ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
1. Повторение

Упражнение 1.

Прочитай строчки П. А. Вяземского. Как ты понимаешь их? • Продолжи ряд однокоренных слов: исповедь*, поведать, ... Помогли ли тебе эти слова точнее понять мысль поэта? • Спиши строчки П. А. Вяземского. Постановку каких знаков препинания ты можешь объяснить?

Ответ:

Исповедь, поведать, неизведанный, ведунья.

Упражнение 2.

Прочитай стихотворение. • Найди в каждой строфе строчки, в которых заключены самые важные для автора мысли. Объясни, как ты понимаешь эти строчки. • В чём смысл заглавия этого стихотворения?

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: „Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...“

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

      (С. Маршак)

• Спиши строчки, которые ты выделил.

Ответ:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

На всех словах — события печать.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Упражнение 3.

Прочитай размышления русских писателей о своём родном языке. • С какими мыслями С. Маршака они перекликаются?

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь)

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд... (А. Н. Толстой)

• Назови свои любимые произведения русских писателей. Прочитай наизусть стихотворения или отрывки прозы, которые тебе особенно нравятся. Пусть они станут подтверждением, яркой иллюстрацией мыслей Н. В. Гоголя и А. Н. Толстого о русском языке.

Ответ:

В его столбцах мерцают искры чувств,

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

Упражнение 4.    

Прочитай текст. • Почему наука о языке получила такие названия? • Какие из этих названий являются сложными словами? Выпиши эти слова, выдели в них корни. • Запиши однокоренные слова с каждым из корней.

Науку о языке называют языкове́дением, или языкозна́нием, или лингви́стикой (от латинского слова lingua (ли́нгва) — язык). Это одна из самых древних наук. Учёные—языковеды стремятся понять законы языка, тайны его устройства, чтобы помочь людям освоить язык, чтобы облегчить взаимное общение людей.

• В названиях каких ещё наук есть корень -ед-? Запиши эти слова. (Подсказка: все эти слова — сложные.) Попробуй догадаться по названиям, что изучает каждая из наук.

Страноведение, краеведение...

    Из лингвистического словаря:

Фоне́тика (от греческого phone (фонэ) — звук, звучание) — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

Ответ:

    Сложные слова: языковедением, языкознанием, языковеды.

Упражнение 5.

Продолжи ряд слов с греческим корнем -фон-. • Что означают эти слова?

    Фонетика, магнитофон...

    Ответ:

    Фонетика, магнитофон, граммофон, микрофон, телефон.

Упражнение 6.

Прочитай пары слов. Чем отличаются друг от друга слова каждой пары?

спор — спорт      тоска — доска

порт — спорт      мал — мил

ворона — воронка      лимон — лиман*

• Спиши и самостоятельно продолжи столбики слов. • Какую роль выполняют звуки в языке?

Ответ:

    Слова каждой пары различаются корнями.

1. На какие группы делятся все звуки русского языка?

2. Сколько гласных звуков в русском языке?

Назови и запиши их в квадратных скобках [ ].

3. Какие бывают гласные звуки?

4. Какая трудность возникает, когда нужно на письме обозначить буквой безударный гласный звук? Покажи на примере, как ты умеешь справляться с этой трудностью. Сколько слов для этого ты запишешь? Какие обозначения сделаешь?

5. Запиши несколько слов, которые состоят из одного слога. Какие это части речи?

А теперь запиши самое длинное слово, которое сможешь подобрать. Сколько в нём слогов? Как ты это определил?

6. Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я? Чем интересны эти буквы?

7. На какие группы делятся согласные звуки русского языка?

8. Чем интересны согласные звуки [р], [л], [м], [н], [j'] ([й'])? Что у них общего?

9. Как называются звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц]? Чем они интересны?

10. В русском языке у согласных звуков есть твёрдость и мягкость. А в английском и немецком? Если затрудняешься ответить на этот вопрос, поговори с учителем иностранного языка.

11. Какие звуки произносятся на месте букв стн в словах честный, грустный, устный? А на месте букв жк в словах сыроежка, босоножки?

Какие трудности возникают при написании слов, где есть звонкий парный согласный перед парным глухим или наоборот или согласный звук в конце слова? Покажи на примерах, как справиться с этой трудностью.

Упражнение 7

Прочитай текст. • Что нового ты узнал о звуках русского языка, о буквах ь и ъ?

Учёный-языковед Василий Алексеевич Богоро́дицкий подсчитал гласные и согласные звуки в словах русского языка. Оказалось, что в среднем на три согласных приходится два гласных. Конечно, не все русские слова такие. Есть среди них и совсем иные — вроде вспять* или вздрогнул, где подряд идут три или четыре согласных. Но абсолютное большинство из них „уравновешены“. Ко—ро—ва. Пе—ше—ход. Се—го—дня. Е—ли—за—ве—та. Че—ло—век.

Это „равновесие“ гласных и согласных звуков совсем неслучайно. Около тысячи лет

назад, в эпоху Киевской Руси, все слоги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на [и]. Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять — как пяти.

А буква ъ (ер) тоже не всегда была „беззвучным“ твёрдым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между [у] и [ы]. А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк). Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: Бълга́рия.

