ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава II. Имя прилагательное
12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных повторение

Игорь и Оля простудились и не пошли в школу. Заботливый одноклассник прислал им SMS— сообщение:

Вот хорош. рецепт: столов. ложку липов. цвета заварить в обычн. стакане. Выпить настой горяч. Петя.

• Что сократил Петя в своём сообщении?

• Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?

    Сформулируй тему урока. Сравни с формулировками на стр. 46 и на стр. 137.

1. • Расскажи, как нужно действовать, чтобы правильно написать букву гласного в безударном окончании прилагательного. Сколько „шагов" будет в алгоритме?

2. Каким правилом нужно пользоваться при написании безударных падежных окончаний прилагательных?

3. Можно ли сказать, что буквы безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных проверяются одинаково? Объясни.

Упражнение 216.

Прочитай. Объясни правописание букв гласных в безударных окончаниях прилагательных.

Выпиши прилагательные и объясни орфограмму.

Всё цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

      (С. Маршак)

    Ответ:

    Настоящим (каким?) летом.

    С красноватым (каким?) цветом.

    С чешуйчатым (каким?) переливом.

Упражнение 217.

Спиши. Вставь пропущенные буквы в окончания прилагательных. Устно объясни написание.

Стихи о ранн_и тих_и осени, нов_и мягк_и шарф, живут в чист_й тёпл_й комнате, играли на последн_й перемене, последн_й осенн_й лист, пришли ранн_м воскресн_м утром с тяжёл_м рюкзаком, рассказали в свеж_м выпуске новостей.

Ответ:

    Стихи о ранней тихой осени, новый мягкий шарф, живут в чистой теплой комнате, играли на последней перемене, последний осенний лист, пришли ранним воскресным утром с тяжелым рюкзаком, рассказали о свежем выпуске новостей.

Упражнение 218.

Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму так же, как в образце упр. 216.

Узк_ улицы татарск_ базара были погружены в густую тёмно—син_ тень, которая покрывала зубчат_ узором всю мостовую и касалась подножий домов другой, освещённой стороны, резко белевшей в лунн_3 свете своими низк_3 стенами. На дальн_ окраинах местечка лаяли собаки. Откуда—то, с верхн_ шоссе, доносился звонкий и дробный топот лошади...

(А. Куприн)

    Ответ:

    Узкие улицы татарского базара были погружены в густую темно—синюю тень, которая покрывала зубчатым узором всю мостовую и касалась подножий домов другой, освещенной стороны, резко белевшей в лунном свете своими низкими стенами. На дальних окраинах местечка лаяли собаки. Откуда-то, с верхнего шоссе, доносился звонкий и дробный топот лошади...

(В) лунном (сеете) — (в каком?), н. ф. лунный, прил., м. р., ед. ч., Пр. п., второст. член предложения.

Низкими (стенами) — (какими?), н. ф. низкий, прил., ж. р., мн. ч., Тв. п., второст. член предложения.

Упражнение 219.

Прочитай текст. • Что нового для себя ты узнал? • Найди в тексте имена прилагательные, в которых есть орфограмма—буква безударного гласного в окончании. Объясни эти написания.

Этимоло́гия — это наука о происхождении слов.

Первые попытки объяснить происхождение слова были сделаны ещё в Древней3 Греции и Риме в Средние века и в эпоху Возрождения. Слова из разных3 языков сближались и истолковывались по разного рода случайным признакам — на основании их внешнего созвучия.

Сейчас этимология — серьёзная3 наука.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

• Письменно разбери как часть речи прилагательные, возле которых стоит цифра 3.

Ответ:

    Древней (Греции) — (какой?), н. ф. древняя, прил., ж. р., ед. ч., Пр. п., второст. член предложения.

(Из) разных (языков) — (из каких?), н. ф. разный, прил., м. р., мн. ч., Р. п., второст. член предложения.

Серьезная (наука) — (какая?), н. ф. серьезный, прил., ж. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

Упражнение 220.

Диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы простым карандашом, объясни их написание и постановку знаков препинания.

Поз_н_ осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна...

Грус_н_3 думу н_водит она.

Кажется, шепчут колос_я друг другу:

„Ску_но нам слушать осенн_ в_югу,

Ску_но склонят_ся до самой земли,

Тучн_* зёрна купая в пыли!“

      (Н. Некрасов)

• Запиши текст под диктовку в строчку. Обозначь орфограмму-букву безударного гласного в окончаниях прилагательных. • Проверь написанное.

Ответ:

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!»

Грустную (думу) — (какую?), н. ф. грустный, прил., ж. р., ед; ч., В. п., второст. член предложения.

Упражнение 221.

Прочитай текст. • Как изменилось значение прилагательного правый в процессе развития языка?

