близости к высокопоставленной особе.

ВУЛЬГА́РНЫЙ (лат.) — 1) грубый, пошлый, отличающийся дурным вкусом; 2) упрощенный.

ВЯ́ЗЬ — соединение, сплетение смежных букв в одно целое; вид письма, при котором строка из сплетенных букв образует орнамент.

ГАРА́НТИЯ (фр.) — условие, обеспечивающее что-либо.

ГАРМО́НИЯ (греч.) — 1) согласованность, соразмерность, стройность, благозвучие; 2) выразительное средство музыки, основанное на объединении звуков в аккорды.

ГЕНЕАЛО́ГИЯ (греч.) — 1) история рода; родословная запись; 2) наука, изучающая историю рода.

ГЕ́НИЙ (лат.) — 1) высшая творческая одаренность; 2) в древнеримской мифологии — дух — покровитель человека; позже — олицетворение добра, зла и т. п.

ГИПО́ТЕЗА (греч.) — научное предположение, сделанное для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте; вообще — предположение, требующее подтверждения.

ГОРЕЛЬЕ́Ф (фр.) — скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают над фоном.

ГОРОДНИ́ЧИЙ — начальник уездного города (до середины XIX в.).

ГРАЦИО́ЗНЫЙ (ит.) — изящный в движениях, стройный.

ГУБЕРНАТОР (лат.) — начальник какой-нибудь области (губернии в России, штата в США, колониальной территории).

ГУБЕ́РНИЯ — основная административно-территориальная единица в России начала XVIII в. и в СССР (до районирования в 1923 — 1929 гг.).

ГУМАНИ́ЗМ (лат.) — 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к его достоинству; 2) прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение человека от идейного застоя феодализма.

ДВО́Р1 — 1) участок земли между домовыми постройками; 2) крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство.

ДВО́Р2 — в монархических странах: приближенные к монарху лица, составляющие его окружение.

ДВОРЕ́ЦКИЙ — старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и прислугой в барских домах.

ДВО́РНЯ — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме.

ДВОРО́ВЫЙ — принадлежащий к дворне.

ДВОРЯ́НСТВО — привилегированный господствующий класс.

ДЕБА́ТЫ (фр.) — обсуждение вопроса, обмен мнениями.

ДЕБЮ́Т (фр.) — 1) первое выступление на сцене, на новом поприще; 2) начало шахматной партии.

ДЕКЛАРА́ЦИЯ (лат.) — 1) официальное или торжественное заявление; 2) название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь сведений.

ДЕКОРА́ЦИЯ (фр.) — художественное оформление спектакля, изображение места и обстановки театрального действия с помощью средств живописи, архитектуры, скульптуры.

ДЕЛИКА́ТНЫЙ (фр.) — вежливый, мягкий в обращении.

ДЕПУТАТ (греч.) — выборный представитель, член выборного государственного учреждения.

ДЕСНИ́ЦА — правая рука (одесную — справа).

ДЕ́СПОТ (греч.) — 1) в рабовладельческих монархиях Древнего Востока: верховный правитель, пользовавшийся неограниченной властью; 2) (перен.) самовластный человек, попирающий чужую волю, не считающийся ни с чем.

ДИАЛО́Г (греч.) — разговор между двумя или несколькими лицами.

ДИЛЕТА́НТ (ит.) — любитель, занимающийся искусством или наукой без специальной подготовки.

ДИФИРА́МБ (греч.) — 1) у древних греков: торжественная песнь в честь бога Диониса; 2) преувеличенная, восторженная похвала.

ДЬЯ́КОН (греч.) — низший духовный сан, помощник священника.

ДЮ́ЙМ (англ.) — единица длины, равная 2,54 см.

ЕСТЕ́СТВЕННЫЙ — 1) созданный природой, принадлежащий к природе; 2) связанный с изучением природы; 3) совершающийся по законам природы, прирожденный, натуральный; 4) простой, непринужденный.

ЖА́НР (фр.) — исторически сложившаяся разновидность художественного произведения (пейзаж, портрет, песня, роман).

ЖЮРИ́ (фр.) — группа знатоков, специалистов, присуждающих награды и премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

ЗАИ́МКА — земельный участок вдали от села, освоенный его владельцем.

ЗЕФИ́Р (греч.) — легкий, приятный южный ветер.

ИГУ́МЕН (греч.) — настоятель мужского православного монастыря.

