ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Наша речь
Диалог и монолог

Как отличить диалог от монолога?

    Диало́г - это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

    Моноло́г - речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

    - Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

    - Я, муха-горюха, а ты кто?

    - А я блоха-попрыгуха.

    - Ступай ко мне жить.

    • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?

    • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.

    • Догадайтесь, какую роль выполняет знак "тире" (-) в диалогической речи.

    • Спишите диалог. Проверьте написанное.

    Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

    Ответ: переписывание.

Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки "Колобок", который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

    • Подготовьтесь разыграть этот диалог.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает "слово, речь", дйа - "два", моно - "один". Поэтому слово диалог можно перевести как "речь двоих", а монолог - как "речь одного".

Ответ: устно.

Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена "Дюймовочка".

- Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

    • Отрывок из сказки - это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?

    • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.

    • Выпишите из текста "вежливое" слово. Когда так говорят? Какие ещё "вежливые" слова вы знаете?

Проща́й

    Ответ:

Это монолог Дюймовочки, она обращается к Ласточке.

    - Прощай, маленькая птичка! (До свидания)

    "Вежливое слово" - спасибо.

Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите.

Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой "Синие листья".

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

    - Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

    - Я ей давала, а она не берёт.

    - Надо так давать, чтобы можно было взять.

    • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.

    • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?

    • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.

    • Спишите последнюю реплику.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.

    • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому - диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.

    • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких - монолог?

    Ответ:

    1. Диалог.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему - Волк.

- Колобок, Колобок, я тебя съем! Какой ты румяный, сдобный!

- Нет, Волк, я от Бабушки ушёл, от Дедушки ушёл, от Лисы и от Медведя! И от тебя, Волк, уйду!

    2. Монолог.

Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему "Разговор по телефону" или рассказ-монолог на тему "Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул".

    Ответ:

- Здравствуй, Витя. Где ты был летом? Я отдыхала в Крыму.

    - А я был у бабушки в деревне.

    - Я купалась в море, ходила в горы с папой.

- А я с друзьями купался в реке, ловил рыбу, ходил в лес.

- У меня много фотографий. Я тебе покажу. Красота!

- У меня фотографий нет, но много историй, я расскажу тебе потом. Было здорово! В следующие каникулы опять поеду в деревню к бабушке и своим друзьям.

Проверь себя

    1. Для чего нужна речь?

    Ответ:

Речь нужна, чтобы общаться, передавать информацию, делиться мыслями и впечатлениями.

    2. Какие виды речи вы знаете?

    Ответ:

Виды речи: диалог и монолог.

    3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:

Каков человек - такова и его речь.

Ответ:

Смелый человек и трус, трудолюбивый и лентяй говорят по-разному. По речи можно определить характер человека, род его занятий, его привычки.

    4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.

- Тит, поди молотить!

- Брюхо болит.

- Тит, поди кисель есть!

- А где моя большая ложка?

    • Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?

    Ответ:

Тит - лентяй и обжора.





Для любых предложений по сайту: fun-project@cp9.ru