ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава I. Предложение. Текст
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами

Упражнение 49.

    Прочитай текст. Сколько в нём простых предложений? Как ты это определил?

В лесу стоит тишина. Только над валежником* стрекочет синекрылая сойка. Синими и зеленоватыми искрами блестит снег. Вдруг я услышал хриплое рычание, хруст сучков. В валежнике на мгновение мелькнуло что-то мохнатое, раздался выстрел. Далёким эхом откликнулся лес.4

(По А. Новикову-Прибою)

• Спиши только простые предложения. Подчеркни в них главные члены, составь схему каждого предложения. • Какие особенности ты заметил в третьем и четвёртом предложении?

• Разбери предложение, обозначенное цифрой 4. Если забыл порядок разбора, посмотри в конце учебника на с. 161.

Ответ:

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Упражнение 50.

    Запиши предложения и сравни их. Что общего у этих предложений и чем они отличаются? Покажи это графически.

    Наступила тишина.

Внезапно наступила тревожная тишина.

    В ночной тишине леса то и дело слышались шорохи, шелест листьев, потрескивание веток.

• Расскажи всё, что ты знаешь о последнем предложении. • Поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным, выпиши словосочетания. Образец записи см. в упр. 44, 46.

Ответ:

    Наступила тишина. (Простое нераспространенное предложение).

Внезапно наступила тревожная тишина. (Простое распространенное предложение).

В ночной тишине леса то и дело слышались шорохи, шелест листьев, потрескивание веток. (Простое распространенное предложение с однородными подлежащими).

Упражнение 51.

Прочитай отрывок из поэмы А. С. Пушкина „Полтава". • Какую картину ты представил? • Как удалось поэту создать ощущение абсолютного покоя природы? Ты обратил внимание: все предложения в тексте простые. Но как они выразительны!

Тиха укра́инская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремо́ты превозмо́чь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых то́полей листы.

• Спиши. Обозначь известные тебе орфограммы.

Ответ:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Упражнение 52.

Прочитай текст. Определи, каким является каждое предложение — простым или сложным. Выполни в тексте необходимые графические обозначения. • Расставь, где нужно, знаки препинания. Гвардейцы* вошли в зал. Один держал на руках девочку.

Розовое платье превратилось теперь в жалкие лохмотья. Увяли золотые розы осыпались блёстки. Голова девочки уныло свисала к плечу гвардейца. Её лукавые серые глаза погасли.

(По Ю. Олеше „Три Толстяка“)

    • Выпиши предложение, которое соответствует схеме:

Упражнение 53.

• Прочитай тексты, постарайся представить картины, нарисованные словами. • Найди в текстах однородные члены предложения. Подумай, с какой целью поэт и писатель используют однородные члены с бессоюзным соединением.

1. Ветер.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что—то

Воробьёв знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда—то

Вперего́нку с пылью.

      (М. Исаковский)

2. Из-под дивана вылезает кот. Вот он потянулся, прыгнул на диван. С дивана кот прыгнул на кресла, пошёл по креслам вдоль стены, дошёл до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами. Маятник качается... Тогда кот поднялся, одной лапой опёрся о футляр, другой лапой трогает маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

(По А. Н. Толстому „Детство Никиты“)

• Спиши стихотворение. Ты обратил внимание, что всё оно — одно предложение? Составь схему однородных членов в этом предложении.

Ответы:

Упражнение 54.

    Поработай над своей устной научной речью. • Расскажи всё, что ты помнишь об однородных членах предложения. • Тебе помогут схемы и план.

    План

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. С какой интонацией они произносятся?

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

4. В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой?

Ответ:

    1. Однородными называются члены предложения, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

2. Они произносятся с перечислительной интонацией.

3. Однородными могут быть и главные члены предложения, и второстепенные.

4. Однородные члены предложения разделяются запятой, если между ними нет союзов; между ними есть союзы а, но; они соединены повторяющимся союзом и.

Упражнение 55.

    • Прочитай предложения с однородными членами и понаблюдай, как в них расставлены запятые.

    • Составь схему каждого предложения.

Мороз щипал уши и лицо.

Мороз щипал уши, лицо, руки.

Мороз щипал уши, лицо и руки.

Мороз щипал и уши, и лицо, и руки.

• С одинаковой или с разной интонацией ты прочитаешь эти предложения?

    Отличается ли по смыслу и интонации последнее предложение? За счёт чего это происходит?

    Ответ ниже

Упражнение 56.

    Послушай отрывок из поэмы А. С. Пушкина „Полтава" — описание битвы русских со шведами. Обрати внимание на повторяющийся союз и при однородных членах. Попробуй убрать этот союз. Что изменилось?

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра...

