ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Слова, слова, слова
Слово и его значение

Что такое лексическое значение слова?

Упражнение 48. Рассмотрите рисунок.

    • Скажите, кто здесь нарисован. Что нарисовано? Запишите несколько слов-названий этих предметов.

    • Составьте по рисунку предложение и запишите его.

    Обратите внимание! Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом. Слова называют:

    • людей: девочка;      • чувства: радость;

    • животных: заяц;      • действия: играть;

    • растения: ландыш;      • признаки: жёлтый;

    • вещи: платок;      • числа: шесть

    • явления природы: снег;      и др.

    Ответ:

Деревня, дети, журавли, деревья, дорога, холм.

Осенью деревенские дети прощались с клином улетающих журавлей.

Упражнение 49. Прочитайте.

Уже румянит осень клёны,

А ельник зе́лен и тени́ст.

      А. Майков

    • Что вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли вам представить эту картину?

    • Спишите предложение. Проверьте себя.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 50. Рассмотрите рисунок.

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

    • Какой предмет вы увидели? Прочитайте его название.

    • Что обозначает слово берёза? Прочитайте толкование значения этого слова.

    То, что́ обозначает слово, является его лексическим значением.

    Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

берёза

Страничка для любознательных

О происхождении слов

В старину существовало слово ло́па. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовались слова лопу́х (растение с широкими листьями) и лопа́та (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу́хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.

лопа́та

    Ответ: устно.

Упражнение 51. В учебнике на с. 138 — 140 помещён толковый словарь. Почему он так называется?

    • Определите по словарю значение слова шоссе.

    Ответ: устно.

Упражнение 52. Узнайте слово по его значению. Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.

1. ... — первый месяц осени. 2. ... — маленькая птичка с коричневато-серым оперением. 3. ... — лиственное дерево с белой корой. 4. ... — тот, кто учится в школе. 5. ... — плод яблони. 6. ... — маленький зверёк с иглами на теле.

    • Запишите любые три предложения, вставляя пропущенные слова.

    Ответ:

1. Сентябрь. 2. Воробей. 3. Берёза. 4. Ученик. Школьник. 5. Яблоко. 6. Ёжик.

Воробей сидел на ветке берёзы. Сентябрь украсил лес разноцветными красками. Мы собрали целую корзину румяных яблок.

Упражнение 53. Прочитайте.

На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху. На моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них растут ягодки и маленькие блестящие листики.

Н. Павлова

    • Что обозначают выделенные слова?

    • Спишите два первых предложения. Подчеркните в них главные члены.

    Ответ:

На болотах @@@поспела№№№ клюква. Ягоды @@@лежат№№№ прямо на мху.

Упражнение 54. Прочитайте слово.

    • Скажите, что вы представили, прочитав это слово.

    • Составьте предложение со словом ягода. Запишите.

    Обратите внимание! Словом ягода (ягоды) мы называем небольшие сочные плоды многих кустарников и трав: земляники, черники, клюквы, смородины. Значит, слово ягода — это общее название ягод многих растений.

Я́года

    Ответ:

На лесной поляне под ярким солнцем поспели первые ягоды земляники.

Упражнение 55. Прочитайте.

    дерево      чашка

    ложка      гриб

    зверёк      девочка

    • Если бы вам предложили сделать рисунок к каждому слову, то рисунки получились бы одинаковые или нет? Почему?

    • Составьте предложение с любым словом и запишите его.

    Ответ:

Быстрый пушистый зверёк прячется в густой траве.

Упражнение 56. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать?

Жук, бабочка, голубь, заяц, ёрш, карась, носорог, скворец, дрозд, комар, медведь.

    • Запишите получившиеся группы слов в четыре столбика. Устно дополните каждую группу своими словами.

    • Почему носорога и медведя так назвали?

    Ответ:

Насекомые: жук, бабочка, комар.

Птицы: голубь, скворец, дрозд.

    Звери: заяц, носорог, медведь.

    Рыбы: ёрш, карась.

Упражнение 57. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как бы вы назвали каждую группу слов?

Учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, топор, лётчик, шахматы.

    • Запишите получившиеся группы слов в 4 столбика. Устно дополните их своими словами.

    • Объясните, почему так названы профессии людей.

    Учитель, строитель, тракторист, лётчик.

    Ответ:

Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.

Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

    Инструменты: молоток, лопата, топор.

    Игры: хоккей, теннис, шахматы.

Что такое однозначные и многозначные слова?

Упражнение 58. Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

1. Швейные иглы. 2. Иглы сосны. 3. Иглы у ежа. 4. Соломенная шляпка. 5. Шляпка гриба. 6. Шляпка гвоздя.

    • Чем похожи предметы, изображённые на рисунках? Соотнесите предметы и их названия. Слова иглы и шляпка — это многозначные или однозначные слова? Докажите.

    • Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

    • Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?

    • Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите его.

    Ответ:

Девочка была в нарядной соломенной шляпке с зелёным бантом.

Упражнение 59. Рассмотрите схему. Прочитайте.

    • Почему слова так названы: многозначные, однозначные? Объясните значения любого многозначного слова из схемы.

    Ответ: устно.

Упражнение 60. Прочитайте.

Подумайте только, как много

Значений у слова доро́га.

Доро́гой зовут автостра́ду,

И тро́пку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синие вы́си над нами...

      В. Остен

    • Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.

    • Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение.

Доро́га

    Ответ:

    Каждый выбирает свою жизненную дорогу.

Упражнение 61. Прочитайте. Найдите в каждой группе предложений многозначные слова. Объясните их значения.

1. Расцвёл синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.

2. Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котёнок.

3. На небе сияли крупные звёзды. Ребята вырезали из бумаги серебряные звёзды.

    • Проверьте по толковому словарю (с. 138 — 139), правильно ли вы определили значения многозначных слов.

    • Спишите первое предложение. Подчеркните в нём главные члены.

    Ответ:

    @@@Расцвёл№№№ синий колокольчик.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Упражнение 62. Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

    • Выделенные слова — однозначные или многозначные? Сравните лексическое значение каждого слова.

Обратите внимание! У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это — прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

Ответ: устно.

Упражнение 63. Рассмотрите схему. Прочитайте.

    Облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.

    • Скажите, что вы узнали из схемы. Выпишите сочетания слов, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

    • Составьте предложение с любым сочетанием слов. Запишите его.

    Ответ:

После отряда всадников над дорогой стояло облако пыли.

Упражнение 64. Прочитайте. В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном?

1. Лошадь бежит рысью. Вода бежит ручьями. 2. У моего друга мягкий характер. На столе лежит мягкий хлеб. 3. Горят в печи дрова. С холоду щёки горят. 4. На стене висит ковёр. Красив белоснежный ковёр зимы!

    • Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

    Ответ:

Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.

Упражнение 65. Прочитайте.

1. Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. (М. Пришвин)

2. Солнце се́ло, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (И. Тургенев)

3. Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом. (М. Горький)

4. Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С. Есенин)

    • Попробуйте объяснить значение выделенных слов. Писатели употребили эти слова в прямом или в переносном значении? Для чего?

    • Спишите любое предложение.

    Обратите внимание! Писатели и поэты часто используют слова и выражения в переносном значении. Это помогает им необычно представить предметы и явления, создать яркие, запоминающиеся образы.

    Ответ:

    1. Переносное.

    2. Переносное.

    3. Переносное.

    4. Переносное.