ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Звуки и буквы
Русский алфавит, или Азбука
Как мы используем алфавит?
Упражнение 121. Прочитайте вслух, не торопясь, названия всех букв алфавита.
• Для чего надо знать алфавит?
• Знаете ли вы алфавит? Назовите по очереди все буквы русского языка в алфавитном порядке.
Вспомните! Алфавит — это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Алфави́т
Ответ: устно.
Упражнение 122. Прочитайте. Каких букв здесь нет? Назовите эти буквы. Определите их место в алфавите.
• Запишите все буквы русского языка в алфавитном порядке.
• Сколько в русском алфавите букв, обозначающих гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?
Ответ:
А, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я.
Гласных — 10, согласных — 20, Ь, Ъ — звуков не имеют.
Упражнение 123. Рассмотрите рисунки.
• Прочитайте слова-названия предметов. Что обозначают эти слова?
• В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы.
• Запишите слова в алфавитном порядке.
• Составьте предложение к каждому рисунку. Запишите одно предложение.
Ответ:
С — эс, ч — ча, щ — ща, х — ха, к — ка, ш — ша.
Каша, уха, чаща, эскимо.
Рыбаки варили уху на костре из свежего улова.
Упражнение 124. Кто быстро и правильно назовёт парами данные буквы?
Ответ: устно.
Страничка для любознательных
Буква Ё
Буква ё — самая молодая буква в русском алфавите. Ей исполнилось чуть более 200 лет.
Известной это буква стала благодаря русскому историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину. Он один из первых ввёл в русский текст букву ё. В 1797 году при подготовке в печать одного из своих стихотворений он употребил букву ё в слове слёзы.
На родине Н. М. Карамзина в городе Ульяновске букве ё воздвигнут памятник.
Упражнение 125. Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?
• Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.
• Проверьте написание слов и их расположение в алфавитном порядке по орфографическому словарю (с. 136).
Вспомните! В словарях и справочниках слова располагаются по алфавиту. Причём слова, которые начинаются с одинаковой буквы, располагаются по алфавиту в зависимости от второй буквы и так далее.
Ответ:
Девочка, дежурный, деревня.
Пальто, пенал, петух.
Яблоко, ягода, язык.
Упражнение 126. Отгадайте слово. Что оно обозначает?
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы «эм», вторая — перед буквой «пэ», третья — после буквы «ю», четвёртая — перед буквой «вэ», пятая — между буквами «пэ» и «эс», шестая не обозначает звука.
Ноя́брь
Ответ: устно.
Упражнение 127. Прочитайте в толковом словаре учебника (с. 138) значения данных слов.
И́зморозь, эскала́тор, и́зморось.
• Почему слово изморозь дано в словаре перед словом изморось?
• После какого слова дано в словаре слово эскалатор и почему?
• Запишите по алфавиту данные слова.
• Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.
Ответ:
1. В алфавитном порядке «з» стоит раньше «с», остальные буквы совпадают.
2. После слова энциклопедия — в алфавитном порядке.
3. Изморозь, эскалатор.
4. Эскалатор в метро медленной змеёй опускался всё глубже под землю.
Упражнение 128. Прочитайте.
Палиндро́м — это слово или сочетание слов, одинаково читающееся слева направо и справа налево.
Вот знаменитый палиндром поэта А. Фета:
А роза упала на лапу Азора.
• Попробуйте составить палиндром из данных слов.
Каба́н, баклажа́н, нажа́л, на.
• Запишите составленный палиндром.
Ответ:
Нажал кабан на баклажан.
Упражнение 129. Рассмотрите буквы. Какие из них печатные, а какие рукопи́сные? Какие из них прописны́е (загла́вные, большие), а какие строчны́е (малые)?
• Назовите правильно каждую букву. Когда в письменной речи употребляются заглавные буквы?
Ответ: устно.
Страничка для любознательных
Буквы большие и маленькие
Каждая буква русского алфавита существует в двух вариантах: прописна́я (заглавная, большая) и строчна́я (малая).
Древние славянские алфавиты состояли только из заглавных букв. Впервые две разновидности букв (прописные и строчные) ввёл царь Пётр I в образце учебной гражданской азбуки в 1710 г.
