ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Звуки и буквы
Гласные звуки

Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

    Отличия гласного звука от согласного:

    • гласный звук состоит только из голоса;

    • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

    • гласный звук образует слог: у|тя́|та.

Упражнение 134. Произнесите любой гласный звук и проверьте, действительно ли он имеет такие признаки.

    Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (го́лос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосово́й».

    Ответ: устно.

Упражнение 135. Прочитайте.

    • Вспомните: сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих?

    Гласные звуки: [а], ... .

    Буквы для обозначения гласных звуков: а, ... .

    • Спишите, продолжая список гласных звуков и пропущенных букв.

Ответ:

Гласные звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].

Буквы: а, е, ё, и, о, у, ы,э, ю, я.

Упражнение 136. Прочитайте. Скажите, где изображены гласные звуки, а где — буквы, обозначающие гласные звуки.

    • Произнесите звуки. Какими буквами могут обозначаться эти звуки на письме?

    • Назовите буквы. Какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в данных словах.

    Маяк, сорока, клён, лес, мяч, листы.

    Ответ:

Маяк [майак], сорока [сарока], клён [кл’он], лес [л’эс], мяч [мач’], листы [л’исты].

Упражнение 137. Рассмотрите рисунки.

    • Прочитайте буквы. Скажите, что вы знаете о них.

    • Назовите по рисункам слова, в которых вы напишите одну из данных букв: е, ё, ю, я.

    • Запишите эти слова. Какую «работу» выполняют в них эти буквы?

    Ответ:

Юбка [йупка], енот [йэнот], яблоко [йаблако], ёж [йож].

Упражнение 138. Прочитайте. Когда так говорят?

Тёплое слово и в мороз согревает.

Е́хал пря́мо, да попал в я́му.

Люди пахать, а он руками махать.

    • Какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы?

    • Спишите одну из пословиц.

Страничка для любознательных

Буква Э

Буква э сравнительно молодая. Она появилась в азбуке немного раньше буквы ё — в 1735 году. С буквы э начинается всего несколько русских слов: этот, эта, это, эти, эх, эй. Почти все остальные слова — это слова-иностранцы: экза́мен, электри́чество, эне́ргия, энциклопе́дия, эпиде́мия, эта́ж, э́хо и др.

Ответ:

Ехал [йэхал] прямо [пр’амо], да попал в яму [йаму].

Упражнение 139. Прочитайте слова, в которых есть буква э. Из каких языков они к нам пришли? В скобках после каждого слова дана подсказка.

Поэ́т (греч.), эскала́тор (англ.), э́му (порт.), дуэ́т (итал.), экза́мен (лат.), эстафе́та (фр.), э́льфы (нем.), сэр (англ.), мэр (фр.), этике́т (фр.), энциклопе́дия (фр.), аэропо́рт (фр.), каратэ́ (яп.), экле́р (фр.), э́хо (греч.), ало́э (греч.).

    • Что обозначает каждое слово? Узнайте значения незнакомых слов в толковом словаре.

    • Запишите любые три слова по алфавиту. Подчеркните в них букву э.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 140. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

А. Митта

    • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок.

    • Напишите ответы на вопросы предложениями из текста.

    1. Что случилось с Колей?

    2. Что увидел Коля в окне?

    3. О чём догадался мальчик?

    4. Как стал чувствовать себя Коля?

    Ответ:

    Тема: дружеское участие.

Главная мысль: хорошо, когда о тебе друзья помнят.

    Заголовок: Привет от друзей.

    1. Коля заболел.

2. Коля увидел в окне красный шарик с нарисованной рожицей.

    3. Стало Коле хорошо.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Упражнение 141. Прочитайте.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

      А. Пушкин

    • Что обозначает выражение скучная пора?

    • Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

    Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным

    Ответ: переписывание.

Упражнение 142. Прочитайте. В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы?

    • Какие пары слов являются однокоренными словами? Объясните свой ответ.

    • Одинаково ли значение каждой пары слов первой группы? А в чём их различие?

    Обратите внимание! Слова тигр и ти́гры, берёза и берёзы — это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигря́та, берёза и берёзовый — это однокоренные слова.