За ним вослед неслись толпой

Сии́1 птенцы гнезда Петрова —

И Шереме́тев благородный,

И Брюс, и Бо́ур, и Репни́н...

1 Сии (устар.) — эти.

• Сформулируй дополнение к правилу постановки запятых в предложении с однородными членами.

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но и без помощи союзов.

Если между однородными членами нет союзов, то ставится запятая:

Перед союзами а и но между однородными членами всегда ставится запятая:

Если однородные члены соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

При повторяющемся союзе и запятая между однородными членами ставится.

    Сравни:

    1. • Поставь вопрос к каждой части текста правила. У тебя получится план.

    2. • Перескажи текст с опорой на план.

    3. • Попробуй записать содержание каждого абзаца в виде схемы. Что ты предпочтёшь в качестве опоры для устного рассказа — план из вопросов или из схем?

Упражнение 57.

Прочитай предложения. Найди однородные члены и обозначь их. Выдели союзы. • Объясни, почему поставлена или не поставлена запятая между однородными членами предложения.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.4 (А. Пушкин) 2. Весенний ручей запоздал и теперь струится по зелёной траве... (М. Пришвин) 3. Ливень за окном ещё шумел, но постепенно стихал.

Составь схему каждого предложения. Ещё раз обратись к правилу на с. 52. На все ли случаи постановки запятой есть примеры в этом упражнении?

Запомни: запятая ставится между однородными членами.

• Попробуй самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.

• Закончи инструкцию.

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в предложении с однородными членами.

1. Убеждаюсь в том, что ...

2. Смотрю, как соединены ...

3. Если ..., то ...

4. Если ..., то ...

5. Проверяю написанное.

• Сравни инструкцию, которая получилась у тебя, с нашей (она дана в конце учебника на с. 162). При выполнении следующих упражнений пользуйся этой инструкцией.

Упражнение 58.

Прочитай предложения. Найди и графически обозначь однородные члены. Выдели союзы. • Спиши предложения, расставь, где это нужно, запятые. Составь схему каждого предложения.

1. Гости князю поклонились вышли вон и в путь пустились. 2. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. (А. Пушкин) 3. Пред ним лепечут волны и бегут и вновь приходят и о скалы бьют. (М. Лермонтов) 4. Дуют ветры яростные гонят лодки парусные. (В. Маяковский)

• В каком предложении есть второстепенный член, выраженный местоимением с предлогом?

Упражнение 59.

• „Прочитай" схемы предложений. • Объясни, нужно ли ставить запятые между однородными членами.

• Спиши схемы, расставь в них, где это нужно, запятые. • Придумай и запиши к каждой схеме предложение.

Упражнение 60.

Прочитай отрывок из повести А. Н. Толстого „Детство Никиты". Найди и обозначь в нём однородные члены. Обрати внимание, как они соединяются — с помощью или без помощи союзов. Союзы выдели. • Расставь карандашом недостающие запятые. • Подумай, какое настроение выразил автор. Какую роль играют в этом тексте однородные члены предложения?

    Солнце страшно медленно ползло к земле розовело застилалось мглистыми облачками. Лиловая тень от колодца вытянулась на снегу.

В комнате горела печь. Потрескивали дрова рассыпались угольками.4 Красноватый свет освещал спинки кожаных кресел угол золотой рамы на стене...

• Спиши текст. Обозначь все знакомые орфограммы. • Выполни разбор предложения, возле которого стоит цифра 4. Выпиши словосочетания из этого предложения. Как ты думаешь, почему однородные члены предложения не являются словосочетанием?

Упражнение 61.

На уроках русского языка ты сейчас изучаешь синтаксис. • Прочитай текст, где объясняется происхождение этого названия.

Вам небезынтересно будет узнать, что синтаксис — слово греческое и состоит из двух частей. Приставка synи- означает „совместимость, совокупность“ (соответствует русской приставке со-: соученик, сотоварищ). Слово taxis в греческом языке в первую очередь было военным термином*: „построение, колонна, место в строю “ и т. п. Позднее учёные стали использовать этот термин в грамматике, так как грамматический строй, так же, как и военный, требует чёткости и строгого порядка. Древнегреческий учёный Аполлоний Дискол писал: „...из правильного соединения слов составляются предложения

• Докажи на примере предложений с однородными членами, что в их построении есть «чёткость и строгий порядок».

Упражнение 62.

Прочитай текст. • В чём особенность предложений 1-го абзаца? • 2-го и 3-го абзацев?

• Найди однородные члены и союзы, которые их соединяют. Обозначь однородные члены, выдели союзы. • Расставь в тексте знаки препинания. • Какие чувства выразил автор текста? Как ты думаешь, почему для выражения этих чувств он использовал именно предложения с однородными членами? • Прочитай текст вслух выразительно, соблюдая интонацию перечисления.

