ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 2
Звуки и буквы
Разделительный мягкий знак ь
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?
Упражнение 51. Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?
• Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?
• Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов?
• Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?
• Составьте предложения со словами полю и полью. Запишите их.
Обратите внимание! Когда мы произносим слова солью и полью, то после согласного звука [л’] слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы «эль» перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).
Ответ:
Я полю морковь, чтобы не зарастала сорняками. А Витя говорит:
— Вот закончишь полоть, я полью морковку, чтобы ей было хорошо.
Упражнение 52. Прочитайте.
• Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки, которые обозначены буквами e, ё, ю, я, и в данных словах.
• Спишите. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами — буквы, перед которыми он пишется.
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами e, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
семья — семь[й’а́], колье — коль[й’э]́,
ружьё — ружь[й’о́], вьюнок — вь[й’у]но́к,
соловьи — соловь[й’и́], судья — судь[й’а́].
Ответ: переписывание.
Упражнение 53. Прочитайте.
Вьюно́к, ли́стья, жильё, сча́стье, обезья́на, у́льи, бра́тья.
• Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак.
• Запишите любое слово по памяти.
Ответ: переписывание.
Упражнение 54. Произнесите названия предметов.
• Запишите слова, вставляя пропущенные в них слоги. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь).
Разделительный мягкий знак (ь) — это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
Ответ:
Платье, воробьи, колосья.
Упражнение 55. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
Варе́нье, соле́нье, пече́нье, безде́лье, чири́канье, весе́лье, новосе́лье, уче́нье.
• Объясните написание выделенных орфограмм. Запишите любое слово по памяти. Проверьте себя.
Ответ: устно.
Упражнение 56. Прочитайте. Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул.
• Запишите слова по образцу.
Образец. Ручей — ручьи, ... .
• Придумайте предложение с любым словом, в котором есть разделительный мягкий знак (ь). Запишите его.
Ответ:
Ручей — ручьи, перо — перья, колос — колосья, крыло — крылья, дерево — деревья, друг — друзья, воробей — воробьи, соловей — соловьи, брат — братья, стул — стулья.
Весной с холма текут весёлые ручьи и питают деревенскую речку.
Упражнение 57. Прочитайте. Запишите без скобок, изменяя форму каждого слова по образцу.
1. У (воробей), под (ель), с (метель), о (муравей), к (соловей), с (радость), перед (дверь), над (площадь). 2. Я (шить). Он (пить). Они (лить). Она (вить).
Образец. 1. У воробья, ... . 2. Я шью. ... .
• Подчеркните разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он пишется.
• Почему вы написали в словах разделительный мягкий знак (ь)?
Ответ:
1. У воробья, под елью, с метелью, о муравье, к соловью, с радостью, перед дверью, над площадью.
2. Я шью. Он пьёт. Они льют. Она вьёт.
Упражнение 58. Прочитайте.
День прозрачный, день м..розный.
В сер..бре л..жат дв..ры.
Санок звонкие полозья
С л..дяной б..гут г..ры.
В. Нестеренко
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Выскажите мнение: одинаковую ли «работу» выполняет мягкий знак (ь) в словах стихотворения?
Ответ:
День прозрачный, день морозный.
В серебре лежат дворы.
Санок звонкие полозья
С ледяной бегут горы.
Упражнение 59. Прочитайте. Обратите внимание, как разделены для переноса слова.
• Почему не разделены чертой для переноса слова осень, Илья, ульи?
• Как переносятся с одной строки на другую слова с мягким знаком — показателем мягкости согласного звука и разделительным мягким знаком?
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
Ответ: устно.
Упражнение 60. Прочитайте пословицы. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова и пропущенные буквы.
Учен..е — свет, а ... — тьма. ... лучше бесчест..я. Курит.. — здоров..ю ... . ... познаются в беде.
Слова для справок: вредит.., друз..я, неучен..е, чест.. .
• Объясните смысл любой пословицы.
• Найдите в пословицах антонимы.
Ответ:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Честь лучше бесчестья.
Курить — здоровью вредить.
Друзья познаются в беде.
Антонимы подчёркнуты.
