Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ - Е. А. Андреева 2017
Синтаксис и пунктуация
Вводные слова, вставные конструкции и обращения
1. Признаки вводных слов и конструкций - 2. Группы вводных слов по значению
1) Вводные слова и предложения выделяются на письме запятыми.
2) Вставные конструкции выделяются тире или скобками.
1) к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения, поэтому они не являются членами предложения;
2) они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
3) они легко убираются из текста без потери смысла.
Значение |
Примеры |
1) Различная степень уверенности говорящего |
Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, безусловно; кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, пожалуй |
2) Эмоциональная оценка сообщения |
К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, на радость |
3) Указание на источник сообщения |
По-моему, по-твоему, по словам, говорят, как говорят, по мнению |
4) Указание на порядок мыслей и связь между ними |
Во-первых, во-вторых, наконец, например, итак, следовательно, значит, таким образом, между прочим, кстати сказать |
5) Оценка способа выражения мыслей |
Другими словами, иными словами, образно говоря, мягко говоря, прямо скажем |
6) Привлечение внимания собеседника |
Извините, простите, пожалуйста, допустим, позвольте, видите ли |
Различайте:
Вводные слова |
Члены предложения |
Артист рассказывал смешные истории, пел песни и, наконец, играл на скрипке. НАКОНЕЦ = И ЕЩЁ |
Наконец мы проснулись. НАКОНЕЦ = ПОСЛЕ ВСЕГО, НАПОСЛЕДОК, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО |
Стало жарко, значит, в доме затопили печь. ЗНАЧИТ = СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ |
Любовь для Катерины значит больше, чем для Варвары. ЗНАЧИТ = ОЗНАЧАЕТ |
Погода, однако, улучшилась. В середине и конце предложения |
Однако погода улучшилась. ОДНАКО = НО |
НЕ являются вводными и НЕ выделяются запятыми:
Авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, в довершении всего, в начале, вот, вряд ли, всё-таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, почти, как раз, к тому же, мало-помалу, между тем, на редкость, непременно, небось, однажды, определённо, особенно, отчасти, по предложению, просто, по крайней мере, по решению, по постановлению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Запомните:
1. Если вводные слова например, главным образом, допустим, положим, скажем стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются запятыми со всем оборотом. Все здания на этой улице, например этот жилой дом, построены в 1916 году.
2. Вводные слова в начале или конце причастных или деепричастных оборотов не выделяются запятой, а в середине - выделяются. Около кабинета стоял учитель, по-видимому ожидавший учеников. Около кабинета стоял учитель, ожидавший, по-видимому, учеников.
3. От предшествующих сочинительных союзов вводные слова обычно отделяются запятой (НО! Если союз а является компонентом вводного слова, запятая после а не ставится). Но, быть может, читателю уже наскучила эта история. А значит, я умолкаю.
Обращения выделяются на письме запятыми!
Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой. О море, как люблю я твой простор. |
Междометие о (= ах), стоящее перед обращением, отделяется от него запятой или восклицательным знаком. О, мамочка, посмотри, как здесь красиво! |
Если обращение находится перед предложением и произносится эмоционально, после него ставится восклицательный знак (!).
Упражнение 134
Расставьте знаки препинания в предложениях и укажите вводные слова:
1) К несчастью я так не разобрался в теме. К несчастью моему все были равнодушны.
2) Отец верно не захочет об этом говорить. Коля верно решил предложенную задачу.
3) На днях возможно потепление. Я возможно вернусь позже, чем обычно.
4) Он споткнулся однако не упал. Я был однако напуган и подавлен заявлением министра.
5) Должно быть будем изучать астрономию. Правило должно быть выучено к пятнице.
6) Мне плохо видно отсюда. Нам видно не придётся отдохнуть.
7) Говорили правда что это интересная книга. Правда на моей стороне.
8) Он естественно исправил оценку. Писатель вёл себя естественно и скромно.
9) Мне кажется что дождь заканчивается. Кажется Игорь - неплохой игрок.