Слово правый первоначально означало „истинный, справедливый“, а для обозначения направления древнерусские люди пользовались словом, десны́й. В словаре В. И. Даля читаем: „Десна́я, десни́ца — правая рука“. Сравните у Пушкина: Руслан „в деснице держит меч победный“. Левый приток реки Днепр ещё в глубок_ древности (в VI — VII веках) назван Десной. Славяне, переселяясь с юга на север (то есть против течения Днепра), видели этот приток справа. Вот почему он назван Десной.

Постепенно слово правый стало всё чаще употребляться и в значении „правосторонний“ и, наконец, вытеснило из языка слова десный, десница.

В современн_ языке слово правый в стар_ значении употребляется только в торжественн_, высок_ стиле, например: „Наше дело правое“. В словосочетаниях же правый поворот, правый берег реки слово правый употребляется в нов_ значении.

(В. Иванов, З. Потиха)

    • Спиши последний абзац, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

    Ответ:

    В современном языке слово правый в старом значении употребляется только в торжественном, высоком стиле, например: «Наше дело правое». В словосочетаниях же правый поворот, правый берег реки слово правый употребляется в новом значении.

Упражнение 222.

Диктант с подготовкой. • Прочитай. Объясни орфограммы на месте пропусков, впиши их простым карандашом. Сравни окончания имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

В дом_ я н_ч_ю ре_ко. Большинство н_чей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то н_ч_ю в стар_ бесе_ке в глубине сада. Она з_росла дик_ виноградом. По утрам солнце б_ёт в неё скво_ь пурпурн_, лилов_, зелён_ и лимонн_ л_ству. И мне всегда кажется, что я пр_сыпаюсь внутри з_жжённой ёлк_.

Особенно хорошо в бесе_ке в тих_ осенн_ ночи, когда в саду шумит вполголоса нетороплив_й отвесн_й дождь.

Прохладный воздух едва к_чает язычок свечи.

Пахнет дождём — нежн_ и вместе с тем остр_ зап_хом влаг_, сырых садов_ д_рожек.

(По К. Паустовскому „Мещорская сторона“)

• Напиши текст под диктовку. Подчеркни в словах все известные тебе орфограммы. • Составь схему 4-го предложения. • Проверь написанное.

Ответ:

    В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву. И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесной дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи.

Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

Упражнение 223.

В тексте предыдущего упражнения встретилось словосочетание лимонная листва. • Разбери по составу прилагательное. Как оно образовано (от какого слова и с помощью чего)? Объясни, почему в слове лимонный пишется нн. • Образуй прилагательные от данных существительных при помощи суффикса -н- и запиши их. • Разбери прилагательные по составу.

    балкон —

    сон —

    телефон —

    магнитофон —

    бетон —

    камень —

    вино —

    конь —

    закон —

    старина —

    былина —

    сани —

    мина —

    Ответ:

Упражнение 224.

Письмо по памяти. • Найди и подчеркни простым карандашом все известные тебе орфограммы, объясни. • Запиши по памяти.

1. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе.

2. На море синее вечерний пал туман.

3. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...

(А. Пушкин)

    • Обозначь орфограммы.

    • Проверь написанное.

    Ответ:

Упражнение 225.

Спиши текст. Вставь вместо точек прилагательное синий в нужных падежах. У тебя получится отрывок из повести Л. Н. Толстого „Детство".

У меня была только ... краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив ... мальчика верхом на ... лошади и ... собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать ... зайца, и побежал к папа́ в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: Бывают ли ... зайцы?“, не поднимая головы, отвечал: „Бывают, мой друг, бывают“.

    Ответ:

    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал, наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папе в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: «Бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают».

Упражнение 226.

    Составь и запиши с данными словосочетаниями отдельные предложения или небольшой текст. • Озаглавь текст.

    Ответ:

Ранним утром.

По узкой тропинке.

В лесную чащу.

Крохотную полянку.

Шелковистой травой.

Под стройной елочкой.

С хорошим настроением.

Упражнение 227.

    • Свободный диктант.

В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах. В полях реки текут голубые, а цветы возле них разные.

Иду тихо по берегу реки, любуюсь подводными чудесами. Между зелёными растениями плавают рыбы. Качаются грациозные блюдца лилий.

Я переполнен огромным счастьем. Мне хочется рассказать всем, что человек может жить прекрасно.

(По М. Пришвину)

• Укажи все части речи в первом и втором предложении.

Ответ:

Свободный диктант.

Упражнение 228.

    • Обучающее изложение.

Первое путешествие

    Семья жила на берегу моря. Мальчику хотелось взять лодку и доплыть до пяти удивительных скал. Они назывались Пять Братьев.

Однажды его мечта сбылась. Мальчик добрался до заветных скал и забросил удочку. Перед ним было бескрайнее море, а над ним огромное синее небо.

