ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Звуки и буквы
Звуки и буквы

Как различить звуки и буквы?

Упражнение 115. Прочитайте.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

      А. Пушкин

    • Какое чувство вызвали у вас эти строки? Передайте это чувство интонацией.

    • Читая строки, вы озвучивали письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? А слова устной речи?

    • Спишите. Проверьте себя.

Октя́брь

    Ответ: переписывание.

Упражнение 116. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Произнесите по порядку звуки в каждом слове.

    • Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки.

    • Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

    Обратите внимание! Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы — это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

    Не произносите звук вместо буквы и не называйте букву вместо звука!

    Ответ: устно.

Упражнение 117. Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами.

    • Объясните, в чём различие в записях одного и того же слова.

    • Произнесите по порядку звуки в каждом из этих слов.

    Ответ: устно.

Упражнение 118. Перед вами записи звуков. Произнесите звуки.

    • В какой записи при быстром произнесении звуков по порядку получились слова? Что они обозначают? Запишите эти слова.

    Обратите внимание! Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом — ком — сом, дым — дом, кот — крот, шар — шарф.

    Ответ:

    Ла́мпа, роса́.

Упражнение 119. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю (с. 136).

Р..дина, вет..р, м..дведь, яг..да, б..рёза, в..р..бей, п..льто, р..сунок, сентябрь, за..ц.

    • Назовите в выделенном слове все буквы по порядку. А теперь произнесите по порядку звуки, обозначенные этими буквами.

    Ответ:

Родина, ветер, медведь, ягода, берёза, воробей, пальто, рисунок, сентябрь, заяц.

П[п]а[а]л[л’]ь[-]т[т]о[о]

Упражнение 120. Прочитайте песенку Б. Заходера.

Было б очень-очень мило,

Очень Умная Сова,

Если б ты нам объяснила

Эти умные слова:

Энциклопедия!

Трагикомедия!

Кувырколлегия!

Рододендрон!

    • Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие ненастоящие? Как вы это определили? Найдите в толковом словаре (с. 138 — 140) значения настоящих слов.

    • Кто больше составит слов из букв ненастоящего слова? Запишите составленные слова.

    Ответ:

Кувырколлегия — куры, роллы, крыло, рог, рык, як, гол, вол, угол, куклы, левкои, ров, лук, луг, вор, кок, курок.

С. А. Тутунов. Зима пришла. Детство

А. С. Степанов. Лоси