10) Наконец мы приблизились к дому. Он пел, играл на скрипке и рояле, умело обращался с красками и кистью и наконец был хорошим игроком в теннис.
Ответ:
1) К несчастью, я так не разобрался в теме. К несчастью моему все были равнодушны.
2) Отец, верно, не захочет об этом говорить. Коля верно решил предложенную задачу.
3) На днях возможно потепление. Я, возможно, вернусь позже, чем обычно.
4) Он споткнулся, однако не упал. Я был, однако, напуган и подавлен заявлением министра.
5) Должно быть, будем изучать астрономию. Правило должно быть выучено к пятнице.
6) Мне плохо видно отсюда. Нам, видно, не придётся отдохнуть.
7) Говорили, правда, что это интересная книга. Правда на моей стороне.
8) Он, естественно, исправил оценку. Писатель вёл себя естественно и скромно.
9) Мне кажется, что дождь заканчивается. Кажется, Игорь - неплохой игрок.
10) Наконец мы приблизились к дому. Он пел, играл на скрипке и рояле, умело обращался с красками и кистью и, наконец, был хорошим игроком в теннис.
Упражнение 135
Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите смысловую группу вводных слов:
1) Штатский старичок оправлявший свои седые височки у другого зеркала и изливавший от себя запах духов столкнулся с ними на лестнице и посторонился видимо любуясь незнакомою ему Кити (Л. Толстой).
2) Пожилой господин по-видимому грек бранил князя Меншикова за то что у нас мало войска (К. Станюкович).
3) Воздух соснового бора целебен во-первых он удлиняет жизнь во-вторых он повышает нашу жизненную силу и наконец даёт нам возможность легко и свободно дышать.
4) Архип к моему удивлению встрепенулся задергал разом обоими поводьями заболтал ногами и сдвинул наконец с места свою ошеломленную и придавленную лошадёнку. (по И. Тургеневу)
5) К счастию Печорин был погружён в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не торопился в дорогу.
6) Зато на мой взгляд десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постегивал. (по И. Тургеневу)
7) Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.)
8) Наше ветхое судно наклонилось зачерпнулось и торжественно пошло ко дну к счастью не на глубоком месте (И. Тургенев).
9) Буран мне казалось все ещё свирепствовал (А. Пушкин).
10) Стало быть вы не хотите перейти во владение Троекурову (А. Пушкин).
11) И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне (А. Блок).
12) Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер, то и в этом он видел не недостаток а силу (Л. Толстой).
13) К несчастью в редких только случаях я не встречал в церкви своих знакомых которых у меня к сожалению было очень много (А. Чехов).
14) Все основные герои Достоевского Раскольников Долгорукий и Версилов Ставрогин Карамазовы и наконец герой «Записок из Подполья» бесконечно противоречивы.
15) Как известно Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский чтили друг друга в жизни.
Ответ:
1) Штатский старичок, оправлявший свои седые височки у другого зеркала и изливавший от себя запах духов, столкнулся с ними на лестнице и посторонился, видимо (степень уверенности) любуясь незнакомою ему Кити.
2) Пожилой господин, по-видимому (степень уверенности) грек, бранил князя Меншикова за то, что у нас мало войска.
3) Воздух соснового бора целебен: во-первых, он удлиняет жизнь, во-вторых, он повышает нашу жизненную силу и, наконец, даёт нам возможность легко и свободно дышать (порядок мыслей).
4) Архип, к моему удивлению, (эмоц. оценка) встрепенулся, задергал разом обоими поводьями, заболтал ногами и сдвинул наконец (не вв. слово) с места свою ошеломленную и придавленную лошадёнку.
5) К счастию, (эмоц. оценка) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, (степень уверенности) вовсе не торопился в дорогу.
6) Зато, на мой взгляд, (источник сообщ.) десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, (способ выраж. мыслей)
он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постегивал.
7) Впрочем, (способ выраж. мыслей) судьба наша, кажется, (степень уверенности) одинакова и родились мы, видно, (степень уверенности) под единым созвездием.
8) Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, (эмоц. оценка) не на глубоком месте.
