ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Звуки и буквы
Мягкий знак Ь
Для чего служит мягкий знак (Ь)?
Упражнение 202. Прочитайте.
Скромность всякому к лицу.
Бережливость — не скупость.
Совесть — верный советчик.
Объясните смысл пословиц. Какие ещё хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?
Запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звука.
Что вы знаете о букве «мягкий знак» (ь)?
Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
Ответ:
Скромность всякому к лицу.
Упражнение 203. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
• Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки. Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?
• Спишите. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Ответ:
Брат брать, мел — мель, пенки — пеньки, галка — галька.
Упражнение 204. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.
Ле́беди — ле́бедь, ска́терти — …, снегири́ — …, медве́ди — …, тюле́ни — ... .
• Запишите пары слов. Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука.
• В каких словах все согласные звуки мягкие? Произнесите эти согласные звуки.
Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце и в середине слова перед согласными
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед согласными обозначается мягким знаком (ь): львы, конь.
Буква «мягкий знак» (ь) в словах — это орфограмма
Ответ:
Лебеди — лебедь, скатерти — скатерть, снегири — снегирь, медведи — медведь, тюлени — тюлень.
Упражнение 205. Прочитайте.
Вьётся недале́чко рече..ка-река,
Мале..кая речка ме́..ше ручейка.
Ни поплы.., ни нырну́..,
То́..ко ножки окуну́..
Чу..-чу..!
Е. Благинина
• Какие буквы в словах пропущены? А какие звуки обозначены этими буквами?
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ответ:
Вьётся недалечко реченька-река,
Маленькая речка меньше ручейка.
Ни поплыть, ни нырнуть,
Только ножки окунуть
Чуть-чуть!
Упражнение 206. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное.
Ого́нь — огоньки́, окунь — ..., стебель — ..., ме́бель — ме́бельный, школа — ..., сила — ..., дека́брь — дека́брьский, апрель — ... .
• Запишите слова парами. Подчеркните в словах мягкий знак.
• Как разделить для переноса выделенные слова?
ме́бель
• Вспомните! Мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной: маль-чик, паль-то, ступень-ки.
Ответ:
Огонь — огонь-ки, окунь — окунь-ки, стебель — сте-бель-ки, ме-бель — ме-бель-ный, школа — школь-ный, си-ла — силь-ный, де-кабрь — де-кабрь-ский, ап-рель — ап-рель-ский.
Упражнение 207. Прочитайте.
Опрятней модного парке́та
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд...
А. Пушкин
• Что вы представили, читая это стихотворение? Как вы поняли первое предложение?
• Спишите строки. Проверьте себя.
• Найдите слова с буквой «мягкий знак» (ь). Какое из них нельзя перенести с одной строки на другую? Почему? А другие слова с мягким знаком как перенести?
Ответ:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Маль-чи-шек радостный народ
Конь-ка-ми звучно режет лёд...
Упражнение 208. Прочитайте.
Льдина покрыта снегом. На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк — детёныш тюленя. Плавал он ещё плохо.
Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него были чёрные. Белёк лежал и смотрел на мир круглыми, как бусины, глазами.
Утром к бельку приплыла мать. Она покормила малыша молоком и опять уплыла.
С. Сахарнов
• Определите тему текста. Озаглавьте его.
• Какой был белёк? Прочитайте.
• Напишите ответы на вопросы:
1. Где лежал белёк?
2. Кого так называют?
3. Как выглядит белёк?
4. Кто и когда приплыл к бельку?
5. Что сделала мать?
Ответ:
Белёк
Тема: описание детёныша тюленя.
1. Белёк лежал на снегу возле ледяной глыбы.
2. Белёк — детёныш тюленя.
3. Шёрстка у белька белая, пушистая, нос и глаза чёрные.
4. Утром к бельку приплыла мать.
5. Мамь покормила малыша молоком и опять уплыла.
Упражнение 209. Прочитайте. В чём смысл первого предложения?
1. Не спор(?) по пустякам! 2. Нел(?)зя брат(?) чужие вещи! 3. У кол(?)ца нет кон(?)ца. 4. Горят угол(?)ки в угол(?)ке печи. 5. У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки. 6. У крыл(?)ца шест(?). На нём шест(?) гал(?)чат.
• Спишите любые три предложения, вставляя, где нужно, мягкий знак (ь).
Ответ:
1. Не спорь по пустякам! 2. Нельзя брать чужие вещи! 3. У кольца нет конца.
Проверь себя
1. Запишите данные слова по степени убывания в них согласных звуков.
Сыр, спорт, ива, край.
Ответ:
Ива, сыр, край, спорт.
2. Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки.
Капля — цапля, лук — люк, хор — хорь.
Ответ:
Капля [к] — цапля [ц], лук [л] — люк [л’], хор [р] — хорь [р’].
3. Запишите только те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Щавель, якорь, кисель, йод, ручей.
Ответ:
Щавель, кисель, йод.
4. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.
Чайка, сентябрь, шляпа.
Ответ:
Чайка, сентябрь, шляпа.
5. В каких словах количество звуков и букв одинаково? Объясните свой ответ.
Зима, июль, льды.
Ответ:
Зима [з’има], июль [ий’ул’], льды [л’ды].
6. Расскажите о «работе», которую выполняет буква «мягкий знак» (ь) в слове.
Ответ:
Мягкий знак (ь) даёт мягкость предыдущему согласному, а сам звука не имеет.
Наши проекты
Пишем письмо
• Накануне Нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Прочитайте одно из них.
Лиза зажгла настольную лампу и села писать письмо. Самое важное письмо за весь год — письмо Деду Морозу.
«Дорогой Дедушка Мороз. Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе несложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый год. Ты всё можешь! Спасибо. Лиза».
Лиза запечатала письмо в конверт и опустила в почтовый ящик.
Дедушка Мороз прочитал письмо, улыбнулся, поглаживая бороду.
1. Закончите рассказ: какие события могли происходить в царстве Деда Мороза? Что нашла Лиза под ёлочкой в новогоднюю ночь?
Ответ:
В царстве Деда Мороза мела пурга. Но Дед Мороз приказал птицам лететь в южные леса и доставить свежей земляники. В новогоднюю ночь Лиза нашла под ёлочкой маленькую корзинку с душистой земляникой.
2. А вам приходилось писать письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?
Ответ:
Мои письма терялись в дороге и Деду Морозу не доходили.
3. Какое письмо Деду Морозу или Снегурочке вы уже написали или хотели бы написать в этом году? Если это не секрет, расскажите о своих желаниях.
Напишите своё письмо Деду Морозу.
Ответ:
Я хочу отправиться в кругосветное путешествие.
Дорогой Дед Мороз! Я пока ещё школьник, но учусь хорошо и занимаюсь спортом. А вчера катился с горы и сломал лыжи. Мне очень жаль! В новогоднюю ночь мы с ребятами собирались в лыжный поход в лес. Наш тренер сказал, что ёлку рубить не будем, а устроим ей праздник прямо в лесу. Разожжём костёр, будем водить хороводы, играть. Пусть она порадуется. Не мог бы ты прислать мне новые лыжи? Очень не хочется пропустить такой праздник.
Заранее благодарен. Соколов Игорь, ученик 6 «А» класса.