Вдруг поплавок дёрнулся, встал и исчез под водой. Маленький рыболов рванул изо всех сил. Странная рыба блестела на солнце. У неё была голая голова с зубастой пастью, когтистые крылья, колючки по всему телу.

Мальчик чувствовал себя героем. Пусть Пять Братьев всего в ста метрах от берега! Пусть страшное чудовище умещается на ладони! Но ведь есть море, лодка, скалы и небо!

(По В. Бианки „Морской чертёнок“)

Ответ:

    Изложение.

Упражнение 229.

    Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему „Моя любимая игрушка". Подумай, о чём ты хочешь написать, подготовься к сочинению (порядок подготовки дан в упр. 65 и 82 учебника). Используй для описания имена прилагательные.

Примерный план

1. Как эта игрушка попала ко мне.

2. Какая она (описание).

3. Как и с кем я в неё играю.

4. Почему это самая любимая моя игрушка.

    Ключевые слова темы:

    имя прилагательное

    имя существительное

    связь слов

    изменение по родам числам падежам

    безударные падежные окончания

    орфограмма-буква

    Ответ:

    Мечтать об игрушке, подарить игрушку, купить игрушку, отыскать игрушку, выбрать игрушку; мягкая игрушка, любимая игрушка, подаренная игрушка, найденная игрушка, пластмассовая игрушка; домашний кукольный театр, увлекательная игра, настольная игра; хорошие воспоминания, поднимается настроение.

Упражнения для работы дома.

1. Спиши текст, поставь, где это нужно, запятые. • Найди в тексте имена существительные, местоимения, имена прилагательные и глаголы, надпиши над словами сущ., мест., прил., глаг.

• Каких частей речи больше всего? Как ты думаешь почему?

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голыми и прозрачными становятся сады рощи и леса ...

Старые деревья давно облетели и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья.4 Они блистают золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

(По С. Аксакову)

• Выпиши любое прилагательное и выполни его разбор как части речи. Образец см. в упр. 215.

Ответ:

    Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голыми и прозрачными становятся сады, рощи и леса...

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои желтоватые листья. Они блистают золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Глубокая (осень) — (какая?), н. ф. глубокий, прил., ж. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

Серое (небо) — (какой?), н. ф. серый, прил., ср. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

Низкие (облака) — (какие?), н. ф. низкий, прил., ср. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Тяжелые (облака) — (какие?), н. ф. тяжелый, прил., ср. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Влажные (облака) — (какие?), н. ф. влажный, прил., ср. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Голыми (становятся) — (какими?), н. ф. голый, прил., мн. ч., Тв. п., второст. член предложения.

Прозрачными (становятся) — (какими?), н. ф. прозрачный, прил., мн. ч., Тв. п., второст. член предложения.

Старые (деревья) — (какими?), н. ф. старый, прил., ср. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Молодые (березки) — (какие?), н. ф. молодой, прил., ж. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Отдельные (березки) — (какие?), н. ф. отдельный, прил., ж. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Желтоватые (листья) — (какие?), н. ф. желтоватый, прил., м. р., мн. ч., В. п., второст. член предложения.

Косые (лучи) — (какие?), н. ф. косой, прил., м. р., мн. ч., Им. п., второст. член предложения.

Невысокого (солнца) — (какого?), н. ф. невысокий, прил., м. р., ед. ч., Р. п., второст. член предложения.

Осеннего (солнца) — (какого?), н. ф. осенний, прил., м. р., ед. ч., Р. п., второст. член предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и).

2. Спиши, вставь пропущенные буквы. • Подбери и запиши антонимы к данным прилагательным. • Обозначь в словах знакомые орфограммы.

    Ответ:

    Гладкая поверхность — шершавая поверхность.

Высокий берег — низкий берег.

Узкий проход — широкий проход.

Скупой человек — щедрый человек.

Доброе слово — злое слово.

Жесткая подушка — мягкая подушка.

Легкомысленный поступок — серьезный поступок.

Редкие заросли — густые заросли.

3. • Используя антонимы, которые ты записал в упр. 2, составь 4 сложных предложения из двух частей с союзом а. Подчеркни грамматические основы в предложениях.

    • Выполни разбор любого предложения.

    Ответ:

    На жесткой подушке спать неудобно, а на мягкой подушке можно хорошо выспаться.

Доброе слово помогает завоевать друзей, а злое слово делает из друзей врагов.

Узкий проход пригоден только для человека, а в широкий проход и машина проедет.

Высокий берег предохраняет от наводнения, а низкий берег удобнее для спуска.

4. Письменно просклоняй словосочетания. Выдели окончания.

милый друг      тонкое кружево

синяя краска      опасные приключения

Ответ:

    Милый друг, милого друга, милому другу, милого друга, милым другом, о милом друге.

Синяя краска, синей краски, синей краске, синюю краску, синей краской, о синей краске.

Тонкое кружево, тонкого кружева, тонкому кружеву, тонкое кружево, тонким кружевом, о тонком кружеве.

Опасные приключения, опасных приключений, опасным приключениям, опасные приключения, опасными приключениями, об опасных приключениях.

5. Спиши. Вставь пропущенные буквы в окончания прилагательных. Обозначь орфограмму.

    1. Как весело, обув железом остр_м ноги,

    Скользить по зеркалу стояч_х, ровн_х рек!

    А зимн_х праздников блестящ_е тревоги?..

    2. Редеет облаков летуч_я гряда;

    Звезда печальн_я, вечерн_я2 звезда,

    Твой луч осеребрил увядшие равнины,

    И дремлющий залив, и тёмн_х скал вершины2...

      (А. Пушкин)

• Найди и подчеркни в словах все знакомые орфограммы. • Выпиши слова с цифрой 2, разбери их по составу. К каждому подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень.

Ответ:

    1. Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

2. Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и темных скал вершины...

6. Спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Это ок_зался тощий3, несмотря на постоянное в_р_вство, огненно-рыж_й кот-беспризорник с бел_ми3 подпалинами на ж_воте.

(К. Паустовский)

• Разбери как часть речи прилагательные с цифрой 3.

    Ответ:

    Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Тощий (кот) — (какой?), н. ф. тощий, прил., м. р., ед. ч., Им. п., второст. член предложения.

(С) белыми (подпалинами) — (с какими?), н. ф. белый, прил., ж. р., мн. ч., Тв. п., второст. член предложения.

7. Выпиши из текстов упражнения 5 словосочетания

    Обозначь главное слово. Выдели окончания существительных и прилагательных.

    Ответ:

8. • Напиши небольшой текст-описание цветка (какого — реши сам). Используй прилагательные: лепестки (узкие, широкие, короткие, длинные, маленькие, большие, круглые, яркие, белые, нежные, лиловые, розовые, лимонные, красные и т. д.), стебли (длинные, высокие, тонкие и т. д.), запах (тонкий, приятный, нежный, удивительный и т. д.). Начать описание можно так:

1. На моём столе в вазе стоят цветы. Это ...

2. Однажды летом в саду я увидел цветок (цветы) ...

3. На лугу недалеко от нашего дома растут цветы ...

    • Можешь придумать своё начало.

    Ответ:

    В нашем дворе на клумбе растут цветы ромашки. Цветок ромашки не очень высокий, с маленькими белыми лепестками, тонким нежным стеблем и приятным запахом.

1. Закончи предложения.

Имена прилагательные изменяются по ...

Имена прилагательные склоняются, то есть ...

Имя прилагательное всегда стоит в том же ..., ... и ..., что и существительное, к которому оно относится.

Начальная форма имени прилагательного — это форма ...

В словосочетании прил. + сущ. имя существительное всегда является ... словом, а имя прилагательное — ... словом.

Чтобы правильно написать букву безударного гласного в окончании прилагательного, нужно ...

Ответ:

    Имена прилагательные изменяются по родам.

Имена прилагательные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Начальная форма имени прилагательного — это форма мужского рода именительного падежа.

В словосочетании прил. + сущ. имя существительное всегда является главным словом, а имя прилагательное — зависимым словом.

Чтобы правильно написать букву безударного гласного в окончании прилагательного, нужно определить склонение и падеж существительного, к которому оно относится.

2. Выпиши из текста в один столбик имена существительные в начальной форме, в другой столбик — имена прилагательные в начальной форме.

Вечером утка провела всех утят длинной верёвочкой по сухой тропинке. Прошли они, чёрненькие, под самым носом важной курицы.

(По М. Пришвину)

    Ответ:

    Имена существительные:

Утка, утята, веревочка, тропинка, нос, курица.

Имена прилагательные:

Длинный, сухой, черненький, важный.

3. Напиши словосочетания в указанных формах.

    Ответ:

    Русская сказка: русской сказки, о русской сказке, русскими сказками.

Нижняя полка: нижней полке, о нижних полках, нижней полкой.

Черное море: о Черном море, Черное море, Черным морем.

Трудное дело: трудным делом, о трудном деле, трудным делам.

4. Выпиши из текста словосочетания

    Обозначь орфограмму—букву безударного гласного в окончаниях прилагательных.

    — Что вы клеите? — спросил Никита.

Лиля, не поднимая головы, улыбнулась, вырезала из золотой бумаг_ звёздочку и наклеила её на син_ крышечку.

— Вам для чего эта коробочка? — вполголоса спросил Никита.

— Эта коробочка для кукольн_ перчаток, — ответила Лиля серьёзно, — вы мальчик, вы этого не поймёте. — Она подняла голову и поглядела на Никиту син_ строг_ глазами.

(А. Н. Толстой „Детство Никиты“)

Ответ: