ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Наша речь
Диалог и монолог
Как отличить диалог от монолога?
Диало́г — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Моноло́г — речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, муха-горюха, а ты кто?
— А я блоха-попрыгуха.
— Ступай ко мне жить.
• Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?
• Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
• Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (—) в диалогической речи.
• Спишите диалог. Проверьте написанное.
Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (—).
Ответ: переписывание.
Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.
• Подготовьтесь разыграть этот диалог.
Страничка для любознательных
О происхождении слов
Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.
Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», дйа — «два», моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».
Ответ: устно.
Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».
— Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!
• Отрывок из сказки — это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?
• Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.
• Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
Проща́й
Ответ:
Это монолог Дюймовочки, она обращается к Ласточке.
— Прощай, маленькая птичка! (До свидания)
«Вежливое слово» — спасибо.
Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите.
Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
— Я ей давала, а она не берёт.
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
• Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.
• Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?
• Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
• Спишите последнюю реплику.
Ответ: переписывание.
Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.
• По какому рисунку можно составить монолог, а по какому — диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
• Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких — монолог?
Ответ:
1. Диалог.
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему — Волк.
— Колобок, Колобок, я тебя съем! Какой ты румяный, сдобный!
— Нет, Волк, я от Бабушки ушёл, от Дедушки ушёл, от Лисы и от Медведя! И от тебя, Волк, уйду!
2. Монолог.
Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».
Ответ:
— Здравствуй, Витя. Где ты был летом? Я отдыхала в Крыму.
— А я был у бабушки в деревне.
— Я купалась в море, ходила в горы с папой.
— А я с друзьями купался в реке, ловил рыбу, ходил в лес.
— У меня много фотографий. Я тебе покажу. Красота!
— У меня фотографий нет, но много историй, я расскажу тебе потом. Было здорово! В следующие каникулы опять поеду в деревню к бабушке и своим друзьям.
Проверь себя
1. Для чего нужна речь?
Ответ:
Речь нужна, чтобы общаться, передавать информацию, делиться мыслями и впечатлениями.
2. Какие виды речи вы знаете?
Ответ:
Виды речи: диалог и монолог.
3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:
Каков человек — такова и его речь.
Ответ:
Смелый человек и трус, трудолюбивый и лентяй говорят по-разному. По речи можно определить характер человека, род его занятий, его привычки.
4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.
— Тит, поди молотить!
— Брюхо болит.
— Тит, поди кисель есть!
— А где моя большая ложка?
• Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?
Ответ:
Тит — лентяй и обжора.