(По А. Леонтьеву)

    • Попробуй прочитать по—древнерусски слова с буквой ъ из последнего абзаца. Получилось?

Запиши, как произносятся слова вспять и вздрогнул, по образцу: подряд — [падр'ат]. Такая запись называется транскри́пция. Устно дай характеристику каждому звуку в этих словах.

Ответ:

    Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на [и].

А буква ъ (ер) тоже не всегда была «беззвучным» твердым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между [у] и [ы].

Упражнение 8.

Запиши, как звучат данные слова (то есть их транскрипцию). Затем прочитай её в обратном порядке и запиши, какое слово получилось.

• Проверь себя: см. с. 158.

    Образец записи: лён — [л'он] — [нол'] — ноль

Пол, лом, торг, сон.

Ответ:

Пол — [пол] — [лоп] — лоб.

Лом — [лом] — [мол] — мол.

Торг — [торк] — [крот] — крот.

Сон — [сон] — [нос] — нос.

Упражнение 9.    

Прочитай текст. • Какова его главная мысль?

В звучании имени всегда слышно звучание языка. Миша — типичное русское слово. Вслушайтесь: согласный звук — и гласный. Ещё один согласный — гласный.

А вот армянские имена: Мкртич, Астхик, Смбат. Легко увидеть разницу. Армянский язык больше любит согласные звуки, но он ещё не самый „согласный“. Например, в тибетском языке (он распространён в Китае) есть такие слова: ргйугсчу (поток), ртсва (трава), слопдпонрнамс (учитель).

Есть на земном шаре и такие языки, которые любят гласные звуки. Это, например, полинезийская семья языков — языки Гавайских островов, островов Таити, Самоа. Это хорошо видно на карте островов Тихого океана: острова Тубуа́и, Рарои́а, Раивава́э. В гавайском языке есть слово oiaio — „правда“. В нём все звуки гласные. И пять слогов — по числу гласных. Попробуйте-ка найти подобное русское слово!

(По А. Леонтьеву)

    Ответ:

    В звучании имени всегда слышно звучание языка.

Упражнение 10.

Прочитай группы слов. • Какие особенности ударения в русском языке ты можешь назвать? Какую роль играет ударение в слове?

    1) па́рить — пари́ть

    за́мок — замо́к

    му́ка — мука́

    о́рган — орга́н

2) не́бо      3) по́езд

    трава́      пое́здка

    голова́стик      сосно́вый

    разбушева́лся      родно́е

4) дире́ктор — директора́ (мн. ч.)

бли́зкий — бли́зок — близка́ — бли́зко — близки́

класть — клал — клала — клали

• Прочитай транскрипцию слов близки́ [бл'иск'и], класть [клас'т']. Устно дай характеристику всех звуков в этих словах. Сравни написание и произношение каждого слова. Как транскрипция помогает обнаружить место орфограммы в слове?

Ответ:

    От ударения иногда зависит значение слова.

Упражнение 11.

Прочитай текст. • Что ты узнал об особенностях ударения в разных языках?

Во многих языках есть общее правило постановки ударения. Например, в чешском языке ударение всегда стоит на первом слоге: зла́та Пра́га, город Ка́рловы Ва́ры, писатель Ка́рел Ча́пек. В польском языке ударение всегда на предпоследнем слоге: города Варша́ва, Вро́цлав, Кра́ков, поэт Ту́вим. А во французском — на последнем: город Руа́н, писатель Викто́р Гюго́, художники Делакруа́, Гоге́н, Сеза́н.

А в русском языке общего правила постановки ударения нет. Когда мы овладеваем родным языком, мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове, а если затрудняемся, обращаемся к словарю. Из словаря мы узнаём, например, что в слове одновре́менно ударение может падать на третий слог, а может и на четвёртый — одновреме́нно. А в слове облегчить ударение падает на [и], а не на [э], и правильно нужно произносить то́рты, повтори́шь, повтори́т, начала́, поняла́, а не иначе.

• Выпиши из второго абзаца слова, в которых проставлено ударение. • Запомни, как правильно произносятся эти слова. • Какой иностранный язык ты изучаешь? Есть ли в нём правило постановки ударения?

    Из лингвистического словаря:

Гра́фика (от греческого graphikos — письменный, начертанный) — это: 1) все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания; 2) наука о письме.

Ответ:

    В чешском языке ударение всегда стоит на первом слоге. В польском языке ударение всегда на предпоследнем слоге. Во французском — на последнем.

В русском языке общего правила постановки ударения нет.

Упражнение 12.

Прочитай слова. • Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов.

Орфография, хореография, гравюра, пиктография, палеография, география, график, стенография, графология, графоман.

• Если сможешь, продолжи этот ряд слов.

Ответ:

    Орфография — общепринятая система правил написания слов данного языка; правописание.

    Хореография — искусство танца.

Гравюра — изображение, полученное путем оттиска с клише, приготовленного гравером.

Пиктография — древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий и действий условными рисунками.

Палеография — специальная наука, которая исследует памятники древней письменности.

География — комплекс наук, изучающих поверхности Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

График — диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели движения, состояния чего—либо.

Стенография — способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь.

Графология — учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.

Графоман — человек, страдающий графоманией, стремящийся писать, не обладая соответствующими способностями, талантом.

Упражнение 13.

