ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Слова, слова, слова
Слог. Ударение. Перенос слова

Какие бывают слоги?

Упражнение 95. Прочитайте отрывок из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.

Фырчит машина скорая,

Летит, скользя,

Хороший шофёр я —

Сдержать нельзя.

Только скажите,

Вам куда надо —

Без рельсы

жителей

Доставлю на дом.

Е—

дем,

ду—

дим:

«С пу—

ти

уй—

ди!»

    • Как вы думаете, почему автор некоторые слова разделил на слоги?

    • Спишите первое предложение. Проверьте себя.

    • Подчеркните слово, в котором есть только один слог. Разделяйте другие слова на слоги вертикальной чертой (|).

Вспомните! При произнесении слова в нём можно выделить слоги. Слог состоит из одного или нескольких звуков. В слоге обязательно есть гласный звук (ру|ка́, а́|ист, ша́|пка, о́|кунь). В слове столько слогов, столько в нём гласных звуков.

Ответ:

Фыр|чит ма|ши|на ско|ра|я,

Ле|тит сколь|зя,

Хо|ро|ший шо|фёр я —

Сдер|жать нель|зя.

Упражнение 96. Прочитайте. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. Как узнать, сколько в каждом слове слогов?

Уч..нику — удача, учит..лю — радость.

Корень учения горек, да плод его сладок.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.

    Ответ:

Ученику — удача, учителю — радость.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Упражнение 97. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Птицы называют сами себя. «Гал-гал!» — кричит галка. «Кряк-кряк!» — крякает кряква. «Гра-гра!» — кричат грачи. «Сквор-сквор!» — поют скворцы.

    • Выпишите из текста четыре слова: односложное, двусложное, трёхсложное и четырёхсложное.

    • Почему птиц так называют: скворцы, кряква, грачи, галка? А как по-другому называют крякву?

    Ответ:

Грач, гал|ка, кря|ка|ет, на|зы|ва|ют.

Упражнение 98. Прочитайте слоги и отгадайте скороговорку.

    • Запишите скороговорку. Научитесь читать её быстро и правильно.

    Ответ:

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Как определить ударный слог?

Упражнение 99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

    • Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?

    • Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.

    • Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.

    Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: алфави́т, ста́туя.

Ответ: переписывание.

Упражнение 100. Прочитайте. Когда так говорят?

    Пожелтел листок — осенняя весточка.

    • Посоветуйте, как определить ударение в словах.

    • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

    Ответ:

    Пожелте́л листо́к — осе́нняя ве́сточка.

Упражнение 101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?

Догово́р, дождь, то́рты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, щаве́ль, по́нял, поняла́.

    • Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

    Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н

    Ответ:

дождь

день

то́рты

свёкла

по́нял

шофёр

столя́р

щаве́ль

догово́р

позвони́т

поняла́

Упражнение 102. Прочитайте диалог выразительно.

— Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

— Всё в порядке! Всё жужжу!

Извините, я спешу!

      М. Дружинина

    • Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.

    • Вежливая ли речь участников разговора? Почему?

    • Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?

извини́ (те)

    Ответ:

— Здра́вствуй, ми́лая пчела́!

Как здоро́вье? Как дела́?

— Всё в поря́дке! Всё жужжу́!

Извини́те, я спешу́!

Простите — извините.

Упражнение 103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

1. Эта картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.

2. На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.

3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.

    • Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.

    Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а́тлас — атла́с.

    Ответ:

1. Эта картина мне дорога́. Лесная доро́га привела нас к деревне.

Упражнение 104. Прочитайте.

От удивленья охнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вило́к

Вскачь от ножей и ви́лок.

      Я. Козловский

    • Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?

    • Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.

    • Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.

    Ответ:

Упражнение 105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

    • Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.

    • Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.

Обратите внимание! Русское ударение подви́жное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:

    а) при изменении формы слова: гора́ — го́ры;

    б) при образовании нового слова: тигр — тигрёнок.

    Бо́льшая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни́га, кни́гу, кни́гой.

    Ответ:

Поля́ — по́ле, кольцо́ — ко́льца, страна́ — стра́ны, земля́ — зе́мли, слеза́ — слёзы, зима́ — зи́мы, трава́ — тра́вы, роса́ — ро́сы, гора́ — го́ры.

Упражнение 106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

    • Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 134), правильно ли вы произнесли эти слова.

    • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

    Ответ:

Магази́н, киломе́тр, тво́ро́г, звони́т, ту́фля, инструме́нт, ста́туя, сантиме́тр, простыня́, портфе́ль, ба́нты, ша́рфы.

Как переносить слова с одной строки на другую?

Упражнение 107. Прочитайте. Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не умещается на строке.

    • Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.

    • Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).

    • Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).

    • Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).

    • При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).

    • Какие слова на этой странице перенесены с одной строки на другую и почему? Какое правило было использовано при переносе части каждого слова с одной строки на другую?

    Ответ: устно.

Упражнение 108. Прочитайте. Подумайте, в какие группы можно объединить данные слова.

Медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь.

    • Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой (—).

    Ответ:

Дождь, язык, ключ, иней, обувь.

Мед-ведь, паль-то, оч-ки, чай-ник, мол-ния, рус-ский, учи-тель.

Упражнение 109. Прочитайте.

Заглянула осень в сад —

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

      В. Степанов

    • Какие слова употреблены в переносном значении? Объясните их значение.

    • Спишите. Проверьте себя.

    • Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.

