ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 2
Звуки и буквы
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Упражнение 1. Прочитайте. Когда так говорят?
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.
• Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
• Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн. Что надо знать об их написании?
Ответ:
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.
Упражнение 2. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
• Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч’] и [щ’].
• Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
а) с чк,
б) с чн,
в) с чт,
г) с щн.
Ответ:
а) удочка, ласточка, спички, печка;
б) песочница, цветочница, молочный;
в) мечта, почта, мачта;
г) помощник, хищник, мощный.
Упражнение 3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Одува́нчик, по́нчик, ко́нчик, бли́нчик, стака́нчик, пте́нчик.
• Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч’]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч.
• Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч.
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы.
Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик.
Ответ: переписывание.
Упражнение 4. Прочитайте.
Мышонок встал на цы́почки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пили́кает.
И. Токмакова
• Что значит встать на цыпочки? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого? Почему поэтесса употребила слово пиликает?
• Спишите. Подчеркните буквосочетание чк.
Ответ: переписывание.
Упражнение 5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
Ответ:
1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
Упражнение 6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
Мале[н’]кий, кроше[ч’]ный, звёздо[ч’]ка, пи[с’]мо, хи[щ’]ный, па[л’]то, дево[ч’]ка, си[л’]ный, берёзо[н’]ка, кры[л’]цо, рече[н’]ка, спи[ч’]ки, ступе[н’]ки, тарело[ч’]ка.
• Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
• Подберите к выделенным словам однокоренные.
Ответ:
Маленький, крошечный, звёздочка (звезда, звёздный, звездопад), письмо, хищный, пальто, девочка, сильный, берёзонька (берёза, берёзовый, берёзка), крыльцо, реченька (река, речной, речка), спички, ступеньки, тарелочка (тарелка, подтарельник).
Упражнение 7. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
2. Стала расти у ст..риков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
• Объясните написание слов с пропущенными буквами.
• Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн.
Ответ:
1. Золотое яичко. Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое.
2. Снегурочка.
3. Лисичка и скалочка.
Снесла — снёс, золотое — золото, стариков — старый, часам — час, бел//еньк//ая, снег — снега, коса — косы, лисичка — лисы, дорожке — запомнить.
Упражнение 8. Произнесите слова.
• Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 133), правильно ли вы произнесли слова.
• Устно составьте предложение с любым словом.
Ответ: устно.
Упражнение 9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная по́лочка. Она прикреплена́ к фо́рточке.
Посы́плю на полочку крупы́ или хлебных кро́шек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю́ на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу́ на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристе́ли.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
Н. Сладков
• Почему в тексте выделены три части?
• Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Ответ:
Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.
Упражнение 10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
В небе — вечер, в небе — тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
• Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
Ответ: переписывание.
Наши проекты
Рифма
• Вспомните: что такое рифма?
Рифма — это созвучие концов стихотворных строк.
1. Прочитайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?
— Теперь, —
Сказал мне человек, —
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье — точка...
Д. Чиарди
Ответ:
Сыграть — рифмовать, кочка — бочка — строчка, сорочка, листочка, точка.
2. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках.
Тучки-овечки пьют воду из речки.
Течёт речка, печёт печка.
• Объясните, как записать скороговорки так, как мы записываем стихотворный текст.
Ответ:
Тучки-овечки
Пьют воду из речки.
Течёт речка.
Печёт печка.
3. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
Жук увидел одуванчик
И присел, как на ... .
Ответ:
Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик.
4. Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
... курочка ... подружка
... дудочка ... ватрушка
... птичка
... спичка
Ответ:
Научилась курочка
Танцевать под дудочку
Толстая подружка
Похожа на ватрушку.
Крылом взмахнула птичка,
Потух огонь на спичке.
5. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить 1 — 2 из них. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.
1. Дождик вылился из тучки, ... .
2. Здесь хорошее местечко, ... .
3. Чи́ки, чи́ки, чика́лочки!
Едет гусь на палочке, ... .
Ответ:
1. Дождик вылился из тучки,
Вымыл дождик ёлкам ручки.
2. Здесь хорошее местечко,
Рядом поле, лес и речка.
3. Чики, чики, чикал очки!
Едет гусь на палочке,
А за ним гусята —
Бойкие ребята.
6. Составьте словарик собственных рифм к любому из данных слов.
точный белочка
погремушка птичка
ночка книжка
Подготовьте презентацию составленных словариков и поэтических строк. Можете проиллюстрировать свои работы.
Ответ:
Точный — сочный, прочный, склочный, полуночный.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Упражнение 11. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час.
• Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки. Произнесите каждый шипящий звук.
Това́рищ
Ответ:
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час.
Упражнение 12. Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить?
[ж], [ч’], [щ’], [ш].
• Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке. Приведите примеры слов, где есть шипящий звук.
Ответ: устно.
Упражнение 13. Прочитайте. Произнесите слоги.
• Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? А какими буквами он обозначен?
• В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему?
• Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу — это орфограммы.
Вспомните, как пишутся буквосочетания:
• жи — ши — с буквой и;
• ча — ща — с буквой а;
• чу — щу — с буквой у.
Ответ:
Ы, и — [ы], а, я — [а], у, ю — [у].
Запомнить: чу/щу, ча/ща, жи/ши.