9) Буран, мне казалось, (источник сообщ.) всё ещё свирепствовал.
10) Стало быть, (степень уверенности) вы не хотите перейти во владение Троекурову.
11) И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
12) Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
13) К несчастью, (эмоц. оценка) в редких только случаях я не встречал в церкви своих знакомых, которых у меня, к сожалению, (эмоц. оценка) было очень много.
14) Все основные герои Достоевского: Раскольников, Долгорукий и Версилов, Ставрогин, Карамазовы и, наконец, (порядок мыслей) герой «Записок из Подполья» - бесконечно противоречивы.
15) Как известно, (источкик сообщения) Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский чтили друг друга в жизни.
Упражнение 136
Прочитайте текст. Расставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки:
Словари
1) В своей повести «Золотая роза» К. Г. Паустовский много рас..уждает о сущности писательского труда. 2) Автор пишет что его постоянно пос..щали интересные мысли. 3) Например мысль о том что хорошо (бы) составить (не) сколько новых словарей русского языка кроме конечно уже существующих. 4) В одном таком словаре можно было бы по его мнению собрать слова имеющие отношение к природе в другом - хорошие и меткие мес..ные слова в третьем - слова людей разных проф..ес..ий в четвёртом - мусорные и мёртвые слова всю канц..лярщину и пошлость зас..ряющие русский язык. 5) Паустовский рас..казывает, что мысль собрать слова имеющие отн..шение к природе пр..шла ему в голову в тот день когда на луговом оз..рце он услышал как девочка переч..сляла названия разных трав и цветов. 6) По его мнению подобный словарь получился бы конечно толковым. 7) В нём каждое слово должно быть объ..сн..но и после него следует помещать (не) сколько отрывков из книг писателей поэтов и уч..ных имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. 8) Например после слова «сосулька» можно нап..чатать отрывок из Пришвина а после слова «сентябрь» по мнению Паустовского (не) плохо бы пом..стить отрывок из Баратынского. 9) Цен..ость такого словара заключалась бы в том что его можно было бы читать как книгу. 10) Тогда безусловно он давал бы представление (не) только о русской природе но и о богатствах языка. 11) Однако писатель ос..знаёт что подобная работа (не) (под) силу одному человеку потому что у него (не) хватило (бы) на неё всей жизни.
Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:
1) Каких словарей, с точки зрения автора, нам не хватает?
2) Выделите верные утверждения:
- Паустовский задумал написать самостоятельно несколько новых словарей.
- Эта мысль появилась у автора после разговора с девочкой у озера.
- Любое слово следовало бы иллюстрировать цитатами из известных стихотворений.
- Толковый словарь можно было бы читать, как книгу.
3) Среди предложений 1 - 4 укажите номер такого, в котором вводное слово относится к смысловой группе «указание на источник сообщения»: ...
4) Укажите количество грамматических основ в предложении 8: ...
5) Подумайте, какую книгу хотели бы написать вы? О чём бы она была? С какой целью вы бы решили её написать? Какое событие или чувство могло бы спровоцировать её появление? Расскажите о своей будущей книге в 10-15 предложениях, используйте в своем тексте вводные слова.
Ответ:
1) В своей повести «Золотая роза» К. Г. Паустовский много рассуждает о сущности писательского труда. 2) Автор пишет, что его постоянно посещали интересные мысли. 3) Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, кроме, конечно, уже существующих. 4) В одном таком словаре можно было бы, по его мнению, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвёртом - мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. 5) Паустовский рассказывает, что мысль собрать слова, имеющие отношение к природе пришла ему в голову в тот день, когда на луговом озерце он услышал, как девочка перечисляла названия разных трав и цветов. 6) По его мнению, подобный словарь получился бы, конечно, толковым. 7) В нём каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. 8) Например, после слова «сосулька» можно напечатать отрывок из Пришвина, а после слова «сентябрь», по мнению Паустовского, неплохо бы поместить отрывок из Баратынского. 9) Ценность такого словаря заключалась бы в том, что его можно было бы читать, как книгу. 10) Тогда, безусловно, он давал бы представление не только о русской природе, но и о богатствах языка. 11) Однако писатель осознаёт, что подобная работа не под силу одному человеку, потому что у него не хватило бы на неё всей жизни.
