ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Предложение
Предложение

Что такое предложение?

Упражнение 20. Прочитайте. Какая группа слов составляет предложение? Объясните свой ответ.

    1. Родина, осень, доброта, жизнь.

    2. У каждого есть своя.

    3. У каждого человека есть своя родина.

ро́дина

    • Спишите предложение. Какая мысль выражена в нём? Как вы её понимаете?

    Ответ:

3. — предложение.

Главная мысль предложения: родина человека — это место, где он родился.

Упражнение 21. Прочитайте. Спишите.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

      С. Есенин

    • Определите, сколько здесь предложений. О чём сообщается в каждом из них?

    • Как на письме обозначается начало и конец предложений? А как в устной речи отделяется одно предложение от другого?

    Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

    Ответ:

1. 4 предложения.

2. В письменной речи в конце предложения ставится точка (.), восклицательный знак (!) или вопросительный знак (?).

В устной речи предложения выделяются паузами, интонацией.

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Упражнение 22. Прочитайте.

Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.

1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).

    Быстро пролетело лето.

2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

    Кто пишет книги для детей?

3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

    Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

    • Сделайте вывод: какую «работу» выполняет каждый знак препинания (. ? !) в конце предложения?

    • Спишите выделенные предложения.

    Ответ:

Устно. Переписывание.

Упражнение 23. Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания.

Мы гуляли в осеннем лесу.

До чего красиво здесь!

А вы были в осеннем лесу?

    • Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.

    • В каком предложении автор обращается к нам с вопросом? В каком он выражает чувство и даёт оценку увиденному? А в каком предложении содержится сообщение?

    • Спишите предложения. Устно подготовьте ответ на вопрос, содержащийся в третьем предложении.

    Ответ: устно.

Упражнение 24. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Как вы это определили? Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.

Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края.

    • Что обозначают слова быстро, скоро?

    • Догадайтесь, какую «работу» должны выполнить пропущенные знаки препинания.

    • Спишите. Правильно обозначайте начало и конец каждого предложения.

Ответ:

Как быстро пролетело лето! Уже наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Чаще стали лить дожди. Скоро и птицы улетят в тёплые края.

Как составить из слов предложение?

Упражнение 25. Прочитайте. Из какой группы слов можно составить предложение? Как это сделать?

    • Составьте предложение и запишите его.

    • Чем различаются слова ветер и ветерок? Как вы понимаете выражение ветерок играет?

    Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

    Ответ:

Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.

Упражнение 26. Прочитайте. Объясните, как составить предложение из данных слов. Составьте предложение и запишите его.

    Обратите внимание! Когда вы составляли предложение, вы должны были:

    а) объединить слова по смыслу;

    б) изменить форму некоторых из них: Женя — Женю, Саша — Сашу, пригласить — пригласил — пригласила;

    в) добавить слово в.

    Ответ:

    Женя пригласил Сашу в театр на спектакль.

Упражнение 27. Прочитайте предложения так: в первом выделите голосом слово осень, во втором — слово наступила.

Осень наступила.

Осень наступила.

    • О чём сообщается в каждом предложении?

    Обратите внимание! Выделяя голосом слово осень, мы сообщаем, что наступила осень, а не зима. Выделяя голосом слово наступила, мы сообщаем, что осень уже наступила.

    В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

    Ответ: устно.

Упражнение 28. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом важные по смыслу слова и обозначайте интонацией конец предложения.

Кто написал стихотворение «Игрушки»?

Кто автор рассказа «Первая охота»?

Кто написал сказку «Айболит»?

    • К какому произведению дана иллюстрация?

    • Спишите предложения. Проверьте себя.

    • Устно ответьте на вопросы. В этом вам помогут слова для справок.

    Слова для справок: Корней Иванович Чуковский, Агния Львовна Барто, Виталий Валентинович Бианки.

    Ответ: устно.