ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 2
Части речи
Имя прилагательное
Что такое имя прилагательное?
Упражнение 148. Прочитайте.
(Какой?) Лёгкий, белый, пушистый ... .
(Какая?) Спелая, сладкая, душистая ... .
(Какое?) Весеннее, яркое, лучистое, тёплое ... .
(Какие?) Добрые, вежливые, правдивые ... .
• Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова?
• Запишите (без вопросов), вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
• К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Слова лёгкий, весенний, добрый — это имена прилагательные.
Ответ:
Лёгкий белый, пушистый снег.
Спелая сладкая душистая малина.
Весеннее, яркое, лучистое, тёплое солнце.
Добрые, вежливые, правдивые слова.
Упражнение 149. Прочитайте высказывание А. Н. Толстого.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
• Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?
• Спишите. На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией
Ответ: переписывание.
Упражнение 150. Прочитайте. Отгадайте загадку.
• Докажите, что выделенные слова — это имена прилагательные. С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имён существительных к именам прилагательным.
• Спишите загадку.
Ответ:
Папа (какой?) важный, краснолапый. Мама (какая?) беленькая. Детки (какие?) жёлтые.
Упражнение 151. Прочитайте сочетания слов. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Жёлтая пшеница, серый котёнок, красная гвоздика, голубой колокольчик, косматые волосы, зелёная травка, небольшое облачко.
• Подберите для каждого имени прилагательного синоним из слов для справок и согласуйте его с именем существительным.
Слова для справок: маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий.
Ответ:
Страничка для любо3нательных
Значения имён прилагательных
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему, поэтому эта часть речи так и называется — имя прилагательное.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки:
• цвет: синее небо, белая астра;
• форму: круглый мяч, овальное зеркало;
• вкус: сладкий пирог, кислый щавель;
• размер: узкий ремень, широкая река;
• запах: душистый ландыш, нежный аромат;
• внутренние качества людей и животных: храбрый воин, хитрая лиса;
• внешние качества человека: красивая девочка.
Упражнение 152. Рассмотрите рисунки.
• Какие предметы изображены на рисунках? Назовите признаки этих предметов: величину, цвет, форму, вкус.
• Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. Подчеркните имена прилагательные.
Ответ:
Упражнение 153. Прочитайте загадки. Отгадайте их.
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Л. Ульяницкая
Стоят в поле
Сестрички —
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
Нарядные платьица,
Жёлтые бро́шки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Е. Серова
• Какая загадка вам больше понравилась? Чем? Какие слова автор употребил в переносном значении?
• Найдите в каждой загадке имена прилагательные. Какие из них повторяются? Если бы не было имён прилагательных, вы смогли бы отгадать загадки?
• Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным.
Реснички (какие?) ..., корзинка (какая?) ..., до́нце (какое?) ..., глазок (какой?) ..., платьица (какие?) ..., брошки (какие?) ... .
Обратите внимание! Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы, например:
Ответ:
Реснички (какие?) белые, корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) жёлтый, платьица (какие?) нарядные, брошки (какие?) жёлтые.
Упражнение 154. Прочитайте отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
• Какие слова помогли вам представить красоту цветика-семицветика? К какой части речи относятся эти слова?
• А теперь прочитайте этот текст без имён прилагательных. Какую же роль выполняют они в тексте?
• Спишите последнее предложение. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
Обратите внимание! Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
Ответ:
Упражнение 155. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.
1. Муравей мален..кий, а слон ... . 2. Уголь чёрный, а снег ... . 3. Д..рога широкая, а тр..пинка ... . 4. Перец гор..кий, а сах..р ... .
• Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?
Обратите внимание! При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой—то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу:
маленький — большой, светлый — тёмный, горький — сладкий.
Ответ:
Упражнение 156. Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.
• Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.
Ответ:
(Какой?) Хитрый, как лиса.
(Какой?) Яркий, как солнышко.
(Какой?) Колючий, как ёж.
(Какой?) Трусливый, как заяц.
(Какой?) Оранжевый, как апельсин.
Упражнение 157. Прочитайте. Составьте из данных слов предложение. Запишите его.
На, опушке, ночью, лесной, колокольчик, летней, распустился, голубой.
• Над словами укажите известные части речи.
• Подчеркните главные члены предложения. Какими членами предложения являются имена прилагательные: главными или второстепенными?