Спиши предложение. Посчитай, сколько в нём графических знаков. Проверь себя: ответ см. на с. 158 учебника.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (А. Пушкин)

Ответ:

    В предложении 50 графических знаков: 41 буква, 1 дефис, 7 пробелов и 1 точка.

Упражнение 14.

Вспомни точное название букв русского алфавита. • В какой последовательности в толковом словаре будут расположены словарные статьи о словах даль, дальний, далёкий, далеко, дальше? Почему? • Запиши эти слова в нужной последовательности и проверь по словарю С. И. Ожегова. «Если тебе нужно найти в словаре толкование слова десерт, ты будешь искать его до или после слова десна? • В каких ещё случаях может понадобиться хорошее знание алфавита?

    Ответ:

    Далеко, далекий, даль, дальний, дальше.

Упражнение 15.

Рассмотри изображение букв кириллицы — старославянского алфавита, который лёг в основу русского письма в X — XI веках. Создателем кириллицы считается славянский просветитель Кирилл Философ. Об этом ты прочтёшь в учебнике по литературному чтению „В океане света" (ч. 1).

    • Прочитай названия древних букв. Какие буквы сохранились в современном алфавите, а какие были утрачены в ходе развития языка?

    Ответ:

    Аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, иже, люди, мыслете, твердо сохранились в современном алфавите.

Зело, и, омега, ять, малый, большой, пси, фита были утрачены в ходе развития языка.

Упражнение 16.

Прочитай текст. • Какую роль играет транскрипция в английском языке?

В русском языке названия букв и соответствующие им звуки всё—таки более или менее похожи. А в английском языке буквы очень часто передают совершенно иные звуки. Причём на месте одной и той же буквы могут произноситься два, три и даже девять совершенно разных звуков!

Например, букву е, которая в алфавите называется [i:] ≈ [и:], в слове be (быть) прочитают [bi: ≈ би], а вот в других словах она звучит так:

bet —> [e] [bet ≈ бэт]

beer —> [iэ] [biә ≈ биэ]

butter —> [ә] [b/\tә ≈ батэ] и т. д.

А в слове home [hәum ≈ хоум] её вообще не читают.

(По В. Шеварденидзе)

• Почему, если хочешь научиться читать, писать и правильно говорить по—английски, без транскрипции не обойтись? • Как ты думаешь, а иностранцу, который начинает изучать русский язык, нужна транскрипция?

Ответ:

В английском языке буквы очень часто передают совершенно иные звуки.

Упражнение 17.

Прочитай текст. • С какими утверждениями автора ты согласен? (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык.)

Если в каком-нибудь учебнике вы прочитаете, что транскрипция — это „международная система записи звуков определёнными знаками, символами“, то уверен, что кроме скуки Транскрипция ничего у вас вызвать не сможет. Но поверьте, это не просто „международная система“. Если бы я был писателем и меня спросили, что же такое Транскрипция, я написал бы примерно следующее: "Транскрипция — это записанная на бумаге Музыка Английской Речи, это ноты такого замечательного произведения, каким является Английский Язык. Это инструмент, с помощью которого вы сможете извлекать Чудесные Английские Звуки. Даже в самом слове Транскрипция есть что-то от скрипки“.

(По В. Шеварденидзе)

• Обрати внимание, какие слова автор написал с большой буквы. Как ты думаешь почему? • На каком сравнении построен этот текст?

Ответ:

Транскрипция, Музыка Английской Речи, Английский язык, Чудесные Английские звуки.

Порядок фонетического разбора слова.

1. Записываю слово в фонетической транскрипции, как слышу.

2. Делю на слоги, указываю количество слогов.

3. Указываю признаки гласных звуков: ударный / безударный.

4. Указываю признаки согласных звуков: звонкий / глухой (парный или непарный), твёрдый / мягкий (парный или непарный).

5. Считаю количество звуков и букв.

Образец записи: похо́д [па|хо́т] — 2 слога.

п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный

о — [а] — гласный, безударный

х — [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный

о — [о] — гласный, ударный

д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный

5 букв, 5 звуков

Примечание. При записи можно использовать сокращения: согл., звонк., глух., тв., мягк., парн., непарн., гл., уд., безуд.

    1. Какие орфограммы в слове поход помогает увидеть фонетическая транскрипция?

    2. Обрати внимание на словарное слово нарочно (с. 23 учебника). Для чего рядом дана часть транскрипции — [шн]? Что она означает?

Упражнение 18.

Прочитай текст. • Что нового для себя ты узнал?

Пиктогра́фия — древнейший вид письма, письмо1 рисунками. Для него не нужен алфавит, надо только похоже изображать предметы и ситуации (человека, лодку1, охоту и т. д.).

Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Изображены на вывесках ботинки — приходи чинить1 обувь1, нарисованы часы — значит, здесь мастерская по ремонту часов. Иногда современные пиктограммы (подобные рисунки) предназначаются для людей, не знающих языка данной страны.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

    Ответ:

    Письмо [п’ис’мо] — 2 слога

    п — [п’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    и — [и] — гласный, безударный

    с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    ь — [—]

    м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    6 букв, 5 звуков

    Лодку [лотку] — 2 слога

    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    д — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

    к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный

    у — [у] — гласный, безударный

    5 букв, 5 звуков

    Чинить [ч’ин’ит’] — 2 слога

    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

    и — [и] — гласный, безударный

    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    и — [и] — гласный, ударный

    т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    ь — [—]

    6 букв, 5 звуков

    Обувь [обуф’]

    о — [о] — гласный, ударный

    б — [б] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    у — [у] — гласный, безударный

    в — [ф’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    ь — [—]

    5 букв, 4 звука

Упражнение 19.

