ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 2
Звуки и буквы
Разделительный мягкий знак ь

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?

Упражнение 51. Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?

    • Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?

    • Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов?

    • Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?

    • Составьте предложения со словами полю и полью. Запишите их.

    Обратите внимание! Когда мы произносим слова солью и полью, то после согласного звука [л’] слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы «эль» перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

    Ответ:

Я полю морковь, чтобы не зарастала сорняками. А Витя говорит:

— Вот закончишь полоть, я полью морковку, чтобы ей было хорошо.

Упражнение 52. Прочитайте.

    • Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки, которые обозначены буквами e, ё, ю, я, и в данных словах.

    • Спишите. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами — буквы, перед которыми он пишется.

    Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами e, ё, ю, я, и.

    В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

    семья — семь[й’а́], колье — коль[й’э]́,

    ружьё — ружь[й’о́], вьюнок — вь[й’у]но́к,

    соловьи — соловь[й’и́], судья — судь[й’а́].

    Ответ: переписывание.

Упражнение 53. Прочитайте.

Вьюно́к, ли́стья, жильё, сча́стье, обезья́на, у́льи, бра́тья.

    • Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак.

    • Запишите любое слово по памяти.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 54. Произнесите названия предметов.

    • Запишите слова, вставляя пропущенные в них слоги. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь).

    Разделительный мягкий знак (ь) — это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.

    Ответ:

Платье, воробьи, колосья.

Упражнение 55. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

Варе́нье, соле́нье, пече́нье, безде́лье, чири́канье, весе́лье, новосе́лье, уче́нье.

    • Объясните написание выделенных орфограмм. Запишите любое слово по памяти. Проверьте себя.

    Ответ: устно.

Упражнение 56. Прочитайте. Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул.

    • Запишите слова по образцу.

    Образец. Ручей — ручьи, ... .

    • Придумайте предложение с любым словом, в котором есть разделительный мягкий знак (ь). Запишите его.

    Ответ:

Ручей — ручьи, перо — перья, колос — колосья, крыло — крылья, дерево — деревья, друг — друзья, воробей — воробьи, соловей — соловьи, брат — братья, стул — стулья.

Весной с холма текут весёлые ручьи и питают деревенскую речку.

Упражнение 57. Прочитайте. Запишите без скобок, изменяя форму каждого слова по образцу.

1. У (воробей), под (ель), с (метель), о (муравей), к (соловей), с (радость), перед (дверь), над (площадь). 2. Я (шить). Он (пить). Они (лить). Она (вить).

    Образец. 1. У воробья, ... . 2. Я шью. ... .

    • Подчеркните разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он пишется.

    • Почему вы написали в словах разделительный мягкий знак (ь)?

    Ответ:

1. У воробья, под елью, с метелью, о муравье, к соловью, с радостью, перед дверью, над площадью.

2. Я шью. Он пьёт. Они льют. Она вьёт.

Упражнение 58. Прочитайте.

День прозрачный, день м..розный.

В сер..бре л..жат дв..ры.

Санок звонкие полозья

С л..дяной б..гут г..ры.

      В. Нестеренко

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    • Выскажите мнение: одинаковую ли «работу» выполняет мягкий знак (ь) в словах стихотворения?

    Ответ:

День прозрачный, день морозный.

В серебре лежат дворы.

Санок звонкие полозья

С ледяной бегут горы.

Упражнение 59. Прочитайте. Обратите внимание, как разделены для переноса слова.

    • Почему не разделены чертой для переноса слова осень, Илья, ульи?

    • Как переносятся с одной строки на другую слова с мягким знаком — показателем мягкости согласного звука и разделительным мягким знаком?

    Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

    Ответ: устно.

Упражнение 60. Прочитайте пословицы. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова и пропущенные буквы.

    Учен..е — свет, а ... — тьма. ... лучше бесчест..я. Курит.. — здоров..ю ... . ... познаются в беде.

    Слова для справок: вредит.., друз..я, неучен..е, чест.. .

    • Объясните смысл любой пословицы.

    • Найдите в пословицах антонимы.

    Ответ:

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Честь лучше бесчестья.

Курить — здоровью вредить.

Друзья познаются в беде.

Антонимы подчёркнуты.

