ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Предложение
Члены предложения

Что такое главные члены предложения?

Упражнение 29. Прочитайте. Какие предложения можно составить из данных слов? Составьте их.

    • Запишите любое составленное предложение.

    Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.

    Ответ:

    Ярко светит осеннее солнышко.

Упражнение 30. Сравните предложения. В чём их сходство и различие?

    Солнышко светит.

    Ярко светит солнышко.

    Осеннее солнышко ярко светит.

    • О чём говорится в каждом предложении? Что говорится о солнышке? Ответьте одним словом.

    • Какие слова повторяются в каждом предложении? Понятен ли будет смысл предложений, если бы этой пары слов не было?

    • Выскажите мнение: можно ли сказать, что слова солнышко светит являются главными членами каждого предложения?

    В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

    Ответ: устно.

Упражнение 31. Прочитайте. Спишите.

    Осенью журавли улетают на юг.

    • Докажите, что выделенные слова составляют основу предложения.

    • Проверьте себя: закройте полоской бумаги сначала оба выделенных слова, затем только одно из них. Всякий раз читайте и незакрытые слова. Поняли ли вы смысл прочитанного? Составляют ли эти слова предложение?

Теперь вы убедились, что основой предложения (его главными членами) являются слова журавли улетают.

Ответ: устно.

Упражнение 32. Прочитайте вопросы. Составьте и запишите ответы на вопросы, используя данные слова.

    • Найдите в первом предложении его основу.

    Ответ:

    1. Рябина@@@росла№№№ у школы.

    2. Дрозды@@@прилетели№№№ к рябине.

    3. Птицы @@@стали клевать№№№ ягоды рябины.

Что такое второстепенные члены предложения?

Упражнение 33. Прочитайте.

Меж берёзок паучо́к

сплёл красивый гамачок.

      Г. Бахарева

    • Докажите, что выделенные слова составляют основу предложения.

    • О чём ещё сообщается в предложении? Что сплёл паучок? Какой гамачок? Где паучок сплёл свой гамачок?

    • Сделайте вывод: какую роль выполняют в предложении слова, которые не составляют основу предложения?

    Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

    Ответ: устно.

Упражнение 34. Прочитайте. Спишите предложения.

Тихо веет осенний ветерок.

Жёлтый листочек упал с берёзки.

Художник рисует осенние листья.

    • Докажите, что выделенные слова являются второстепенными членами предложения.

    • На какие вопросы отвечают второстепенные члены каждого предложения? Какие слова они поясняют?

рису́нок рисова́ть

    Ответ:

    Тихо веет осенний ветерок.

    Ветерок (какой?) осенний, веет (как?) тихо.

    Жёлтый листочек упал с берёзки.

Листочек (какой?) жёлтый, упал (с чего?) с берёзки.

    Художник рисует осенние листья.

    Листья (какие?) осенние.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Упражнение 35. Прочитайте. Соотнесите предложения и схемы. Объясните, какая схема к какому предложению подойдёт.

Ветер дует.      Дети играют.

Птицы летят.      Дождь льёт.

    • Выскажите мнение: являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему?

    • О ком или о чём говорится в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова?

    Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

    Птицы летят. Ветер дует.

    • Что говорится в каждом предложении о подлежащем? На какие вопросы отвечают эти слова?

    Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др. Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

    Дети @@@играют№№№. Дождь @@@льёт№№№.

    • Спишите любое предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

    Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

    Ответ: устно.

Упражнение 36. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

Загремел весёлый гром...

Дождь идёт в лесу густом.

Там сегодня банный день,

Мойтесь все, кому не лень.

Растрепав свои причёски,

Моют головы берёзки.

Запылённые дубы

Моют рыжие чубы́.

      3. Александрова

    • Что означает выражение банный день?

    • Спишите первые два предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены (подлежащее и сказуемое).

    Ответ:

    Банный день

    (день, когда все моются в бане)

    @@@Загремел№№№ весёлый гром...

    Дождь @@@идёт№№№ в лесу густом.

Упражнение 37. Рассмотрите схему. Прочитайте.

    • Какие члены предложения называются главными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Как они подчёркиваются в предложении?

    • Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.

Подлежа́щее, сказу́емое

    Ответ: устно.

Упражнение 38. Прочитайте.

Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.

    • Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.

    • Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).

    Ответ:

Река весело @@@катилась№№№ в горах. Утром вода у берегов @@@замерзала№№№. Днём тонкий ледок @@@таял№№№. Скоро вся река@@@покроется№№№ льдом.

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

Упражнение 39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

    • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.

    • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

    Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

    Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

    Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

    Ответ:

Солнечное утро

Наступает утро. Блеснуло солнце. Запели птицы.

Упражнение 40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

    • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.

    • Запишите распространённое предложение.

    Ответ:

Нераспространённое предложение:

Лисятки играют.

Распространённое предложение:

Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.

Упражнение 41. Прочитайте.

    • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?

    • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.

    • Запишите составленное предложение.

    Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

    Ответ:

Над южным морем быстро @@@пролетела№№№ белоснежная чайка.

Упражнение 42. Рассмотрите рисунки.

    • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.

    • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

    Ответ:

Грустный пёс тихо @@@лежит№№№ в углу комнаты. Весёлый кораблик стремительно @@@несётся№№№ по бурным волнам. Смешные котята забавно @@@играют№№№.

Как установить связь слов в предложении?

Упражнение 43. Прочитайте. Сравните предложения: в чём их сходство и различие?

    • Прочитайте распространённое предложение. На какой вопрос отвечает каждый член предложения? От каких слов вы задавали вопросы?

    Обратите внимание! Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Их связь устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.

    Ответ: устно.

Упражнение 44. Прочитайте.

    • Докажите, что это предложение распространённое.

    • На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? С каким членом предложения он связан по смыслу?

    • Спишите предложение. Подчеркните главные члены. Выпишите остальные пары слов, связанные по смыслу.

Дуб (какой?) ..., стоял (где?) ..., стоял (как?) ..., на краю (чего?) ... .

    Ответ:

    Могучий дуб одиноко @@@стоял№№№ на краю леса.

Дуб (какой?) могучий, стоял (где?) на краю, стоял (как?) одиноко, на краю (чего?) леса.

Упражнение 45. Прочитайте.

1. На, желтеют, листочки, деревьях. 2. На, певчие, улетают, птицы, юг. 3. Запасает, орешки, на, бурундук, зиму. 4. Сушит, на, белка, ветках, грибы.

    • Составьте предложения из слов каждой группы таким образом:

    а) сначала найдите пару слов, которая образует основу предложения;

    б) потом найдите слова, которые поясняют (распространяют) главные члены.

    • Запишите предложения. Прочитайте их.

    • Придумайте ещё 1 — 2 предложения на эту тему.

    Ответ:

1. Желтеют листочки. На деревьях желтеют листочки.

    2. Птицы улетают. Певчие птицы улетают на юг.

3. Бурундук запасает. Бурундук запасает орешки на зиму.

    4. Белка сушит. Белка сушит на ветках грибы.

    Клин журавлей в небе печально прощается с родными краями до весны. Медведь готовит на зиму сухую берлогу.

Упражнение 46. Прочитайте скороговорку. Спишите.

Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.

    • Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.

    • Выпишите из предложения две пары слов:

    а) подлежащее и второстепенный член, который его поясняет;

    б) сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

    Ответ:

Под ногами в листопад листья жёлтые @@@шуршат№№№.

    Листья (какие?) жёлтые.

    Шуршат (где?) под ногами.

    Шуршат (когда?) в листопад.

Упражнение 47. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень».

    • Почему художник так назвал эту картину? Какой период осени он изобразил? Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

    • Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

    • Составьте по картине рассказ. Начните его так:

На картине художник изобразил золотую осень.

    • В конце скажите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.

    • При составлении рассказа используйте опорные слова.

    Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

    Ответ:

На картине художник изобразил золотую осень. Резные листья клёнов оранжево светятся. Они осыпаются на землю кружевным ковром. Мелкие берёзовые листья сыплются сияющим дождём.

Лес похож на сказочный. Вот сейчас выйдет на дорожку таинственный чародей. Испуганные сороки с криком разлетятся в разные стороны.

От щедрой осенней роскоши нельзя оторвать глаз. Даже чувствуется горьковатый запах осенней листвы.

Проверь себя

    1. Какую группу слов называют предложением? Приведите пример предложения на тему «Листопад». Запишите его.

    Ответ:

1. Предложением называют группу слов, которые выражают законченную мысль.

В осеннем парке начался листопад.

    2. Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? На что они указывают?

    Ответ:

В конце предложения ставится точка (.), если в предложении содержится сообщение; восклицательный знак (!) выражает сильное чувство; вопросительный знак (?), если предложение содержит вопрос.

    3. Что такое подлежащее и сказуемое? Как их найти в предложении?

    Ответ:

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, они составляют грамматическую основу предложения. Подлежащее всегда стоит в И. п. (кто? что?), а сказуемое отвечает на вопрос что делать? (в разных формах).

    4. Составьте из данных слов два предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены.

В, жужжат, цветами, кузнечики, траве, пчёлы, стрекочут, над.

Ответ:

Пчёлы @@@жужжат№№№ над цветами. В траве @@@стрекочут№№№ кузнечики.

    5. Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, затем распространённое. Запишите их. В чём различие этих предложений?

Ребята, в, шахматы, играют.

Ответ:

Ребята @@@играют№№№.

Ребята @@@играют№№№ в шахматы. — Распространённое предложение имеет второстепенные члены.

    6. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему текст из 3 — 4 предложений. Запишите его.

Ответ:

В воскресенье мы всем классом отправились в осенний лес. Мы собирали разноцветные листья для гербария. В лесу сказочно красиво. Нам было очень весело.