ИДЕА́Л (фр.) — 1) высшая цель стремлений; 2) совершенный образец чего-либо.

ИДЕОЛО́ГИЯ (греч.) — система взглядов, идей, понятий.

ИЛЛЮ́ЗИЯ (лат.) — 1) обман чувств; то, что кажется; 2) (перен.) нечто несбыточное, мечта.

ИЛЛЮМИНА́ЦИЯ (лат.) — яркое освещение зданий, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (лат.) — 1) изображение, поясняющее или дополняющее текст; 2) пример, поясняющий что-либо.

И́МИДЖ (англ.) — целенаправленно сформированный образ человека, коллектива, предмета, призванный создать о нем определенное представление, мнение.

ИМПИ́ЧМЕНТ (англ.) — лишение высших должностных лиц их полномочий в связи с допущенными ими грубыми нарушениями закона.

ИНОСКАЗАНИЕ — 1) выражение мысли путем намеков; 2) выражение, содержащее скрытый смысл.

ИНТЕЛЛЕ́КТ (лат.) — разум, мыслительная способность человека.

ИНТЕЛЛИГЕ́НЦИЯ — работники умственного труда, обладающие высоким общим образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

ИНТЕРВЬЮ́ (англ.) — предназначенная для печати беседа журналиста с кем-либо.

ИНТРИ́ГА (фр.) — 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-нибудь; 2) развитие основного действия в романе, драме.

ИСКУ́СНЫЙ — 1) умелый, хорошо знающий свое дело; 2) умело, хорошо сделанный.

ИСКУ́ССТВЕННЫЙ — 1) не природный, сделанный наподобие природного, подлинного; 2) притворный, неискренний.

ИСКУ́ССТВО — 1) творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2) умение, мастерство, знание дела; 3) самое дело, требующее такого мастерства.

КАМЕРГЕ́Р (нем.) — в монархических странах: придворный чин старшего ранга.

КАМЕРДИНЕР (нем.) — в дворянском быту: комнатный слуга при господине.

КА́МЕР-Ю́НКЕР (нем.) — в монархических странах: младший придворный чин.

КАМЗО́Л (фр.) — старинная мужская одежда без рукавов, вроде жилета.

КАНДИДА́Т (лат.) — 1) лицо, выдвигаемое для избрания, назначения, приема куда-нибудь; 2) лицо, имеющее младшую ученую степень.

КАНОНА́ДА (фр.) — сильная частая стрельба из большого количества орудий.

КАРНАВА́Л (ит.) — народный праздник с уличными шествиями, маскарадом.

КОМЕ́ДИЯ (греч.) — 1) драматическое произведение с веселым смешным сюжетом; 2) (перен.) притворство, лицемерие в поведении, в каких-нибудь действиях.

КОМПРОМИ́СС (лат.) — соглашение на основе взаимных уступок.

КОНГРЕ́СС (лат.) — 1) съезд, совещание; 2) название парламента в США и некоторых других странах.

КОНСЕ́НСУС (лат.) — общее согласие, согласованность по обсуждаемым вопросам.

КОНТРА́СТ (фр.) — резкая противоположность.

КОНФЕРЕ́НЦИЯ (лат.) — собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций.

КОРИФЕ́Й (греч.) — выдающийся деятель на каком-нибудь поприще.

ЛАБОРАТО́РИЯ (лат.) — помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.

ЛА́ВРА (греч.) — большой мужской православный монастырь.

ЛА́ДАН (греч.) — ароматическая смола, душистый дым которой используется во время богослужения.

ЛАНДША́ФТ (нем.) — 1) часть земной поверхности; 2) вид местности; 3) (устар.) картина, изображающая природу.

ЛАНИТА — щека (устар.).

ЛАУРЕА́Т (лат.) — лицо, которому присуждена государственная или международная премия; победитель конкурса, преимущественно художественного.

ЛИБЕРАЛИ́ЗМ (лат.) — 1) политическое направление, отстаивающее свободу предпринимательства; 2) свободомыслие; 3) излишняя терпимость, снисходительность.

ЛИВРЕ́Я (фр.) — одежда с галунами для швейцаров, лакеев, кучеров.

ЛО́ГИКА (греч.) — 1) наука о законах и формах мышления; 2) ход рассуждений; 3) внутренняя закономерность.