    Ответ:

Упражнение 143. Прочитайте.

1. Древние города окружали земляные валы́. Повозки с грузом тянули волы́.

2. Над котлом клубятся пары́ воды. До поры́ до времени не сеют семени.

    • Как произносятся и пишутся выделенные слова? Что они обозначают?

    • Произнесите безударный гласный звук в выделенных словах. Одинаковой ли буквой он обозначен?

    • Спишите пословицу. Объясните её смысл.

    Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 144. Прочитайте. Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где — однокоренные слова.

    • Напишите слова так, как они записаны в учебнике. Обозначьте в них ударение.

    • Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.

    • Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук?

    • Впишите в слова те буквы, которыми вы обозначили ударные гласные звуки в одинаковой части слов (в корне).

    Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега́ — снегови́к — снегу́рочка

    Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела́, письмо́.

    Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: ко́врик, стре́лы, стре́лка, пи́сьма.

    Ответ:

Формы одного слова: до́ждь — дожди́, гла́з — глаза́, сне́г — снега́.

Однокоренные слова: до́ждь — дождик — дождли́вый, гла́з — гла́зки — глазно́й, сне́г — снегови́к — снегу́рочка.

Упражнение 145. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Почему? Найдите для каждого из них проверочное слово.

    • Запишите пары слов: сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначьте в них ударение.

    • Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов:

    • Продолжите утверждение: в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается ... (разными буквами, одинаковой буквой).

    Ответ:

Го́рка — гора́, хо́лмик — холмы́, ли́ст — листо́к, се́стры — сестра́, сви́ст — свисто́к, вра́ч — врачи́.

В корне проверяемого и проверочного слова безударный гласный звук обозначается одинаковой буквой.

Упражнение 146. Прочитайте. Назовите в корне каждого слова букву, написание которой надо проверять. Объясните, как это сделать.

(Сло́во) слова́рь, (...) моряк, (...) листок, (...) лесник.

(Зе́мли) земля́, (...) врачи, (...) следы, (...) стрижи.

    • В каких словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова, а в каких — подбирая однокоренное проверочное слово?

    • Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

    Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

    а) или изменить форму слова (моря́ — мо́ре, у мо́ря);

    б) или подобрать однокоренное слово (трава́ — тра́вка, зелёный — зе́лень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

    В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

    Ответ:

(Сло́во) слова́рь, (мо́ре) моря́к, (ли́ст) листо́к, (ле́с) лесни́к — однокоренные слова.

(Зе́мли) земля́, (вра́ч) врачи́, (сле́д) следы́, (стри́ж) стрижи́ — формы одного слова.

Упражнение 147. Подготовьте сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне?».

    Ответ: устно.

Упражнение 148. Рассмотрите рисунки.

    • Запишите название каждого предмета (предметов), пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Объясните, как вы будете проверять её написание.

    • Впишите в слова пропущенные буквы.

    Ответ:

Свеча́ — све́чи, воро́на — во́рон, коза́ — ко́зы, мячи́ — мя́ч, лиса́ — ли́сонька.

Упражнение 149. Прочитайте. Спишите пословицы.

1. Где цветок, там и медок. 2. Осиное гнездо не трогай! 3. Не одежда красит человека, а добрые дела. 4. Своя земля и в горсти́ мила.

    • В написании каких букв в выделенных словах можно допустить ошибку? Почему?

    • Подчеркните эти буквы. Объясните, как проверить их написание.

    • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение одной из пословиц.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 150. Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?

1. ... — ск..ла, ... — стр..ла, ... — н..ра, ... — сп..на, ... — пл..чо, ... — стр..на, ... — ч..сло, ... в..лна, ... — ..кно, ... — п..сьмо, ... — к..са, ... — тр..ва, ... — г..ра.

2. ... — сл..ва, ... — н..жи, ... — сн..га, ... — в...нты, ... — хл..ба, ... —п..ля, ... — сл..ды, ... — ств..лы, ... — стр..жи, ... — р..ды.

    • Запишите пары слов. Соедините линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.

