ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава II. Имя прилагательное
11. Словоизменение имён прилагательных

Игорь и Оля получили письмо от Майкла, своего зарубежного друга:

Недавно я прочитал интересный сказку А. С. Пушкина „О рыбаке и рыбке”. В ней он рассказывает о злая, жадная старуха, добрый, но слабохарактерный старике и умный благодарный рыбке. Теперь я понял, откуда выражение „остаться у разбитый корыта”“.

— Интересно... а я и не задумывался, откуда пришло это выражение: остаться у разбитого корыта, — сказал Игорь. — Вот только Майкл как-то странно пишет...

— Ну да, он ещё не совсем хорошо знает русский язык, — согласилась Оля.

• А вы заметили что-то „странное" в письме Майкла?

• Сформулируйте вопрос, который поможет исправить текст Майкла.

    Сравните свою формулировку с авторской (см. стр. 137).

Упражнение 210.

Просклоняй существительное и прилагательное. Понаблюдай за тем, как изменяются имена прилагательные.

• Какой вывод ты можешь сделать? • Закончи определение:

• Проверь, правильно ли ты сформулировал определение (см. стр. 140 учебника).

    Как ты думаешь, то, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, — это закон языка или правило письма? А может быть, и то и другое? Почему? Объясни.

    • Проведи эксперимент. Возьми любое словосочетание

    Поставь существительное в разные падежные формы. Что при этом произойдёт с прилагательным? Какой вывод ты можешь сделать?

    Ответ:

    Им. п. Лесной ручей, лесные ручьи.

    Р. п. Лесного ручья, лесных ручьев.

    Д. п. Лесному ручью, лесным ручьям.

    В. п. Лесной ручей, лесные ручьи.

    Тв. п. Лесным ручьем, лесными ручьями.

    Пр. п. О лесном ручье, о лесных ручьях.

Упражнение 211.

Просклоняй в единственном и множественном числе. • Поставь ударение. Выдели окончания существительных и прилагательных.

святой источник      золотое сердце

      родная дочь

• Какой вывод ты можешь сделать?

Ответ:

    Им. п. Святой источник, святые источники.

    Р. п. Святого источника, святых источников.

    Д. п. Святому источнику, святым источникам.

    В. п. Святой источник, святые источники.

    Тв. п. Святым источником, святыми источниками.

    Пр. п. О святом источнике, о святых источниках.

    Им. п. Золотое сердце, золотые сердца.

    Р. п. Золотого сердца, золотых сердец.

    Д. п. Золотому сердцу, золотым сердцам.

    В. п. Золотое сердце, золотые сердца.

    Тв. п. Золотым сердцем, золотыми сердцами.

    Пр. п. О золотом сердце, о золотых сердцах.

    Им. п. Родная дочь, родные дочери.

    Р. п. Родной дочери, родных дочерей.

    Д. п. Родной дочери, родным дочерям.

    В. п. Родную дочь, родных дочерей.

    Тв. п. Родной дочерью, родными дочерями.

    Пр. п. О родной дочери, о родных дочерях.

Упражнение 212.

Прочитай стихотворение И. А. Бунина „Листопад". • Какую смысловую роль играют в нём прилагательные? Какое настроение они создают? Почему поэт называет осень „тихою вдовой"?

    • Выпиши из текста словосочетания

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный*,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой*

Вступает в пёстрый терем свой.

    Ответ:

    Расписной терем (м. р., ед. ч., Им. п.).

    Лиловый лес (м. р., ед. ч., Им. п.).

    Золотой лес (м. р., ед. ч., Им. п.).

    Багряный лес (м. р., ед. ч., Им. п.).

    Веселой стеной (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    Пестрою стеной (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    Над светлою поляной (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    Желтою резьбой (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    В голубой лазури (ж. р., ед. ч., Пр. п.).

    В сквозной листве (ж. р., ед. ч., Пр. п.).

    Тихою вдовой (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    В пестрый терем (м. р., ед. ч., В. п.).

Упражнение 213.

Запиши данные словосочетания в указанных формах. Выдели окончания существительных и прилагательных.

• Какую форму ты не смог образовать? Почему?

Тебе уже знаком термин словосочетание, он часто встречается в учебнике. Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

    • Как ты думаешь, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так?

    • Чем интересно само слово словосочетание? Как оно образовано? Как ты думаешь, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

Ответ:

    Родной край: родного края, родным краем, о родном крае.

Прекрасная погода: прекрасную погоду, прекрасной погодой.

Известные писатели: об известных писателях, известными писателями.

Упражнение 214.

    Выпиши из текста словосочетания

укажи род, число и падеж обеих частей речи.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью* зелёных листов,

От знойных лучей и летучих песков.

      (М. Лермонтов „Три пальмы“)

    Ответ:

    В песчаных степях (ж. р., мн. ч., Пр. п.).

    Аравийской земли (ж. р., ед. ч., Р. п.).

    Гордые пальмы (ж. р., мн. ч., В. п.).

    Из бесплодной почвы (ж. р., ед. ч., Р. п.).

    Холодной волною (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

    Хранимый родник (ж. р., ед. ч., Им. п.).

    Зеленых листов (м. р., мн. ч., Р. п.).

    От знойных лучей (м. р., мн. ч., Р. п.).

    От летучих песков (м. р., мн. ч., Р. п.).

Упражнение 215.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы на месте пропусков.

    Вой прекратился. Мы услышали хруст и хи_ное щёлкан_е — кот вц_пился зубами в рыб_ю гол_ву. Он вц_пился мёртвой хваткой. Лён_ка пот_щил за леску. Кот отч_янно упирался, но Лён_ка был с_л_нее, и, кроме того, кот (не)х_тел выпускать вкус_ую рыбу.

(К. Паустовский)

    • Выпиши из предложений словосочетания

    Укажи род, число и падеж. • Выполни разбор двух любых прилагательных как части речи.

Образец записи: хищное (щёлканье) — (какое?), н. ф. хищный, прил., ср. р., ед. ч., В. п., второст. член предл.

    Ответ:

    Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Хищное щелканье (ср. р., ед. ч., В. п.).

В рыбью голову (ж. р., ед. ч., В. п.).

Мертвой хваткой (ж. р., ед. ч., Тв. п.).

Вкусную рыбу (ж. р., ед. ч., В. п.).

Хищное (щелканье) — (какое?), н. ф. хищный, прил., ср. р., ед. ч., В. п., второст. член предложения.

(В) рыбью (голову) — (в какую?), н. ф. рыбий, прил., ж. р., ед. ч., В. п., второст. член предложения.

Мертвой (хваткой) — (какой?), н. ф. мертвый, прил., ж. р., ед. ч., Тв. п., второст. член предложения.

Вкусную (рыбу) — (какую?), н. ф. вкусный, прил., ж. р., ед. ч., В. п., второст. член предложения.