Ответ:
Единственное и множественное число имён прилагательных
Упражнение 158. Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
• В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?
• На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе? во множественном числе?
• Какая часть слова указывает на то, что числе имени прилагательного изменилось?
• Спишите словосочетания. Укажите над именами прилагательными и существительными их число.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
Ответ:
Ед. ч.
Колокольчик (какой?) синий
Облако (какое?) белое
Бабочка (какая?) красивая
Мн. ч.
Колокольчики (какие?) синие
Облака (какие?) белые
Бабочки (какие?) красивые
Упражнение 159. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени — как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир голубой!
Н. Сладков
• Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль?
• Как определить, в каком числе употреблено каждое имя прилагательное?
• Запишите заголовок и текст. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите число.
• Догадайтесь, почему автор не употребил в этом тексте глаголы.
Обратите внимание! Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Ответ:
Главная мысль: Голубой месяц март.
Голубой месяц март.
Голубой (ед. ч.) месяц март. Голубое (ед. ч.) небо, снега голубые (мн. ч.). На снегах тени — как синие (мн. ч.) молнии. Голубая (ед. ч.) даль, голубые (мн. ч.) льды. Голубые (мн. ч.) на снегу следы. Голубые (мн. ч.) перелески, голубые (мн. ч.) канавы. Первые голубые (мн. ч.) лужи и последние (мн. ч.) голубые (мн. ч.) сосульки. А на горизонте синяя (ед. ч.) полоска далёкого (ед. ч.) неба. Весь мир голубой (ед. ч.) !
Упражнение 160. Прочитайте.
Самое прекрасное слово на Земле — мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце — в нём никогда не гаснет любовь.
Ю. Яковлев
• Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите их число.
• Составьте рассказ о своей маме (бабушке, сестре, тёте).
Ответ:
Упражнение 161. Прочитайте.
известная фамилия, яблочный шампу́нь, вкусный йо́гурт, белый ле́бедь, дождевое облако, зимнее пальто.
• Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. В каком числе стоит каждое имя прилагательное?
• Спишите. Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
О́блако
Ответ:
Ед. ч.
Чёрный (какой?) кофе, серая (какая?) мышь, известная (какая?) фамилия, яблочный (какой?) шампунь, вкусный (какой?) йогурт, белый (какой?) лебедь, дождевое (какое?) облако, зимнее (какое?) пальто.
Упражнение 162. Прочитайте.
Гн..здо в..роны — в..рон..е гн..здо, варен..е из м..лины — м..линовое варен..е, ветка с..сны — с..сновая ветка, бере.. моря — м..рской бере.., м..тро в М..скве — м..сковское м..тро, м..розы в ф..врале — ф..врал..ские м..розы.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, что вы все слова записали правильно.
• Докажите, что каждая пара выделенных слов — однокоренные. Какие из них — имена прилагательные? Как вы это определили?
• Составьте предложение с любым сочетанием слов, которое состоит из имени существительного и имени прилагательного. Запишите его.
Ответ:
Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?
Упражнение 163. Прочитайте.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!..
К. Бальмонт
• Скажите, какой вы представили снежинку. Какие слова вам в этом помогли? А почему снежинка смелая?
• Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.
• Пофантазируйте на тему «Путешествие снежинки на землю». Составьте такой рассказ или сказку и подготовьтесь его рассказать.
Ответ: устно.
Упражнение 164. Прочитайте.
По дороге разгуливают грачи... Как они хороши! Все и́ссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.
Г. Скребицкий
• О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?
• Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?
• Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
Ответ:
Упражнение 165. Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?
В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.
Г. X. Андерсен
• Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?
• Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор.
• Выпишите из текста имена прилагательные. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Ответ:
Тема: описание эльфа. Какой был маленький человечек?
Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.
Упражнение 166. Прочитайте.
Крокодил — самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.
• Докажите, что вы прочитали текст. Определите: этот текст — описание или повествование?
• Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число.
Ответ:
Крокодил — самый опасный (ед. ч.) речной (ед. ч.) хищник. У него зубастая (ед. ч.) пасть, сильный (ед. ч.) хвост и короткие (мн. ч.) лапы.
Упражнение 167. Прочитайте отрывок из загадки О. Беляевской «Кто это?», в котором пропущены имена прилагательные (см. слова для справок). Отгадайте загадку.
