ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Звуки и буквы
Согласные звуки
Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?
Отличия согласного звука от гласного:
• согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
• при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
• согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни́|га, дру́ж|ба.
Упражнение 178. Назовите правильно буквы.
• Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами. Чего больше: согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?
• Запишите буквы в алфавитном порядке.
Ответ:
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Упражнение 179. Прочитайте скороговорки. Спишите их.
Сух сук нёс барсук.
Стоит воз овса, возле воза — овца.
Добр бобр до бобрят.
• Подчеркните слова, которые различаются одним согласным звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.
Ответ:
Сух сук несёт барсук.
Стоит воз овса, возле воза — овца.
Добр бобр до бобрят.
Упражнение 180. Прочитайте.
Опали с берёзы последние листья.
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своею серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.
П. Киричанский
• О какой стране говорится в стихотворении? А вы видели такую страну? Расскажите о ней.
• Произнесите согласные звуки в любом слове. А теперь назовите буквы, которыми обозначены эти согласные звуки.
• Напишите по памяти первое предложение. При подготовке к письму пользуйтесь Памяткой 6 (с. 133).
Моро́з
Ответ: переписывание.
Упражнение 181. Прочитайте загадку. Спишите.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
В. Фетисов
• Какие звуки помогли вам отгадать загадку? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.
• Какими звуками (и буквами) различаются выделенные слова по смыслу? Как вы понимаете значения данных слов?
Ответ: переписывание.
Упражнение 182. Прочитайте.
1. Шли, и, из, мальчик, девочка, школы.
2. Мальчик, помог встать, и, портфель, девочке, передал, старушке.
3. Старушка, и, упала, поскользнулась.
4. Скользко, на, было, улице.
5. Впереди, старушка, них, шла.
• Составьте из слов предложения. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Придумайте к нему заголовок.
• Запишите заголовок и составленный текст.
Ответ:
Случай на улице
Мальчик и девочка шли из школы. На улице было скользко. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик передал портфель девочке и помог старушке встать.
Согласный звук [Й’] и буква И КРАТКОЕ
Упражнение 183. Прочитайте.
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
С. Маршак
• В каких словах есть звук [й’]? В каком из них звук [й’] обозначен буквой «и краткое»?
• Напишите строки по памяти. При подготовке к письму пользуйтесь Памяткой 6 (с. 133).
Ответ:
Ели [йэли].
Упражнение 184. Прочитайте. Какая буква пропущена в каждом слове? Какой звук или звуки она обозначает?
Й? Я? Ё? Е? Ю?
..́блоко трамва́.. ..жик скаме́..ка
хокке́.. ма..́к музе́.. по..́здка
за́..чик за́..ц ..биле́й встреча́..те
• Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором два согласных звука [й’].
Ответ:
Яблоко [й’а], хоккей [й’], зайчик [й’], трамвай [й’], маяк [й’а], заяц [й’а], ёжик [й’о], музей [й’], юбилей [й’у], скамейка [й’], поездка [й’э], встречайте [й’].
Упражнение 185. Прочитайте.
1. Хороший снежок урожай сбережёт.
2. Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай.
3. Урожай сам не придёт — за посевами нужен уход.
• Как вы понимаете выражения славный урожай, новый урожай, низкий урожай?
• Спишите первое предложение. Докажите, что выделенные слова составляют грамматическую основу предложения.
• Выпишите из других предложений слова со звуком [й’], разделяя слова на слоги (|).
Ответ:
Хороший снежок урожай @@@сбережёт№№№.
По|ли|вай, слав|ный, у|ро|жай.
Страничка для любознательных
Звук-невидимка
В русском языке есть звук-невидимка — это звук [й’]. Ведь он часто «скрывается» в гласных буквах е, ё, ю, я: ели [й’э́ли], ёлка [й’о́лка], юла [й’ула], яма [й’ама]. А на конце слова или перед согласным звук [й’] легко себя обнаруживает: край, май, чайник, шайба.
Упражнение 186. Прочитайте. Почему слова так разделены для переноса? Как ещё можно их перенести?
Хозяй-ка, слушай-те, играй-те, читай-те, здра-вствуй-те, пожалуй-ста, скамей-ка, урожай-ный (год), трамвай-ный (путь).
• Запишите слова, ставя горизонтальную чёрточку (—) там, где в слове возможен перенос: хо-зяй-ка.
