ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016
Часть 2
Глава III. Глагол
15. Правописание глаголов - 2. Орфограмма-буква ь в глагольных формах
Упражнение 274.
Запиши глаголы и сравни их по смыслу и по составу. Что ты заметил?
• На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом -ся? • Сравни транскрипцию двух глаголов: [уч'ит'] и [уч'ица]. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки?
• Продолжим исследование. Чем отличаются глаголы в 1-м и во 2-м столбике? Озаглавь оба столбика.
• Сделай вывод: в какой форме ь пишется, а в какой — не пишется. • Сравни свои выводы с данными в рамке на с. 95.
Ответ:
Упражнение 275.
Прочитай. Выпиши глаголы с пропущенными буквами. Допиши букву и обозначь орфограмму.
Александр Сергеевич узнал от крестьян, что они отправляю_ся на торг в уездный город, который виднее_ся на противоположном берегу реки. Володя видел, какие товары крестьяне везли в город, но ему хоче_ся узнать, что они будут покупать там. С этим вопросом он обращае_ся к седому старику, который сидит на своей телеге и терпеливо дожидае_ся перевоза.
(По К. Ушинскому)
Ответ:
Отправляются, виднеется, хочется, обращается, дожидается.
Упражнение 276.
Запиши данные глаголы в неопределённой форме и в форме 3-го лица ед. и мн. числа. Обозначь орфограмму -тся и -ться в глаголах.
Отказываешься, дерётесь, удивляемся, встречаетесь, делимся, здороваемся, поправляетесь, ложитесь, ссоримся, лечишься.
Ответ:
Отказываешься: отказываться, отказывается, отказываются.
Деретесь: драться, дерется, дерутся.
Удивляемся: удивляться, удивляется, удивляются. Встречаетесь: встречаться, встречается, встречаются. Делимся: делиться, делится, делятся.
Здороваемся: здороваться, здоровается, здороваются. Поправляетесь: поправляться, поправляется, поправляются.
Ложитесь: ложиться, ложится, ложатся.
Ссоримся: ссориться, ссорится, ссорятся.
Лечишься: лечиться, лечится, лечатся.
Упражнение 277.
Прочитай текст. • О какой стрелке говорит отец? • Найди и подчеркни глаголы в тексте. Выпиши в один столбик все глаголы во 2-м лице ед. числа, в другой столбик — все остальные. • Сколько орфограмм в окончаниях глаголов 1-го столбика? Подчеркни их.
Не раз Митраша спрашивал отца:
— Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?
— Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец, — в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдёшь наугад, ошибёшься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку, и она укажет тебе, где твой дом; пойдёшь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит.
(М. Пришвин „Кладовая солнца“)
Ответ:
Отец говорит о стрелке компаса.
Упражнение 278.
Поставь данные глаголы в форму 2-го лица ед. числа. Запиши глаголы, обозначь орфограмму-букву ь и букву безударного гласного в окончаниях.
Блуждать, возить, кружить, плутать, петь.
• На какие две группы можно разделить эти глаголы?
Ответ:
Блуждать (I) — блуждаешь (2-е л., ед. ч.).
Возить (II) — возишь (2-е л., ед. ч.).
Кружить (II) — кружишь (2-е л., ед. ч.).
Плутать (I) — плутаешь (2-е л., ед. ч.).
Петь (I) — поешь (2-е л., ед. ч.).
Упражнение 279.
Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни и объясни все орфограммы в окончаниях глаголов.
Что ты клон_ш_3 над вода́ми,
Ива, макушку свою?
И др_жащ_ми л_стами,
Словно жадн_ми устами,
Лов_ш_ бегл_ю струю?..
Хоть том_ся, хоть трепещ_т3
Каждый лист твои над струёй,
Но струя бежит и плещ_т,
И, на со_нце нежась, блещ_т,
И смеё_ся над тобой...
(Ф. Тютчев)
Ответ:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей,
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце, нежась блещет,
И смеется над тобой...
Клонишь — (что делаешь?) неопр. ф. клонить, глагол, II спр., в наст. вр., во 2-м л., в ед. ч., сказуемое.
Трепещет — (что делает?) неопр. ф. трепетать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Упражнение 280.
Прочитай текст. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме? А в форме 2-го лица ед. числа?
Рано, рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдёргивает одеяло и уверяет, что пора ехать и всё уже готово. Как ни жмёш_ся, ни хитриш_, ни серд_ш_ся, чтобы хоть ещё на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василья вид_ш_, что он неумолим и готов ещё двадцать раз сдёрнуть3 одеяло, вскакива_ш_3 и бежиш_ на двор умыва_ся.