Прочитай транскрипцию, правильно запиши данные слова. Проверь себя: ответ см. на с. 158 учебника.

[што́], [кан’э́ц], [лушк’и́], [м’э́сный’], [й’а́т]

Образец записи: [м'э́сный'] — местный.

    Из лингвистического словаря:

Орфогра́фия (от греческого orthós — правильный и grapho — пишу) — правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Ответ:

Что, конец, лужки, местный, яд.

Упражнение 20.

• Закончи предложение:

Орфогра́мма (от греческого ortós — правильный и grámma — письмо) — ...

Ответ:

    Орфограмма — написание, соответствующее правилам орфографии.

Упражнение 21.

Прочитай про себя, а затем произнеси следующие слова. Какие буквы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?

Тучки, мальчик, ложечка, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца, точно, вечность.

• Спиши слова группами, обозначь орфограмму в словах каждой группы. • Какие слова ты записал дважды? Почему? • Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения?

Ответ:

    Тучки, ложечки, точно, вечность.

    Мальчик, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца.

    Ложечка, бренчал, щупальца, вечность.

Упражнение 22.

Спиши текст. • В каких словах буквы, обозначающие шипящие согласные звуки, показывают, что за ними следует орфограмма? Обозначь эти орфограммы.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в лесной глуши1, спряталась деревушка Тычки. Кругом деревни зубчатой стеной подымается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые, точно нарочно, обошли Тычки со всех сторон.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

    • Какие ещё известные тебе орфограммы ты увидел? Подчеркни их.

    Ответ:

    Глуши [глушы] — 2 слога

    г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный

л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный

    у — [у] — гласный, безударный

ш — [ш] — согласный, глухой непарный, твердый непарный

    и — [ы] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков

Упражнение 23.

Прочитай текст. • Как история языка объясняет, почему буквосочетания жи — ши пишутся с буквой и?

Шипящие и [ц] в древнерусском языке (в XI — XIV веках) были только мягкими. Это подтверждает орфография древних рукописей: мужь, жити (жить), оуши (уши), отьць (отец).

В истории русского языка [ж], [ш] и [ц] отвердели, а [ч’] сохранил мягкость.

Наше современное написание отражает былую мягкость шипящих и [ц]: жизнь, ширь1, ложь1, цифра и т. д. Это написание называется традиционным или историческим.

(По В. Иванову, З. Потихе)

• Выполни фонетический разбор слов, возле которых стоит цифра 1.

Ответ:

    Ширь [шыр’] — 1 слог.

    ш — [ш] — согласный, глухой парный, твердый непарный

    и — [ы] — гласный, ударный

    р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

    ь — [—]

    4 буквы, 3 звука

    Ложь [лош] — 1 слог.

    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    ж — [ш] — согласный, глухой парный, твердый непарный

    ь — [—]

    4 буквы, 3 звука

Упражнение 24.

Прочитай текст. По какому признаку можно определить, что в выделенных словах есть орфограммы? Какому общему правилу подчиняется написание букв согласных в этих словах?

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

      (В. Берестов „Сказка“)      

• Спиши, обозначь орфограммы-буквы согласных звуков в выделенных словах.

Ответ:

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Упражнение 25.

Диктант с подготовкой. Подготовься писать под диктовку: найди и обозначь известные тебе орфограммы.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зелёной, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, лёгкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

(Ю. Олеша „Три Толстяка”)

• Открой учебник и проверь написанное.

Ответ:

    На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Упражнение 26.

    Прочитай стихотворение Михаила Яснова.

Жизнь жука

(Роман в считалках)

• Как ты думаешь, почему автор дал ему такое заглавие и такой подзаголовок? (Обрати внимание на ключевые слова в заглавии и подзаголовке!) • Какие знаки препинания помогают понять смысл этого стихотворения?

• Ты уловил ритм этого стихотворения? Если затрудняешься, при чтении сделай паузу после каждой третьей строчки. • Слов с какой орфограммой больше всего в этом тексте? Спиши любые десять слов с этой орфограммой.

Ответ:

    Дрозд [дрост] — 1 слог

    д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    з — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

    д — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

5 букв, 5 звуков

Глядь [гл’ат’] — 1 слог

    г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    я — [а] — гласный, ударный

    д — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    ь — [—]

    5 букв, 4 звука

Упражнение 27.

Прочитай текст. • Почему написание удвоенных букв согласных в словах приходится запоминать?

Слова касса, класс, вилла, ванна, колонна, прогресс, процесс являются заимствованными: они пришли в наш язык из итальянского и немецкого языков, которые в свою очередь воспользовались корнями языка древних римлян — латыни. Слово пресс французского происхождения. Слово суббота очень сложным путём, через старославянский и греческий, пришло к нам из древнееврейского языка.