Упражнение 61. Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждом столбике. Почему оно лишнее?
• Запишите слова в три группы в зависимости от правил письма. Вставляйте, где нужно, пропущенные буквы.
Ответ:
Вьюга, раздолье, вьётся, здоровье, ручьи.
Льдинка, кольцо, просьба, маленький.
Сорочка, подсвечник, горчичник.
Упражнение 62. Прочитайте.
Ю́[л’а] О́[л’]га
И[л’й’а́] Та[т’й’а́]на
• Запишите слова, обозначая звуки, данные в скобках, буквами.
Ответ:
Юля, Илья, Ольга, Татьяна.
Упражнение 63. Прочитайте. Сколько здесь предложений?
Ноч..ю в л..су бушевала м..тел.. хлоп..я снега круж..лис.. в воздухе утром в..юга утихла на сн..гу видны за..ч..и и птич..и сл..ды над ел..ю прол..тела стайка клестов они стали клевать с..мена ш..шек.
• Запишите, правильно обозначая начало и конец каждого предложения. Вставьте пропущенные буквы.
• Подчеркните в первом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.
• Выпишите выделенные слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.
Ответ:
Ночью в лесу @@@бушевала№№№ метель. Хлопья снега кружились в воздухе. Утром вьюга утихла. На снегу видны заячьи и птичьи следы. Над елью пролетела стайка клестов. Они стали клевать семена шишек.
Ho-чью, ме-тель.
Упражнение 64. Прочитайте выразительно.
Солнце светит?
Это счастье.
И ненастье —
Тоже счастье,
Потому что
Это счастье
Радоваться чудесам;
И дождю, и снегопаду,
Речке, лесу, полю, саду
И высоким синим-синим
Бесконечным небесам.
О. Дриз
• Прочитайте строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.
• Объясните написание выделенных в словах орфограмм. Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).
Ответ:
Главная мысль: «это счастье радоваться чудесам».
Счастье, ненастье.
Упражнение 65. Прочитайте. По какому признаку можно объединить данные слова в три группы?
Льдина, дождь, больница, деревья, медведь, альбом, здоровье, обезьяна, декабрь, коньки, играть, шалунья.
• Запишите слова по группам. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
• Составьте предложение с любым из выделенных слов. Запишите его.
Ответ:
Льдина, больница, альбом, обезьяна, коньки.
Дождь, декабрь, медведь, играть.
Деревья, здоровье, шалунья.
Обезьяна в цирке скакала на лошади и танцевала «барыню».
Упражнение 66. Рассмотрите рисунки.
• Что художник изобразил на рисунках? Какое это время года? Где происходит действие? Чем заняты дети? Какое настроение у детворы?
• Придумайте по рисункам рассказ и название к нему. Подготовьтесь его рассказать.
• Запишите несколько предложений из составленного рассказа.
Ответ:
Снеговик получился толстый, большой. Витя встал на цыпочки, когда делал ему нос из морковки.
Настя занимается фигурным катанием. Мы видели её выступление и гордились подругой.
Малыши катаются на санках. Им не холодно в морозный день.
Упражнение 67. Прочитайте.
Лисья нора, медвежья берлога, сучья деревьев, заячьи следы, козье молоко, овечья шерсть, маленькая обезьянка, оленьи рога, большая семья, щучья пасть.
• Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.
• Подготовьтесь написать эти словосочетания под диктовку.
• Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.
Ответ:
Переписывание.
Лисья нора была совсем незаметна и прикрыта травой с крупными листьями.
Проверь себя
• Прочитайте.
Муравьишко в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья!
• Спишите. Обозначьте в словах ударение.
• Подчеркните в словах те орфограммы, написание которых вы можете объяснить.
• Выпишите любое из выделенных слов и разделите его для переноса.
• Найдите в предложениях слово, в котором два слога, шесть звуков и шесть букв. Докажите, что вы выбрали слово правильно.
• Обозначьте звуками слово друзья.
• Найдите в предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень.
• Назовите антоним к слову тяжёлый.
Ответ:
Му-ра-вья
Дру-зья — 2 слога, 6 б., 6 зв. [друз’й’а]
Тяжёлый — лёгкий (антоним).