ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
15. Правописание глаголов - 1. Орфограмма-буква гласного в безударных личных окончаниях

Оля с Игорем загадали другу Пете загадку про двухколёсный велосипед. Пете загадка понравилась, и он решил её записать, чтобы загадать младшему братишке. Запись получилась такая:

Сам не ед_, не идёт,

Не поддерж_шь — упадёт.

Если ноги пуст_шь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

• Почему в отдельных словах встречаются пропуски?

• В словах какой части речи встречаются пропуски? В какой части слова?

• А почему Петя не пропустил буквы гласных в окончаниях глаголов идёт, упадёт, помчит?

    Сравните свою формулировку с авторской (см. стр. 137).

Упражнение 253.

    Можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями? Попробуй.

    мы принос_м (I или II? е или и?)

    они принос_т (I или II? я или ю?)

    мы счита_м (I или II? е или и?)

    они слыш_т (I или II? а или у?)

Не получается? Как же быть? Определить спряжение поможет глагольный суффикс.

Ответ:

    Мы приносим (II спр.).

    Они приносят (II спр.).

    Мы считаем (I спр.).

    Они слышат (II спр.).

Упражнение 254.

    Поставь данные глаголы в неопределённую форму и запиши их в столбик. Выдели суффиксы неопределённой формы.

    строят —

    владеет —

    летаете —

    влияют —

    колете —

    Ответ:

    Строят — строить.

    Владеет — владеть.

    Летаете — летать.

    Влияют — влиять.

    Колете — колоть.

Упражнение 255.

Прочитай и определи, из какого произведения этот отрывок. Объясни, как ты догадался. • Найди и выпиши все глаголы в неопределённой форме и определи их спряжение.

Царь отправился назад,

Говорит ему: „Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну1 мою

Я в приказ тебе даю“.

* * *

— Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь, тебе служить.

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!

    Тебе понятно, для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

1 Конюшенна — конюшенный приказ, завод, в Древней Руси служба, ведавшая царскими конюшнями, охотой.

    Ответ:

    Конюшенну [кан’ушину] — 4 слога.

    к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный

    о — [а] — гласный, безударный

    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    ю — [у] — гласный, ударный

ш — [ш] — согласный, глухой непарный, твердый непарный

    е — [и] — гласный, безударный

    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    н — [—]

    у — [у] — гласный, безударный 9 букв, 8 звуков

Упражнение 256.

• Попробуй установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую букву писать в безударном личном окончании глагола.

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание — ударное или безударное.

II. Если ударное — пишу ...

III. Если безударное,

1) ставлю глагол в ...

2) проверяю, правильно ли поставил глагол в ...

3) смотрю, какой ... перед ...

4) если -и- — ..., пишу в окончаниях букву ... и -ат(-ят),

5) если не -и- — ..., пишу в окончаниях букву ... и -ут(-ют),

6) обозначаю орфограмму.

• Сравни алгоритм, который у тебя получился, с данным на стр. 140 учебника.

    Ответ:

    I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола — ударное или безударное.

    II. Если ударное — пишу, как слышу.

    III. Если безударное (кроме глаголов-исключений),

    1) ставлю глагол в неопределенную форму,

2) проверяю, правильно ли поставил глагол в неопределенную форму (совпадает ли вопрос к неопределенной форме с вопросом к глаголу),

3) смотрю, какой суффикс перед -ть-,

4) если -и- — глагол II спряжения, пишу в окончаниях букву и и -ат(-ят),

5) если не -и- — глагол I спряжения, пишу е и -ут(-ют),

6) проверяю написанное: обозначаю орфограмму.

Упражнение 257.

Используя алгоритм, определи, какие буквы гласных надо писать в окончаниях глаголов.

Груст_м в разлуке, ребята спор_т, брат боле_т, давно друж_м, он приход_т поздно, книга леж_т в портфеле, забот_мся о родителях, слуша_те музыку, встрет_м его у школы, они люб_т читать.