(По Н. Шанскому)

• Выпиши слова с удвоенными буквами согласных, подчеркни орфограмму. • Продолжи перечень слов самостоятельно: допиши ещё пять слов, в которых пишется удвоенная буква согласного в корне, и пять слов — на стыке приставки и корня. Орфограммы обозначь.

Ответ:

    Касса, класс, вилла, ванна, колонна, прогресс, процесс, пресс, суббота.

Упражнение 28.

    Прочитай стихотворение С. Маршака.

    • В каких строчках поэт выразил самую важную для себя мысль? Как ты понимаешь эти строчки?

    • О каком зверьке рассказывает автор? Как ты догадался? Какие детали в описании тебе помогли?

    • С каким настроением нужно читать это стихотворение? • Перечитай 2-ю и 3-ю строфу, найди слова с уменьшительными суффиксами. Как ты думаешь, почему этих слов так много?

Шумят деревья за моим окном.

Для нас они — деревья как деревья,

А для других — укромный, мирным дом

Иль временный привал среди кочевья.

Вчера я видел: съёжившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверёк

И чистился, чесался, точно кошка.

Лизал он шёрстку белую брюшка,

Вертя проворной маленькой головкой.

И вдруг, услышав шорох, в два прыжка

На верхней ветке очутился ловко.

Меж двух ветвей повис он, словно мост,

И улетел куда—то без усилья.

Четыре лапы и пушистый хвост

Ему в полёте заменяют крылья.

Моя сосна — его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья!

• Спиши одну строфу (четыре строчки), которая тебе понравилась больше. Обозначь в словах все известные тебе орфограммы. • Выпиши из текста все слова с разделительным ь и ъ. Вспомни правило и обозначь эти орфограммы.

Ответ:

    Автор рассказывает о белке.

Упражнение 29.

Прочитай стихотворение про себя. • Какую картину ты представил? • Как бы ты озаглавил это стихотворение? Почему? • Сравни своё заглавие с авторским (посмотри с. 158 учебника).

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, лука́ми*

Убегает на запад река.

Погорев золотыми кайма́ми,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

      (А. Фет)

• Выпиши глаголы из 1-й строфы. Найди и обозначь орфограммы-буквы безударных гласных в приставках и корнях. Вспомни правило, которому подчиняются эти написания. • Найди и подчеркни другие известные тебе орфограммы в словах и между словами.

Ответ:

    Прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось.

Упражнение 30.

• Прочитай и озаглавь текст. • Какой литературный приём использует писатель в первом абзаце, чтобы нарисовать картину и передать настроение? (Обрати внимание на глаголы-сказуемые в предложениях.) Как—то ночью1 пришёл первый заморозок.

Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды1 как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче.

В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука — пастуший рожок пел в темноте.

    Я оделся и вышел в сад.

(По К. Паустовскому)

    • Выпиши группами слова с орфограммами— буквами: 1) безударных гласных в приставках; 2) безударных гласных в корне, проверяемых и не проверяемых ударением; 3) безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; 4) буквами и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч; 5) разделительным ь; 6) ь для обозначения мягкости согласных на письме; 7) буквами согласных в конце и в середине слова.

    Из лингвистического словаря:

Словообразова́ние — раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов (из каких частей они состоят).

Ответ:

    Ночью [ноч’й’у] — 2 слога

    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

    ь — [—]

ю — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

    [у] — гласный, безударный

    5 букв, 5 звуков

Звезды [зв’озды] — 2 слога

    з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

    е — [о] — гласный, ударный

    з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    ы — [ы] — гласный, безударный

    6 букв, 6 звуков

Отвечая на каждый вопрос, записывай один свой пример и объясняй его.

    1. Что такое основа слова?

    2. Какие части слова входят в основу?

    3. Для чего служит окончание?

    4. Что входит в основу предложения?

5. Как ты думаешь, случайно ли основа слова и основа предложения называются одинаково?

6. Дай определение корня слова и однокоренных слов.

7. Что такое суффикс? Приставка?

8. Одно или несколько значений имеют слова корень и приставка?

9. Образуй от глагола петь новые слова с помощью приставок, а от существительного мост — с помощью суффиксов.

10. О чём могут рассказать эти суффиксы: —ик—, —ок—, —ушк—, —ёнок—, —тель—?

Упражнение 31.

    Подбери и запиши слова по схемам.

    Ответ:

    Например:

Упражнение 32.

Прочитай. Какие слова записаны в каждом столбике? • Уточни значение каждого слова.

высь      дети      обида

высота2      детка2      обидеть2

вышина      детина      обидный

вышка      детинушка      обидчивый2

возвышение      детский      обидчики

возвышать      бездетный2      безобидный2

возвысить2

• Разбери по составу слова, отмеченные цифрой 2. Вспомни, в каком порядке нужно действовать, чтобы правильно разобрать слово по составу.

Ответ ниже

Упражнение 33.

Прочитай текст. • Какова его главная мысль?

В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его „ве́верица“, а словом „белка“ обозначался подобный зверёк с белой шкуркой. В ходе истории языка слово „веверица“ утратилось, и словом „белка“ стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным „белый“ утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

• Разбери по составу слова: белка, бельчонок, бельчата. Какие согласные звуки чередуются в корне этих слов?

