ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Наша речь
Диалог и монолог
Как отличить диалог от монолога?
Диало́г - это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Моноло́г - речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха, а ты кто?
- А я блоха-попрыгуха.
- Ступай ко мне жить.
• Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?
• Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
• Догадайтесь, какую роль выполняет знак "тире" (-) в диалогической речи.
• Спишите диалог. Проверьте написанное.
Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).
Ответ: переписывание.
Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки "Колобок", который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.
• Подготовьтесь разыграть этот диалог.
Страничка для любознательных
О происхождении слов
Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.
Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает "слово, речь", дйа - "два", моно - "один". Поэтому слово диалог можно перевести как "речь двоих", а монолог - как "речь одного".
Ответ: устно.
Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена "Дюймовочка".

- Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!
• Отрывок из сказки - это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?
• Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.
• Выпишите из текста "вежливое" слово. Когда так говорят? Какие ещё "вежливые" слова вы знаете?
Проща́й
Ответ:
Это монолог Дюймовочки, она обращается к Ласточке.
- Прощай, маленькая птичка! (До свидания)
"Вежливое слово" - спасибо.
Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите.
Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой "Синие листья".
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт.
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

• Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.
• Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?
• Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
• Спишите последнюю реплику.
Ответ: переписывание.
Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.

• По какому рисунку можно составить монолог, а по какому - диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
• Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких - монолог?
Ответ:
1. Диалог.
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему - Волк.
- Колобок, Колобок, я тебя съем! Какой ты румяный, сдобный!
- Нет, Волк, я от Бабушки ушёл, от Дедушки ушёл, от Лисы и от Медведя! И от тебя, Волк, уйду!
2. Монолог.
Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему "Разговор по телефону" или рассказ-монолог на тему "Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул".

Ответ:
- Здравствуй, Витя. Где ты был летом? Я отдыхала в Крыму.
- А я был у бабушки в деревне.
- Я купалась в море, ходила в горы с папой.
- А я с друзьями купался в реке, ловил рыбу, ходил в лес.
- У меня много фотографий. Я тебе покажу. Красота!
- У меня фотографий нет, но много историй, я расскажу тебе потом. Было здорово! В следующие каникулы опять поеду в деревню к бабушке и своим друзьям.
Проверь себя
1. Для чего нужна речь?
Ответ:
Речь нужна, чтобы общаться, передавать информацию, делиться мыслями и впечатлениями.
2. Какие виды речи вы знаете?
Ответ:
Виды речи: диалог и монолог.
3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:
Каков человек - такова и его речь.
Ответ:
Смелый человек и трус, трудолюбивый и лентяй говорят по-разному. По речи можно определить характер человека, род его занятий, его привычки.
4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.
- Тит, поди молотить!
- Брюхо болит.
- Тит, поди кисель есть!
- А где моя большая ложка?
• Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?
Ответ:
Тит - лентяй и обжора.