Ответ:
Хо-зяй-ка, слу-шай-те, иг-рай-те, чи-тай-те, здрав-ствуй-те, по-жа-луй-ста, ска-мей-ка, уро- жай-ный (год), трам-вай-ный (путь).
Упражнение 187. Прочитайте.
Нью-Йо́рк, майо́р, йо́д, йо́гурт, майоне́з, фойе́, фейерве́рк, Йошка́р-Ола́.
• Как вы понимаете лексическое значение каждого слова? Назовите незнакомые вам слова.
• Запишите слова в алфавитном порядке.
Обратите внимание! В данных словах звук [й’] стоит перед гласным звуком. Все эти слова пришли к нам из других языков: французского, греческого, латинского, немецкого и марийского. Написание буквосочетаний йо и йе в этих словах надо запомнить.
Ответ:
Йогурт, йод, Йошкар-Ола, майонез, майор, Нью-Йорк, фойе, фейерверк.
Слова с удвоенными согласными
Упражнение 188. Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Запишите слова.
Класс, перро́н, ва́нна, килогра́мм, во́жжи, ссо́ра, грипп, ка́сса, профе́ссия, то́нна, до́ллар, шоссе́, аппети́т.
• Подчеркните удвоенные согласные.
Удвоенные согласные в слове — это орфограмма.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Ответ: переписывание.
Упражнение 189. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
Аппара́т, суббо́та, телегра́мма, хоккеи́ст, колле́кция, терра́са, орфогра́мма, А́нна, пассажи́р, програ́мма, кроссо́вки.
• Спишите. Подчеркните в словах удвоенные согласные. Составьте с любым словом предложение.
• Вспомните и скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.
• Выберите любое слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу.
Образец. Тер-раса, терра-са.
Суббо́та
Ответ:
Ап-па-рат
Витя собрал модель летательного аппарата и решил испытать его в субботу.
Упражнение 190. Прочитайте. Замените сочетания слов одним словом.
1. Вид городского транспорта. 2. Игра на льду. 3. Обучение животных. 4. Рисунок к тексту в журнале, газете, книге. 5. Дорожка в парке. 6. Американский крокодил. 7. Один из видов спортивной игры в мяч.
Слова для справок: алле́я, аллига́тор, дрессиро́вка, тролле́йбус, иллюстра́ция, те́ннис, хокке́й.
• Запишите слова в том порядке, в каком даны значения этих слов. Подчеркните в словах удвоенные согласные.
Ответ:
1. Троллейбус. 2. Хоккей. 3. Дрессировка. 4. Иллюстрация. 5. Аллея. 6. Аллигатор. 7. Теннис.
Упражнение 191. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Александра Степановича Степанова «Лоси».
• Что художник изобразил на картине? Почему картина так названа?
• Откуда вышли лоси? Что они увидели на опушке леса? Чем занялись лосята? Кто их охраняет? Каким был старый лось?
• Понравилась ли вам картина? Чем?
• Составьте рассказ по картине, используйте опорные слова. Подготовьтесь его рассказать.
• Запишите 3 — 4 предложения из своего рассказа.
Опорные слова: зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, тёмного цвета, огромные ветвистые рога, настороженно прислушиваются, нет ли опасности.
Ответ:
Семья лосей вышла из леса. На опушке стоял стог сена. Весеннее солнце оставило снег только на макушке стога. Лосей привлёк запах душистого сена. Пока лосиха с лосятами ели, старый лось, тёмный, с ветвистыми рогами, чутко прислушивался, нет ли поблизости опасности.
Наши проекты
И в шутку и всерьёз
• Выполните задания, и вы поймёте, почему этот проект так называется.
1. Расположите слова по степени увеличения в них согласных звуков.
Паук, она, мандарин, ягода, стриж.
Ответ:
Она, паук, [йа]ягода, стриж, мандарин
2. Какой согласный звук есть во всех данных словах? Произнесите его.
Клей, юла, лейка, маяк.
Ответ: [й].
3. Разгадайте по согласным первую строчку известной детской песенки.
В Л_С_ Р_Д_Л_С_ л_чк_,
В Л_С_ _Н_ Р_СЛ_.
Ответ:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
4. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Найдите ошибки.
На костре козёл стоял,
Под козлом костёр плясал.
Ответ:
На костре котёл стоял,
Под котлом костёр плясал.
5. Прочитайте. Отгадайте слово. Напишите это слово. Проверьте его написание по толковому словарю.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два СС,
Называется ... .