Упражнение 34.

Прочитай стихотворение. • Как бы ты его озаглавил? Почему? • Сравни своё заглавие с авторским (см. с. 158 учебника). Как ты понимаешь смысл авторского заглавия? Может быть, тебе помогут найти ответ однокоренные слова, данные там же, на с. 158.

С колпачком2 на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого2.

Но, простившись со своей

Веткой-колыбелью,

Он уйдёт на много дней

В сумрак подземелья.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький2 дубок

Будущего лета.

Коль его не разгрызёт2

Белка острым зубом,

Сотни лет он проживёт

Коренастым дубом.

      (С. Маршак)

• Разбери по составу слова, возле которых стоит цифра 2.

    Из лингвистического словаря:

Морфоло́гия (от греческого morphe — форма и lógos — учение) — раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи.

Ответы:

Упражнение 35.

Прочитай текст. • Можно ли судить, как рассказчик относится к своему коту? Почему ты так думаешь?

Утром, когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется ещё только бледной щёлкой, я знаю, что у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он знает, что столовая без меня пуста, и боится: в другом месте он может продремать мой вход в столовую. Он давно сидит тут и, как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне.

Когда я сажусь за чай, он садится мне на левую коленку и следит за всем: как я колю сахар щипчиками, как режу хлеб, как намазываю масло.

(М. Пришвин)

• Выпиши выделенные слова группами по частям речи. Сколько получилось групп? • Объясни, почему ты объединил в группы именно эти слова. Вспомни признаки каждой части речи. • Обозначь и объясни орфограммы в словах, которые ты выписал.

Ответ:

    Существительные: свет, темноте, Васька, вход, чайник.

    Прилагательные: бледной, добрым, левую.

    Глаголы: виднеется, сидит, продремать.

    Местоимения: меня, он, мне.

    Наречие: давно.

Предлоги: в, без, ко.

Упражнение 36.

Прочитай слова. Задание к этому упражнению нужно выполнить по вариантам.

1-й вариант. Выпиши группами однокоренные слова. Выдели в них корень. Слова одной и той же или разных частей речи записаны в каждом столбике?

2-й вариант. Спиши слова группами по частям речи. Объясни, почему ты объединил в группы именно эти слова. • Есть ли в каждом столбике однокоренные слова?

Белизна, прыжок, побелка, попрыгунья, синь, осина, белеет, синий, прыгать, белый, белоснежный, посинел, прыгучесть, про́синь*.

• Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения? • По каким признакам ты отличаешь друг от друга имена существительные, имена прилагательные и глаголы?

Ответ:

    1-й вариант.

В каждом столбике записаны слова разных частей речи.

2-й вариант. Существительные: белизна, прыжок, побелка, попрыгунья, синь, осина, прыгучесть, просинь.

Прилагательные: синий, белый, белоснежный.

    Глаголы: белеет, прыгать, посинел.

Упражнение 37.

Прочитай стихотворение Лью́иса Кэ́рролла в переводе Льва Успенского. • Что-то не так в этом стихотворении, но что именно? Объясни.

...Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС...

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ...

• Какую роль в речи играют имена существительные и местоимения?

Ответ:

    В стихотворении очень много местоимений.

Упражнение 38.

Прочитай текст. • Какова его главная мысль? • Что нового ты узнал для себя, а что тебе уже было известно?

Когда мы обращаемся со словом вы к двум или нескольким адресатам*, мы пишем это местоимение со строчной буквы: вы. Если же мы употребляем его для изъявления почтения и вежливости в обращении к одному человеку, правописание меняется: следует писать не вы, а Вы.

Что, правила эти одинаковы во всём мире? Да ничего подобного!

Англичане, например, с большой буквы пишут только местоимение первого лица единственного числа: I — Я. Странно? Нам странно, им — нет: так повелось в веках! И это ещё не всё. В английском языке местоимение 2-го лица единственного числа хоть и существует, но почти не употребляется: только в поэзии и при молитвенном обращении к Господу Богу. Его повсюду заменяет 2-е лицо числа множественного: you — вы. Если к вам там, в Англии, привяжется собачка или хозяйский поросёнок, вы и на него должны сердито кричать на „вы“: Look here! You get away! — „Послушайте, Вы! Пошли прочь!“

(По Л. Успенскому)

Ответ:

    Что, правила эти одинаковы во всем мире? Да ничего подобного!

Упражнение 39.

    Закончи схему. Объясни свой вариант.

Части речи в русском языке

    • Расскажи о частях речи по схеме.

    Из лингвистического словаря:

Си́нтаксис (от греческого sýntaxis — построение, порядок) — раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

Ответ:

    Части речи в русском языке:

    Самостоятельные, служебные.

    Самостоятельные:

    Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

    Служебные:

    Предлоги, союзы.

Упражнение 40.

• По каким признакам ты отличаешь предложение от набора слов? Текст от набора предложений? • Что нужно сделать, чтобы из этих слов получились предложения? • Выполни эти действия, запиши. У тебя получится фрагмент рассказа А. И. Куприна „Слон".

Ночью слон вести (к) больная девочка (в) белая попона он важно шагать (по) самая середина улица (и) покачивать голова вокруг он большой толпа (но) слон (не) обращать (на) она внимание он каждый день видеть сотня люди (в) зверинец

• Подчеркни известные тебе орфограммы в словах и между словами.

Ответ:

Ночью слона ведут к больной девочке. В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы и покачивает головой. Вокруг него большая толпа, но слон не обращает на нее внимание — он каждый день видит сотни людей в зверинце.

Упражнение 41.

Спиши текст. Найди и подчеркни основу каждого предложения. Сколько слов ты подчеркнёшь в каждом предложении? Как ты будешь их искать? • Как по-другому называется основа предложения?

Весна

Постепенно пришло тепло. У сосновых стволов снег стаял, показалась чёрная земля. Около самого берега распустилась верба. На ветках качались маленькие пушистые зайцы.

Ребята набрали сосновых веток, наломали вербы, принесли домой.

(По И. Токмаковой)

• Прочитай только главные члены каждого предложения. Понятен ли смысл предложений? Объясни, почему главные члены называются основой предложения. • Какие части речи в русском языке выступают в роли главных членов предложения? А в роли второстепенных? • Что разделяют запятые во 2-м и 5-м предложении?

    Из лингвистического словаря:

Пунктуа́ция (от латинского punctum — точка) — все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.

Упражнение 42.

Прочитай про себя стихотворение русского поэта XIX века Фёдора Глинки. • Обрати внимание на знак препинания, который завершает каждое предложение. Как он помогает понять смысл предложения, выбрать нужную интонацию при чтении? • Подготовь выразительное чтение этого стихотворения, обращая внимание на выделенные слова.

Москва

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных2...

Это матушка2 Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ответы:

Упражнение 43.

    Вспомни, что означают эти схемы.

• Придумай и запиши предложения по схемам. Что разделяет запятая в этих предложениях? Как отличить простое предложение от сложного?

Ответ:

    Простое предложение.

Простое предложение с однородными подлежащими.

Простое предложение с однородными второстепенными членами.

    Сложное предложение, состоящее из двух частей. Сложное предложение, состоящее из трех частей.

Упражнение 44.

Перечитай текст из упр. 41. Составь схему каждого предложения этого текста. • Поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Выпиши словосочетания из каждого предложения.

Образец записи:

Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.

Ответ:

    Постепенно пришло тепло.

    У сосновых стволов снег стаял, показалась черная земля.

    Около самого берега распустилась верба.

    На ветках качались маленькие пушистые зайцы.

Ребята набрали сосновых веток, наломали вербы, принесли домой.

Упражнение 45.

• Прочитай стихотворение, представь картины, которые поэт нарисовал словами. • Спиши, подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Объясни, что разделяют запятые.

Утро

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов,

вёсла к лодкам несут...

      (И. Никитин)

• Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корнях и приставках.

Упражнение 46.

Прочитай текст. Подчеркни простым карандашом главные члены в каждом предложении и определи, простое предложение или сложное, есть ли в нём однородные члены. • Спиши текст и расставь в нём запятые.

У меня живёт щенок Ромул. Я больше зову его Ромой иногда величаю Романом Васильевичем.

У этого Ромки быстрее всего растут лапы и уши. Длинные уши уже глаза закрывают лапами Роман часто что-нибудь задевает и сам кувыркается.

(По М. Пришвину)

    • Выпиши словосочетания из 3-го предложения.

• В первом абзаце автор употребил слова-синонимы звать, величать. • Чем они отличаются по смыслу? А по своему употреблению в речи?

Ответы:

Упражнение 47.

Прочитай перечень понятий, с которыми ты уже хорошо знаком. • Заполни таблицу: напиши или назови, в каких разделах языкознания изучаются эти понятия. • Куда относятся оставшиеся понятия?

Звук, предложение, корень, основа слова, буква, ударение, сказуемое, местоимение, слог, члены предложения, части речи, окончание, второстепенные члены предложения, пробел, орфограмма-буква, чёрточка, запятая, суффикс, однородные члены предложения, подлежащее, приставка, соединительная буква, повествовательное предложение, разделительные ь и ъ, род, число, частица, глагол, многоточие.

Разделы науки о языке

Понятия

Фонетика


Графика


Словообразование


Морфология


Синтаксис


Орфография


Пунктуация


    Ответ:

    Фонетика:

Звук, ударение, слог.

Графика:

Буква, пробел, черточка.

Словообразование:

Основа слова, корень, окончание, суффикс, приставка, соединительная буква.

Морфология:

    Местоимение, части речи, род, число, частица, глагол.

    Синтаксис:

Предложение, сказуемое, члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, подлежащее, повествовательное предложение.

Орфография:

Орфограмма-буква, разделительные ь и ъ.

Пунктуация:

Запятая, многоточие.

Упражнение 48.

    • Обучающее изложение.

1. • Послушай текст, определи его тему. Закончи предложение „Этот текст о том, как...". Подумай, почему текст так называется.

2. • Перечитай текст, уточни значение непонятных слов.

3. • Обрати внимание на количество абзацев (сколько абзацев, столько и микротем в тексте, столько будет пунктов плана).

4. • Составь план, выпиши ключевые слова каждой части. • Перескажи текст по плану и ключевым словам.

