ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 2
Части речи
Местоимение
Что такое местоимение?
Упражнение 171. Прочитайте. Назовите сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, ...-норушка! А ты кто?
— А я ...-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить.
• Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
• На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они?
• Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.
• Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.
В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это местоимения.
Местоимение — это часть речи.
Ответ:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить.
Упражнение 172. Подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Подкрепите свой ответ примерами.
• Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
Ответ: устно. Переписывание.
Упражнение 173. Прочитайте.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
Т. Собакин
• Определите главную мысль стихотворения.
• Спишите первое предложение. Проверьте себя.
• Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?
• Каких местоимений в стихотворении нет?
Ответ:
Главная мысль: если мы сорвём все цветы, то исчезнет красота и доброта.
Я, ты, мы — местоимения, они заменяют названия людей.
В стихотворении нет местоимений: вы, он, она, оно, они.
Упражнение 174. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
• Запишите названия предметов, а в скобках — местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.
Образец. Платок (он), ... .
Обратите внимание! Своё название эта часть речи — местоимение — получила за то, что она употребляется в речи вместо имён (вместо имени существительного, имени прилагательного и др.).
Ответ:
Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).
Упражнение 175. Прочитайте.
Я играю. ... играем.
... играешь. ... играете.
... играет. ... играют.
• Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Запишите предложения.
• Докажите, что вы записали нераспространённые предложения. Какой частью речи выражено в них подлежащее? сказуемое?
• Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами. Запишите его. Подчеркните в предложении главные члены.
Ответ:
Упражнение 176. Прочитайте. Какие слова не являются местоимениями? Каких местоимений здесь нет?
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на.
• Запишите только местоимения.
Ответ:
Я, он, мы, ты, она.
Нет местоимений: вы, оно, они.
Упражнение 177. Прочитайте.
Они клевали корм и весело щебетали.
На обед слетелись синички и снегири.
Мальчики рады, что птицы пообедали.
Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно.
• Расположите предложения так, чтобы получился текст. Скажите, какое предложение будет первым и почему. Придумайте заголовок к тексту.
• Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.
• Объясните, вместо каких имён существительных употреблены выделенные слова. Какие ещё слова можно использовать вместо слов мальчики и птицы?
Обратите внимание! Старайтесь не повторять имена существительные в стоящих рядом предложениях. Для этого заменяйте повторяющееся слово:
• местоимением: мальчики — они;
• синонимом: мальчики — ребята;
• образным выражением: птицы — пернатые гости.
Ответ:
Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно. На обед слетелись синички и снегири. Они клевали корм и весело щебетали. Мальчики рады, что птицы пообедали.
Мальчики, птицы — они.
Упражнение 178. Прочитайте.
1. Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
2. На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
3. Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.
4. Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
• Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений?
• Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Ответ:
1. Солнышко выплыло из-за тучи. Оно обогрело землю.
2. На крышу сел воробей. Он звонко зачирикал.
3. Прилетела воробьиха. Она расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.
4. Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать.
Упражнение 179. Рассмотрите рисунки.
• Составьте по любому рисунку рассказ и включите в него диалог. Подготовьтесь его инсценировать.
• Скажите, какие местоимения вы употребили в диалоге. С какой целью?
Ответ: устно.
Что такое текст-рассуждение?
Упражнение 180. Прочитайте рассказ О. Карлович о птице сове.
Сова — действительно уника́льная птица. Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днём, и ночью.
В общем, не птица, а чудо!
• Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
• Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника.
• Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? Прочитайте их.
• В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице?
• Какой вопрос можно задать к данному тексту?
• Подготовьтесь устно передать содержание текста.
Обратите внимание! Вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно выделить три части:
• в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;
• вторая часть — это само объяснение, доказательство;
• третья часть — это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?
Ответ:
Главная мысль текста: Сова — действительно уникальная птица.
Упражнение 181. Прочитайте.
1. Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы?
2. Почему растение подорожник так названо?
3. Почему слова он и пенал — это разные части речи?
4. Почему на конце слова мороз надо писать букву «зэ»?
• С какого слова начинается каждый вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы?
• Произнесите любой из данных вопросов, а потом ответьте на него. При ответе используйте слова потому что или так как. Так вы составите текст-рассуждение.
потому что так как
Обратите внимание! Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.
Ответ: устно.
Упражнение 182. Прочитайте.
Почему весной нельзя поджигать старую траву? Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!
(Из журнала «Мурзилка»)
• Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что это текст-рассуждение. Выделите в тексте три части.
• Запишите текст. Каждую часть записывайте с красной строки. Проверьте себя.
Ответ:
Тема: сохранение природы.
Главная мысль: нельзя бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет.
Почему весной нельзя поджигать старую траву?
Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве.
Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!
Проверь себя
1. Расскажите, что вы узнали о местоимении. Для чего мы используем местоимения в нашей речи?
Ответ:
Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения употребляются в речи вместо имён (существительных, прилагательных).
2. Вспомните, какие местоимения вы знаете. Напишите их.
Ответ:
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3. Прочитайте предложения. Запишите их, вставив пропущенные слова-местоимения.
Дятла называют лесным доктором, потому что ... уничтожает вредителей леса.
Самое большое гнездо у орла, и сделано ... из толстых сучьев.
Ответ:
Дятла называют лесным доктором, потому что он уничтожает вредителей леса.
Самое большое гнездо у орла, и сделано оно из толстых сучьев.
4. Прочитайте пословицу. О ком так говорят?
Он и усом не ведёт.
Ответ:
Он и усом не ведёт — не обращает внимания.
5. Прочитайте. Назовите произведение.
У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил. В общем, он был хороший мальчик.
Э. Успенский.
• Можно ли назвать этот текст рассуждением? Почему?
• Напишите ответы на вопросы:
1. Как звали мальчика?
2. Каким он был?
Ответ:
Каникулы в Простоквашино
Можно назвать текстом-рассуждением, так как высказана мысль, потом доказана, и сделан вывод.
1. Мальчика звали дядя Фёдор.
2. Он был очень серьёзный и самостоятельный, в четыре года читать научился, а в шесть — сам себе суп варил.