2) 4
3) 4
4) 2
Упражнение 137
Дополните предложения вводными словами: 1 - 4 в начале предложения, 5 - 8 в середине, 9 - 10 в конце. Укажите смысловую группу, к которой относится вводное слово:
1) Мы не успеем приехать к восьми часам.
2) Ребёнок, переходивший улицу на красный свет, вовремя заметил приближающуюся машину.
3) Цены на бензин будут расти.
4) Твои объяснения кажутся мне излишними.
5) Маша сегодня не опоздает.
6) Отдыхающие должны были вернуться в гостиницу.
7) Ученикам девятого класса удалось сдать экзамен на хорошо и отлично.
8) Бабушка задремала, поэтому не услышала, как внук пробрался к буфету.
9) Погода испортилась.
10) Девочка обозналась.
Ответ:
1) Очевидно, мы не успеем приехать к восьми часам. (степень уверенности)
2) К счастью, ребёнок, переходивший улицу на красный свет, вовремя заметил приближающуюся машину. (эмоциональная оценка)
3) Говорят, цены на бензин будут расти. (указание на источник сообщения)
4) Во-первых, твои объяснения кажутся мне излишними. (порядок мыслей)
5) Маша, по-моему, сегодня не опоздает. (указание на источник сообщения)
6) Отдыхающие, разумеется, должны были вернуться в гостиницу. (степень уверенности)
7) Ученикам девятого класса, по словам учителя, удалось сдать экзамен на хорошо и отлично. (указание на источник сообщения)
8) Бабушка, видимо, задремала, поэтому не услышала, как внук пробрался к буфету. (степень уверенности)
9) Погода испортилась, к несчастью. (эмоциональная оценка)
10) Девочка обозналась, видимо. (степень уверенности)
Упражнение 138
Составьте с каждым из слов 2 предложения, чтобы в одном они были вводными словами, а во втором - членами предложения.
Образец: Без сомнения. Они, без сомнения, отправятся в поход завтра. Он двигался вперед без сомнения и без страха.
Правда ...
Кажется ...
К несчастью ...
Наконец ...
Говорят ...
Однако ...
По моему ...
Возможно ...
Одним словом ...
Упражнение 139
Расставьте знаки препинания, найдите обращения:
1) Не шуми ты рожь
Спелым колосом!
Ты не пой косарь
Про широку степь! (А. Кольцов)
2) Бог помочь вам друзья мои
В заботах жизни царской службы
И на пирах разгульной дружбы
И в сладких таинствах любви! (А. Пушкин)
3) Люблю тебя булатный мой кинжал
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал
На грозный бой точил черкес свободный.
(М. Лермонтов)
4) Прощай немытая Россия
Страна рабов страна господ
И вы мундиры голубые
И ты им преданный народ. (М. Лермонтов)
5) Кто бы ты ни был мой читатель на каком бы месте ни стоял в каком бы звании ни находился почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга я прошу тебя помочь мне. (Н. Гоголь)
6) Милый дедушка а когда у господ будет ёлка с гостинцами возьми мне золочённый орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны скажи для Ваньки. (А. Чехов)
7) Ты Сергей слишком часто опаздываешь на заседания сказал строго заведующий кафедрой.
8) Дочь положила голову на плечо матери и тихо сказала Я так устала мамочка.
9) Если вы товарищ не попросите прощения за свой поступок мне придётся написать на вас жалобу.
10) Ты почему до сих пор не легла Маша? Дочка ведь тебе завтра рано вставать. Эх ты сова не спится тебе!
11) Благодарю тебя мой милый старый дом за те часы что я здесь провёл.
Ответ:
1) Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
2) Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
3) Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
4) Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
5) Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне.
6) Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.
7) «Ты, Сергей, слишком часто опаздываешь на заседания», - сказал строго заведующий кафедрой.
