ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Предложение
Предложение
Что такое предложение?
Упражнение 20. Прочитайте. Какая группа слов составляет предложение? Объясните свой ответ.
1. Родина, осень, доброта, жизнь.
2. У каждого есть своя.
3. У каждого человека есть своя родина.
ро́дина
• Спишите предложение. Какая мысль выражена в нём? Как вы её понимаете?
Ответ:
3. — предложение.
Главная мысль предложения: родина человека — это место, где он родился.
Упражнение 21. Прочитайте. Спишите.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
С. Есенин
• Определите, сколько здесь предложений. О чём сообщается в каждом из них?
• Как на письме обозначается начало и конец предложений? А как в устной речи отделяется одно предложение от другого?
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Ответ:
1. 4 предложения.
2. В письменной речи в конце предложения ставится точка (.), восклицательный знак (!) или вопросительный знак (?).
В устной речи предложения выделяются паузами, интонацией.
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Упражнение 22. Прочитайте.
Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Быстро пролетело лето.
2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
Кто пишет книги для детей?
3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
• Сделайте вывод: какую «работу» выполняет каждый знак препинания (. ? !) в конце предложения?
• Спишите выделенные предложения.
Ответ:
Устно. Переписывание.
Упражнение 23. Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания.
Мы гуляли в осеннем лесу.
До чего красиво здесь!
А вы были в осеннем лесу?
• Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.
• В каком предложении автор обращается к нам с вопросом? В каком он выражает чувство и даёт оценку увиденному? А в каком предложении содержится сообщение?
• Спишите предложения. Устно подготовьте ответ на вопрос, содержащийся в третьем предложении.
Ответ: устно.
Упражнение 24. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Как вы это определили? Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.
Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края.
• Что обозначают слова быстро, скоро?
• Догадайтесь, какую «работу» должны выполнить пропущенные знаки препинания.
• Спишите. Правильно обозначайте начало и конец каждого предложения.
Ответ:
Как быстро пролетело лето! Уже наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Чаще стали лить дожди. Скоро и птицы улетят в тёплые края.
Как составить из слов предложение?
Упражнение 25. Прочитайте. Из какой группы слов можно составить предложение? Как это сделать?
• Составьте предложение и запишите его.
• Чем различаются слова ветер и ветерок? Как вы понимаете выражение ветерок играет?
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Ответ:
Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.
Упражнение 26. Прочитайте. Объясните, как составить предложение из данных слов. Составьте предложение и запишите его.
Обратите внимание! Когда вы составляли предложение, вы должны были:
а) объединить слова по смыслу;
б) изменить форму некоторых из них: Женя — Женю, Саша — Сашу, пригласить — пригласил — пригласила;
в) добавить слово в.
Ответ:
Женя пригласил Сашу в театр на спектакль.
Упражнение 27. Прочитайте предложения так: в первом выделите голосом слово осень, во втором — слово наступила.
Осень наступила.
Осень наступила.
• О чём сообщается в каждом предложении?
Обратите внимание! Выделяя голосом слово осень, мы сообщаем, что наступила осень, а не зима. Выделяя голосом слово наступила, мы сообщаем, что осень уже наступила.
В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
Ответ: устно.
Упражнение 28. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом важные по смыслу слова и обозначайте интонацией конец предложения.
Кто написал стихотворение «Игрушки»?
Кто автор рассказа «Первая охота»?
Кто написал сказку «Айболит»?
• К какому произведению дана иллюстрация?
• Спишите предложения. Проверьте себя.
• Устно ответьте на вопросы. В этом вам помогут слова для справок.
Слова для справок: Корней Иванович Чуковский, Агния Львовна Барто, Виталий Валентинович Бианки.
Ответ: устно.