(Л. Толстой „Отрочество“)
• Выпиши глаголы с пропущенными буквами. Обозначь все орфограммы в окончаниях.
Ответ:
Жмешься, хитришь, сердишься, видишь, вскакиваешь, бежишь, умываться.
Сдернуть — (что сделать?) неопр. ф. сдернуть, глагол, сказуемое.
Вскакиваешь — (что делаешь?) неопр. ф. вскакивать, глагол, I спр., в наст. вр., во 2-м л., в ед. ч., сказуемое.
Упражнение 281.
Диктант с подготовкой. • Прочитай текст. Вставь карандашом пропущенные буквы и запятые. Объясни.
Возьмёш_ одну почку, разотрёш_ между пал_ц_ми, и потом долго всё пахн_т тебе _р_матн_й см_лой берёзы тополя черёмух_2.
Понюха_ш_ черёмухов_2 почку и сразу вспомн_ш_, как, бывало, з_бирался наверх по дереву за ягод_ми. Ел их горстями прямо с косточ_ами, но ничего от этого, кроме хорош_, (не)бывало.
(М. Пришвин)
• Напиши под диктовку. Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов. • Открой учебник, проверь написанное.
Ответ:
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя, черемухи.
Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Упражнение 282.
Диктант с подготовкой. Прочитай текст и определи, какие буквы надо писать на месте пропусков, объясни орфограммы. Вставь эти буквы простым карандашом. • Сколько разных орфограмм встретилось тебе в глаголах этого текста?
Когда случалось пр_спат_3 охоту, отдых был особенно приятен. Пр_снёш_ся и долго л_жиш_ в постел_. Во всём дом_ — т_ш_на. Не спеша _ден_ш_ся, поброд_ш_ по саду, найдёш_ в мокр_й листве случ_йно забытое х_лодное и мокрое яблоко, и почему—то оно покаж_тся необыкновенно вкус_ым, совсем не таким, как другие. Потом примеш_ся за книги.
(И. Бунин)
• Напиши текст под диктовку. Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов, существительных и прилагательных. Определи спряжение всех глаголов. • Найди глаголы с приставками, обозначь приставки.
Ответ:
Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. Потом примешься за книги.
Проспать — (что сделать?) неопр. ф. проспать, глагол, сказуемое.
Упражнение 283.
Выборочный диктант. Прочитай текст. Определи, какие буквы нужно написать в окончаниях глаголов. • Затем закрой учебник и послушай текст. Запиши только глаголы. • Обозначь орфограммы.
— Пошли, — сказал я мальчику. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять его за руку. Но мальчик поспешно отдёрнул руку и сказал:
— (Не)могу.
— Что (не)мож_ш_?
— Идти (не)могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Я — часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну, что вы — не понима_те? Мы игра_м.
— Да с кем же ты игра_ш_?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
— (Не)знаю.
— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говориш_? Как же это так? Игра_ш_ — и (не)зна_ш_ — с кем?
— Да, — сказал мальчик. — (Не)знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: „Хоч_ш_ играть в войну?“ Я говорю: „Хочу“. Стали играть, мне говорят: „Ты сержант“. Один большой мальчик... он маршал был... он привёл меня сюда и говорит: „Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты буд_ш_ часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю“. Я говорю: „Хорошо“. А он говорит: „Дай честное слово, что не уйдёш_“.
— Ну?
— Ну, я и сказал: Честное слово — (не) уйду“.
(По Л. Пантелееву „Честное слово“)
• Определи спряжение глаголов. • Разбери любой глагол как часть речи.
Ответ:
Не могу, не можешь, не могу, понимаете, играем, играешь, не знаю, говоришь, играешь, не знаешь, не знаю, хочешь, будешь, уйдешь, не уйду.
Упражнение 284.
• Свободный диктант.
Хороши летние туманные дни, но охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять. Птица выпорхнет из-под ног и сразу исчезает в белой мгле тумана.
Но как тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Ты проходишь мимо дерева, а оно не шелохнётся, оно нежится.
Сквозь тонкий пар перед тобой чернеется длинная полоса. Ты принимаешь её за близкий лес, подходишь, а лес превращается в высокую грядку полыни. Над тобой и вокруг тебя всюду туман.
(По И. Тургеневу)
Ответ:
Свободный диктант.
Упражнение 285.