8) Дочь положила голову на плечо матери и тихо сказала: «Я так устала, мамочка».
9) Если вы, товарищ, не попросите прощения за свой поступок, мне придётся написать на вас жалобу.
10) Ты почему до сих пор не легла, Маша? Дочка, ведь тебе завтра рано вставать. Эх ты, сова, не спится тебе!
11) Благодарю тебя, мой милый старый дом, за те часы, что я здесь провёл.
Упражнение 140
Перестройте предложения так, чтобы подлежащее в них стало обращением:
1) Талантливые пианисты готовятся к международному конкурсу.
2) Сергей собирается в дорогу.
3) Ученики рассмотрели правило на странице двадцать.
4) Мария не забыла поздравить коллег с профессиональным праздником.
5) Ветер дул всё сильнее.
6) Травы и цветы растут на приволье.
7) Друг Петя поехал со мной на Кавказ.
8) Школьник положил книги на парту.
9) Почему отец вернулся так поздно с работы?
10) Какой фильм вчера смотрел Сергей?
Упражнение 141
Дополните предложения вставными конструкциям:
1) Этот случай не мог не удивить такого страстного охотника, как Сергей Петрович.
2) Недавно молодой князь решил отказаться от имения, доставшегося ему в наследство от деда.
3) Бесконечные ссоры и препирательства не могли не испортить отношения между дядей и племянником.
4) В юности он служил в кавалергардском полку.
5) Неразборчивый почерк, которым было написано письмо, стал причиной того, что отец так и не узнал о поступке сына.
Ответ:
1) Этот случай (однажды, отправившись на охоту, я столкнулся с медведем) не мог не удивить такого страстного охотника, как Сергей Петрович.
2) Недавно (это было весной прошлого года, когда мы вернулись из Парижа) молодой князь решил отказаться от имения, доставшегося ему в наследство от деда.
3) Бесконечные ссоры и препирательства (а ссорились Андрей Иванович и Саша по любому поводу) не могли не испортить отношения между дядей и племянником.
4) В юности (тогда Наташа как раз поселилась в Петербурге) он служил в кавалергардском полку.
5) Неразборчивый почерк (нужно признать, что Иван так и не освоил чистописание), которым было написано письмо, стал причиной того, что отец так и не узнал о поступке сына.
Упражнение 142
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки:
1) Кому случалось из Волховского уезда переб..раться в Жиздринский того вероятно пор..жала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. 2) Орловский мужик (не) велик ростом сутуловат угрюм глядит и..по..лобья живёт в дрян..ых осиновых избёнках ходит на барщ..ну т..рговлей (не) зан..мается ест плохо носит лапти. 3) Калужский оброчный мужик об..тает в просторных с..сновых избах высок ростом гл..дит смело и вес..ло лицом чист и бел т..ргу- ет маслом и дёгтем и по праз..никам ходит в с..погах. 4) Орловская д..ревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновен..о ра..п..ложена среди ра..пахан..ых полей близ оврага (кое) как пр..вр..щён..ого в грязный пруд. 5) Калужская деревня напротив большею частью окружен..а лесом избы стоят в..льней и пр..мей крыты тёсом. 6) В Орловской губернии последние леса и площадя (так называются в Орловской губернии большие сплошные массы кустов) и..чезнут лет через пять а болот и в помине нет. 7) В Калужской напротив засеки т..нутся на сотни болота на д..сятки вёрст и не перевелась ещё благородная птица тетерев водится добродушный дупель и хл..потунья куропатка своим порыв..стым взлётом в..селит и пугает стрелка и собаку. 8) В качестве охотника пос..щая Жиздринский уезд сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным страс..ным охотником и следовательно отличным человеком. 9) В..дились за ним правда (не) которые слабости. 10) Он например сватался за всех богатых невест в губерни.. и получив отказ от руки и от дому с сокрушён..ым сер..цем дов..рял своё горе всем друзьям и знакомым, любил повторять один и тот (же) анекдот хв..лил сочинения Акима Нахимова. 11) Но за исключением этих (не) многих и (не) значительных (не) достатков г-н Полутыкин был как уже сказан..о отличный человек.