Придумайте сами 2 — 3 занимательных задания по русскому языку.
Ответ:
Экспресс.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Упражнение 192. Рассмотрите рисунки.
• Произнесите каждый согласный звук.
• Произнесите парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. В чём различие в произношении этих согласных звуков?
• Произнесите:
а) только мягкие непарные согласные звуки;
б) только твёрдые непарные согласные звуки.
Ответ: устно.
Упражнение 193. Прочитайте и выполните любое задание.
1. Назовите буквы, которыми обозначаются парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Начните так: «Буквой «бэ» могут быть обозначены звуки [б] и [б’]».
2. Назовите буквы, которыми обозначаются только твёрдые непарные согласные звуки или только мягкие непарные согласные звуки. Приведите примеры слов, в которых вы напишете эти буквы.
3. Подберите пары слов, которые начинаются с парного по твёрдости-мягкости согласного звука.
Ответ:
Берёза — брат, ветер — вода, гиря — горе, дерево — дорога, зеркало — заря, кедр — коза, лень — луна, мир — море, небо — ночь, песня — поле, река — роса, сено — соль, тень — труба, ферма — форма, хек — хорь.
Упражнение 194. Рассмотрите рисунки.
• Запишите названия предметов.
• Произнесите записанные слова. В каких из них есть звук [л], а в каких — звук [л’]? Произнесите попеременно эти звуки. Подчеркните в словах букву, которой обозначены звуки [л] и [л’].
Вспомните! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь. Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.
Ответ:
Пальто [л’], платок [л], шляпа [л’], платье [л].
Упражнение 195. Прочитайте. Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.
Ответ:
Нос [нос] — нёс [н’ос], мыл [мыл] — мил [м’ил], ел [йэл] — ель [йэл’].
Упражнение 196. Прочитайте скороговорки, в которых пропущена заглавная и строчная буква «эс». Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?
У ..ени и ..ани
в ..етях ..ом .. у..ами.
У о..ы не у..сы,
не у..ищи, а у..ики.
• Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах букву, которая обозначает твёрдый парный согласный звук [с].
Ответ:
У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
У осы не усы,
Не усищи, а усики.
Упражнение 197. Прочитайте.
Кукушка, тополь, астра, ласточка, липа, жаворонок, клён, ромашка, маргаритки.
• В зависимости от лексического значения слов разделите их на три группы. Запишите слова группами.
• Найдите в словах каждой группы букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Подчеркните её. Произнесите звук, который она обозначает.
Ответ:
Кукушка, ласточка, жаворонок.
Тополь, липа, клён.
Астра, ромашка, маргаритки.
Упражнение 198. Прочитайте.
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Попробуйте вытащить гвоздь без клещей,
Без валенок вытерпеть стужу...
Ю. Ефремов
• В каком предложении выражена главная мысль? Спишите это предложение.
• Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Ответ:
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Упражнение 199. Прочитайте.
Тихо те́нькает синица
Меж разве́систых ветвей.
С. Есенин
• Какое слово передаёт звучание голоса птицы? Как вы его узнали?
• Напишите строки по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложении главные члены.
Ответ:
Тихо @@@тенькает№№№ синица
Меж развесистых ветвей.
Упражнение 200. Рассмотрите рисунок.
• Составьте по рисунку небольшой рассказ. Придумайте для него название. Запишите получившийся текст.
Ответ:
Ожидание весны
Последние дни зимы были тёплыми и солнечными. По выходным мы играли в роще в снежки, катались на санках. Снег был липким и быстро таял. Слепленный снеговик наутро растаял.
Упражнение 201. Прочитайте.
Слово декабрь произошло от латинского слова «де́цем» — десятый. В Древней Руси он был десятым месяцем, а с 1700 года его стали считать двенадцатым месяцем.
На Руси месяц декабрь народ называл сту́день, стужа́йло, студёный, лютове́й, лю́тень, ледоста́в и ледосто́й. В этом месяце начиналась зима, становилось холодно, студёно. В декабре лютует матушка-зима.
• Спишите третье предложение. Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
• Найдите в тексте слова, которые начинаются и заканчиваются мягким согласным звуком.
Дека́брь
Ответ:
В декабре лютует матушка-зима.
Месяц, декабрь, лютовей, лютень, ледостав, ледостой, зима, лютует.
Руси, декабрь, студень, студёный, лютовей, лютень, ледостой, начиналась, становилось, декабре.