ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Наша речь
Виды речи
Виды речи
Какая бывает речь?
Упражнение 1. Рассмотрите схему.
Устная речь
Письменная речь
• Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать.
Ответ: устно
Упражнение 2. Прочитайте.
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
• Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше?
Ответ: устно
Упражнение 3. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Л. Успенский
• Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите её своими примерами.
• Подходят ли рисунки к этому высказыванию? Почему вы так думаете? Объясните.
• На каком языке происходит общение между людьми?
• Спишите предложение. В этом вам поможет Памятка 5 «Как научиться правильно списывать предложение» (с. 132).
Обратите внимание! В некоторых словах упражнений выделены буквы — на правила, которые вам ещё предстоит изучить. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании этих слов!
Ответ: устно
Что можно узнать о человеке по его речи?
Упражнение 4. Прочитайте строки из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.
— Здравствуйте, дети!
Кто из вас болен?
— Поставьте этот градусник под мышку, детишки!
— Вам бы очень хорошо проглотить порошок и микстуру ложечкой пить понемножечку.
• Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
• Спишите первое предложение. Проверьте себя.
• Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?
здра́вствуй (те)
Ответ: переписывание.
Упражнение 5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
1
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси—лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
<...>
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.
2
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
• Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
• Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
• Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?
Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.
Ответ: устно.