Спиши текст, вставь пропущенные буквы и запятые. Раскрой скобки, поставь глаголы в нужную форму. У этих глаголов выдели окончания, подчеркни орфограммы.
Над ровн_ пол_м аэродрома св_стит вет_р. Он (взметать) сухую пелену снега (швырять) в л_цо к_люч_ю его пыль (обжигать) глаза нестерпим_м м_роз_м. Металл, если косну_ся его без перч_ток, мгновенно (прилипать) к рукам. Но у сам_лётов в т_мноте копоша_ся люди. Это авиатехники (готовить) м_ш_ны в п_лёт.
(По Л. Соболеву)
• Составь схему 2-го предложения.
Ответ:
Над ровным полем аэродрома свистит ветер. Он взметает сухую пелену снега, швыряет в лицо колючую его пыль, обжигает глаза нестерпимым морозом. Металл, если коснуться его без перчаток, мгновенно прилипает к рукам. Но у самолетов в темноте копошатся люди. Это авиатехники готовят машины в полет.
Упражнение 286.
Подбери и запиши как можно больше глаголов к данным существительным. Обозначь все орфограммы.
Ответ:
Упражнение 287.
Письмо по памяти. • Прочитай. Какую картину ты представил? Почему поэт трижды повторяет слово лениво, как ты думаешь? Это картина какого полдня — весеннего, летнего или осеннего? • Объясни, какие буквы нужно написать на месте пропусков и почему; почему не стоит запятая перед союзом и. Вставь карандашом пропущенные буквы. • Закрой учебник, напиши по памяти.
Л_ниво дыш_т полдень мглистый.
Л_ниво кат_т_ся р_ка.
И в тверд_* пламенн_й и чист_й
Лениво та_т _блака.
(Ф. Тютчев)
Ответ:
Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Упражнение 288.
• Составь и запиши небольшой текст. Используй в нём данные глаголы в настоящем времени. • Тему текста тебе подскажут глаголы.
месить ставить
печь садиться
пахнуть пробовать
Ответ:
Для пирога мы месим тесто, потом ставим его в духовку. Мы печем его полтора часа, когда он вкусно пахнет, мы его достаем, садимся за стол и с удовольствием пробуем.
Упражнение 289.
Спиши строчки из произведений А. С. Пушкина. Пропущенные глаголы допиши по памяти.
1) Буря мглою небо ...,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она ...,
То ..., как дитя.
2) Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты ..., друг прелестный...
3) Прозрачный лес один ...,
И ель сквозь иней ...,
И речка подо льдом ...
4) „А какое ж это диво?“
„Где-то ... бурливо
Окиян, ... вой,
... на берег пустой,
... в шумном беге,
И ... на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...“
• Подчеркни и объясни известные тебе орфограммы.
Ответ:
1) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
2) Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
3) Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
4) «А какое ж это диво?»
«Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Распадется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...»
Упражнение 290.
Спиши текст. Глаголы, данные в скобках, поставь в форму настоящего времени, 3-го лица, ед. числа. У тебя получится текст стихотворения И. А. Бунина „После половодья".
Прошли дожди, апрель (теплеть).4
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно (млеть)
И мягкой дымкою (синеть)
В далёких просеках в бору.
И тихо (дремать)3 бор зелёный.
И в серебре лесных озёр —
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
• Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов. • Выполни разбор первого предложения.
Ответ:
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер —
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.)
Дремлет — (что делает?) неопр. ф. дремать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Упражнение 291.
• Обучающее изложение.
Первые школы
Во времена Петра I на Руси открываются первые школы. Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией.
Открылась такая школа и в городе Серпухове. Приехал учитель, а ребята в школу не идут. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения.
Рассердился учитель. Пошёл к воеводе* и кричит: „Не хочешь помочь? Тогда я самому государю напишу!“ Испугался воевода. Велел солдатам с ружьями приводить в школу ребят.
Прошла неделя. Привыкли дети, стали сами в школу бегать. И отцы смирились. Пишут ученики буквы, складывают цифры, слушают про моря и земли. Доволен учитель.
Однажды через Серпухов в Тулу проезжал сам Пётр I. Решил зайти в школу. Приходит он в класс, а там полно ребят. Похвалил их царь и говорит: „Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей“.
(По С. Алексееву)
Ключевые слова темы:
глагол
спряжение
личные окончания I и II спряжения
безударные личные окончания
орфограмма-буква гласного звука
глаголы-исключения
возвратная форма глагола
правописание -тся, -ться в глаголах
ь после буквы шипящего в глаголах 2-го лица, ед. числа.
