ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 2
Звуки и буквы
Звонкие и глухие согласные звуки

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Согласные звуки

Упражнение 24. Прочитайте таблицу «Согласные звуки». Произнесите сначала звонкие согласные, затем глухие согласные звуки.

    • Вспомните, почему согласные так называются: «звонкие» и «глухие». Какие из них произносятся с участием голоса и шума, а какие — только с участием шума?

    • Объясните, как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

    Проведите опыт! Положите ладонь на горло и попеременно произносите звонкий и глухой согласные звуки. При произнесении какого звука вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок: глухого или звонкого? По какому ещё признаку можно отличить глухой согласный звук от звонкого согласного?

    Ответ: устно.

Упражнение 25. Прочитайте. Спишите загадку. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Моря́ есть — плавать нельзя.

Доро́ги есть — ехать нельзя.

Земля есть — пахать нельзя.

Что это?

    • В каких словах загадки все согласные звуки только звонкие, а в каких — только глухие? Произнесите согласные звуки в этих словах.

    Вспомните! Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости

    Ответ:

Моря есть — плавать нельзя.

Дороги есть — ехать нельзя.

Земля есть — пахать нельзя.

Что это? (карта)

Звонкие согласные: моря, нельзя, дороги, земля.

Глухие согласные: есть, ехать, пахать, что, это.

Упражнение 26. Произнесите парные согласные звуки.

    • Подберите слова, которые начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука, например: болт — полк, бе́лка — пе́нка Запишите их.

    Ответ:

Брат — поле, ветка — фреска, год — кот, дом — торт, жук — шар, зонт — слон.

Упражнение 27. Произнесите слова. Скажите, что они обозначают. Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?

• Запишите слова парами по образцу: слово из упражнения и слово, которое у вас получилось.

    Образец. Жар — шар, ... .

    Ответ:

Жар — шар, коза — коса, борт — порт, голос — колос, день — тень.

Упражнение 28. Прочитайте. Спишите.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вы́мостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

      С. Маршак

    • Какие слова помогают нам представить мороз как живое существо?

    • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены непарные по глухости-звонкости согласные звуки.

    • Выполните звукобуквенный разбор слова мороз. При затруднении обратитесь к Памятке 1 «Как провести звукобуквенный разбор слова» (с. 130).

    Ответ:

Нашу речку, словно в сказке,

    За ночь вымостил мороз,

    Обновил коньки, салазки,

    Ёлку из лесу привёз.

    Моро́з — 2 слога, 5 б., 5 зв.

[м] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый;

    [а] — гласный, безударный;

    [р] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый;

    [о] — гласный, ударный;

    [с] — согласный, глухой, парный, твёрдый.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Упражнение 29. Прочитайте.

    суп — зуб       круг — звук

    год — рот      рукав — шкаф

    гараж — шалаш

    мороз — вопрос

    и́зморозь — из́морось

    • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

    • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?

    • Спишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе — родственные (однокоренные).

    • Спишите. Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках.

    • Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?

    • Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

    Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

    (дубо́к) дубки́      (луга́) луг

    (стрижи) стриж      (снежный) снежки

    Ответ:

Упражнение 31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой — родственные (однокоренные) слова?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк.

    • Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой.

    • В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких — совпадает: перед гласным звуком? перед непарным звонким согласным звуком [н]? перед другим парным согласным? на конце слова?

    • Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости согласный звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

    • Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

    В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берёз, берёза, берёзка.

    Ответ:

1. Формы слова. (Много) берёз.

2. Однокоренные слова. Берёзка.

Упражнение 32. Прочитайте.

Береги нос в большой мороз.

Снег глубок — год хорош.

Зимой шубка не шутка.

    • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

    • Запишите любую пословицу по памяти.

    Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

    Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

    Ответ:

Береги нос (носы) в большой мороз (морозы).

Упражнение 33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.

ниточка      сказка      морковь

рыбка      морковный      рыбы

лодочка      ноготь      сказочка

ногти      нитка      лодка

    • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

    • Подчеркните в корнях однокоренных слов одинаковые буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

    Образец. Морковный — морковь.