МА́ГИЯ (лат.) — совокупность действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных подчинить сверхъестественные силы.

МАНЕ́ВР (фр.) — 1) передвижение войск (или флота) на театре военных действий с целью нанести удар противнику; 2) (перен.) ловкое действие, прием; 3) маневры — тактические занятия войск в условиях, приближенных к боевым; 4) маневры — передвижение паровозов, электровозов на станционных путях.

МАНУА́ЛЬНЫЙ (лат.) — производимый с помощью рук (мануальная терапия).

МЕЛАНХОЛИ́ЧНЫЙ (греч.) — унылый, тоскливый.

МЕМОРИА́ЛЬНЫЙ (лат.) — служащий для увековечения памяти о ком-нибудь.

МЕМУА́РЫ (лат.) — записки о событиях прошлого, принадлежащие современнику или участнику этих событий.

МЕ́НЕДЖЕР (англ.) — профессиональный управляющий предприятия.

МЕНТАЛИТЕ́Т (фр.) — склад ума, мировосприятие, психология, характерные для отдельной личности и народа в целом.

МЕССИ́Я (др.-евр.) — в некоторых религиях божественный избавитель, который должен явиться для уничтожения зла и спасения человечества.

МИ́ЛЯ (англ.) — единица длины: сухопутная равна 1609 м, морская — 1852 м.

МИНИАТЮ́РА (ит.) — 1) живописное изображение в средневековой рукописи; 2) небольшая картина тонкой работы; 3) произведение искусства малой формы.

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ — система взглядов, воззрений на природу и общество.

МИРООЩУЩЕ́НИЕ — отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, действиях.

МИРОПОНИМА́НИЕ — то или иное понимание мира, система взглядов, идей.

МИ́ССИЯ (лат.) — 1) ответственное задание, роль, поручение; 2) постоянное дипломатическое представительство одного государства в другом; 3) организация, распространяющая какую- либо религию среди населения с другим вероисповеданием.

МИ́СТИКА (греч.) — вера в таинственное, сверхъестественное.

МОНОЛО́Г (греч.) — речь действующего лица в пьесе, обращенная к самому себе или к зрителям.

НАПЕ́РСНИК — любимец, доверенный человек.

НЕДОИ́МКА — не уплаченный в срок налог, сбор.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ — правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

НРА́ВСТВЕННЫЙ — 1) имеющий отношение к нравственности; 2) соблюдающий требования нравственности; 3) относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

ОБЕЛИ́СК (греч.) — памятник в виде каменного граненого столба, суживающегося кверху.

ОКЛА́Д — металлическое покрытие на иконе, книге.

ОПТИМИ́ЗМ (лат.) — бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, в успех.

ОРИГИНА́Л (лат.) — 1) подлинник (в отличие от копии); 2) текст, послуживший предметом перевода на другой язык; 3) не похожий на других, своеобразный человек, чудак.

ОРИЕНТИ́РОВАТЬСЯ (фр.) — 1) устанавливать свое местонахождение; 2) взять направление на кого(что)-нибудь.

О́ТРОК — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей.

     ПАЛО́МНИК — странствующий богомолец.

ПАНИКАДИЛО (греч.) — большая висячая люстра в церкви.

ПАНОРА́МА (греч.) — 1) вид местности, простирающейся на большое пространство; 2) большая картина, перед которой на переднем плане помещены объемные предметы.

ПАРАДО́КС (греч.) — 1) мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

ПА́СКВИЛЬ (нем.) — клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.

ПАТРИОТИ́ЗМ (греч.) — любовь к своему отечеству, к своему народу, преданность ему, готовность к подвигам во имя интересов своей родины.

ПА́ФОС (греч.) — страстное воодушевление, подъем; энтузиазм.

ПЕРГА́МЕНТ (греч.) — 1) писчий материал из телячьей кожи, употреблявшийся до изобретения бумаги; 2) рукопись на таком материале; 3) бумага, не пропускающая жиров и влаги.

     ПЕРУ́Н — бог грома и молнии у древних славян.

ПЕССИМИ́ЗМ (лат.) — мрачное мироощущение, при котором человек во всем склонен видеть дурное, неприятное.

     ПИЛИГРИ́М (нем.) — 1) паломник, путешественник-богомолец; 2) (устар.) странник, путник.

ПОДРЯ́Д — обязательство выполнить определенную работу по заказу, а также работа, проводимая по такому обязательству.