Жёлтый

    Ответ:

Заглянула осень в сад

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Заглянула — перен. зн., пришла.

Метели — перен. зн., листопад.

Упражнение 110. Прочитайте. Составьте из данных слов и словосочетаний две загадки про музыкальные ноты.

Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.

    • Запишите загадки. Выпишите из любой загадки слово и разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (—).

    Ответ:

    Семь ребят на лесенке заиграли песенки.

    Стая птах отдыхает на пяти проводах.

    Пе-сен-ки

Упражнение 111. Прочитайте.

У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичка́ми. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.

В. Бианки

    • Почему зайчат так называют: настовички́, листопа́днички?

    • Выпишите слово с такими признаками:

а) слово отвечает на вопрос кто?;

б) в слове 4 слога, второй слог ударный;

в) первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке.

Ответ:

    (кто?) о-хот-ни-ки

Упражнение 112. Прочитайте. Какие слова разделены для переноса, а какие — по слогам?

У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.

    • Запишите слова, которые разделены для переноса.

Ответ:

    Улит-ка, окунь-ки, утю-ги.

Упражнение 113. Прочитайте. Определите тему текста.

Берёста — это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творо́г. Берёсту использовали для письма. До нас дошли берестяные гра́моты — письма и докуме́нты.

    • Подумайте, являются ли слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) однокоренными. Объясните свой ответ.

    • Напишите ответы на вопросы:

    1. Что такое берёста?

    2. Что делали из неё люди?

    3. Что хранили в берестяной посуде?

    • Проверьте написанное. Скажите, какое слово не уместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть этого слова на другую строку. Как вы это сделали?

    Ответ:

1. Береста — это верхняя часть берёзовой коры.

2. Из бересты делали обувь, игрушки, украшения, посуду, бересту использовали для письма.

3. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творог.

Упражнение 114. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

    • Ответьте на вопросы:

    1. Кого нашёл мальчик в лесу?

    2. Какая беда приключилась с зайцем?

    3. Как заботился мальчик о зверьке?

    4. Куда он отнёс зайца после выздоровле́ния?

    Слова для справок: однажды, увидел, сломана лапка, принёс, перевязал, лечил, кормил, выздоровел, отпустил на волю.

    • Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его. Используйте слова для справок.

    • Запишите составленный текст.

Страничка для любознательных

О знаке переноса

Вы уже знаете, что знак переноса — это короткая горизонтальная чёрточка (-). Но на страницах древних рукописей вы не встретите таких знаков. В то далёкое время не существовало и правил переноса. В России знак переноса стали использовать более 300 лет тому назад, но ставили его внизу строки.

Ответ:

    1. Мальчик нашёл в лесу зайчонка.

    2. Зайчонок поранил лапку.

3. Мальчик перевязал лапку, заботился о зайчонке, любил его.

4. После выздоровления зайца мальчик отпустил его в лес.

Заботливый друг

Однажды мальчик нашёл в лесу зайчонка. Он увидел, что у зайца сломана лапка. Мальчик взял зайчонка домой. Дома он перевязал лапку, стал лечить зайчика. Мальчик заботился о своём маленьком друге, кормил его, играл с ним. А когда он выздоровел, отнёс в лес и отпустил на волю.

Проверь себя

    1. Прочитайте. Какое из этих слов имеет значение «невоспитанный человек»?

    Ответ:

    Невежда.

    2. Какое из данных слов лишнее? Почему? Благодарю, добрый, спасибо.

    Ответ:

    Благодарю, спасибо — выражают благодарность.

    3. Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? Объясните свой ответ.

    Трамвай, молния, звезда, осина.

    Ответ:

Молния в небе и на куртке, звезда в небе, звезда-орден, значок.

    4. Прочитайте загадку. Какие слова употреблены в переносном значении? Как вы это определили?

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

    Ответ:

    (Дождь) бьёт, постукивает, бормочет, поёт, убаюкивает (действия человека).

    5. Прочитайте слова.

    Пугливый, смелый, правдивый.

    • Какое из данных слов будет:

    а) синонимом слову храбрый;

    б) антонимом слову трусливый?

    • Запишите это слово.

    Ответ:

    а) храбрый — смелый; б) смелый — храбрый.

    6. Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?

    Ответ:

Словарь синонимов — слова, похожие по смыслу, но пишущиеся и звучащие по-разному

Словарь антонимов — слова с противоположным значением.

Орфоэпический словарь — о правильном произношении слов.

Словарь однокоренных слов — группы слов, которые роднит общий корень.

    7. Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень.

    Братик, сестричка, мама, сестра.

    Ответ:

    8. Прочитайте слова.

    Подберёзовик, берёза, березняк, берёзка.

    • Запишите слово берёза и допишите к нему однокоренные слова в порядке следующих значений:

    а) «маленькая берёза»;

    б) «часть леса, где растут берёзы»;

    в) «гриб, растущий под берёзой».

    Ответ:

    Берёза — берёзка, березняк, подберёзовик.

    9. Произнесите слова и укажите в них ударение. Торты, банты, туфля, звонить, повторить.

    Ответ:

    То́рты, ба́нты, ту́фля, звони́ть, повтори́ть.

    10. Прочитайте слова. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его.

    Ответ:

    Ягода.

    11. Объясните, как перенести с одной строки на другую данные слова.

    Ящерица, мыльница, скамейка.

    Ответ:

    Яще-ри-ца, мыль-ни-ца, ска-мей-ка.