В некоторых алфавитах: арабском, грузинском, еврейском, корейском, в алфавитах индийских языков — буквы не разделяются на заглавные и строчные.
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Упражнение 130. Прочитайте.
Москва, Владимир, Пушкин, Маршак, Томск, Айболит, Татьяна, Дюймовочка, Андерсен, Сергей, Ярославль, Чуковский, Андрей, Незнайка.
• В какие группы по значению можно распределить эти слова?
• Запишите каждую группу слов в алфавитном порядке. Какое слово оказалось в двух группах слов?
Ответ:
Города: Владимир, Москва, Томск, Ярославль.
Имена: Айболит, Андрей, Владимир, Дюймовочка, Незнайка, Сергей, Татьяна.
Фамилии: Андерсен, Маршак, Пушкин.
Упражнение 131. Прочитайте астрономическую считалку.
На Луне жил звездочёт,
он планетам вёл подсчёт:
Меркурий — раз, Венера — два-с,
три — Земля, четыре — Марс,
пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
семь — Уран, восьмой — Нептун,
девять — дальше всех — Плутон...
Кто не видит — выйдет вон!
А. Усачёв
• Какая из названных планет сейчас не считается планетой?
• Запишите названия планет по алфавиту.
Ответ:
Венера, Земля, Луна, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер.
Плутон сейчас не считается планетой.
Упражнение 132. Расшифруйте предложения. Какие слова вы будете писать с заглавной буквы? Запишите одно из предложений.
МАЛЬЧИКВАСЯМУРАВЬЁВ
СТРОИТДОМДЛЯМУРАВЬЁВ.
НАШАМАРТАВЕРНУЛАСЬ
ИЗМОСКВЫВКОНЦЕМАРТА.
ЛЁВАСКВОРЦОВСДЕЛАЛ
ДОМДЛЯСКВОРЦОВ.
Ответ:
Мальчик Вася Муравьёв строит дом для муравьёв.
Упражнение 133. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За обедом».
• Что изображено на картине? Почему картина так названа?
• Кто сидит за столом? Какими вы увидели детей? Что они делают?
• Что находится на столе? А что вы ещё заметили на картине?
• Заинтересовала ли вас картина? Чем?
• Составьте рассказ по картине (вам помогут опорные слова). Подготовьтесь его рассказать.
Опорные слова: комната, мальчики Шурик и Женя, девочка Тата, белая скатерть, тарелки, кувшин, стеклянный стакан, суповая миска, графин, разливает бульон, румяные булочки.
• Запишите составленный текст (2 — 4 предложения).
Ответ:
В комнате за столом сидят мальчики Шурик и Женя и их сестрёнка Тата. На белой скатерти стоят тарелки, суповая миска, графин, стеклянный стакан, румяные булочки. Видны мамины руки, которые разливают бульон по тарелкам.
Проверь себя
1. Произнесите в слове музыкант все звуки по порядку. А теперь назовите каждую букву.
Ответ:
эм, у, зэ, ы, ка, а, эн, тэ.
2. Произнесите слова. Какими звуками различается каждая пара слов?
Кора — гора, сон — сын, куст — кость.
Ответ:
Кора — гора [к]-[г], сон — сын [о]-[ы], куст — кость [у, т] — [о, т’].
3. Приведите пример слова, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите его.
• Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его.
Ответ:
Соль — 4 б., 3 зв., заяц — 4 б., 5 зв.
4. Правильно ли назвал ученик все буквы в слове флаг? Объясните свой ответ.
Первая буква «фэ», вторая — «эль», третья — «а», четвёртая — «гэ».
Ответ:
Эф, эль, а, гэ.
5. Прочитайте. Отгадайте слова с данными звуками.
Со звуком [к] — я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
Со звуком [п] — от вас не утаю —
Тоже в школе я стою.
• Запишите отгаданные слова в алфавитном порядке.
Ответ:
Карта — парта.
6. После какой фамилии стоит твоя фамилия в классном журнале и почему?
Ответ:
По алфавиту.
7. В каких случаях может потребоваться знание алфавита?
Ответ:
Знание алфавита может потребоваться при составлении списка, поиске слова в словаре, в расписании транспорта.