Морко́вь

    Ответ:

Рыбы — рыбка, ноготок — ноготь, сказочка — сказка, ниточка — нитка, морковный — морковь, лодочка — лодка.

Упражнение 34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-названия предметов.

    • Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.

    • Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов. Впишите в слова пропущенные буквы.

    Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

    • или изменить слово: глаз — глаза, островки — островок, дубки — дубок,

    • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка — сказочка, сказочный, холод — холодок, холодный.

    Ответ:

Голубь — голуби, тетрадь — тетради, улитка — улиточка, шапка — шапочка, юбка — юбочка.

Упражнение 35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.

    луга́ — ..., пауки́ — ..., поезда́ — ..., то́рты — ..., стрижи́ — ..., острова́ — ..., дубы́ — ..., снопы́ — ..., ша́рфы — ..., голоса́ — ..., арбу́зы — ... .

    • Запишите пары слов. Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.

    Ответ:

Камыши — камыш, луга — луг, пауки — паук, поезда — поезд, торты — торт, стрижи — стриж, острова — остров, дубы — дуб, снопы — сноп, шарфы — шарф, голоса — голос, арбузы — арбуз.

Упражнение 36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

Поб..жала к..за в огоро..,

Ей навстреч.. попался наро.. .

— Как не стыдно тебе, егоза́?

И к..за опустила гл..за.

А когда разошёлся наро..,

Поб..жала опять в огоро.. .

      Н. Рубцов

    • Придумайте к стихотворению заголовок. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Наро́д

    Ответ:

Как не стыдно тебе, коза?

Побежала коза в огород,

Ей навстречу попался народ.

— Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород.

Упражнение 37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.

    Луг — лук, плод — плот, пруд — прут.

    • Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

    Ответ:

Луг — луга, лук — луки, луковый, плод — плоды, плот — плоты, пруд — пруды, прут — прутья.

Упражнение 38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.

1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.

2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.

    3. Утконос, под, пищу, водой, находит.

4. Жираф, листья, ветвей, с, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.

    • Кого так называют: жираф, утконос, леопард, морж? Почему утконоса так назвали?

    • Объясните написание выделенных букв.

    • Подчеркните в любом предложении главные члены.

    Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

    Ответ:

1. Морж@@@добывает№№№ себе пищу на дне морском.

2. Леопард часто @@@хранит№№№ добычу на ветвях деревьев.

Упражнение 39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости—звонкости согласный звук.

    хороший — ..., молодой — ..., слабый — ..., свежий — ..., строгий — ..., ленивый — ..., грубый — ... .

    принесёт — …, замёрзнет — …, стерегла — ... .

    • Запишите пары слов. Соедините дугой одинаковые буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в проверяемом и проверочном словах.

    Ответ:

1. Вежливый — вежлив, хороший — хорош, молодой — молод, слабый — слаб, свежий — свеж, строгий — строг, ленивый — ленив, грубый — груб.

2. Привезёт — привёз, принесёт — принёс, замёрзнет — замёрз, стерегла — стерёг.

Упражнение 40. Прочитайте. Спишите.

1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы — из глаз слёзы.

    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    • Найдите в предложениях синоним к слову неожиданно

Вдру́г

    Ответ:

Неожиданно — вдруг.

Упражнение 41. Прочитайте.

Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).

    • Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.

    • В чём различие в значениях слова завод в данных сочетаниях слов?

Тракторный завод, завод у часов.

Заво́д

    Ответ:

Русский народ, красный карандаш, тракторный завод, ученическая тетрадь, бурый медведь, древний город, второй класс, немецкий язык, сильный мороз.

(Тракторный) завод и завод (у часов) совпадают только в одной форме, но имеют разное значение и изменяются по-разному:

Заводы, заводской — завести, завожу (часы).

Упражнение 42. Прочитайте потешку.

Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,

Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку

И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),

Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).

      В. Орлов

    • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.

    Ответ:

Упражнение 43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости—звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.

Сла́док — сла́дкий, ни́зок — ..., кре́пок — ..., ло́вок — ..., ро́бок — ..., мя́гок — ..., де́рзок — ..., ре́док — ..., ме́ток — ... .

    • Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

    Ответ:

Сладок — сладкий, низок — низкий, крепок — крепкий, ловок — ловкий, робок — робкий, мягок — мягкий, дерзок — дерзкий, редок — редкий, меток — меткий.

Упражнение 44. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые — в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

К. Чуковский

    • Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.

    • Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.

    Образец. Книжка — книжечка.

Сапо́г

    Ответ:

Книжка — книжечка, тетрадь — тетрадочка, блошки — блошечки, сапожки — сапожечки, застёжки — застёжечки, букашки — букашечки, козявки — козявочки, лавки — лавочка.

Упражнение 45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    Ответ:

Сугроб, укроп, улыбка, кнопка, прорубь.

Остров, шарф, верёвка, штраф, бровь.

Рюкзак, сапог, лёгкий, творог, когти.

Проезд, спорт, загадка, лошадка, бант.

Сторож, ландыш, ладошка, лодка, гараж.

Рассказ, глобус, низкий, сказка, ребус.

Упражнение 46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.

Много мест, ... (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).

    • Докажите, что вы верно выполнили задание.

    Ответ:

Много мест, гнёзд, коров, рыб, коз, шуб, шляп, сапог, крыш, лыж.

Упражнение 47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) — всему голова.

    • Спишите, выбирая нужную букву из скобок.

    • Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

    Ответ:

1. Рыбка мелка, да уха сладка. 2. Некрасив лицом, да хорош умом. 3. Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки. 4. Тому великий стыд, кто языком льстив. 5. Хлеб — всему голова.

Упражнение 48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

герб — гербы́      часы — час

плод — плоды      стриж — стрижи

мороз — морозы      карандаш — карандаши

    • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.

    • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

    Ответ: переписывание.

Упражнение 49. Прочитайте.

Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    • Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

    Ответ:

Волшебная сказка, много берёз, вкусный йогурт, сильный дождь, узкие сапожки, мягкая подушка, гладкая дорожка, перерыв на обед, тёплая обувь, меховая шубка, килограмм яблок и апельсинов.

Упражнение 50. Прочитайте.

Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей — оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.

В. Бианки

    • Найдите в тексте слова с изученными орфограммами. Объясните их написание.

    • Определите тему текста. Озаглавьте текст. Напишите заголовок и ответы на вопросы к тексту:

1. Когда и где пела птичка?

2. Как называется птичка?

3. Куда нырнула оляпка?

4. Что она там делала?

5. Почему оляпке зимой не холодно?

    Ответ:

Вот так оляпка!

Тема: образ жизни водяного воробья — оляпки.

1. Птичка пела на льду речки у проруби.

2. Это водяной воробей — оляпка.

3. Оляпка нырнула в прорубь за пищей.

4. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка.

5. Оляпке зимой не холодно, потому что её перья покрыты слоем жира.

Проверь себя

1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос — из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

    • Подготовьтесь писать текст под диктовку (см. Памятку 2, с. 131).

    • В каком из выделенных слов все согласные звуки — парные глухие? Подчеркните это слово.

    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звонкости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.

    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.

    • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

    Ответ:

Зимние забавы

Шубки — все согласные парные глухие.

Мороз — морозы, снег — снега.

Тропинки — тропы, ледяную — лёд. Словарные слова: дорожки, берёзки, осинки, салазки, морковка.

2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).

Трубка (труба́, тру́бчатый, труба́ч, тру́бный).

Ответ:

Свисте́ть — сви́ст, сви́стнуть. Трубка — труба, трубач, трубный.

3. Сделайте письменный звукобуквенный разбор слова зимой. (см. Памятку 1, с. 130).

    Ответ:

    Зимой — 2 слога, 5 б., 5 зв.

[з’] — согласный, звонкий, парный, мягкий;

    [и] — гласный, безударный;

    [м] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый;

    [о] — гласный, ударный;

[й’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий.