ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Слова, слова, слова
Слог. Ударение. Перенос слова
Какие бывают слоги?
Упражнение 95. Прочитайте отрывок из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.
Фырчит машина скорая,
Летит, скользя,
Хороший шофёр я —
Сдержать нельзя.
Только скажите,
Вам куда надо —
Без рельсы
жителей
Доставлю на дом.
Е—
дем,
ду—
дим:
«С пу—
ти
уй—
ди!»
• Как вы думаете, почему автор некоторые слова разделил на слоги?
• Спишите первое предложение. Проверьте себя.
• Подчеркните слово, в котором есть только один слог. Разделяйте другие слова на слоги вертикальной чертой (|).
Вспомните! При произнесении слова в нём можно выделить слоги. Слог состоит из одного или нескольких звуков. В слоге обязательно есть гласный звук (ру|ка́, а́|ист, ша́|пка, о́|кунь). В слове столько слогов, столько в нём гласных звуков.
Ответ:
Фыр|чит ма|ши|на ско|ра|я,
Ле|тит сколь|зя,
Хо|ро|ший шо|фёр я —
Сдер|жать нель|зя.
Упражнение 96. Прочитайте. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. Как узнать, сколько в каждом слове слогов?
Уч..нику — удача, учит..лю — радость.
Корень учения горек, да плод его сладок.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Ответ:
Ученику — удача, учителю — радость.
Корень учения горек, а плод его сладок.
Упражнение 97. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Птицы называют сами себя. «Гал-гал!» — кричит галка. «Кряк-кряк!» — крякает кряква. «Гра-гра!» — кричат грачи. «Сквор-сквор!» — поют скворцы.
• Выпишите из текста четыре слова: односложное, двусложное, трёхсложное и четырёхсложное.
• Почему птиц так называют: скворцы, кряква, грачи, галка? А как по-другому называют крякву?
Ответ:
Грач, гал|ка, кря|ка|ет, на|зы|ва|ют.
Упражнение 98. Прочитайте слоги и отгадайте скороговорку.
• Запишите скороговорку. Научитесь читать её быстро и правильно.
Ответ:
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Как определить ударный слог?
Упражнение 99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.
• Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?
• Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.
• Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: алфави́т, ста́туя.
Ответ: переписывание.
Упражнение 100. Прочитайте. Когда так говорят?
Пожелтел листок — осенняя весточка.
• Посоветуйте, как определить ударение в словах.
• Спишите. Обозначьте в словах ударение.
Ответ:
Пожелте́л листо́к — осе́нняя ве́сточка.
Упражнение 101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?
Догово́р, дождь, то́рты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, щаве́ль, по́нял, поняла́.
• Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:
Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н
Ответ:
дождь день |
то́рты свёкла по́нял |
шофёр столя́р щаве́ль |
догово́р позвони́т поняла́ |
Упражнение 102. Прочитайте диалог выразительно.
— Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
— Всё в порядке! Всё жужжу!
Извините, я спешу!
М. Дружинина
• Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.
• Вежливая ли речь участников разговора? Почему?
• Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?
извини́ (те)
Ответ:
— Здра́вствуй, ми́лая пчела́!
Как здоро́вье? Как дела́?
— Всё в поря́дке! Всё жужжу́!
Извини́те, я спешу́!
Простите — извините.
Упражнение 103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?
1. Эта картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.
2. На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
• Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.
Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а́тлас — атла́с.
Ответ:
1. Эта картина мне дорога́. Лесная доро́га привела нас к деревне.
Упражнение 104. Прочитайте.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вило́к
Вскачь от ножей и ви́лок.
Я. Козловский
• Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?
• Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.
• Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.
Ответ:
Упражнение 105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
• Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.
• Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.
Обратите внимание! Русское ударение подви́жное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:
а) при изменении формы слова: гора́ — го́ры;
б) при образовании нового слова: тигр — тигрёнок.
Бо́льшая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни́га, кни́гу, кни́гой.
Ответ:
Поля́ — по́ле, кольцо́ — ко́льца, страна́ — стра́ны, земля́ — зе́мли, слеза́ — слёзы, зима́ — зи́мы, трава́ — тра́вы, роса́ — ро́сы, гора́ — го́ры.
Упражнение 106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.
• Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 134), правильно ли вы произнесли эти слова.
• Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.
Ответ:
Магази́н, киломе́тр, тво́ро́г, звони́т, ту́фля, инструме́нт, ста́туя, сантиме́тр, простыня́, портфе́ль, ба́нты, ша́рфы.
Как переносить слова с одной строки на другую?
Упражнение 107. Прочитайте. Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не умещается на строке.
• Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.
• Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).
• Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
• Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).
• При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).
• Какие слова на этой странице перенесены с одной строки на другую и почему? Какое правило было использовано при переносе части каждого слова с одной строки на другую?
Ответ: устно.
Упражнение 108. Прочитайте. Подумайте, в какие группы можно объединить данные слова.
Медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь.
• Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой (—).
Ответ:
Дождь, язык, ключ, иней, обувь.
Мед-ведь, паль-то, оч-ки, чай-ник, мол-ния, рус-ский, учи-тель.
Упражнение 109. Прочитайте.
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
В. Степанов
• Какие слова употреблены в переносном значении? Объясните их значение.
• Спишите. Проверьте себя.
• Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.
