ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Наша речь
Диалог и монолог

Как отличить диалог от монолога?

    Диало́г — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

    Моноло́г — речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

    — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

    — Я, муха-горюха, а ты кто?

    — А я блоха-попрыгуха.

    — Ступай ко мне жить.

    • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?

    • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.

    • Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (—) в диалогической речи.

    • Спишите диалог. Проверьте написанное.

    Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (—).

    Ответ: переписывание.

Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

    • Подготовьтесь разыграть этот диалог.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», дйа — «два», моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

Ответ: устно.

Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».

— Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

    • Отрывок из сказки — это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?

    • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.

    • Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

Проща́й

    Ответ:

Это монолог Дюймовочки, она обращается к Ласточке.

    — Прощай, маленькая птичка! (До свидания)

    «Вежливое слово» — спасибо.

Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите.

Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

    — Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

    — Я ей давала, а она не берёт.

    — Надо так давать, чтобы можно было взять.

    • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.

    • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?

    • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.

    • Спишите последнюю реплику.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.

    • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому — диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.

    • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких — монолог?

    Ответ:

    1. Диалог.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему — Волк.

— Колобок, Колобок, я тебя съем! Какой ты румяный, сдобный!

— Нет, Волк, я от Бабушки ушёл, от Дедушки ушёл, от Лисы и от Медведя! И от тебя, Волк, уйду!

    2. Монолог.

Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

    Ответ:

— Здравствуй, Витя. Где ты был летом? Я отдыхала в Крыму.

    — А я был у бабушки в деревне.

    — Я купалась в море, ходила в горы с папой.

— А я с друзьями купался в реке, ловил рыбу, ходил в лес.

— У меня много фотографий. Я тебе покажу. Красота!

— У меня фотографий нет, но много историй, я расскажу тебе потом. Было здорово! В следующие каникулы опять поеду в деревню к бабушке и своим друзьям.

Проверь себя

    1. Для чего нужна речь?

    Ответ:

Речь нужна, чтобы общаться, передавать информацию, делиться мыслями и впечатлениями.

    2. Какие виды речи вы знаете?

    Ответ:

Виды речи: диалог и монолог.

    3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:

Каков человек — такова и его речь.

Ответ:

Смелый человек и трус, трудолюбивый и лентяй говорят по-разному. По речи можно определить характер человека, род его занятий, его привычки.

    4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.

— Тит, поди молотить!

— Брюхо болит.

— Тит, поди кисель есть!

— А где моя большая ложка?

    • Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?

    Ответ:

Тит — лентяй и обжора.