Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ - Е. А. Андреева 2017

Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
2. Сложноподчинённые предложения

Сложные предложения, в которых есть главная и зависимая(ые) части (от главной можно задать вопрос к зависимой, то есть придаточной части).

Виды придаточных:

Вид придаточного

Вопросы

Союзы и союзные средства

Примеры

1) Определительные и местоименно-о- пределительные

Какой?

Который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей.

Идёт такой дождь, какого я никогда не видел.

2) Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей

Что, как, будто, чтобы, ли, когда, куда, сколько, что

Он сказал, что получил пятёрку.

3) Образа действия, меры и степени

Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени?

Что, чтобы, будто, как будто, точно, слово, как, сколько

Дождь шумел так сильно, что мы не могли уснуть.

4) Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Я поеду туда, где всегда тепло.

5) Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Он вернётся, когда все заснут.

6) Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, затем чтобы

Он пришёл, чтобы рассказать о поездке.

7) Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что

Они замолчали, потому что устали.

8) Условия

При каком условии?

Когда, если, коли, ежели, раз

Мы проснёмся, если прозвенит будильник.

9) Уступки

Несмотря на что?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, где ни, как ни, когда ни, сколько ни ...

Несмотря на то что идёт дождь, мы пойдём гулять.

10) Сравнительные

Как?

Как, будто, как будто, точно, словно, подобно тому как

За окном тепло, как будто наступила весна.

11) Следствия

-

Так что

У нас нет денег, так что мы не поедем в Испанию.

Знаки препинания в СПП с одним придаточным

Запятая ставится

1) Придаточное отделяется от главного запятой. Если придаточное стоит внутри главного, то оно выделяется с двух сторон запятыми.

Мы вошли в класс, который был украшен пятиклассниками, и сели на свои места.

2) Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи сложного союза (в силу того что, в то время как, для того чтобы, оттого что, потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, после того как, перед тем как, с тех пор как и т. д.), то в зависимости от смысла высказывания и интонации запятая ставится или перед союзом, или перед второй частью сложного союза.

Он не хотел оставаться, потому что спешил. Вы делаете это только потому, что рассержены.

Запятая не ставится

1) Не отделяются запятой придаточные предложения, если перед подчинительным союзом стоит отрицание не или повторяющиеся соединительные союзы и, или, либо и т. п. Я спал и не слышал ни как пришёл отец, ни как он ушёл.

2) Если придаточное по структуре равно союзному слову (местоимению или наречию). Меня упрекают, но не знаю в чём.

Запомните!

Не являются придаточными предложениями и не выделяются запятыми:

во что бы то ни стало

что есть мочи

кто во что горазд

Упражнение 150

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений. Укажите типы придаточных:

1) Когда я открывал окна гости..ой в комнату зал..тали сухие листья из сада.

2) Множество низеньких домиков разбросан..ых по берегу Терека который разб..гается шире и шире м..лькали из-за дерев а дальше синелись зубчатой стеною горы и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. (М. Лермонтов)

3) Это время нужно было Николаю что (бы) точно и подробно рассказать о произошедшем.

4) Чем выше человек по умстве(н, нн)ому и нравстве(н, нн)ому развитию тем он свободнее тем большее удовольствие дост..вляет ему жизнь. (А. Чехов)

5) Солдат ост..новился около того места где ещё (не) давно находился штаб.

6) Если (бы) человек (не) умел мечтать, (не) представлял бы себе яркие картины буду..щей счас..ливой жизни то (н..) что (не) застав..ло бы его действовать во имя этого буду..щего борот..ся за него даже жертвовать жизнью.

7) Раскольников молчал и (не) сопрот..влялся (не) смотря на то что чувствовал в себе достаточно сил пр..поднят..ся. (Ф. Достоевский)

8) Обломки эти крутясь плывут вместе с водой как (не) давно ещё плыли льдины.

9) Со..нце ярко бл..с..нуло ему в глаза так что больно стало глядеть. (Ф. Достоевский)

10) Но на деле все эти нескончаемые разговоры св..дилась к продолжительным и горячим спорам о том как надо правильно отремонтировать дом: сменить око(н, нн)ые наличники починить слома(н, нн)ую ступеньку или покрасить пол.

11) Где прежде финский рыболов печальный пасынок природы один у ни..ких берегов бр..сал в (не) ведомые воды свой ветхий невод ныне там по оживлё(н, нн)ым берегам гр..мады стройные т..снятся дворцов и башен... (А. Пушкин)

12) Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил (не) надо ли послать за доктором. (А. Чехов)

13) Оттого что нельзя плакать и возмущат..ся вслух Вася молчит ломает руки и дрыгает ногами. (А. Чехов)

14) Завидев ост..н..вившийся б..т..льон генерал подлетел к нам и выск..чил из коляски так скоро как только позволяла ему его тучность. (В. Гаршин)

15) Для того чтобы понять окружающих нужно не только смотреть по сторонам но и быть сострадательным и открытым человеком.