Ответ:
Изложение.
Упражнения для работы дома.
1. Выпиши в один столбик глаголы с ударными личными окончаниями, в другой — с безударными. • Выдели окончания. Определи спряжение глаголов.
Блестит, горят, сверкает, льёт, сквозит, мечтаете, работаешь, познаём, изучаем, поёт, распевает, свистят, грозим, утешают.
• Определи, сколько здесь групп глаголов-синонимов.
Ответ:
Глаголы с ударными личными окончаниями:
Блестит (I), горят (I), льет (I), сквозит (I), познаем (I), поет (I), свистят (I), грозим (I).
Глаголы с безударными личными окончаниями:
Сверкает (I), мечтаете (I), работаешь (I), изучаем (I), распевает (I), утешают (I).
2. Пользуясь алгоритмом на стр. 140, определи, какие буквы гласных нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов. • Спиши, обозначь орфограмму.
Чита_шь стихотворение, применя_м правило, использу_те алгоритм, реша_т уравнение, прыга_т в длину и в высоту, получ_шь отметку, правильно ответ_шь, они додела_т работу.
Ответ:
Читаешь стихотворение, применяем правило, используете алгоритм, решает уравнение, прыгает в длину и в высоту, получишь отметку, правильно ответишь, они доделают работу.
3. Прочитай. Выпиши глаголы с пропущенной буквой гласного в окончании. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Используй алгоритм и образец рассуждения (см. стр. 87 и 140).
Неподалёку от воды наход_м мы небольшой глинистый обрывчик, набира_м мешочек глины и возвраща_мся к палатке. Червей мы перемешива_м с глиняным тестом и леп_м пироги. Потом мы леп_м пироги с кашей — с перловкой и с гречкой.
Закончив стряпать, мы отход_м вниз по течению и спуска_мся к воде между ивовыми кустиками. Теперь мы одни. Видны только ивовые кустики, трава под ногами и тёмная, дымящаяся вода. Даже друг друга нам видно плохо — такой сильный туман.
(По Ю. Коринцу)
Ответ:
Находим, набираем, возвращаемся, перемешиваем, лепим, отходим, спускаемся.
4. Прочитай глаголы. Что в них общего? На какие группы их можно разделить? • Запиши глаголы в указанной форме. Обозначь орфограмму-букву безударного гласного в окончаниях.
Вертеть (2-е л., ед. ч.), видеть (3-е л., ед. ч.), зависеть (3-е л., мн. ч.), смотреть (1-е л., мн. ч.), стелить (2-е л., ед. ч.), ненавидеть (2-е л., мн. ч.), слышать (3-е л., мн. ч.), брить (3-е л., мн. ч.), дышать (1-е л., мн. ч.), обидеть (2-е л., ед. ч.), терпеть (3-е л., ед. ч.).
Ответ:
Вертишь, видит, зависят, смотрим, стелешь, ненавидите, слышат, бреют, дышим, обидишь, терпит.
5. Подбери к данным словам однокоренные слова разных частей речи. Выдели корень
Тоска, ... Ответ, ...
Рассвет, ... Взгляд, ...
Обида, ...
• Все глаголы запиши в форме 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. Обозначь орфограмму-букву в окончаниях.
Ответ:
6. Поставь данные глаголы в неопределённую форму и в форму 3-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Обозначь орфограмму -тся и -ться в глаголах.
Встречаемся, радуетесь, одеваешься, прощаетесь, переписываешься, занимаемся, расстаётесь, подружитесь.
Ответ:
Встречаемся: встречаться, встречается, встречаются.
Радуетесь: радоваться, радуется, радуются.
Одеваешься: одеваться, одевается, одеваются.
Прощаетесь: прощаться, прощается, прощаются.
Переписываешься: переписываться, переписывается, переписываются.
Занимаемся: заниматься, занимается, занимаются.
Расстаетесь: расставаться, расстается, расстаются.
Подружитесь: подружиться, подружится, подружатся.
7. • Подбери и запиши как можно больше глаголов к данным существительным. • Обозначь все орфограммы.
Кот мурлычет, умывается, ...
Волны катятся, ...
Звёзды ...
Роща ...
• С глаголами одной из групп составь простое предложение с однородными членами. • Запиши предложение, нарисуй его схему.
Ответ:
Кот мурлычет, умывается, бегает, ловит, линяет, ест.
Волны катятся, бушуют, плещутся, накатывают, пенятся.
Звезды светят, горят, мерцают, падают.
Роща желтеет, виднеется, разрастается, колышится.