    Ответ:

1. Скала́ — ска́лы, стрела́ — стре́лы, нора́ — но́ры, спина́ — спи́ны, пле́чи — плечо́, стра́ны — страна́, чи́сла — число́, во́лны — волна́, о́кна — окно́, пи́сьма — письмо́, ко́сы — коса́, тра́вы — трава́, го́ры — гора́.

2. Сло́во — слова́, но́ж — ножи́, сне́г — снега́, ви́нт — винты́, хле́б — хлеба́, по́ле — поля́, сле́д — следы́, ство́л — стволы́, стра́ж — стра́жи, ря́д — ряды́.

Упражнение 151. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. На г..ре шумит, под г..рой молчит. (Лес) 2. Орехи в з..мле, листья на з..мле. (Картофель) 3. Гл..за на р..гах, а домик на сп..не. (Улитка) 4. Зелёный п..ясок в тр..ве затерялся. (Ящерица)

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    • Найдите и подчеркните в четвёртом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

    Ответ:

1. На горе шумит, под горой молчит. (Лес)

2. Орехи в земле, листья на земле. (Картофель)

3. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка)

4. Зелёный поясок в траве @@@затерялся№№№. (Ящерица)

Упражнение 152. Прочитайте. Докажите, что слова каждой строчки однокоренные (родственные).

    1. Боль, б..лит, б…льница.

    2. Свист, св..сток, св..стеть.

    3. Старый, ст..рик, ст..руха.

    4. Ночь, н..чной, н..чевать.

    5. Зелень, з..лёный, з..ленеть.

    6. Звон, зв..нить, зв..нок.

    • Какая буква пропущена в каждом из однокоренных слов?

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    • Сделайте вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах?

    Ответ:

1. Боль, болит, больница.

2. Свист, свисток, свистеть.

3. Старый, старик, старуха.

4. Ночь, ночной, ночевать.

5. Зелень, зелёный, зеленеть.

6. Звон, звонить, звонок.

Упражнение 153. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

Дальний лес стоит ст(и, е)ной.

А в л(и, е)су, в глуши л(и, е)сной,

На суку с(е, и)дит с(о, а)ва,

Там растёт усни-тр(о, а)ва.

Говорят, усни-тр(о, а)ва

Знает сонные сл(о, а)ва.

      И. Токмакова

    • Объясните, как вы будете выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово.

    • Запишите стихотворение, выбирая из скобок нужную букву.

    Ответ:

    В лесной глуши

    Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова,

Там растёт усни-трава.

    Говорят, усни-трава

    Знает сонные слова.

Упражнение 154. Прочитайте. Каким способом подобрано проверочное слово в образце? На какой вопрос отвечает проверяемое слово? проверочное слово?

... — зв..риный, ... — ст..льной, ... — холмистый, ... — в..шнёвый, ... — ленивый, ... — н..бесный, ... — п.. левой.

    • Запишите слова по образцу. Выделите корень.

    Ответ:

Проверяемое слово: кто? что?

Проверочное слово: какой? — однокоренное слово.

Упражнение 155. Прочитайте. Каким способом подобраны проверочные слова в образце? На какие вопросы отвечают эти слова?

1. ... — гн..здо, ... — в..сло, ... — пч..ла, ... — с..стра, ... — ведро, ... — сл..за, ... — бр..вно, ... — з..рно.

2. ... — в..зу́, ... — н..су́, ... — п..ку́.

3. ... — т..пло́, ... — т..мно́, ... — ве́с..ло.

    • Запишите слова каждой группы по образцам.

    • Что интересного вы заметили в обозначении буквами ударного и безударного гласных звуков в корнях каждой группы слов?

    Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы — слеза́, пчёлка — пчела́, сёстры — сестра́.

    Ответ:

1. Изменение формы слова: гнёзда — гнездо́, вёсла — весло́, пчёлы — пчела́, сёстры — сестра́, вёдра — ведро́, слёзы — слеза́, брёвна — бревно́, зёрна — зерно́.

2. Изменение формы слова: вёз — везу́, нёс — несу́, пёк — пеку́.

