Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ - Е. А. Андреева 2017
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
1. Сложносочинённые предложения
Сложные предложения, части которых равноправны и связаны сочинительными союзами.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные союзы |
Одновременность или последовательность действий |
Разделительные союзы |
Чередование действий или возможность осуществления одного действия из названных |
Противительные союзы |
Противопоставление действий |
Между частями ССП (перед сочинительным союзом) чаще всего ставится запятая.
Запятая не ставится между частями ССП
Правило |
Пример |
1) Если части ССП имеют общий второстепенный член, общее придаточное предложение, общее вводное слово. |
Сейчас пойдёт дождь и начнётся гроза. (Когда рассвело), нас разбудили и мы отправились в лес. Вероятно, мы не закончим работу и её придётся отложить на завтра. |
2) Между двумя вопросительными, побудительными и восклицательными предложениями. |
Кто вы и зачем вы сюда приехали? Пусть закончится весна и пусть скорее настанет лето! Как легко на душе и как хорошо жить на свете! |
3) Между двумя назывными и двумя безличными предложениями. |
Ночь и полная луна. Мне не спится и тебе не уснуть. |
Упражнение 146
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений:
1) К утру пох..лодало и лужи п..дёрнулись тонким ледком.
2) (Не) обходимо внимательно прочитать дан..ую рукопись и после этого нужно внести все поправки.
3) Иван Игнатьич со слезами обнял так (же) Грушницкого и вот он остался один против меня. (М. Лермонтов)
4) За окном медлен..о падал снеж..к и снежный ясный свет лежал на стенах комнаты. (А. Толстой)
5) В саду было тихо только птица иногда в..роч..лась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно охали древесные л..гушки да пл..скалась рыба в пруду. (А. Толстой).
6) Со стола н..когда (во) время (не) уб..рали и тарелки чашки и столовые пр..боры до самого утра оставались грязными.
7) Кто нар..совал эту картину и почему деревья такие к..собокие?
8) Слышишь? Хриплый стон и скреж..т ярый! (А. Пушкин)
9) Он пр..ехал ко мне в деревню и мы пошли с ним на речку.
10) По обоч..нам дороги стояли стройные южные деревья и прозрачные струи холодной воды перел..вались на дне ущелья.
11) В четверг он уедет и мы об..зательно отправимся на пикник.
12) Где пройдёт зас..дание и кто будет его возгл..влять?
13) Н..когда не отступайте перед трудностями и буд..те решительными в своих поступках!
14) В сум..рках на безоблач..ном небе стали заг..раться яркие звёзды и зажглись огни в окнах домов.
15) В огороде созр..вали ягоды и покр..снели ран..ие сорта помидор...
Ответ:
Упражнение 147
Продолжите предложения так, чтобы союз соединял два простых предложения:
1) Рассветало, и ...
2) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату, и ...
3) Уборку класса поручили ученикам седьмого класса, но ...
4) Всё небо заволокло тучами, но ...
5) Сильный ветер, и ...
6) Мы сидели у костра, и ...
7) ..., и в старом саду стало тихо.
Упражнение 148
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания:
1) Первые дни после от..езда отца и матери я провёл в бе..пр..ста(н, нн)ой тоске и слезах но (мало) помалу усп..коился осм..трелся вокруг себя и устроился. 2) Всякий день я пр..н..мался учить читать маленькую сестрицу но она (не) выучила даже азбуки. 3) Всякий день заставлял её слушать «Детское чтение» читая сряду все статьи без исключения и моя бедная слушательница часто з..вала напр..ж..(н, нн)о устр..мив на меня свои пр..красные глазки и засыпала иногда под моё чтение. 4) Тогда я пр..н..мался с ней играть строя городки и церкви из чурочек или дома в которых хозяевами были её куклы. 5) У сестрицы всегда было (не) сколько кукол и всех их она называла дочками или племя(н, нн)ицами. 6)Я пускался в разные выдумки и рас..казывал разные (не) бывалые со мной пр..ключения узна(н, нн)ые мной из книг но мои рас..казы произв..дили (не) обычное вп..ч..тление на мою сестрицу и она часто пугалась. 7) Няня погр..зила мне что пожалуется дедушке и я укр..тил пламе(н, нн)ые порывы моей детской ф..нтазии.
(по С. Аксакову)
Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:
1) Выпишите грамматическую основу предложения 2: ...
2) Выпишите грамматическую основу предложения 4: ...
3) Какое синтаксическое средство выразительности используется в предложениях 2 - 3?