Ответ:

1) Когда я открывал окна гостиной, в комнату залетали сухие листья из сада. (времени) (Когда), [ ].

  2) Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатой стеною горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. (определительное) [ , (который ), ], а [  ], и [ ].

3) Это время нужно было Николаю, чтобы точно и подробно рассказать о произошедшем. (цели) [ ], (чтобы ).

4) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. (сравнительное) (Чем), [тем ], [тем ].

5) Солдат остановился около того места, где ещё недавно находился штаб. (определительное) [ ], (где ).

6) Если бы человек не умел мечтать, не представлял бы себе яркие картины будущей счастливой жизни, то ничто не заставило бы его действовать во имя этого будущего, бороться за него, даже жертвовать жизнью. (условия) (Если), [ ].

7) Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться. (уступки) [ ], (несмотря на то что ).

8) Крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины. (сравнительное) [ ], (как).

9) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. (следствия) [ ], (так что).

10) Но на деле мечта эта сводилась к продолжительным и горячим спорам о том, как надо пригнать заподлицо оконный наличник или поправить сломанную ступеньку. (изъяснительное) [о том], (как).

11) Где прежде финский рыболов, печальный пасынок природы, один у низких берегов бросал в неведомые воды свой ветхий невод, ныне там по оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен... (места) (Где ), [ ].

12) Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором. (изъяснительное) [ ], (ли ).

13) Оттого что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки и дрыгает ногами. (причины) (Оттого что), [ ].

14) Завидев остановившийся батальон, генерал подлетел к нам и выскочил из коляски так скоро, как только позволяла ему его тучность. (образа действия) [так], (как только).

15) Для того чтобы понять окружающих, нужно не только смотреть по сторонам, но и быть сострадательным и открытым человеком. (цели) (Для того чтобы), [ ].

Упражнение 151

Сопоставьте предложения. Определите вид придаточных. (Для этого задавайте вопросы от главной части к придаточной). Выделите союзные средства:

1) Мы знаем, как хорошо он умеет готовить.

2) Квартира была такая, как нам хотелось.

3) Он вёл себя так, как будто вокруг никого не было.

4) Она посмотрела на меня, как смотрят на прокажённых.

5) Мне сказали, как будто на каникулах мы поедем в Пермь.

6) Чтобы не заблудиться в лесу, я беру с собой компас.

7) Мы попросили, чтобы нам выдали карандаши и бумагу.

8) Это был дом, где прошло моё детство.

9) Где бы я ни был, везде скучал по родине.

10) Где раньше колосилась рожь, теперь всё пусто.

Ответ:

1) изъяснительное, 2) определительное, 3) образа действия, 4) сравнительное, 5) изъяснительное, 6) цели, 7) изъяснительное, 8) определительное, 9) уступки, 10) места.

Упражнение 152

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания:

1) В одном большом городе был б..танический сад в котором находилась огромная ..р..нж..рея из железа и стекла. 2) Сквозь стёкла в..днелись заключённые р..стения. 3) Несмотря на то что ..р..нж..рея была велика им было в ней тесно и неуютно. 4) Так как корни перепл..лись между собой ветви деревьев гнулись и л..мались садовники постоян..о обр..зали ветви подвязывали пров..л..ками листья чтобы они не могли р..сти куда хотят но это плохо помогало. 5) Была между р..стениями одна пальма которая была всех выше и красивее. 6) Она была совсем одинока. 7) На пять сажен во..вышалась она над в..рхушками всех других р..стений которые не любили её завидовали ей и считали гордой. 8) Этот рост доставлял ей только одно горе однако она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех т..сковала о нём потому что ближе всего была к стеклян..ой крыше которая небо зам..няла.

(по В. Гаршину)

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Выделите грамматические основы в предложениях. Укажите типы придаточных.

2) Из предложения 6 - 7 выпишите словосочетания со связью примыкание ...

3) Какое художественное средство использует автор в предложении 2 («заключённые растения») ...    

4) Какова тема этого текста, о чём он? Какие ещё тексты с подобной тематикой вы встречали? Напишите небольшой рассказ о жизни необычного, непохожего на других литературного героя. (В чём его отличие от окружающих? Как они к нему относятся?)

Ответ:





Для любых предложений по сайту: fun-project@cp9.ru