3. Подбор однокоренного слова? Тёплый — тепло́, тёмный — темно́, весёлый — ве́село.

Упражнение 156. Прочитайте.

Е? И?

Л..нейка, цв..тник, гр..бник, п..вец, р..чной, кр..кливый, л..нивый, св..стеть, встр..чать, ч..сло, б..жать, п..сать, л..пить, п..сьмо.

    • Запишите слова в две группы: в первую группу — с пропущенной буквой е, во вторую — с пропущенной буквой и. Объясните свой выбор.

    Ответ:

Цветник, певец, речной, ленивый, встречать, бежать, лепить.

Линейка, грибник, крикливый, свистеть, число, писать, письмо.

Упражнение 157. Прочитайте.

А? О?

М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, в шк..фу, с..лёный, ш..гать, кр..снеть, м..рской, тр..винка, п..лянка, б..льшой, вр..чи, к..рмить, к..ра́, ..кно.

    • Запишите слова в две группы: в первую группу — с пропущенной буквой а, во вторую — с пропущенной буквой о.

    • Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами.

    Ответ:

Малыш, глазок, в шкафу, шагать, краснеть, травинка, врачи.

Кольцо, столовая, солёный, морской, полянка, большой, кормить, кора, окно.

Упражнение 158. Прочитайте.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири́.

      Л. Татьяничева

    • Какую картину вы представили, читая эти строки? С чем автор сравнила оперение снегиря? Почему эту красногрудую птичку так назвали?

    • Объясните, как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири.

    • Являются ли слова снег и снегирь однокоренными? Проверьте себя по словарю однокоренных слов (с. 135).

Снеги́рь

    Ответ: устно.

Упражнение 159. Прочитайте.

1. Грачи и скворцы первыми весну встречают. 2. Гадюка — ядовитая змея. 3. Сова — ночная птица. 4. Клесты выводят птенцов зимой. 5. Ежи, колючие зверьки, живут в лесах и садах. 6. Прудовые лягушки всё лето живут в воде.

    • Спишите любые два предложения. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверять.

    • Выпишите любые три слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом с каждым словом запишите проверочное.

Ответ:

1. Грачи и скворцы первыми весну встречают.

    2. Гадюка — ядовитая змея.

    Грачи — грач, скворцы — скворушка.

Упражнение 160. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.

1. В гнезде трое грачат.

2. Вот прилетели родители.

3. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.

4. Птицы громко пищали.

5. На берёзе грачиное гнездо.

    6. Оно сделано из прутьев, глины и травы.

    • Запишите заголовок и составленный текст.

    • Подчеркните в выделенных словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Объясните их написание.

    Ответ:

Родительские заботы

На берёзе грачиное гнездо. Оно сделано из прутьев, глины и травы. В гнезде трое грачат. Птицы громко пищали. Вот прилетели родители. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.

Упражнение 161. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Сентябрьское утро. Иду по л..сной тр..пинке. Тр..ва в р..се. На тр..ве сл..ды м..их сапог. Л..тит с деревьев з..лотая л..ства. На з..мле к..вёр пёстрых листьев. У к..рней старой с..сны вижу гр..бки. Это ..сенние опята.

Н. Сладков

    • Объясните написание слов с пропущенными буквами. Подготовьтесь написать этот текст под диктовку (см. Памятку 7 «Как подготовиться к диктанту» на с. 133).

    Ответ:

Сентябрьский лес

Сентябрьское утро. Иду по лесной тропинке. Трава в росе. На траве следы моих сапог. Летит с деревьев золотая листва. На земле ковёр пёстрых листьев. У корней старой сосны вижу грибки. Это осенние опята.

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?

Упражнение 162. Прочитайте. Чем интересен заголовок?

Жёлтые мышки

За окном ветерок веселится:

То попрыгает, то притаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно жёлтые мышки от ко́шки.

      В. Орлов

    • В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их.

    • В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить? Почему? Где можно проверить написание таких слов?

    • Спишите любое предложение.

    Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

    В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

    Ответ:

Окном — окна, ветерок — ветер, веселится — весело, веселье, притаится — тайна, листочки — лист, бегут — бег.

