ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
14. Словоизменение глаголов

Упражнение 247.

    Понаблюдай, как изменяются глаголы по лицам и числам в настоящем времени, какие у них личные окончания (личное — от слова лицо).

• Измени так же и запиши глаголы плести, кричать. Выдели личные окончания. Сравни их с окончаниями глаголов идти и стоять. Что ты заметил?

Ответ:

    Плести.

    1-е л. плету, плетем.

    2-е л. плетешь, плетете.

    3-е л. плетет, плетут.

Кричать.

    1-е л. кричу, кричим.

    2-е л. кричишь, кричите.

    3-е л. кричит, кричат.

Упражнение 248.

    Измени по лицам и числам в настоящем или будущем времени глаголы говорить, сочинить, нести, спасти. Проверь, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы. • Выдели личные окончания глаголов.

    1. В окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа после ш пишется ь: (ты) рисуешь, пишешь, молчишь, мыслишь, рассуждаешь и т. д.

    2. Окончания глаголов 2-го лица мн. числа „длинные" — в них две буквы гласных, причём первая — е или и, а вторая — всегда только е: (вы) печёте, дру́жите, говори́те, счита́ете, берёте и т. д.

    Ответ:

    Говорить

    1-е л. говорю, говорим.

    2-е л. говоришь, говорите.

    3-е л. говорит, говорят.

Сочинить

    1-е л. сочиню, сочиним.

    2-е л. сочинишь, сочините.

    3-е л. сочинит, сочинят.

Нести

    1-е л. несу, несем.

    2-е л. несешь, несете.

    3-е л. несет, несут.

Спасти

    1-е л. спасу, спасем.

    2-е л. спасешь, спасете.

    3-е л. спасет, спасут.

Упражнение 249.

Запиши глаголы первой группы в форме 2-го лица ед. числа. Не забудь про букву ь после ш. • Глаголы второй группы запиши в форме 2-го лица мн. числа. Не забудь, что вторая буква гласного в окончании — всегда е.

1. Подойти, пасти, расти, спасти, цвести, трясти, навестить, разместить, молчать.

2. Грести, запасти, пить, бежать, стучать, уйти, доползти, отвезти, пыхтеть.

• Обозначь личные окончания глаголов.

    Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн. ч.

    -ут(-ют) — I спряжение; в окончаниях буква и, а в 3-м л. мн. ч.

    -ат(-ят) — II спряжение.

    Как ты думаешь, спряжение — это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему? Объясни.

    Ответ:

    1. Подойдешь, пасешь, растешь, спасешь, цветешь, трясешь, навестишь, разместишь, молчишь.

2. Гребете, запасете, пьете, бежите, стучите, уйдете, доползете, отвезете, пыхтите.

Упражнение 250.

Спиши, выдели личные окончания глаголов и определи спряжение.

Весело поют, пьёт воду, громко пищит, трещат кузнечики, свистят синицы, говорим друг с другом, едите овощи, льют дожди, идёт снег, бьёте в барабан, шьёшь платье.

Ответ:

    Весело поют (I спр.), пьет (I спр.) воду, громко пищит (II спр.), трещат (II спр.) кузнечики, свистят (II спр.) синицы, говорим (II спр.) друг с другом, едите (II спр.) овощи, льют (I спр.) дожди, идет (I спр.) снег, бьете (I спр.) в барабан, шьешь (I спр.) платье.

Упражнение 251.

Прочитай отрывки из стихотворений И. А. Бунина. Найди и подчеркни все глаголы в настоящем времени, поставь ударение. • Выпиши только глаголы с ударными личными окончаниями. Выдели окончания, определи спряжение. Пользуйся текстом в рамке на стр. 77.

1) Ворох листьев сухих всё сильней, веселей

разгорается,

И трещит и пылает костёр.

Пышет пламя в лицо; тёплый дым

на ветру развевается,

Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе, низко гнутся

берёзы ветвистые,

Меж стволами качается тень...

Блеском, шумом листвы наполняет леса

золотистые

Этот солнечный ветреный день.

2) И вот идёт она, Степная Ночь, с востока...

За нею синий мрак над нивами встаёт...

На меркнущий закат, грустна и одинока,

Она задумчиво среди хлебов идёт.

    Ответ:

    Трещит (II спр.), затянул (I спр.), гудит (II спр.), гнутся (I спр.), идет (I спр.), встает (I спр.).

Упражнение 252.

Спиши предложения, вместо точек вставь подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. • Подчеркни известные тебе орфограммы.

Глаголы: молчать, беречь, течь, пищать, стеречь, бежать, стричь, трещать, спать, печь

1. Дети ... от грозы.

2. Все народы ... традиции* своих предков.

3. ... по нашим равнинам полноводные реки, маленькие речки и крошечные ручейки.

4. Почему ... неугомонные малыши? Да они крепко ... в своих кроватках.

5. В гнезде грача ... наперебой голодные птенцы.

6. Все профессии важные и нужные. Пекари ... хлеб, пастухи ... стада, парикмахеры ... нас и делают красивые причёски.

• В какой форме ты употребил все глаголы? Почему ты выбрал именно эту форму? • Выдели окончания глаголов, определи спряжение. • Составь схему 3-го предложения.

Объясни постановку запятой.

    Ответ:

    Все глаголы надо употребить в форме прошедшего времени.