(И. Тургенев)
Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:
1) Какой стилистический приём использует автор, говоря об Орловской и Калужской губерниях?
2) Укажите верные утверждения:
- Предложение 10 поясняет предложение 9;
- В предложении 3 представлено рассуждение;
- Предложение 7 противопоставлено предложению 6.
3) Укажите номера предложений, в которых есть вводные слова и предложения: ...
4) Укажите номера предложений, в которых есть вставные конструкции: ...
5) Из предложения выпишите синоним и антоним к слову «исчезать»: ...
6) Укажите количество грамматических основ в предложении 11: ...
Ответ:
1) Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. 2) Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти. 3) Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах. 4) Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд. 5) Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом. 6) В Орловской губернии последние леса и площадя (так называются в Орловской губернии большие сплошные массы кустов) исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет. 7) В Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась ещё благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку. 8) В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. 9) Водились за ним, правда, некоторые слабости. 10) Он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял своё горе всем друзьям и знакомым, любил повторять один и тот же анекдот, хвалил сочинения Акима Нахимова. 11) Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.
1) антитеза
2) 1, 3
3) 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11
4) 4, 6
5) перевестись, водиться
6) 1
Упражнение 143
Выпишите номера предложений, в которых не хватает запятых (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания:
1) Это довод кажется бесспорным.
2) Мы к счастью быстро заснули.
3) Мнение отца бесспорно нужно учитывать.
4) Мнение отца всегда бесспорно в семье.
5) Одним словом всё шло как по маслу.
6) Одним словом нельзя заменить это выражение.
7) Правда я совсем забыл исполнить твоё поручение.
8) Ребята наконец прошли весь маршрут.
9) Этот человек может быть хорошим руководителем.
10) Он может быть также сожалеет о случившемся.
11) Кажется мама не поверила ни единому моему слову.
12) К радости Миши примешивалось чувство печали от предстоящей разлуки.
13) Бывает мы остаемся у лесника переночевать.
14) Мой друг не пора ли нам в путь?
15) Я люблю тебя о родная земля.
Ответ:
2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 15.
Упражнение 144
Укажите предложения с вводными словами и предложениями. Расставьте знаки препинания:
1) Правда глаза колет.
2) Митя как верно подметила бабушка был уже не тем милым, открытым ребёнком.
3) По сообщению синоптиков сегодня пойдёт дождь.
4) Удостоверение действительно до конце следующей недели.
5) Он действительно прекрасный человек
6) Виктор может быть задержится.
7) Они несомненно пришли бы восторг от его шуток.
8) Его намерение помочь нам достаточно очевидно.
9) Все кажется остались довольны путешествием.
10) Ты я знаю меня обязательно поймёшь.
11) Я пожалуй отправлюсь летом в путешествие.
12) Павлу кажется не было никогда так тяжело.
13) Итак она звалась Татьяной.
14) Он должно быть приедет на следующей неделе.
15) Это задание должно быть выполнено ко вторнику.
Ответ:
2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Упражнение 145
Укажите предложения с обращениями. Расставьте знаки препинания:
1) Слушай старик мою печальную исповедь.
2) Неоценим ты труд рабочих!
3) Труд рабочих создаёт все богатства на свете.
4) Стань метким слово.
5) Мой друг не подведи меня.
6) Мой друг не подведёт не предаст всегда поможет.
7) Вестники весны прилетайте скорее.
8) Грачи вестники весны.
9) Веришь ли ты что все ещё можно изменить мама?
10) Как часто в горестной разлуке в моей блуждающей судьбе Москва я думал о тебе. (А. Пушкин)
11) Всегда Москва была для меня символом домашнего уюта и гостеприимства.
12) Директор пригласил провинившихся учеников в свой кабинет.
13) Уважаемый директор мы хотим обратиться к вам.
14) Забудь несчастье вспомни счастливые дни моя дорогая сестра.
15) Моя сестра решила остаться жить в Рязани.
Ответ:
1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 13, 14.