Ветерок, дорожке, жёлтые — правописание можно проверить по словарю.

За окном ветерок веселится:

То попрыгает, то притаится.

Упражнение 163. Прочитайте. По какому признаку распределены слова в группы?

    • Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверьте себя по орфографическому словарю учебника.

    Ответ:

    Берёза, ветер, деревня, тетрадь.

    Молоко, одежда, посуда, яблоко.

    Капуста, карандаш, работа, сахар.

    Заяц, лягушка, язык, январь.

Упражнение 164. Прочитайте.

В разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля. Ягоды нередко почти лежат на земле. В немецком языке эту ягоду называют земляная ягода. В польском языке она именуется как позёмка.

    • Почему землянику так назвали? А можете ли вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника?

    • Найдите в тексте три словарных слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

    Ответ:

Ягода, язык, земляника.

Упражнение 165. Выпишите из орфографического словаря слова-названия растений. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

    Ответ:

    Земляника, малина, яблоня.

Упражнение 166. Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов — это однокоренные слова.

осина — осинник, Москва — москвичи, ветер — ветерок, капуста — капустный, ягода — ягодный, тетрадь — тетрадка, ноябрь — ноябрьский.

    • Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните в корне каждого слова букву, написание которой надо запомнить.

    • Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

    Ответ:

Молодая осинка загораживалась от ветра серебряными ладошками и гнула макушку.

Упражнение 167. Прочитайте.

    Алф..вит, оз..ро, ж..лтый, зв..зда, пл..щадка, ч..сы, б..льница, н..ябрь, ябл..ко, м..ряк, л..ства, б..рёза, п..льто.

    • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в две группы: в первую — слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, а во вторую — слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

    • Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарю.

    Ответ:

Озеро, звезда, площадка, часы, больница, моряк, листва.

Алфавит, жёлтый, ноябрь, яблоко, берёза, пальто.

Упражнение 168. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

В малиннике малиновый и запах, и уют.

В малиннике мали́новки и ёжики живут.

В малиннике малинки вкуснейшие растут.

В малиннике — малина. Марина тут как тут.

      В. Семёнов

    • Найдите в предложениях однокоренные слова. Что они обозначают? Будут ли однокоренными слова малина и малиновка? Объясните свой ответ.

    • Выпишите однокоренные слова. Подчеркните в корне этих слов букву, написание которой надо запомнить.

Мали́на

    Ответ:

    Малинник.

В малиннике, малиновый, малиновки, малинки, малина.

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слову малина уже более 300 лет. Одни учёные считают, что оно произошло от корня мал-: ягода малины состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие учёные утверждают, что ягода получила своё название по цвету спелых ягод (и́ссиня-пурпу́рный, мали́новый).

    От слова малина образовались слова: малинный (куст, чай), малиновый (сок), малинник и др.

Упражнение 169. Рассмотрите рисунки. Прочитайте. Когда так говорят?

1. Язык заплетается. 2. Бежать во все лопатки. 3. Воробью по колено. 4. Вставать с первыми петухами. 5. Трещит как сорока. 6. Считать ворон. 7. Не бросай слов на ветер. 8. Медведь на ухо наступил.

    • К каким сочетаниям слов подходят рисунки? Какие юмористические рисунки можно сделать к другим словосочетаниям?

    • Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 170. Прочитайте.

Я с..жу за верстако́м,

Песню нап..ваю

И в подмётки молотком

Гво́здики вб..ваю.

      С. Михалков

    • О ком говорится в стихотворении?

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как вы проверяли написание этих букв.

    • В слове молоток два безударных звука обозначены одной и той же буквой о. Написание какой из них вы можете проверить? Какое слово будет проверочным?

    Ответ:

    Я сижу (сидя) за верстаком,

    Песню напеваю (петь)

    И в подмётки молотком (молотит)

    Гвоздики вбиваю (бить).

Упражнение 171. Прочитайте.

    1. Чирикает ... .

    2. Мычит ... .

    3. Лает ... .

    4. Два ... в одной берлоге не живут.

