ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 2
Части речи
Предлоги

Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?

Упражнение 183. Прочитайте.

На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.

      Б. Заходер

    • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой?

    • Слова на, у, с, под — это предлоги. С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами — слитно или раздельно?

    • Спишите. Подчеркните предлоги.

Ответ: переписывание.

Упражнение 184. Прочитайте.

    Без вербы весны не бывает.

    По капле дождь, по росинке роса.

    Журавли кричат — к дождю.

    Лето у ворот — поглядывай в огород.

    • Слова к, в, у, по, без — это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?

    • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.

    • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

    Предлог — это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

Перед глаголами предлогов не бывает.

Ответ:

Без вербы, по капле, по росинке, к дождю, у ворот, в огород.

Упражнение 185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

    • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

    Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

    Ответ: устно.

Упражнение 186. Прочитайте.

1. Дети гуляли ... лесу. 2. Весной птицы летят ... юга ... север, а осенью — ... севера ... юг. 3. Лебеди летели ... морем. 4. Хлеб пекут ... муки. 5. Мы читали книгу ... животных. 6. Апрель ... водой, май ... травой.

    • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.

    • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

апре́ль

    Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.

    Ответ:

1. Дети гуляли в лесу. 2. Весной птицы летят с юга на север, а осенью — с севера на юг. 3. Лебеди летели за морем. 4. Хлеб пекут из муки. 5. Мы читали книгу о животных. 6. Апрель с водой, май с травой.

Упражнение 187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

В. Бианки

    • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.

    • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

    Ответ:

На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к берёзе, около берёзы, из травы, в ветвях, с носом.

Упражнение 188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

С горки Саня тянет сани.

В горку сани едут сами.

    • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

    Ответ:

В горку Саня тянет сани.

С горки сани едут сами.

Упражнение 189. Прочитайте.

1. Береги нос в ... мороз. 2. На ... цветок летит мотылёк. 3. В ... водице и лягушка певица. 4. У ... собаки своя кличка. 5. Без ... углов избу не рубят. 6. Пир на ... мир. 7. От ... искры да большой пожар.

    • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

    Слова для справок: весь, а́лый, вся́кой, большой, своей, четырёх, ма́лой.

    Обратите внимание! Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.

    Ответ:

1. Береги нос в большой мороз. 2. На алый цветок летит мотылёк. 3. В своей водице и лягушка певица. 4. У всякой собаки своя кличка. 5. Без четырёх углов избу не рубят. 6. Пир на весь мир. 7. От малой искры да большой пожар.

Упражнение 190. Прочитайте.

    • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.

    • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

Ответ: переписывание.

Упражнение 191. Прочитайте.

Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

    • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

Шёл

    Ответ:

Шёл по тропинке, работаю в магазине, пришёл из школы, вырос под осиной, летели над городом, у моря.

Упражнение 192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.

К, боялись, тарелке, утята, подходить.

Пугала, стрекоза, их, злая.

    Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.

    Зажужжала, стрекоза, вдруг.

Летела, на, прямо, она, тарелку.

Хотели, убежать, утята.

Не, смелый, но, испугался, Алёша.

    Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.

    Насилу, она, вырвалась.

С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

    • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.

    • Запишите заголовок и текст.

    • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

    Ответ:

Смелые побеждают

Утром хозяйка ставила утятам корм. Утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.

Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Она летела прямо на тарелку. Утята хотели убежать. Но смелый Алёша не испугался. Он клювом схватил стрекозу за крыло. Насилу она вырвалась.

С тех пор злодейка не прилетала в сад.

Проверь себя

    1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?

2. С какой частью речи употребляется предлог?

    3. Как пишутся предлоги со словами?

4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

Ответ:

Предлог — это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги употребляются с именами существительными. Со словами предлоги пишутся раздельно. Предлог не употребляется с глаголом.

    2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

    ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

    Ответ:

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

    3. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

    Прийти ... школы. Выйти ... автобуса. Приехать ... Сибири. Идти ... концерт.

    Ответ:

    Прийти из школы. Выйти из автобуса. Приехать из Сибири. Идти на концерт.

    4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

Горюет норка у горы —

Не добраться до норы.

На горе у норки норка —

Не доступна норке горка.

      Е. Весельева

    • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?

    • Обведите в кружок предлоги.

    Ответ:

Наши проекты. В словари — за частями речи!

    • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?

Догадливый, сообразительный, смекалистый.

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Ответ:

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. (сущ.)

Смекалка — смекалистый.

    Русского солдата всегда выручала смекалка.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Ответ:

    Деревья: берёза, осина, яблоня.

Ягоды: земляника, малина,

Фрукты: яблоко.

Овощи: капуста, морковь, щавель.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Ответ:

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

В лазурное небо улетал голубой воздушный шар с нарисованной рожицей.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Ответ:

Встречать — провожать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, мириться — ссориться, помогать — мешать.

Помогать — участвовать в труде, мешать — отвлекать от работы, одобрять — хвалить, осуждать — ругать.

Вечером мы ходили на пристань встречать и провожать пароходы.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Ответ:

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

    Ответ: