ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Наша речь
Виды речи

Виды речи

Какая бывает речь?

Упражнение 1. Рассмотрите схему.

    Устная речь

    Письменная речь

    • Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать.

    Ответ: устно

Упражнение 2. Прочитайте.

Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).

Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.

Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

    • Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше?

    Ответ: устно

Упражнение 3. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Л. Успенский

    • Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите её своими примерами.

    • Подходят ли рисунки к этому высказыванию? Почему вы так думаете? Объясните.

    • На каком языке происходит общение между людьми?

    • Спишите предложение. В этом вам поможет Памятка 5 «Как научиться правильно списывать предложение» (с. 132).

    Обратите внимание! В некоторых словах упражнений выделены буквы — на правила, которые вам ещё предстоит изучить. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании этих слов!

    Ответ: устно

Что можно узнать о человеке по его речи?

Упражнение 4. Прочитайте строки из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.

— Здравствуйте, дети!

Кто из вас болен?

    — Поставьте этот градусник под мышку, детишки!

— Вам бы очень хорошо проглотить порошок и микстуру ложечкой пить понемножечку.

    • Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?

    • Спишите первое предложение. Проверьте себя.

    • Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?

здра́вствуй (те)

    Ответ: переписывание.

Упражнение 5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси—лебеди улетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

    — У моего батюшки и сливочки не едятся.

    <...>

    — Речка, матушка, спрячь меня!

    — Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

    2

    «Дурачина ты, простофиля!

    Выпросил, дурачина, корыто!

    В корыте много ль корысти?

    Воротись, дурачина, ты к рыбке;

    Поклонись ей, выпроси уж избу».

    • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.

    • Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?

    • Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?

    Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.

    Ответ: устно.