ПОДРЯ́ДЧИК — строительная организация или отдельное лицо, занимающееся подрядом.

ПОСТАМЕ́НТ (лат.) — основание памятника, колонны, статуи.

ПРЕ́НИЯ — обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам.

     ПРЕСВИ́ТЕР (греч.) — священнослужитель.

ПРОГРЕ́СС (лат.) — поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития.

ПРОРИЦА́ТЕЛЬ — тот, кто предсказывает будущее.

ПРОРО́К — истолкователь воли богов, предсказывающий будущее.

ПРОСФО́РА (греч.) — небольшая круглая булочка, употребляющаяся в христианских обрядах.

ПРОТОТИ́П (греч.) — 1) первоначальный образец; 2) действительное лицо как источник для создания литературного образа.

ПСАЛО́М (греч.) — религиозное песнопение, входящее в состав Псалтыри.

ПСАЛТЫ́РЬ (греч.) — одна из книг Библии.

ПУБЛИЦИ́СТИКА (лат.) — литература по общественно-политическим вопросам.

ПУ́СТЫНЬ — первоначально: монастырь, возникший в безлюдной местности; уединенное монашеское поселение.

ПЬЕДЕСТА́Л (фр.) — 1) подножие статуи; 2) возвышение, на которое поднимается победитель в спортивных соревнованиях.

ПЯ́ДЬ — старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.

РЕА́КЦИЯ1 (лат.) — политика жестокого подавления революционного движения и всякого общественного прогресса.

РЕА́КЦИЯ2 — 1) реагирование на что-либо; 2) резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения; 3) химическое взаимодействие между веществами.

РЕВОЛЮ́ЦИЯ (фр.) — 1) коренной и резкий поворот в общественно-политических отношениях, насильственным путем разрешающий назревшие противоречия; 2) коренной переворот в какой-либо области жизни, производства.

РЕЗИДЕ́НЦИЯ (лат.) — местопребывание правительства, высокопоставленного лица.

РЕЗОНЕ́Р (фр.) — человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера.

РЕ́ПЛИКА (фр.) — ответ, возражение, замечание на слова собеседника.

РЕСТАВРИ́РОВАТЬ (лат.) — восстановить в первоначальном виде.

РЕФЕРА́Т (лат.) — письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ, а также доклад с таким изложением.

САМОДУ́РСТВО — поведение, поступок человека, который действует по личной прихоти и воле, унижая и оскорбляя других.

САРКА́ЗМ (греч.) — язвительная насмешка, злая ирония.

СЕ́НЬ — то, что покрывает, укрывает кого(что)-нибудь, покров.

СИЛУЭ́Т (фр.) — 1) одноцветное контурное изображение чего- нибудь на фоне другого цвета; 2) очертания чего-то, виднеющиеся в темноте, в тумане.

СИ́МВОЛ (греч.) — предмет или действие, служащие условным обозначением какого-нибудь образа, понятия, идеи.

СИМФО́НИЯ (греч.) — 1) большое музыкальное произведение для оркестра; 2) (перен.) гармоническое соединение, сочетание чего-либо.

СКЕ́ПТИК (греч.) — человек, который ко всему относится критически, недоверчиво.

СКЕПТИЦИ́ЗМ (греч.) — критически-недоверчивое отношение к чему-либо, крайнее сомнение в чем-нибудь.

СТА́ТУЯ (лат.) — скульптурное изображение человека или животного.

СТО́ГНО — площадь (устар.).

СТРЯ́ПЧИЙ — название некоторых должностных лиц, например, чиновника по судебному надзору в XIX в. (устар.).

СЪЕ́ЗЖАЯ — помещение при полиции для арестованных (устар.).

ТАМО́ЖНЯ — учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу.

ТАРА́Н (греч.) — 1) древнее орудие для разрушения крепостных стен; 2) атака, заключающаяся в нанесении удара своим самолетом или танком по самолету или танку противника.

ТЕ́ЗИС (греч.) — основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в каком-либо сочинении.

ТИРА́Н (греч.) — 1) в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии: единоличный правитель, захвативший власть путем насилия; 2) угнетатель, мучитель.

ТРАГЕ́ДИЯ (греч.) — 1) драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, ведущее к гибели, катастрофе.

ТРАДИ́ЦИЯ (лат.) — 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, обычаи, правила поведения; 2) обычай, установившийся порядок в быту.

