ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Часть 1
Текст
Части текста
Какие части можно выделить в тексте?
Упражнение 18. Прочитайте басню Л. Н. Толстого.
Собака и её тень
Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо.
Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни с чем.
• Почему собака осталась ни с чем?
• Определите тему и главную мысль текста. Что отражает заголовок: тему или главную мысль?
• Найдите в тексте начало, основную часть и концовку. Спишите ту часть, к которой дан рисунок.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Ответ:
Тема: собака и её тень.
Основная мысль: жадность и злость до добра не доводят.
Заголовок отражает тему.
Начало: 1 абзац.
Основная часть: 2 абзац.
Концовка: 3 абзац.
Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки.
Упражнение 19. Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст.
Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.
Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними.
В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.
Слова для справок: поливали, выдёргивали сорняки, собрали в букет, первого сентября, подарили учительнице.
• Сколько частей в тексте? Как вы это определили?
• Дополните вторую и третью части текста своими предложениями. В этом вам помогут рисунки и слова для справок. Озаглавьте текст.
• Подготовьтесь рассказать получившуюся историю. Запишите заключительную часть текста.
Ответ:
1. 3 части — 3 абзаца.
2. 3. Букет для любимой учительницы
Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов. Работали дружно, не ленились.
Летом появились молодые растения. Ребята поливали их и выдёргивали сорняки, ухаживали за цветами.
В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы. Первого сентября дети срезали цветы, собрали в красивый букет и подарили учительнице.
Учительница очень обрадовалась букету. Она любила цветы, а трудолюбивых детей — ещё больше.
Проверь себя
1. Что называется текстом? Какие части в нём можно выделить?
Ответ:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
2. Как определить тему и главную мысль текста?
Ответ:
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста — это то, что автор хотел сказать читателю.
3. Прочитайте. Докажите, что вы прочитали текст. Озаглавьте его.
Жители Севера называют белого медведя у́мкой.
Живёт умка во льдах Арктики. Зимой заходит в тундру, устраивает себе берлогу и чутко и недолго спит. Потом снова отправляется в путешествие по льдам.
Умке не холодно во льдах. Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.
• Сколько частей выделено в тексте и почему?
• Почему умке не холодно во льдах Арктики? Напишите ответ на этот вопрос предложением из текста.
Ответ:
Чтобы определить тему и главную мысль текста, надо внимательно прочитать текст и вдуматься в его смысл.
4. Прочитайте перепутанные строки из двух стихотворных текстов Е. Трутневой. Найдите стихи о весне и о лете. Запишите одно из них.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Первые проталинки.
Первая трава.
Белые, пушистые
В небе облака.
Ответ:
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.