Русь. Россия. Ру́сины. Ро́ссы. Россия́не. Ру́сские.

В этих звуках ты чувствуешь рассвет2 вольный ветер степей шум тайги... В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни1.

Родная земля... Она и кормилица и поилица и нянька и воспитательница и открытая книга природы.

(По В. Фёдорову)

• Спиши текст, обозначь орфограммы.

Ответы:

Жизни [жыз’н’и] — 2 слога

    ж — [ж] — согласный, звонкий парный, твердый непарный

    и — [ы] — гласный, ударный

з — [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

и — [и] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков

Упражнение 63.

    • Прочитай и определи, о чём будет текст (то есть его тему). Что тебе помогло её определить? • Подчеркни ключевые слова и выражения.

У каждого времени года свои звуки и краски.

Вот тихим осенним днём ... ... ... разноцветные листья. Они ложатся на землю ... ... . Шуршащий ковёр под ногами пестреет ... ... ... красками. Зимней порой пестроту сменяет белизна. В безветренные дни снежинки опускаются ... ... ... . Прежде чем стать частью холодного одеяла, они ... ... ... в воздухе. В тишине зимнего дня отчётливы и ясны звуки. Я слышу ... ... ... .

• Спиши текст и допиши вместо точек однородные члены. Чтобы это сделать, сначала подумай над настроением текста, затем определи, какие однородные члены нужно подобрать — главные или второстепенные, какими частями речи они будут выражены. Реши, как ты соединишь однородные члены: без помощи союзов или союзом и, одиночным или повторяющимся будет этот союз. Не забудь о знаках препинания!

Ответ:

Текст про времена года.

Упражнение 64.

    • Обучающее изложение. • Прочитай отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского „Что я люблю".

1. • Что ты думаешь о Дениске? Какой он? (Помнишь, как о нём сказал учитель Борис Сергеевич в рассказе „Что любит Мишка"?) • Какую основную мысль развивает автор?

2. • Попробуй объяснить, почему этот рассказ написан от первого лица.

3. • Сколько абзацев в тексте? О чём это говорит?

4. • Перечитай каждый абзац и озаглавь его так, чтобы удобнее было запоминать. Получится рабочий план. Запиши план и ключевые слова каждой части.

5. Обрати внимание, как много в этом тексте предложений с однородными членами. Как ты думаешь почему? Посмотри, как расставлены в этих предложениях запятые.

6. Найди и выпиши слова, которые трудны для правописания, объясни орфограммы.

Я очень люблю играть в шашки, шахматы, домино, но только обязательно выигрывать.

Я люблю в выходной день поговорить с папой о собаке. Как мы купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем её кормить. А она будет потешная и умная.

Люблю читать сказки про Канчи́ля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У неё весёлые глазки, маленькие рожки и розовые копытца. Ещё я люблю плавать на мелководье и держаться руками за песчаное дно.

Ещё очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах.

Очень люблю лошадей. У них красивые и добрые лица.

Я много чего люблю!

    Ответ:

    3. 6 абзацев. Это говорит о том, что в тексте 6 микротем.

    4. План:

1) Во что я люблю играть.

2) Люблю говорить о собаке.

3) Что я люблю читать.

4) Каких животных я люблю.

5) Почему я люблю лошадей.

6) Я много чего люблю!

6. Поговорить, заниматься, кормить, сказки, маленькая, озорная, веселые, глазки, рожки, мелководье, держаться, ловкие.

Упражнение 65.

    • Сочинение. Напиши сочинение о себе на тему „Что я люблю". Но сначала подготовься к этой работе.

1. Советуем тебе прочитать рассказ Виктора Драгунского „Что любит Мишка", чтобы не повторять Мишкиных ошибок.

2. • Определи замысел своего сочинения: что самое главное ты хочешь сказать другим людям о себе. (Вот В. Драгунский хотел о Дениске Кораблёве сказать, что он ещё маленький, а любит так много — целый мир!)

3. • Подумай, как будет развиваться твой замысел, твоя самая важная мысль о себе: о чём ты расскажешь сначала, о чём потом...

4. • Запиши на черновике рабочий план. Названия пунктов плана могут быть любыми: длинными, короткими, даже из одного слова. Этот план — только для тебя, поэтому он должен быть удобным и помогать в работе.

5. • Подумай, о чём конкретно будет каждая часть (каждый абзац).

6. • Напиши сочинение (не забывай про план и самую важную мысль!).

7. • Прочитай написанное и постарайся оценить себя: удалось ли передать замысел, сказал ли ты всё, что хотел, не нужно ли что-то добавить, исправить; не забыл ли ты выделить каждую микротему (маленькую тему) в отдельный абзац в соответствии с планом. Если нужно, сделай исправления.

