ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава II. Имя прилагательное
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном

    1. Что обозначают имена прилагательные?

    2. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

    3. Как ты думаешь, почему в учебниках русского языка обычно сначала изучается имя существительное, а потом — имя прилагательное, а не наоборот?

    4. Какими членами предложения являются прилагательные — главными или второстепенными? Почему ты так думаешь?

Упражнение 200.

Прочитай отрывок из повести А. Н. Толстого „Детство Никиты". Постарайся представить картину, нарисованную словами. • Подчеркни главные члены в каждом предложении. Обрати внимание, какой частью речи выражены в основном второстепенные члены предложения. • Что представляет собой этот текст — описание или повествование? Почему ты так думаешь? Объясни.

Мальчики оделись и вышли на двор. Был мягкий и мглистый день. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли в инее розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

Упражнение 201.

Прочитай и сравни два текста. В каком из них даётся рассказ о последовательно развивающихся событиях? Это текст-повествование.

    • Проследи, как движется твоё читательское восприятие от действия к действию. Подчеркни во 2-м тексте главные члены предложения — ключевые для понимания смысла. • Обрати внимание, что в 1-м тексте мысль не развивается последовательно, а как бы „растекается вширь", и при чтении ты обращаешь внимание не на события, а на качества предметов, и в твоём воображении возникает картина. Это текст-описание. • Какие члены предложения в этом тексте являются ключевыми? Какой частью речи они выражены?

1. Беззвучно проскользнул Сергей в деревянную калитку, ведущую в парк. Там, под густыми деревьями, было совсем темно. Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое, холодное дыхание. Отчётливо застучала под ногами деревянная настилка моста. Вода под ним была чёрная и страшная. Вот наконец и высокие чугунные ворота, узорчатые, точно кружево, и обвитые ползучими стеблями глициний. Лунный свет, прорезавшись сквозь чащу деревьев, скользил по резьбе ворот слабыми фосфорическими пятнами. По ту сторону был мрак и чутко-пугливая тишина.

(А. Куприн „Белый пудель“)

• Какую смысловую нагрузку несут прилагательные в этом тексте? • Какое настроение они создают и передают? • Что значит „чутко-пугливая тишина"?

2. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он поёт ещё далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

(К. Паустовский „Мещорская сторона“)

• Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте? Спиши предложения с однородными членами и графически (с помощью схемы) объясни, почему поставлены или не поставлены запятые в этих предложениях. • Сделай вывод: чем же отличаются друг от друга повествование

и описание, каковы цели и особенности построения таких текстов. Вспомни, что тебе известно об этом из уроков риторики.

Упражнение 202.

Прочитай стихотворение. Какую картину ты представляешь? • У автора это стихотворение не имеет заглавия. А как бы ты его озаглавил? • Спиши. Объясни постановку запятых: составь схемы предложений. Определи, какими членами предложения являются имена прилагательные — главными или второстепенными.

Ещё от дома на дворе

Синеют утренние тени.

И под навесами строений

Трава в холодном серебре.

Но уж сияет яркий зной,

Давно топор стучит в сарае,

И голубей пугливых стаи

Сверкают снежной белизной.

      (И. Бунин)

• Этот текст — описание или повествование? Почему? Объясни.

Упражнение 203.

Ты, конечно, помнишь стихотворение С. Я. Маршака „Мельник, мальчик и осёл"? Прочитай отрывок из этого стихотворения. • Как с помощью прилагательных-антонимов создаётся комический эффект? • Употребление какого существительного в переносном значении помогает понять основную мысль этого стихотворения?

    • 1-я и 4-я строфы состоят из одного предложения. Спиши эти предложения в строчку и объясни, что разделяет запятая в одном и в другом предложении.

    Ответы:

Упражнение 204.

    Вспомни или перечитай стихотворение Г. Сапгира „Людоед и принцесса, или Всё наоборот". • Какой приём использует поэт для создания комического эффекта? Какие слова ему в этом помогают? В чём особенность этих слов?

    Ответ:

    Для создания комического эффекта автор меняет местами прилагательные «прекрасная» и «ужасная».

Упражнение 205.

Спиши, вставь пропущенные буквы. • Допиши прилагательные-антонимы и существительные к ним.

чес_ный —      прекрас_ный —

у_кий —      ус_ный —

бли_кий —      прелес_ный —

• Обозначь орфограммы на месте пропусков букв. • Это одна и та же орфограмма или разные? Их написание определяется одним и тем же правилом или разными?

Ответ:

    Честный — лживый.

    Узкий — широкий.

    Близкий — далекий.

    Прекрасный — уродливый.

    Устный — письменный.

    Прелестный — ужасный.

Упражнение 206.

Прочитай предложение. В чём особенность его построения?

По у_кой д_ро_к_ шли пеш_ходы, а по ш_рок_му шо_е мч_лись маш_ны.

• Спиши предложение, вставь пропущенные буквы, подчеркни и объясни орфограммы. • Составь схему и объясни постановку запятой. • Составь и запиши 4—5 похожих предложений, можешь использовать прилагательные—антонимы из упр. 205 или подобрать свои. Постарайся, чтобы в словах было как можно больше известных тебе орфограмм.

Ответ:

    По узкой дорожке шли пешеходы, а по широкому шоссе мчались машины.

Упражнение 207.

    Прочитай текст. • Обрати внимание на прилагательные. Какую смысловую роль они играют? Какое настроение создают?

Ясный день

Весенний солнечный день. Небо светло-синее, удивительно нежного оттенка, чистое, ясное. Лёгкие облака скользят по этой бездонной синеве. Тёплый ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут радостно: „Солнце, тепло... Как чудесно!“

• Измени название текста — „Пасмурный день" — и запиши текст. Подумай, как изменится настроение, какими прилагательными нужно заменить прилагательные, данные в тексте, чтобы передать это настроение.

Ответ:

Пасмурный день

Осенний пасмурный день. Небо серое, затянутое облаками, хмурое. Тяжелые облака ползут по этой бездонной серости. Холодный ветер треплет ветви деревьев. Они громко шумят, как будто кричат: «Осень, холод. ...Как плохо!»

Упражнение 208.

Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

      (Ф. Тютчев)

Образец записи:

Бодрый (серп) — (какой?), н. ф. бодрый, прил., м. р., ед. ч., И. п., второст. член предл.

    Ответ:

    Бодрый (серп) — (какой?), н. ф. бодрый, прил., м. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

Тонкий (волос) — (какой?), н. ф. тонкий, прил., м. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

(На) праздной (борозде) — (на какой?), н. ф. праздный, прил., ж. р., ед. ч., Пр. п., второст. член предложения.

Упражнение 209.

    Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь устный рассказ на тему „Что я знаю об имени прилагательном". • План рассказа составь самостоятельно.

    Ответ:

    Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак, качество состояние и принадлежность предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В предложении прилагательное бывает определением и сказуемым.

Имя прилагательное бывает полным и кратким. Краткое прилагательное отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы? В предложении оно всегда — сказуемое.

Имя прилагательное имеет степени сравнения — сравнительную и превосходную. Изменяется по родам, числам и падежам.