Ответ:

    Грустим в разлуке, ребята спорят, брат болеет, давно дружим, он приходит поздно, книга лежит в портфеле, заботимся о родителях, слушаете музыку, встретим его у школы, они любят читать.

Упражнение 258.

Прочитай. Выпиши глаголы с пропущенной буквой в окончании. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Используй алгоритм и образец рассуждения из упр. 256.

В синем небе звёзды блещ_т

В синем море волны хлещ_т...

День прошёл, царица воп_т...

А дитя волну тороп_т:

„Ты волна моя, волна!

Ты гуль лива и вольна;

Плещ_шь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точ_шь,

Топ_шь берег ты земли,

Подыма_шь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!“

      (А. Пушкин)

    Ответ:

    Блещут, хлещут, вопит, торопит, плещешь, точишь, топишь, подымаешь.

Упражнение 259.

Прочитай текст. • К какой группе славянских языков относится русский язык? • Выпиши глаголы с пропущенной буквой в окончании. Обозначь орфограмму. Используй алгоритм.

Подобно тому как дерево выраста_т из корня, ствол его постепенно крепн_т и поднима_т ветви к небу, славянские языки „выросли“ из древнего праславянского языка.

Славянское языковое „древо“ име_т три основные ветви: 1) восточнославянские языки, 2) западнославянские языки, 3) южнославянские языки. Эти основные ветви-группы разветвля_тся в свою очередь на более мелкие: так, восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления — языки русский, украинский и белорусский.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

Ответ:

    Вырастает, крепнет, поднимает, имеет, разветвляются.

Упражнение 260.

Проведём наблюдение над особой группой глаголов. • Спиши данные глаголы и выдели глагольный суффикс перед -ть.

1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

2) Брить, стелить.

• Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы? Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол из 1-й и 2-й группы. Например:

• Выдели личные окончания. О чём они говорят? Какого спряжения глагол смотреть? А глагол стелить?

    Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами—исключениями? Они являются исключением из чего?

    Чтобы лучше запомнить 11 глаголов II спряжения, выучи „стихотворение":

    Смотреть, всё слышать, видеть,

    Зависеть, ненавидеть.

    Вертеть, держать, дышать,

    Терпеть, обидеть, гнать.

Глагол слышать относится к группе глаголов-исключений, он II спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он I спряжения.

    Ответ:

Упражнение 261.

Прочитай текст. Найди и подчеркни глаголы, поставь ударение. Пользуясь инструкцией на стр. 87, реши, какой способ определения спряжения глагола нужно использовать.

    Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

(А. Куприн „Слон“)

Ответ:

    Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Упражнение 262.

Выпиши из текста глаголы, поставь в них ударения, определи спряжение и допиши окончания. Какой способ определения спряжения ты выберешь? Пользуйся инструкцией на стр. 87.

К морю лишь подход_т он,

Вот и слыш_т будто стон...

Видно, на море не тихо;

Смотр_т — вид_т дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун нос_т_ся над ней;

Та бедняжка так и плещ_т,

Воду вкруг мутит и хлещ_т...

      (А. Пушкин „Сказка о царе Салтане...“)

    Ответ:

    Подходит — II спр.

    Слышит — II спр.

    Смотрит — II спр.

    Видит — II спр.

    Носится — II спр.

    Плещет — I спр.

    Хлещет — I спр.

Упражнение 263.

Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

    • Образуй неопределённую форму от глаголов решишь и решаешь. Получилась одна и та же форма или разные? • На какие особенности образования неопределённой формы глаголов ты обратил внимание? Какие выводы ты можешь сделать?

    Ответ:

    Игорь пишет.

    Олег и Глеб перепишут статью.

    Ребята читают.

    Текст прочитает Инна.

    Мы смотрим фильм.

    Друзья не посмотрят фильм.

    Ты слышишь шорохи?

    Ты часто слушаешь радио?