Я живу под землёй в ... норке.
Шубка ..., ... рост.
Глазки, ... бусинки, зорки,
И верёвочкой ... хвост...
Я боюсь ... вороны,
... совы и хорьков,
Голодаю весною ...,
Зябну в сырости ... снегов.
Слова для справок: тоненький, крошечный, чёрные, серая, долгоносой, тёмной, та́лых, студёной, желтоглазой.
• Спишите, вставляя пропущенные имена прилагательные.
• Можно ли назвать этот текст описанием? Почему?
• Какие сравнения использует автор при описании зверька? Понравились ли они вам?
• Выпишите из второго предложения имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.
Ответ:
Я живу под землёй в тёмной норке.
Шубка серая крошечный рост.
Глазки, чёрные бусинки, зорки,
И верёвочкой тоненький хвост...
Я боюсь долгоносой вороны
Желтоглазой совы и хорьков,
Голодаю весною студёной,
Зябну в сырости талых снегов.
Шубка серая, крошечный рост.
Упражнение 168. В текстах упр. 164 и 165 есть слова с выделенными орфограммами. Попытайтесь объяснить их правописание (выберите один из текстов).
Ответ: устно.
Упражнение 169. Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение и др.
• Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о ...» Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.
Ответ:
Я хочу рассказать о плюшевом медвежонке. Коричневый медвежонок был мягким и ласковым. Он всегда улыбался, был согласен со мной, обнимал меня плюшевой лапкой. Сразу забывались дневные обиды и огорчения, и я засыпал в обнимку с любимой игрушкой. Я рос. И забывал своего друга. И он куда-то пропал. Однажды я стал искать его, а мама сказала, что медвежонок ушёл к другим маленьким детям, чтобы стать им верным другом.
Упражнение 170. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины русского художника Фёдора Петровича Толстого. Свой натюрморт он назвал «Букет цветов, бабочка и птичка».
• Обратите внимание, с какой достоверностью художник изобразил цветы в вазе. Сквозь прозрачное стекло виден каждый стебелёк. На розовых лепестках дрожит капля росы. На вазе сидит бабочка, на листке в букете — муха, на жёрдочке — птичка щегол, а около вазы на веточке — гусеница.
• Скажите, что больше всего вам понравилось в картине художника.
• Опишите предметы: какие цветы, ваза, бабочка, птичка? Какие чувства у вас возникали, когда вы рассматривали эти предметы?
• Составьте небольшой текст—описание натюрморта. Подготовьтесь его рассказать.
• Запишите 3 — 4 предложения из составленного текста.
Ответ:
Цветы на картине выглядят живыми. Кажется, что они издают аромат. Птичка, бабочка и гусеница повторяют окраску цветов, будто сделаны из лепестков, только умеют летать и ползать. А красота цветов неподвижно застыла. Им осталось жить несколько дней. И эту грусть художник выразил в росе-слезинке на лепестке цветка.
Проверь себя
1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы используем имена прилагательные в нашей речи?
Ответ:
Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.
2. Прочитайте слова. Каким образом можно узнать среди этих слов имена прилагательные?
Выплыло, весеннее, небо, на, солнышко, солнечные, осветили, поляну, лучи, лесную, около, маленькая, появилась, пня, проталинка.
• Составьте три предложения из данных слов. Запишите их. Укажите над именами прилагательными число.
Ответ:
Выплыло на весеннее (ед. ч.) небо солнышко. Солнечные (мн. ч.) лучи осветили лесную (ед. ч.) поляну. Около пня появилась маленькая (ед. ч.) проталинка.
3. Прочитайте. Отгадайте загадку. Почему это растение получило такое название?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
• Определите, какой это текст: текст-описание или текст-повествование. Объясните свой ответ.
• Подготовьтесь записать загадку под диктовку.
Ответ:
Текст-описание. Описывается внешний вид подорожника, никаких событий не происходит.
4. Какое из данных имён прилагательных имеет:
а) синоним со значением «морозный»;
б) антоним со значением «жаркий»?
Снежный, холодный, зимний.
Ответ:
а) холодный — морозный;
б) холодный — жаркий.
5. Найдите в предложении слова, употреблённые в переносном значении.
С неба глядело ласковое весеннее солнышко.
Ответ:
5. Ласковое, весеннее — перенос, знач.