8. • Проверь знаки препинания, орфограммы.

9. Перепиши окончательный вариант сочинения.

Ключевые слова темы:

    простое предложение

    однородные члены предложения

    союзы а, но

    одиночный союз и

    повторяющийся союз и запятая

• Ключевые слова темы можно записать в виде схем:

• Сравни два способа записи одной и той же информации. Какой удобнее для тебя?

    Ответ:

    Я люблю читать, играть в шахматы, ходить в поход, купаться, гулять с собакой, играть с кошкой, решать кроссворды, слушать музыку, ходить в кино, смотреть мультфильмы, встречаться с друзьями, играть в футбол.

Упражнения для работы дома.

1. Спиши предложения. Рядом с каждым предложением нарисуй его схему. Устно объясни, почему поставлены или не поставлены запятые между однородными членами.

1. И березы старые, столетние опустили ветви до земли. (А. Твардовский) 2. Но я любил взлетанье птиц, и лодку, и на лодке вёсла. (А. Блок) 3. С победой крымскою вернулось и солнце, и любовь1, и юность, и счастье каждого из нас. (А. Жаров) 4. Смотрит солнце с небес, и блестит, и горит, по полям и лугам разливается. (С. Дрожжин)

• Подчеркни все знакомые орфограммы.

Ответ:

    Любовь [л’убоф’] — 2 слога

    л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    ю — [у] — гласный, безударный

    б — [б] — согласный, звонкий парный, твердый парный

    о — [о] — гласный, ударный

    в — [ф’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    ь — [—]

    6 букв, 5 звуков

2. Прочитай предложения, найди в них однородные члены, обозначь их графически. Выдели союзы. • Спиши, расставь запятые, где это нужно.

1. Избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей. 2. Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой.4 3. Блеснули до́лы хо́лмы нивы вершины рощ и волны рек.

(А. Пушкин)

• Подчеркни орфограммы в словах и между словами. • Выполни разбор предложения, обозначенного цифрой 4.

Ответ:

Упражнение 3.

Составь и запиши простые предложения, где однородные члены были бы соединены так:

    Ответ:

    Дети купались и загорали.

    Дети купались, строили песочные замки.

    Дети купались, загорали, строили песочные замки.

    Дети и купались, и загорали.

    Дети купались, загорали и строили песочные замки.

    Дети и купались, и загорали, и строили песочные замки.

    Дети загорали, а не купались.

    Дети не купались, но загорали.

4. Найди в предложениях однородные члены, обозначь их. Выдели союзы. Определи, нужно ли ставить запятые между однородными членами. • Спиши, поставь запятые, где это нужно.

1. Река раскинулась течёт грустит лениво... (А. Блок) 2. Ветки берёз и тополей глядят из сада. 3. Уж в избу в окошко солнышко глядит. (И. Суриков) 4. Вот зима пришла серебристая замела снежком поле чистое. (Р. Кудашева) 5. Тонкий узкий длинный ход в глубь земли меня ведёт. (К. Бальмонт)

Подчеркни в словах известные тебе орфограммы.

Ответ:

1. Закончи предложения:

Однородные члены в предложении могут соединяться как ..., так и ...

Союз и при однородных членах может быть ... и ...

Если союз и одиночный, запятая ...

Если союз и повторяющийся, запятая ...

Если однородные члены соединяются без помощи союзов, между ними...

Если два однородных члена соединены союзом а или но, то ...

Ответ:

    Однородные члены предложения соединяются как с помощью союзов, так и без помощи союзов.

Союз и при однородных членах может быть одиночным и повторяющимся.

Если союз и одиночный, запятая не ставится.

Если союз и повторяющийся, запятая ставится.

Если однородные члены соединяются без помощи союзов, между ними ставится запятая.

Если два однородных члена соединены союзом а или но, то запятая ставится.

2. Расставь, где это нужно, знаки препинания в схемах.

    Ответ:

3. Спиши предложения, расставь, где это нужно, запятые. Составь схему каждого предложения.

— Я люблю булки плюшки батоны и кекс! Я люблю хлеб и торт и пирожные и пряники. А ещё я люблю кильки сайру судака в маринаде и жареную картошку. Я всей душой люблю мороженое.

Мишка выдохся и замолчал.

(По В. Драгунскому)

    Ответ:

    — Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб и торт, и пирожные, и пряники. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде и жареную картошку. Я всей душой люблю мороженое.

Мишка выдохся и замолчал.

4. Спиши предложение и выполни его разбор.

Я рассказал Борису Сергеевичу и про собаку, и про слонёнка, и про маленькую лань, и про прохладные звёзды.

(В. Драгунский)

    Ответ: