ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
13. Что мы уже знаем о глаголе

Упражнение 230.

Прочитай текст. • Почему именно эта часть речи получила такое название — „глагол"?

В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало „слово“, „речь“; „глаголить“ значило „говорить". Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей, это название образовалось от слова ГЛАГОЛЪ.

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов XVIII — XIX веков: „Глагол времён — металла звон!“ (Г. Державин). „Глаголом жги сердца людей!“, „Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл...“ (А. Пушкин).

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

• В современном русском языке есть такое слово — разглагольствовать*. Попробуй догадаться, что оно означает. Проверь по толковому словарю.

Ответ:

    В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало «слово», «речь». Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

Упражнение 231.

Прочитай отрывок из рассказа А. П. Чехова „Мальчики". • Найди и подчеркни простым карандашом глаголы. Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте?

Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото... Они узнали, что мальчикам придётся пройти пешком несколько тысяч вёрст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: Монтигомо Ястребиный Коготь“, а Володю — „бледнолицый брат мой“.

• Это текст-описание или текст-повествование? Объясни почему.

Ответ:

Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда—то в Америку добывать золото... Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Упражнение 232.

Прочитай стихотворение. С помощью слов каких частей речи поэт рисует картину летнего утра? Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте?

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

„С добрым утром!“

      (С. Есенин)

• Спиши текст. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу. Какими членами предложения являются все глаголы? • Составь схему каждого предложения и объясни, что соединяет союз и, что разделяет запятая в предложениях.

Ответ:

Упражнение 233.

Прочитай текст. • Какую особенность ты в нём заметил? Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? Спиши текст, раскрой скобки. Обозначь орфограмму. Какое правило нужно вспомнить?

Папа сказал строго: „Нужно знать правила. Ты знаешь? Нет. А вот они: когда ешь, (не) чавкай, (не)причмокивай, (не)дуй на еду, (не) стони от удовольствия и вообще (не)издавай никаких звуков при еде. (Не)роняй вилку на пол. А если уронил, сиди спокойно, (не)становись на четвереньки, (не)ныряй под стол и (не)ползай там полчаса. (Не)барабань пальцами по столу, (не)свисти, (не)пой! (Не)хохочи за столом! (Не)ешь рыбу ножом, тем более если ты в гостях“.

(По В. Драгунскому)

• Найди и подчеркни другие известные тебе орфограммы. Запиши несколько глаголов в неопределённой форме. • Что ты помнишь о неопределённой форме глагола? Почему она так называется?

    Ответ:

    Папа сказал строго: «Нужно знать правила. Ты знаешь? Нет. А вот они: когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде. Не роняй вилку на пол. А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом! Не ешь рыбу ножом, тем более если ты в гостях».

Упражнение 234.

    Прочитай текст. • Какую смысловую роль в нём играют глаголы с частицей не? • Выпиши в столбик глаголы с частицей не, раскрой скобки, обозначь орфограмму. • Запиши каждый глагол в неопределённой форме. Выдели суффикс неопределённой формы.

Полное имя для Аркашки оказалось, наверно, слишком длинным. Звали его просто Кашка.

По деревьям он (не)лазил, на речку (не)сбегал, в драки (не)лез, в лагерных концертах (не)участвовал. На линейках его (не)хвалили и (не)ругали, потому что ничего с ним (не)случалось.

Как только Володя увидел, какого оруженосца ему подсунули, он чуть (не)застонал. Побежал к Сергею и в упор спросил:

— Больше никого дать (не)могли? Да?

— А чем тебе Кашка (не)нравится?

— Боже мой! — с отчаянием сказал Володя. — А чем он может нравиться?

(В. Крапивин „Оруженосец Кашка“)

    Ответ:

    Не лазил — (что делать?) лазить.

    Не сбегал — (что делать?) сбегать.

    Не лез — (что делать?) лезть.

    Не участвовал — (что делать?) участвовать.

    Не хвалили — (что делать?) хвалить.

    Не ругали — (что делать?) ругать.

    Не случалось — (что делать?) случаться.

    Не застонал — (что сделать?) застонать.

    Не могли — (что делать?) мочь.

    Не нравится — (что делать?) нравиться.

Упражнение 235.

Прочитай текст. • Что нового для себя ты узнал?

В древнерусском языке неопределённая форма всех глаголов оканчивалась на —ти: ПИСА́ТИ, ХОДИ́ТИ, ЗЪВА́ТИ. Потом конечный безударный [и] исчез, и осталась лишь мягкость конечного согласного [т']: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечный [и] сохранился под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.

Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределённой форме — суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения1.

Неопределённая форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, жечь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.

(По В. Иванову, З. Потихе)

• Спиши глаголы на -чь, обозначь орфограмму.

1 В наших учебниках мы рассматриваем -ти и -ть как суффиксы неопределённой формы глагола. — Авторы.

    Ответ:

Упражнение 236.

    Спиши, вставь пропущенные буквы. • Обозначь все орфограммы, которые находятся после букв шипящих. Это одна и та же орфограмма или разные?

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужич_и такой печ_ли

Отр_дяся (не)в_дали;

Стали думать да гадать —

Как бы вора согл_дать;

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ноч_ми побереч_,

Злого вора подстереч_.

      (П. Ершов „Конёк-Горбунок“)

• Найди и подчеркни глаголы в неопределённой форме, выдели суффиксы -ть, -ти.

Ответ:

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужичьи такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать —

Как бы вора соглядать;

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Упражнение 237.

Прочитай текст. Найди и подчеркни простым карандашом все глаголы. Определи, в каком времени они употреблены. Какой вывод ты можешь сделать?

Неподалёку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась и приглядывалась ко всему, что происходит на совещании этого никому не известного штаба. Говорил Тимур:

— Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода.

— Он проспит, — хмуро вставил большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка. — Он просыпается только к завтраку и к обеду.

— Клевета! — вскакивая и заикаясь, вскричал Коля Колокольчиков. — Я встаю вместе с первым лучом солнца.

— Я не знаю, какой у солнца луч первый, какой второй, но он проспит обязательно, — упрямо продолжал Гейка.

(А. Гайдар „Тимур и его команда“)

    Ответ:

    Неподалеку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась и приглядывалась ко всему, что происходит на совещании этого никому не известного штаба. Говорил Тимур:

— Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода.

— Он проспит, — хмуро вставил большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка. — Он просыпается только к завтраку и к обеду.

— Клевета! — вскакивая и заикаясь, вскричал Коля Колокольчиков. — Я встаю вместе с первым лучом солнца.

— Я не знаю, какой у солнца луч первый, какой второй, но он проспит обязательно, — упрямо продолжал Гейка.

Упражнение 238.

Образуй все формы времени от глаголов спать и проспать. Запиши вместе с вопросами.

• Сколько форм времени ты образовал от каждого глагола? Какой вывод ты можешь сделать?

Ответ:

    Спать:

    наст. вр. (что делает?) — спит,

    прош. вр. (что делал?) — спал.

    буд. вр. (что сделает?) — будет спать.

Проспать:

    наст. вр. (что делает?) — нет.

    прош. вр. (что сделал?) — проспал.

    буд. вр. (что сделает?) — проспит.

Упражнение 239.

Образуй формы прошедшего и будущего сложного времени от данных глаголов. Не забудь, что глагольный суффикс -я- в них сохраняется.

Надеяться, реять, веять, лаять, лелеять.

Ответ:

    Надеяться: надеялся, будет надеяться.

    Реять: реял, будет реять.

    Веять: веял, будет веять.

    Лаять: лаял, будет лаять.

    Лелеять: лелеял, будет лелеять.

Упражнение 240.

Прочитай отрывок из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка „Емеля-охотник". Найди в тексте глаголы и подчеркни их простым карандашом. Определи время глаголов. • Выпиши сначала глаголы в настоящем времени, затем в прошедшем и в будущем. • Какие две формы будущего времени глаголов употреблены в этом тексте? • Подчеркни в глаголах известные тебе орфограммы, устно объясни написания.

— Ну, Гришук, — говорил Емеля внуку на прощанье. — За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу...

— А принесёшь телёнка-то, дедко?

— Принесу, сказал.

— Жёлтенького?

— Жёлтенького...

— Ну я буду тебя ждать... Смотри, не промахнись, когда стрелять будешь...

* * *

На другой день Емеля подходил к своей избушке.

— А... дедко, принёс телёнка? — встретил его Гриша, ждавший всё время старика с нетерпением.

— Нет, Гришук... видел его...

— Жёлтенький?

— Жёлтенький сам, а мордочка чёрная. Стоит под кустиком и листочки ощипывает... Я прицелился...

— И промахнулся?

— Нет, Гришук: пожалел... малого зверя... матку пожалел. Как свистну, а он, телёнок-то, как стреканёт в чащу, — только его и видели. Убежал, пострел этакий...

Ответ:

    Глаголы в настоящем времени:

Стоит, ощипывает.

Глаголы в прошедшем времени:

Говорил, сказал, подходил, принес, встретил, видел, прицелился, промахнулся, пожалел, видели, убежал.

Глаголы в будущем времени:

Приглядит, схожу, принесешь, принесу, буду ждать, смотри, не промахнись, будешь стрелять, свистну, стреканет.

Упражнение 241.

Прочитай текст. • Какой ты можешь сделать вывод о системе времён глагола в русском языке по сравнению с английским?

Ты уже знаешь, что глагол в русском языке имеет три времени — настоящее, прошедшее и будущее.

А в английском языке те же три времени, но у каждого времени — несколько форм, а всего их 12.

По-русски мы скажем „Я написал письмо“ и „Я написал письмо вчера“ и употребим одну и ту же форму прошедшего времени глагола. А по-английски все иначе. Я написал письмо. — I have written a letter “. Настоящее совершённое время. „Я написал письмо вчера. — I wrote a letter yesterday“. Прошедшее неопределённое время.

При переводе на английский русских предложений: Я пишу письма каждый месяц. Я пишу письмо сейчас. Я пишу письмо уже два часа — глагол пишу нужно перевести тремя разными формами.

Что ты уже знаешь об особенностях времени глагола в том иностранном языке, который ты изучаешь?

Ответ:

    Глагол в русском языке имеет три времени — настоящее, прошедшее и будущее. А в английском языке те же три времени, но у каждого времени — несколько форм, а всего их 12.

Упражнение 242.

Прочитай текст. Найди и подчеркни все глаголы в настоящем времени. • Спиши, в ходе письма замени глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. У тебя получится отрывок из повести А. Н. Толстого „Детство Никиты". Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Кот сидит на чисто вымыт_ полу, выст_вил задн_ ногу пистолетом и вылизывает её, щуря глаза. Коту не скуч_о и не весело, торопи_ся некуда. И думает он (Завтра у вас, у людей, — будни, нач_ёте опять решать арифметические задачи и писать диктант, а я, кот, праз_ников (не)праз_ную, стихов (не)пишу, — мне и завтра будет хорошо.)

• В глаголах прошедшего времени выдели суффикс -л-, определи род. • Как ты думаешь, являются ли однокоренными слова диктант и диктор*, дикция*? • Уточни по словарю и объясни.

    1. Что обозначает глагол?

    2. Каким членом предложения является глагол? Покажи на примерах.

    3. Мы повторили неопределённую форму глагола, вспомнили, что глаголы изменяются по временам. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? в прошедшем времени? Покажи на примерах.

    4. Изменяются ли имена существительные, имена прилагательные, местоимения по временам? Как ты думаешь почему?

    5. Попробуй объяснить, почему в учебниках русского языка сначала обычно предлагаются для изучения имя существительное, местоимение, имя прилагательное, а затем глагол.

    Ответ:

    Кот сидел на чисто вымытом полу, выставил заднюю ногу пистолетом и вылизывал ее, щуря глаза. Коту не скучно и не весело, торопиться некуда. И думал он: «Завтра у вас, у людей, — будни, начнете опять решать арифметические задачи и писать диктант, а я, кот, праздников не праздную, стихов не пишу, — мне и завтра будет хорошо».

Упражнение 243.

Письменно измени глагол лаять по временам, затем по числам, а затем в прошедшем времени по родам. Выдели суффикс прошедшего времени -л- и окончания мужского, женского и среднего рода в формах прошедшего времени.

Ответ:

    Лаять

    Наст. вр. лает.

    Прош. вр. лаял.

    Буд. вр. будет лаять.

    Ед. ч. лает.

    Мн. ч. лают.

    Прош. вр., м. р. лаял.

    Прош. вр., ж. р. лаяла.

    Прош. вр., ср. р. лаяло.

Упражнение 244.

Прочитай текст. Найди в нём глагол, который употреблён и в неопределённой форме, и в других формах. Выпиши в один столбик глаголы настоящего времени, в другой — прошедшего времени. В глаголах прошедшего времени выдели суффикс -л-, определи их род.

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит3, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козёл да баран:

— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

— Как мне не плакать3! Била меня баба, била, ноги поломала3, да ещё и удавку на меня припасала. От этого и плачу.

— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.

— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

(По К. Ушинскому „Плутишка кот“)

• Выпиши глаголы, возле которых стоит цифра 3. Разбери их как часть речи.

Образец записи: Припасала — (что делала?)

неопр. ф. припасать, глагол, прош. вр., ед. ч., ж. р.; сказуемое.

    Ответ:

    Глаголы настоящего времени:

Лежит, глядит, идет, плачет, спрашивают, плачешь, скачешь, отвечает, плачу.

Глаголы прошедшего времени:

Жили-были, жили, била (ж. р.), поломала (ж. р.), припасала (ж. р.), пришла (ж. р.), слизал (м. р.).

Лежит — (что делает?)

неопр. ф. лежать, глагол, наст, вр., ед. ч.; сказуемое.

Плакать — (что делать?)

неопр. ф. плакать, глагол; сказуемое.

Поломала — (что сделала?)

неопр. ф. ломать, глагол, прош. вр., ед. ч., ж. р.; сказуемое.

Упражнение 245.

Прочитай текст. • Какие чувства выразил автор, какое настроение передал? • Найди и выпиши только глаголы настоящего времени. Рядом в скобках напиши личное местоимение, которое можно подставить, и определи, в каком лице употреблён глагол.

Так много возникает3 воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить3 в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видишь их. Это слёзы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает3 от меня.

(Л. Толстой „Детство“)

• Разбери как часть речи глаголы с цифрой 3. Образец см. в упр. 244.

Ответ:

    Возникает (он) — 3 лицо.

    Стараешься (ты) — 2 лицо.

    Видишь (ты) — 2 лицо.

    Стараюсь (я) — 1 лицо.

    Представляются (они) — 3 лицо.

    Вьются (они) — 3 лицо.

    Ускользает (он) — 3 лицо.

Возникает — (что делает?) неопр. ф. возникать, глагол, наст. вр., ед. ч.; сказуемое.

Воскресить — (что сделать?) неопр. ф. воскресить, глагол; сказуемое.

Ускользает — (что делает?) неопр. ф. ускользать, глагол, наст. вр., ед. ч.; сказуемое.

Упражнение 246.

    Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему „Что я знаю о глаголе". • План рассказа составь самостоятельно. Тебе поможет порядок разбора глагола как части речи, его образец дан в упр. 244. Не забудь рассказать о том, какую роль глаголы играют в речи.

Ответ:

    Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать).

Глаголы изменяются по временам. Есть настоящее, прошедшее и будущее время.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по числам и родам (в единственном числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом): писать. По ней нельзя определить ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.