    Что вы решаете?

Упражнение 264.

Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

    Ответ:

    Ты встречаешь, он ненавидит, мы роняем, вы держите, они летают, он качает, она дремлет, ты откроешь, ты открываешь, они дышат, они вдыхают.

Упражнение 265.

Прочитай. Какие глаголы в этом тексте употреблены в переносном значении? • Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Ещё раз обрати внимание на то, как обозначается изучаемая орфограмма:

Замёрзший бор шум_т среди лазури,

Мет_т ветвями синеву небес.4

И каж_тся, — не буря буд_т лес,

А буйный лес, качаясь, буд_т бурю.

      (С. Маршак)

• В тексте пропущено пять букв гласных. Сколько из них являются орфограммами? Почему? Объясни. • Подчеркни и объясни все известные тебе орфограммы. • Нарисуй схему первого предложения, объясни постановку запятой.

Ответ:

Замерзший бор шумит среди лазури,

Метит ветвями синеву небес.

И кажется, — не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.)

Упражнение 266.

Послушай стихотворение С. Я. Маршака. • Как ты думаешь, о чём оно? О каком „многоэтажном доме" идёт речь? • Как бы ты озаглавил стихотворение? Сравни своё заглавие с авторским (см. стр. 140 учебника). • Спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь изучаемую орфограмму. Остальные орфограммы подчеркни и объясни устно.

Мног_этажный этот дом

(Не)зна_т праз_н_го бездел_я.

Упорн_м занят он трудом

От купола до подз_мел_я.

Здесь лов_т со_нце з_ркала

В лаборатории высок_й.

И движ_тся внутри ств_ла

Добытые к_рнями соки.

Бормоч_т лист_я в полусне,

Но это мнимая* др_мота.

В глуши, в поко_, в т_ш_не

Идёт незримая р_бота.

• Сколько в этом тексте разных орфограмм? Назови их.

Ответ:

Многоэтажный этот дом

Не знает праздного безделья,

Упорным занят он трудом

От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала

В лаборатории высокой.

И движутся внутри ствола

Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,

Но это мнимая дремота.

В глуши, в покое, в тишине

Идет незримая работа.

Упражнение 267.

Образуй от неопределённой формы глаголы в указанных формах. Обозначь изучаемую орфограмму.

• Какую особенность глаголов каждой группы ты заметил? • Составь с глаголами одной из групп такое предложение, чтобы эти глаголы были однородными сказуемыми.

Ответ:

    1) Думать — думаешь.

    Мыслить — мыслишь.

    Размышлять — размышляешь.

    2) Мечтать — мечтает.

    Грезить — грезит.

    Фантазировать — фантазирует.

    3) Говорить — говорим.

    Произносить — произносим.

    Изрекать — изрекаем.

    Замечать — замечаем.

    4) Видеть — видят.

    Замечать — замечают.

    Различать — различают.

    5) Строить — строите.

    Возводить — возводите.

Упражнение 268.

Запиши к данным существительным однокоренные глаголы и поставь их в форму 2—го лица ед. и мн. числа.

• Найди в ряду данных существительных слова— синонимы. Расположи их по степени усиления признака.

Ответ:

    Прыжок — прыгать (I) — прыгаешь, прыгаете.

    Печаль — печалить (II) — печалишь, печалите.

    Дар — дарить (II) — даришь, дарите.

    Грусть — грустить (II) — грустишь, грустите.

Звон — звонить (II) — звонишь, звоните.

Упражнение 269.

Прочитай. Что общего у данных существительных? Запиши однокоренные глаголы, поставь в форму 2-го лица ед. числа и 2-го лица мн. числа и обозначь орфограмму, как в образце упр. 268.

Визг, храп, плач, писк, стон, вой, лай, чириканье, плеск, вздох.

• В конце каких существительных есть известные тебе орфограммы? Выпиши эти существительные, обозначь орфограммы.

Ответ:

    Визг — визжать (II) — визжишь, визжите.

    Храп — храпеть (II) — храпишь, храпите.

    Плач — плачешь (I) — плачешь, плачете.

    Писк — пищать (II) — пищишь, пищите.

    Стон — стонать (I) — стонешь, стонете.

    Вой — выть (I) — воешь, воете.

    Лай — лаять (I) — лаешь, лаете.

    Чириканье — чирикать (I) — чирикаешь, чирикаете.

    Плеск — плескать (I) — плещешь, плещете.

    Вздох — вздыхать (I) — вздыхаешь, вздыхаете.

Упражнение 270.

Спиши, поставь, где это нужно, запятые. • Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

Светле_т воздух ясне_т небо беле_т тучки зелене_т поля. Вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары жаворонки звонко поют предрассветный ветер подул и тихо всплыва_т багровое солнце. Свет так и хлын_т потоком сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!

(По И. Тургеневу)

• Составь схемы первого и второго предложения. • Найди и выпиши однокоренные слова разных частей речи, выдели корень и укажи, какие это части речи.

Ответ:

    Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком, сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

Упражнение 271.

Выпиши из текста упр. 270 пять глаголов. Выполни разбор этих глаголов как части речи.

Образец записи: Светлеет — (что делает?) неопр. ф. светлеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Ответ:

    Светлеет — (что делает?) неопр. ф. светлеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Яснеет — (что делает?) неопр. ф. яснеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Белеют — (что делают?) неопр. ф. белеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Зеленеют — (что делают?) неопр. ф. зеленеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Протянулись — (что сделали?) неопр. ф. протянуться, глагол, I спр., в прош. вр., в 3—м л., во мн. ч., сказуемое.

Клубятся — (что делают?) неопр. ф. клубиться, глагол, II спр., в наст. вр., в 3—м л., во мн. ч., сказуемое.

Поют — (что делают?) неопр. ф. петь, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., во мн. ч., сказуемое.

Подул — (что сделал?) неопр. ф. подуть, глагол, I спр., в прош. вр., в 3—м л., в ед. ч., в м. р., сказуемое.

Всплывает — (что делает?) неопр. ф. высплывать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Хлынет — (что сделает?) неопр. ф. хлынуть, глагол, I спр., в буд. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Встрепенется — (что сделает?) неопр. ф. встрепенуться, глагол, I спр., в буд. вр., в 3—м л., в ед. ч., сказуемое.

Упражнение 272.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы, подчеркни и объясни орфограммы. • Разбери выделенные глаголы как часть речи. Образец см. в упр. 271.

Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночу_те. Закинув руж_е за плечи, быстро идёте вы, несмотря на усталость... А между тем наступа_т ночь; за двадцать шагов уже (не) видно; собаки едва беле_т во мрак_. Вон над чёрн_ми кустами край неба смутно ясне_т... Это восход_т луна. А вон внизу, направо, уже мелька_т огоньки деревн_...

(И. Тургенев „Записки охотника“)

• Найди и выпиши однокоренные слова разных частей речи. Корень выдели.

Ответ:

    Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость... А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет... Это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни...

Идете — (что делаете?) неопр. ф. идти, глагол, I спр., в наст. вр., во 2-м л., во мн. ч., сказуемое.

Яснеет — (что делает?) неопр. ф. яснеть, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Восходит — (что делает?) неопр. ф. восходить, глагол, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Мелькают — (что делают?) неопр. ф. мелькать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказуемое.

Упражнение 273.

    Сочинение. Напиши сочинение „Картинки весны". Расскажи, что происходит весной. Тебе помогут картинки. Используй глаголы в настоящем времени.

    Ответ:

    Тают сосульки, сосульки звенят, сосульки падают; образуются проталины, текут ручьи, тает снег, под ногами грязь; пускают бумажные кораблики, весенние развлечения; на деревьях появляются почки, распускаются почки, зарождаются молодые листики, птицы прилетают с юга.