ТРА́ПЕЗА (греч.) — прием пищи, еда; общий стол для приема пищи в монастыре.

ТРИ́ЗНА — у древних славян: пиршество в память умершего.

УВЕРТЮ́РА (фр.) — 1) музыкальное вступление к опере, балету; 2) самостоятельное музыкальное произведение для оркестра.

УТРИ́РОВАТЬ (фр.) — преувеличивать.

ФАНА́ТИК (лат.) — 1) человек, с необыкновенной страстью предающийся какому-либо делу; 2) человек, отличающийся исступленной религиозностью.

ФА́РС (фр.) — 1) пьеса легкого, игривого содержания; 2) (перен.) нечто лицемерное, фальшивое, лживое.

ФИЛИ́СТЕР (нем.) — обыватель, мещанин.

ФИМИА́М (греч.) — благовонное вещество, дающее при сжигании (курении) душистый дым; курить фимиам — льстить, восхвалять.

ФЛИ́ГЕЛЬ (нем.) — боковая пристройка к дому; небольшой дом во дворе большого здания.

ФРЕ́СКА (ит.) — картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

ФРОНТИСПИ́С (фр.) — рисунок перед первой страницей книги.

ФУ́НТ (нем.) — единица веса, в России до 1918 года равная примерно 400 г, в Англии около 450 г.

ХА́РТИЯ (греч.) — название некоторых документов, содержащих политические требования различных классов и слоев общества.

ХАНЖА́ — лицемер, прикрывающийся добродетелью и набожностью.

ХА́НЖЕСТВО — поведение, свойственное ханжам.

ЧЕЛОБИ́ТЬЕ — прошение (устар.); бить челом — кланяться до земли.

ЧЕРНЕ́Ц — монах.

ЧЕРНОРИ́ЗЕЦ — монах.

ШАБЛО́Н (нем.) — 1) образец, по которому изготовляются изделия, одинаковые по форме и размерам; 2) (перен.) общеизвестный, избитый образец, которому слепо подражают.

ЩЕ́ДРЫЙ — 1) охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом; 2) обильный чем-то.

ЭВОЛЮ́ЦИЯ (лат.) — процесс развития, постепенного количественного изменения, переходящего в качественное.

ЭКЗОТИ́ЧЕСКИЙ (греч.) — 1) необычный для данной местности; 2) (перен.) причудливый, диковинный, непривычный.

ЭКОЛО́ГИЯ (греч.) — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и окружающей среды.

ЭКСКЛЮЗИ́ВНЫЙ (фр.) — исключительный, распространяющийся на ограниченный круг предметов.

ЭЛЕ́ГИЯ (греч.) — лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ЭПИГРА́ММА (греч.) — короткое стихотворение, высмеивающее кого-либо.

ЭПИЛО́Г (греч.) — заключительная часть художественного произведения.

     ЭПОЛЕ́ТЫ (фр.) — парадные офицерские погоны.

ЭПОПЕ́Я (греч.) — 1) большая эпическая поэма, крупное произведение, повествующее о значительных исторических событиях; 2) ряд значительных исторических событий, образующих одно целое.

ЭРУДИ́ЦИЯ (лат.) — глубокие познания, широкая осведомленность по тому или иному предмету, разделу науки.

ЭСТЕ́ТИКА (греч.) — 1) философское учение о законах красоты и ее проявлениях в жизни и искусстве; 2) красота, художественность чего-либо.

Э́ТИКА (греч.) — 1) учение о морали, нравственности; 2) совокупность норм поведения человека в обществе.

ЭФФЕ́КТ (лат.) — 1) впечатление, производимое кем-то (чем-то) на кого-либо; 2) действие и его результат; 3) средство, с помощью которого создается впечатление.

ЭФФЕКТИ́ВНЫЙ (лат.) — дающий эффект (результат), действенный.

ЭФФЕ́КТНЫЙ — производящий эффект (как сильное впечатление).        _____

ЮР́ (НА ЮРУ) — 1) на открытом возвышенном месте; 2) (перен.) на виду.

ЮСТИ́ЦИЯ (лат.) — 1) правосудие; 2) система судебных учреждений.

     Я́Р — 1) крутой берег, обрыв; 2) глубокий заросший овраг.

     Я́РОСТЬ — 1) сильный гнев; 2) неукротимый напор.