5. Объясни орфограммы и знаки препинания, сделай простым карандашом необходимые обозначения в тексте.

6. Закрой учебник, послушай текст ещё раз.

Золотой рубль

Осенью 1703 года задули ветры, погнали по Финскому заливу метровые волны. В один из таких дней подошёл к Неве чужеземный корабль, прибыли на нём купцы из страны Дании.

Вскоре к кораблю причалила лодка. Молодой лоцман* поднялся на борт. Он осмотрел судно, встал за штурвал и искусно ввёл корабль в Неву. На прощание довольный капитан* подарил моряку золотой рубль.

В Петербурге капитану очень хотелось увидеть царя Петра I. Однажды желание его исполнилось.

Все ждали царя в огромном зале. Двери распахнулись. Капитан ахнул от удивления. Прямо к нему шёл его знакомый лоцман. Это и был царь Пётр I.

Капитан через переводчика стал приносить царю извинения и просил вернуть его несчастный рубль. Но Пётр Алексеевич отказался. Сказал, что рубль этот не украл, а честным трудом заработал.

(По С. Алексееву)

    Ответ:

    1. Этот текст о том, как к Неве подошел корабль из Дании.

3. 5 абзацев.

4. Осенью 1703 года подошел к Неве корабль из страны Дании; лоцман искусно ввел корабль в Неву, и капитан подарил ему золотой рубль; в Петербурге капитан захотел увидеть Петра I; Петр I оказался тем лоцманом; капитан извинился.

Упражнения для работы дома.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Что1 мы с_жаем,      Где белка

С_жая л_са?      Скрывает бел_ч_т1,

Ч_щ_, где бродят      Ч_щ_,

Барсук и л_са.      Где пёстрые

Ч_щ_,      Дятлы1

    Стуч_т.

       (С. Маршак)

• Выполни фонетический разбор слов, возле которых стоит цифра 1. Образец записи смотри на с. 20-21 учебника.

Ответ:

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

Чащу,

Где белка

Скрывает бельчат,

Чащу,

Где пестрые

Дятлы

Стучат.

Что [што] — 1 слог

    ч — [ш] — согласный, глухой парный, твердый непарный

    т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    3 буквы, 3 звука

    Бельчат [б’ил’ч’ат] — 2 слога

    б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

    е — [и] — гласный, безударный

    л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    ь — [—]

    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

    а — [а] — гласный, ударный

т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

    7 букв, 6 звуков

Дятлы [д’атлы] — 2 слога

    д — [д’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

    я — [а] — гласный, ударный

    т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    ы — [ы] — гласный, безударный

    5 букв, 5 звуков

2. Прочитай текст. Найди и подчеркни в нём известные тебе орфограммы. • Выпиши слова группами с орфограммами 1) буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением; 2) частицей не с глаголами; 3) ь для обозначения мягкости согласных на письме; 4) большой (заглавной) буквой. Орфограммы обозначь.

Я не знаю ничего краси́вее Кремля. Я там был в Гранови́той палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел1 Иван Грозный.

И ещё там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

(В. Драгунский)

    Ответ:

    1) Красивее, стоял, сидел, хочу.

    2) Не знаю.

    3) Царь—пушки, очень, Кремль, очень.

4) Кремля, в Грановитой, в Оружейной, Царь-пушки, Иван Грозный, Кремль.

3. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. • Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Но весело-весело мне и чудес_о,

Поэтому тайну л_мать неумес_о,

Неинтерес_о и даже нечес_о1.

Подарок я сделаю старшему брату:

Ни слова — про нос, про парик и заплату,

Его (не) узнают т_перь нипочём!

Его принимают за Деда М_роза

И папа, и мама, и бабушка Роза...

      (Ю. Мориц)

    Ответ:

Но весело-весело мне и чудесно,

Поэтому тайну ломать неуместно,

Неинтересно и даже нечестно.

Подарок я сделаю старшему брату:

Ни слова — про нос, про парик и заплату,

Его не узнают теперь нипочем!

Его принимают за Деда Мороза

И папа, и мама, и бабушка Роза...

Нечестно [н’ич’есна] — 3 слога

    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    е — [и] — гласный, безударный

    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

    е — [е] — гласный, ударный

    с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

    т — [—]

    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    о — [а] — гласный, безударный

    8 букв, 7 звуков

4. Спиши слова и разбери их по составу.

пена      слово

пенка      словари

пенистый      словарный

вспенил      дословный

    Ответ:

Упражнение 5.    

Прочитай текст. • Какие ещё слова греческого происхождения от слова grapho (пишу) есть в русском языке? • Запиши несколько таких слов, начни со слова палеография.

Палеогра́фия — специальная наука, которая исследует памятники древней письменности. Термин „палеография" появился в XVII веке. Он греческого происхождения.

Первоначально в палеографии изучались те памятники письменности, текст которых был написан от руки красящим веществом (чернилами, красками), особыми орудиями письма (пером, заострённой палочкой) на специально подготовленной мягкой поверхности.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

• Выпиши из текста группами слова разных частей речи (по сколько слов ты запишешь в каждой группе, реши сам). Запиши названия частей речи. • В словах, которые ты записал, подчеркни орфограммы.

Ответ:

Палеография, орфография, хореография, пиктография, география, график, стенография.