Упражнение 14. Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?
Лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.
• В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких — частью слога?
• Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов.
Ответ:
Лы-жи, жизнь, ро-ща, чай, чу-до, у-ши, чулок, щу-ка, за-да-ча, шить.
Безударные: лыжи, роща, уши, чулок, задача.
Упражнение 15. Прочитайте.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
• Какие слова помогли вам представить картину падающего снега?
• Объясните написание выделенных букв. Подготовьтесь записать предложение под диктовку.
Ответ: устно.
Упражнение 16. Прочитайте. Измените слова по образцу. Запишите.
Образец. 1. Нож — ножи́.
2. Писать — пиши́.
1. Ёрш — ..., лужа — ..., камыш — ..., груша — ..., лыжа — ..., ёж — ... .
2. Дружить — ..., списать — ..., спешить — ... рассказать — ... .
• Подчеркните в словах буквосочетания жи, ши.
Ответ:
1. Ёрш — ерши, лужа — лужи, камыш — камыши, груша — груши, лыжа — лыжи, ёж — ежи.
2. Дружить — дружи, списать — спиши, спешить — спеши, рассказать — расскажи.
Упражнение 17. Прочитайте слова и сочетания слов. Запишите изменяя слова по образцу, а слова из скобок п смыслу.
Образец.
1. Угоща́ть — ..., ворча́ть — ..., крича́ть — ..., верте́ть — ... .
2. Решу (задача), крик (грач), вижу (роща), жду (врач), идти без (плащ).
• Подчеркните буквосочетания ча, ща, чу, щу.
Ответ:
1. Угощать — угощу, ворчать — ворчу, кричать — кричу, вертеть — верчу.
2. Решу задачу, крик грача, вижу рощу, жду врача, идти без плаща.
Упражнение 18. Прочитайте. Назовите сказку.
Царь Салтан дивится чуду:
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А. Пушкин
• Объясните написание в словах выделенных букв. Спишите стихотворение.
Ответ:
Сказка о царе Салтане.
Жи/ши, ча/ща, чу/щу.
Упражнение 19. Прочитайте. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу слово из слов для справок. Запишите.
Кислый …, лесная …, колючий …, берёзовая …, фарфоровый …, пушистые …, дождевая ... .
Слова для справок: шипо́вник, ча́ща, щаве́ль, ча́йник, туча, снежи́нки, ро́ща.
Ответ:
Кислый щавель, лесная чаща, колючий шиповник, берёзовая роща, фарфоровый чайник, пушистые снежинки, дождевая туча.
Упражнение 20. Прочитайте шутки. Какие слоги пропущены в словах?
В поле тра́вы хоро..́,
А на речке камы.. ́.
Возле поля, мимо ржи,
Шли колючие е..́ .
Я руки в воду опу..́
И их в воде прополо..́ .
Или я зажгу све..́,
Или лампочку вклю..́ .
• Запишите любое предложение. Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.
Ответ:
В поле травы хороши.
А на речке камыши.
Упражнение 21. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквосочетания.
• Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ответ:
Площадка, туча, защищать, мочалка, зайчата, саранча, прощать.
Кувшин, снежинка, ландыши, моржи, машина, пружинка, ошибка, положить.
Дочурка, щупальца, щука, чулок, чуткий, выращу, вытащу, молчу.
Упражнение 22. Прочитайте.
1. Серая, зат..нула, всё, туч.., небо. 2. На, пол..тел, пуш..стый, сн..жок, землю. 3. Ч..десные, были, похожи, сн..ж..нки, на, белых, мотыл..ков, стайку. 4. Они, в, медленно, воздухе, круж..лись. 5. З..мля, белый, радостно, пух, встр..ч..ла, з..мы.
• Составьте из слов предложения.
• Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
• Если предложения составляют текст, то придумайте к нему заголовок.
Ответ:
Первый снег
Серая туча затянула всё небо. Пушистый снежок полетел на землю. Чудесные снежинки были похожи на стайку белых мотыльков. Они медленно кружились в воздухе. Земля радостно встречала белый пух зимы.
Упражнение 23. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Не кузнец, а с клещ..ми. 2. Щ..ка хв..стом м..хнула, лес погнула. 3. Круч.., бурч.., знать никого не хоч.. . 4. На з..лёной кочке ж..вут дочки, сами ален..кие, и бол..шие, и мален..кие.
Отгадки: метель, рак, клюква, ветер.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.
• Прочитайте загадку о метели. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?
Ответ:
1. Не кузнец, а с клещами. 2. Щука хвостом махнула, лес погнула. 3. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. 4. На зелёной кочке живут дочки, сами аленькие, и большие, и маленькие.
Проверь себя
1. Какую «работу» выполняет в каждом слове выделенная буква?
Мир, шишка, чайка, мяч, чудо, утюг.
Ответ:
Мир, мяч — смягчает предшествующий согласный. Жи/ши, ча/ща, чу/щу — надо запомнить.
2. Составьте свой орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием:
чк жи ча чу
чн ши ща щу
Ответ:
Ночка, печник, жизнь, машина, удача, щавель, чудо, чувство.
3. Рассмотрите рисунок.
• Составьте по рисунку рассказ на тему «День рождения». Подготовьтесь его рассказать.
Ответ: устно.