Упражнение 61. Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждом столбике. Почему оно лишнее?

    • Запишите слова в три группы в зависимости от правил письма. Вставляйте, где нужно, пропущенные буквы.

    Ответ:

    Вьюга, раздолье, вьётся, здоровье, ручьи.

    Льдинка, кольцо, просьба, маленький.

Сорочка, подсвечник, горчичник.

Упражнение 62. Прочитайте.

    Ю́[л’а]      О́[л’]га

    И[л’й’а́]      Та[т’й’а́]на

    • Запишите слова, обозначая звуки, данные в скобках, буквами.

    Ответ:

Юля, Илья, Ольга, Татьяна.

Упражнение 63. Прочитайте. Сколько здесь предложений?

Ноч..ю в л..су бушевала м..тел.. хлоп..я снега круж..лис.. в воздухе утром в..юга утихла на сн..гу видны за..ч..и и птич..и сл..ды над ел..ю прол..тела стайка клестов они стали клевать с..мена ш..шек.

    • Запишите, правильно обозначая начало и конец каждого предложения. Вставьте пропущенные буквы.

    • Подчеркните в первом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

    • Выпишите выделенные слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.

    Ответ:

Ночью в лесу @@@бушевала№№№ метель. Хлопья снега кружились в воздухе. Утром вьюга утихла. На снегу видны заячьи и птичьи следы. Над елью пролетела стайка клестов. Они стали клевать семена шишек.

Ho-чью, ме-тель.

Упражнение 64. Прочитайте выразительно.

Солнце светит?

Это счастье.

И ненастье —

Тоже счастье,

Потому что

Это счастье

Радоваться чудесам;

И дождю, и снегопаду,

Речке, лесу, полю, саду

И высоким синим-синим

Бесконечным небесам.

      О. Дриз

    • Прочитайте строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.

    • Объясните написание выделенных в словах орфограмм. Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).

    Ответ:

Главная мысль: «это счастье радоваться чудесам».

Счастье, ненастье.

Упражнение 65. Прочитайте. По какому признаку можно объединить данные слова в три группы?

Льдина, дождь, больница, деревья, медведь, альбом, здоровье, обезьяна, декабрь, коньки, играть, шалунья.

    • Запишите слова по группам. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    • Составьте предложение с любым из выделенных слов. Запишите его.

    Ответ:

Льдина, больница, альбом, обезьяна, коньки.

Дождь, декабрь, медведь, играть.

Деревья, здоровье, шалунья.

Обезьяна в цирке скакала на лошади и танцевала «барыню».

Упражнение 66. Рассмотрите рисунки.

    • Что художник изобразил на рисунках? Какое это время года? Где происходит действие? Чем заняты дети? Какое настроение у детворы?

    • Придумайте по рисункам рассказ и название к нему. Подготовьтесь его рассказать.

    • Запишите несколько предложений из составленного рассказа.

    Ответ:

Снеговик получился толстый, большой. Витя встал на цыпочки, когда делал ему нос из морковки.

Настя занимается фигурным катанием. Мы видели её выступление и гордились подругой.

Малыши катаются на санках. Им не холодно в морозный день.

Упражнение 67. Прочитайте.

Лисья нора, медвежья берлога, сучья деревьев, заячьи следы, козье молоко, овечья шерсть, маленькая обезьянка, оленьи рога, большая семья, щучья пасть.

    • Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.

    • Подготовьтесь написать эти словосочетания под диктовку.

    • Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.

    Ответ:

Переписывание.

Лисья нора была совсем незаметна и прикрыта травой с крупными листьями.

Проверь себя

    • Прочитайте.

Муравьишко в чаще

Дуб тяжёлый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

    • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

    • Подчеркните в словах те орфограммы, написание которых вы можете объяснить.

    • Выпишите любое из выделенных слов и разделите его для переноса.

    • Найдите в предложениях слово, в котором два слога, шесть звуков и шесть букв. Докажите, что вы выбрали слово правильно.

    • Обозначьте звуками слово друзья.

    • Найдите в предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень.

    • Назовите антоним к слову тяжёлый.

    Ответ:

Му-ра-вья

    Дру-зья — 2 слога, 6 б., 6 зв. [друз’й’а]

    Тяжёлый — лёгкий (антоним).