ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 2
Части речи
Местоимение

Что такое местоимение?

Упражнение 171. Прочитайте. Назовите сказку.

    Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

    — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

    — Я, ...-норушка! А ты кто?

    — А я ...-квакушка.

    — Иди ко мне жить!

    Стали они вдвоём жить.

    • Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

    • На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они?

    • Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

    • Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.

    В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

    Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это местоимения.

    Местоимение — это часть речи.

    Ответ:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить.

Упражнение 172. Подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Подкрепите свой ответ примерами.

    • Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

Ответ: устно. Переписывание.

Упражнение 173. Прочитайте.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

      Т. Собакин

    • Определите главную мысль стихотворения.

    • Спишите первое предложение. Проверьте себя.

    • Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?

    • Каких местоимений в стихотворении нет?

    Ответ:

Главная мысль: если мы сорвём все цветы, то исчезнет красота и доброта.

Я, ты, мы — местоимения, они заменяют названия людей.

В стихотворении нет местоимений: вы, он, она, оно, они.

Упражнение 174. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    • Запишите названия предметов, а в скобках — местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.

    Образец. Платок (он), ... .

    Обратите внимание! Своё название эта часть речи — местоимение — получила за то, что она употребляется в речи вместо имён (вместо имени существительного, имени прилагательного и др.).

    Ответ:

    Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

Упражнение 175. Прочитайте.

Я играю.    ... играем.

... играешь. ... играете.

... играет. ... играют.

    • Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Запишите предложения.

    • Докажите, что вы записали нераспространённые предложения. Какой частью речи выражено в них подлежащее? сказуемое?

    • Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами. Запишите его. Подчеркните в предложении главные члены.

    Ответ:

Упражнение 176. Прочитайте. Какие слова не являются местоимениями? Каких местоимений здесь нет?

    Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на.

    • Запишите только местоимения.

    Ответ:

Я, он, мы, ты, она.

Нет местоимений: вы, оно, они.

Упражнение 177. Прочитайте.

Они клевали корм и весело щебетали.

На обед слетелись синички и снегири.

Мальчики рады, что птицы пообедали.

Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно.

    • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Скажите, какое предложение будет первым и почему. Придумайте заголовок к тексту.

    • Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.

    • Объясните, вместо каких имён существительных употреблены выделенные слова. Какие ещё слова можно использовать вместо слов мальчики и птицы?

    Обратите внимание! Старайтесь не повторять имена существительные в стоящих рядом предложениях. Для этого заменяйте повторяющееся слово:

    • местоимением: мальчики — они;

    • синонимом: мальчики — ребята;

    • образным выражением: птицы — пернатые гости.

    Ответ:

Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно. На обед слетелись синички и снегири. Они клевали корм и весело щебетали. Мальчики рады, что птицы пообедали.

Мальчики, птицы — они.

Упражнение 178. Прочитайте.

1. Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.

2. На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.

3. Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.

4. Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.

    • Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений?

    • Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.

    Ответ:

1. Солнышко выплыло из-за тучи. Оно обогрело землю.

    2. На крышу сел воробей. Он звонко зачирикал.

3. Прилетела воробьиха. Она расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.

4. Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать.

Упражнение 179. Рассмотрите рисунки.

    • Составьте по любому рисунку рассказ и включите в него диалог. Подготовьтесь его инсценировать.

    • Скажите, какие местоимения вы употребили в диалоге. С какой целью?

    Ответ: устно.

Что такое текст-рассуждение?

Упражнение 180. Прочитайте рассказ О. Карлович о птице сове.

Сова — действительно уника́льная птица. Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днём, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

    • Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?

    • Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника.

    • Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? Прочитайте их.

    • В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице?

    • Какой вопрос можно задать к данному тексту?

    • Подготовьтесь устно передать содержание текста.

    Обратите внимание! Вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно выделить три части:

    • в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;

    • вторая часть — это само объяснение, доказательство;

    • третья часть — это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

    Ответ:

Главная мысль текста: Сова — действительно уникальная птица.

Упражнение 181. Прочитайте.

1. Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы?

2. Почему растение подорожник так названо?

3. Почему слова он и пенал — это разные части речи?

4. Почему на конце слова мороз надо писать букву «зэ»?

    • С какого слова начинается каждый вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы?

    • Произнесите любой из данных вопросов, а потом ответьте на него. При ответе используйте слова потому что или так как. Так вы составите текст-рассуждение.

потому что    так как

    Обратите внимание! Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

    Ответ: устно.

Упражнение 182. Прочитайте.

Почему весной нельзя поджигать старую траву? Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!

(Из журнала «Мурзилка»)

    • Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что это текст-рассуждение. Выделите в тексте три части.

    • Запишите текст. Каждую часть записывайте с красной строки. Проверьте себя.

    Ответ:

    Тема: сохранение природы.

Главная мысль: нельзя бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет.

Почему весной нельзя поджигать старую траву?

Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве.

    Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!

Проверь себя

    1. Расскажите, что вы узнали о местоимении. Для чего мы используем местоимения в нашей речи?

    Ответ:

Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения употребляются в речи вместо имён (существительных, прилагательных).

    2. Вспомните, какие местоимения вы знаете. Напишите их.

    Ответ:

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

    3. Прочитайте предложения. Запишите их, вставив пропущенные слова-местоимения.

Дятла называют лесным доктором, потому что ... уничтожает вредителей леса.

Самое большое гнездо у орла, и сделано ... из толстых сучьев.

Ответ:

Дятла называют лесным доктором, потому что он уничтожает вредителей леса.

Самое большое гнездо у орла, и сделано оно из толстых сучьев.

    4. Прочитайте пословицу. О ком так говорят?

Он и усом не ведёт.

Ответ:

Он и усом не ведёт — не обращает внимания.

    5. Прочитайте. Назовите произведение.

У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил. В общем, он был хороший мальчик.

Э. Успенский.

    • Можно ли назвать этот текст рассуждением? Почему?

    • Напишите ответы на вопросы:

1. Как звали мальчика?

2. Каким он был?

    Ответ:

Каникулы в Простоквашино

Можно назвать текстом-рассуждением, так как высказана мысль, потом доказана, и сделан вывод.

1. Мальчика звали дядя Фёдор.

2. Он был очень серьёзный и самостоятельный, в четыре года читать научился, а в шесть — сам себе суп варил.