Жёлтый
Ответ:
Заглянула осень в сад
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Заглянула — перен. зн., пришла.
Метели — перен. зн., листопад.
Упражнение 110. Прочитайте. Составьте из данных слов и словосочетаний две загадки про музыкальные ноты.
Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.
• Запишите загадки. Выпишите из любой загадки слово и разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (—).
Ответ:
Семь ребят на лесенке заиграли песенки.
Стая птах отдыхает на пяти проводах.
Пе-сен-ки
Упражнение 111. Прочитайте.
У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичка́ми. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.
В. Бианки
• Почему зайчат так называют: настовички́, листопа́днички?
• Выпишите слово с такими признаками:
а) слово отвечает на вопрос кто?;
б) в слове 4 слога, второй слог ударный;
в) первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке.
Ответ:
(кто?) о-хот-ни-ки
Упражнение 112. Прочитайте. Какие слова разделены для переноса, а какие — по слогам?
У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.
• Запишите слова, которые разделены для переноса.
Ответ:
Улит-ка, окунь-ки, утю-ги.
Упражнение 113. Прочитайте. Определите тему текста.
Берёста — это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творо́г. Берёсту использовали для письма. До нас дошли берестяные гра́моты — письма и докуме́нты.
• Подумайте, являются ли слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) однокоренными. Объясните свой ответ.
• Напишите ответы на вопросы:
1. Что такое берёста?
2. Что делали из неё люди?
3. Что хранили в берестяной посуде?
• Проверьте написанное. Скажите, какое слово не уместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть этого слова на другую строку. Как вы это сделали?
Ответ:
1. Береста — это верхняя часть берёзовой коры.
2. Из бересты делали обувь, игрушки, украшения, посуду, бересту использовали для письма.
3. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творог.
Упражнение 114. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
• Ответьте на вопросы:
1. Кого нашёл мальчик в лесу?
2. Какая беда приключилась с зайцем?
3. Как заботился мальчик о зверьке?
4. Куда он отнёс зайца после выздоровле́ния?
Слова для справок: однажды, увидел, сломана лапка, принёс, перевязал, лечил, кормил, выздоровел, отпустил на волю.
• Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его. Используйте слова для справок.
• Запишите составленный текст.
Страничка для любознательных
О знаке переноса
Вы уже знаете, что знак переноса — это короткая горизонтальная чёрточка (-). Но на страницах древних рукописей вы не встретите таких знаков. В то далёкое время не существовало и правил переноса. В России знак переноса стали использовать более 300 лет тому назад, но ставили его внизу строки.
Ответ:
1. Мальчик нашёл в лесу зайчонка.
2. Зайчонок поранил лапку.
3. Мальчик перевязал лапку, заботился о зайчонке, любил его.
4. После выздоровления зайца мальчик отпустил его в лес.
Заботливый друг
Однажды мальчик нашёл в лесу зайчонка. Он увидел, что у зайца сломана лапка. Мальчик взял зайчонка домой. Дома он перевязал лапку, стал лечить зайчика. Мальчик заботился о своём маленьком друге, кормил его, играл с ним. А когда он выздоровел, отнёс в лес и отпустил на волю.
Проверь себя
1. Прочитайте. Какое из этих слов имеет значение «невоспитанный человек»?
Ответ:
Невежда.
2. Какое из данных слов лишнее? Почему? Благодарю, добрый, спасибо.
Ответ:
Благодарю, спасибо — выражают благодарность.
3. Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? Объясните свой ответ.
Трамвай, молния, звезда, осина.
Ответ:
Молния в небе и на куртке, звезда в небе, звезда-орден, значок.
4. Прочитайте загадку. Какие слова употреблены в переносном значении? Как вы это определили?
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Ответ:
(Дождь) бьёт, постукивает, бормочет, поёт, убаюкивает (действия человека).
5. Прочитайте слова.
Пугливый, смелый, правдивый.
• Какое из данных слов будет:
а) синонимом слову храбрый;
б) антонимом слову трусливый?
• Запишите это слово.
Ответ:
а) храбрый — смелый; б) смелый — храбрый.
6. Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?
Ответ:
Словарь синонимов — слова, похожие по смыслу, но пишущиеся и звучащие по-разному
Словарь антонимов — слова с противоположным значением.
Орфоэпический словарь — о правильном произношении слов.
Словарь однокоренных слов — группы слов, которые роднит общий корень.
7. Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень.
Братик, сестричка, мама, сестра.
Ответ:
8. Прочитайте слова.
Подберёзовик, берёза, березняк, берёзка.
• Запишите слово берёза и допишите к нему однокоренные слова в порядке следующих значений:
а) «маленькая берёза»;
б) «часть леса, где растут берёзы»;
в) «гриб, растущий под берёзой».
Ответ:
Берёза — берёзка, березняк, подберёзовик.
9. Произнесите слова и укажите в них ударение. Торты, банты, туфля, звонить, повторить.
Ответ:
То́рты, ба́нты, ту́фля, звони́ть, повтори́ть.
10. Прочитайте слова. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его.
Ответ:
Ягода.
11. Объясните, как перенести с одной строки на другую данные слова.
Ящерица, мыльница, скамейка.
Ответ:
Яще-ри-ца, мыль-ни-ца, ска-мей-ка.