    5. Всем даёт здоровье ... коровье.

    6. Мимо яблоньки ... не падает.

    7. В шкафу висит зимняя ... .

    • Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

    Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка. Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.

    Ответ:

    1. Чирикает воробей.

    2. Мычит корова.

    3. Лает собака.

    4. Два медведя в одной берлоге не живут.

    5. Всем даёт здоровье молоко коровье.

    6. Мимо яблоньки яблоко не падает.

    7. В шкафу висит зимняя одежда.

Упражнение 172. Прочитайте. Перед вами орфографическая задача. В чём она заключается?

    • Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать эти слова. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которые вы выбрали.

    Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, — это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.

    Ответ:

Сорока (запомнить), пчела (пчёлы), заяц (запомнить), звезда (звёзды), яблоко (запомнить), малина (запомнить), петух (петя), лягушка (запомнить), дрозды (дрозд).

Упражнение 173. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

воробей      воронёнок      сапожок

молоко      земляника      хорошо

молоток      машинист      городок

деревенька      ветерок      снегирёк

    • Запишите слова. Обозначьте в них ударение. Подчеркните в словах орфограммы.

    • Какую из орфограмм в корне каждого слова можно проверить, а какую надо запомнить?

    • Составьте предложение с одним словом.

    Обратите внимание!

    Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма: вода, трава, грибник, река.

    Если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма: ноябрь, ветер, заяц.

    Ответ:

Воробе́й, молоко́, молото́к, дереве́нька, воронёнок, земляни́ка, машини́ст, ветеро́к, сапожо́к, хорошо́, городо́к, снегирёк.

Земляника — ягода мелкая, но сладкая и очень душистая.

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: о́рфос — «правильный» и гра́мма — «запись, буква». А всё слово означает «правильная запись» или «правильная буква».

Упражнение 174. Прочитайте.

1. Сл..вечко, кр..кливый, в..ренье, под..рить.

2. Кр..сноватый, д..рога, св..тлячок, т..шина.

3. Зв..ринец, д..щечка, к..р..ндаш, ш..повник.

4. Ст..рушка, переп..сать, в..здушный, цв..ток.

    • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя — непроверяемые орфограммы.

    Ответ:

1. Словечко, крикливый, варенье, подарить.

2. Красноватый, дорога, светлячок, тишина.

3. Зверинец, дощечка, карандаш, шиповник.

4. Старушка, переписать, воздушный, цветок.

Упражнение 175. Прочитайте.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

      3. Александрова

    • Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы.

    • Спишите стихотворение. Назовите в последнем предложении основу: подлежащее и сказуемое.

    Ответ:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И @@@превратились№№№ лужицы

В холодное стекло.

Снежок, бело, стекло.

Упражнение 176. Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился? Подготовьтесь об этом рассказать.

    Ответ: устно.

Упражнение 177. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

    • Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном?

    • Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?

    • Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.

    Ответ:

В детстве первый снег как чудо. Ещё вчера за окном было серо и скучно. И вдруг утром — такая красота! Словно сказочная живая картина. Ветви деревьев ещё не успели сбросить листву. И листья, и ветви и забор одеты в белоснежные пышные шапки. А снег всё валит!

Проверь себя

    1. Произнесите слова. Запишите только те слова, которые начинаются с гласного звука.

    Дятел, иволга, ястреб, аист.

    Ответ:

Иволга, ястреб, аист.

    2. Прочитайте слова. В каких из них написание выделенной буквы надо проверять? Объясните свой ответ.

    Зима́, зимушка, зимо́й, зимний.

    Ответ:

Зима, зимой — безударные гласные в корне, зимушка, зимний — не надо проверять.

    3. Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясните свой ответ.

    Трава, пчела, дожди, плита.

Ответ:

Однокоренными словами: трава — травный, пчела — пчёлка, дожди — дождик, плита — плитка.

Формами слова: трава — травы, пчела — пчёлы, дожди — дождь, плита — плиты.

    4. Прочитайте. Запишите только слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.

    Лопата, скворец, зверёк, ветер, ноябрь.

    Ответ:

Лопата, ветер, ноябрь.