4) Укажите номер(а) простых предложений:
5) Постройте схему предложения 7:
6) На основе прочитанного текста ответьте письменно на вопрос: Как проводили время дети? Чем они интересовались?
Вспомните другие произведения, где речь шла о детстве. Что особенно запомнилось героям, какие воспоминания остались у них о детстве? Почему именно такие воспоминания остались? Напишите об этом небольшое сочинение.
Ответ:
1) Первые дни после отъезда отца и матери я провёл в беспрестанной тоске и слезах, но мало-помалу успокоился, осмотрелся вокруг себя и устроился. 2) Всякий день я принимался учить читать маленькую сестрицу, но она не выучила даже азбуки. 3) Всякий день заставлял её слушать «Детское чтение», читая сряду все статьи без исключения, и моя бедная слушательница часто зевала, напряжённо устремив на меня свои прекрасные глазки, и засыпала иногда под моё чтение. 4) Тогда я принимался с ней играть, строя городки и церкви из чурочек или дома, в которых хозяевами были её куклы. 5) У сестрицы всегда было несколько кукол, и всех их она называла дочками или племянницами. 6) Я пускался в разные выдумки и рассказывал разные небывалые со мной приключения, узнанные мной из книг, но мои рассказы производили необычное впечатление на мою сестрицу, и она часто пугалась. 7) Няня погрозила мне, что пожалуется дедушке, и я укротил пламенные порывы моей детской фантазии.
1) я принимался учить, она не выучила
2) я принимался играть, куклы были хозяевами
3) анафора (единоначатие)
4) 1
5) [ ], (что ), [ ].
6) Л. Толстой «Детство», М. Горький «Детство», В. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и т. д.
Упражнение 149
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Заключите союзы в овал.
1) (В) низу как зеркало ст..льное с..неют озера струи и с камней блещ..щих на зное в родную глубь сп..шат руч..и. (Ф. Тютчев)
2) Небо то всё зав..лак..валось рыхлыми белыми обл..ками то вдруг местами расч..щалось на мгн..вение. (И. Тургенев)
3) Красота открывш..ся таёжного п..йзажа (не) трогала проводника но зато многое во..х..щало туристов ок..завшихся ..десь (в) первые.
4) У прадеда был один единстве(н, нн)ый сын назва(н, нн)ый в честь него Алексеем и сына этого прабабушка (н..) разу (н..) видела.
5) Он сначала (не) пон..мал этого слова но я объяснил его как мог и тогда он сказал значительно пок..чав головой: «Да-с, конечно-с! Это штука довольно мудрё..ая!» (М. Лермонтов)
6) Т..варищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия да и прои..шествие само по себе в своей правоте имеет много по..тического. (А. Пушкин)
7) Лишь самовар пел задумч..вую мелодию да порой что (то) шуршало в траве. (М. Горький)
8) В такую погоду и волк (не) рыщ..т по лесу и заяц (не) выл..зает из норы.
9) Григорий был послан на станц..ю но вернулся через три часа без провизии и без Екатерины Львовны.
10) Не то старик хотел успокоить нас не то он в оч..редной раз пытался произвести вп..ч..тление на окружающих.
11) Она пр..няла единственно верное решение в соответствии с зав..дё(н, нн)ым вдоме порядком отправила племя..ика в столицу и всё пот..кло обычным чередом.
12) По словам ст..рож..лов рыбы в реке совсем не осталось и рыбачить было просто бе..смысле(н, нн)о.
13) Она сидела в старом кожаном кресле и перебирала как ч..тки в руках все свои воспом..нания.
14) На берегу (н..) кого (не) было дорога к озеру то (же) была пуста.
15) Или отправляйся на во..зал (не) медле(н, нн)о или я сам встречу приезжающих родстве(н, нн)иков.
16) Разд..дутся п..чальные звуки св..рели или где (то) (в) далеке на краю рощи запоёт свою грус..ную песню маленькая иволга.
17) Ласточка быстро прон..слась мимо ног лошади и вдруг словно что (то) вспомн..в взм..хнула крыл..шками издала м..лодический звук и крутым (полу) кругом в..льнула обратно. (В. Вересаев)
18) Стрельба на время затихла однако ож..дать пр..кращения огня (на) долго (не) стоило.
19) Сосульки на со..нце та..ли и в воздухе пове..ло весной.
20) То телега проедет со скрипом то раздастся голос какой (нибудь) бабы идущей на рынок. (А. Чехов)
Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:
1) Укажите номера простых предложений с однородными членами: ...
2) Укажите номера сложносочинённых предложений, в которых вы не поставили запятую между частями. Почему?...
Ответ: