ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
15. Правописание глаголов - 2. Орфограмма-буква ь в глагольных формах

Упражнение 274.

    Запиши глаголы и сравни их по смыслу и по составу. Что ты заметил?

• На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом -ся? • Сравни транскрипцию двух глаголов: [уч'ит'] и [уч'ица]. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки?

• Продолжим исследование. Чем отличаются глаголы в 1-м и во 2-м столбике? Озаглавь оба столбика.

• Сделай вывод: в какой форме ь пишется, а в какой — не пишется. • Сравни свои выводы с данными в рамке на с. 95.

    Ответ:

Упражнение 275.

Прочитай. Выпиши глаголы с пропущенными буквами. Допиши букву и обозначь орфограмму.

Александр Сергеевич узнал от крестьян, что они отправляю_ся на торг в уездный город, который виднее_ся на противоположном берегу реки. Володя видел, какие товары крестьяне везли в город, но ему хоче_ся узнать, что они будут покупать там. С этим вопросом он обращае_ся к седому старику, который сидит на своей телеге и терпеливо дожидае_ся перевоза.

(По К. Ушинскому)

    Ответ:

    Отправляются, виднеется, хочется, обращается, дожидается.

Упражнение 276.

Запиши данные глаголы в неопределённой форме и в форме 3-го лица ед. и мн. числа. Обозначь орфограмму -тся и -ться в глаголах.

Отказываешься, дерётесь, удивляемся, встречаетесь, делимся, здороваемся, поправляетесь, ложитесь, ссоримся, лечишься.

Ответ:

    Отказываешься: отказываться, отказывается, отказываются.

Деретесь: драться, дерется, дерутся.

    Удивляемся: удивляться, удивляется, удивляются. Встречаетесь: встречаться, встречается, встречаются. Делимся: делиться, делится, делятся.

Здороваемся: здороваться, здоровается, здороваются. Поправляетесь: поправляться, поправляется, поправляются.

Ложитесь: ложиться, ложится, ложатся.

Ссоримся: ссориться, ссорится, ссорятся.

Лечишься: лечиться, лечится, лечатся.

Упражнение 277.

Прочитай текст. • О какой стрелке говорит отец? • Найди и подчеркни глаголы в тексте. Выпиши в один столбик все глаголы во 2-м лице ед. числа, в другой столбик — все остальные. • Сколько орфограмм в окончаниях глаголов 1-го столбика? Подчеркни их.

Не раз Митраша спрашивал отца:

    — Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?

— Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец, — в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдёшь наугад, ошибёшься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку, и она укажет тебе, где твой дом; пойдёшь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит.

(М. Пришвин „Кладовая солнца“)

    Ответ:

    Отец говорит о стрелке компаса.

Упражнение 278.

Поставь данные глаголы в форму 2-го лица ед. числа. Запиши глаголы, обозначь орфограмму-букву ь и букву безударного гласного в окончаниях.

Блуждать, возить, кружить, плутать, петь.

• На какие две группы можно разделить эти глаголы?

    Ответ:

    Блуждать (I) — блуждаешь (2-е л., ед. ч.).

    Возить (II) — возишь (2-е л., ед. ч.).

    Кружить (II) — кружишь (2-е л., ед. ч.).

    Плутать (I) — плутаешь (2-е л., ед. ч.).

    Петь (I) — поешь (2-е л., ед. ч.).

Упражнение 279.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни и объясни все орфограммы в окончаниях глаголов.

Что ты клон_ш_3 над вода́ми,

Ива, макушку свою?

И др_жащ_ми л_стами,

Словно жадн_ми устами,

Лов_ш_ бегл_ю струю?..

Хоть том_ся, хоть трепещ_т3

Каждый лист твои над струёй,

Но струя бежит и плещ_т,

И, на со_нце нежась, блещ_т,

И смеё_ся над тобой...

      (Ф. Тютчев)

    Ответ:

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей,

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце, нежась блещет,

И смеется над тобой...

Клонишь — (что делаешь?) неопр. ф. клонить, глагол, II спр., в наст. вр., во 2-м л., в ед. ч., сказуемое.

Трепещет — (что делает?) неопр. ф. трепетать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Упражнение 280.

Прочитай текст. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме? А в форме 2-го лица ед. числа?

Рано, рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдёргивает одеяло и уверяет, что пора ехать и всё уже готово. Как ни жмёш_ся, ни хитриш_, ни серд_ш_ся, чтобы хоть ещё на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василья вид_ш_, что он неумолим и готов ещё двадцать раз сдёрнуть3 одеяло, вскакива_ш_3 и бежиш_ на двор умыва_ся.

(Л. Толстой „Отрочество“)

• Выпиши глаголы с пропущенными буквами. Обозначь все орфограммы в окончаниях.

Ответ:

    Жмешься, хитришь, сердишься, видишь, вскакиваешь, бежишь, умываться.

Сдернуть — (что сделать?) неопр. ф. сдернуть, глагол, сказуемое.

Вскакиваешь — (что делаешь?) неопр. ф. вскакивать, глагол, I спр., в наст. вр., во 2-м л., в ед. ч., сказуемое.

Упражнение 281.

Диктант с подготовкой. • Прочитай текст. Вставь карандашом пропущенные буквы и запятые. Объясни.

Возьмёш_ одну почку, разотрёш_ между пал_ц_ми, и потом долго всё пахн_т тебе _р_матн_й см_лой берёзы тополя черёмух_2.

Понюха_ш_ черёмухов_2 почку и сразу вспомн_ш_, как, бывало, з_бирался наверх по дереву за ягод_ми. Ел их горстями прямо с косточ_ами, но ничего от этого, кроме хорош_, (не)бывало.

(М. Пришвин)

• Напиши под диктовку. Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов. • Открой учебник, проверь написанное.

Ответ:

    Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя, черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Упражнение 282.

Диктант с подготовкой. Прочитай текст и определи, какие буквы надо писать на месте пропусков, объясни орфограммы. Вставь эти буквы простым карандашом. • Сколько разных орфограмм встретилось тебе в глаголах этого текста?

Когда случалось пр_спат_3 охоту, отдых был особенно приятен. Пр_снёш_ся и долго л_жиш_ в постел_. Во всём дом_ — т_ш_на. Не спеша _ден_ш_ся, поброд_ш_ по саду, найдёш_ в мокр_й листве случ_йно забытое х_лодное и мокрое яблоко, и почему—то оно покаж_тся необыкновенно вкус_ым, совсем не таким, как другие. Потом примеш_ся за книги.

(И. Бунин)

• Напиши текст под диктовку. Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов, существительных и прилагательных. Определи спряжение всех глаголов. • Найди глаголы с приставками, обозначь приставки.

Ответ:

    Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. Потом примешься за книги.

Проспать — (что сделать?) неопр. ф. проспать, глагол, сказуемое.

Упражнение 283.

Выборочный диктант. Прочитай текст. Определи, какие буквы нужно написать в окончаниях глаголов. • Затем закрой учебник и послушай текст. Запиши только глаголы. • Обозначь орфограммы.

— Пошли, — сказал я мальчику. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И я хотел взять его за руку. Но мальчик поспешно отдёрнул руку и сказал:

— (Не)могу.

— Что (не)мож_ш_?

— Идти (не)могу.

— Как? Почему? Что с тобой?

— Я — часовой, — сказал он.

— Как часовой? Какой часовой?

— Ну, что вы — не понима_те? Мы игра_м.

— Да с кем же ты игра_ш_?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

— (Не)знаю.

— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говориш_? Как же это так? Игра_ш_ — и (не)зна_ш_ — с кем?

— Да, — сказал мальчик. — (Не)знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: „Хоч_ш_ играть в войну?“ Я говорю: „Хочу“. Стали играть, мне говорят: „Ты сержант“. Один большой мальчик... он маршал был... он привёл меня сюда и говорит: „Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты буд_ш_ часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю“. Я говорю: „Хорошо“. А он говорит: „Дай честное слово, что не уйдёш_“.

— Ну?

— Ну, я и сказал: Честное слово — (не) уйду“.

(По Л. Пантелееву „Честное слово“)

• Определи спряжение глаголов. • Разбери любой глагол как часть речи.

Ответ:

    Не могу, не можешь, не могу, понимаете, играем, играешь, не знаю, говоришь, играешь, не знаешь, не знаю, хочешь, будешь, уйдешь, не уйду.

Упражнение 284.

    • Свободный диктант.

Хороши летние туманные дни, но охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять. Птица выпорхнет из-под ног и сразу исчезает в белой мгле тумана.

Но как тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Ты проходишь мимо дерева, а оно не шелохнётся, оно нежится.

Сквозь тонкий пар перед тобой чернеется длинная полоса. Ты принимаешь её за близкий лес, подходишь, а лес превращается в высокую грядку полыни. Над тобой и вокруг тебя всюду туман.

(По И. Тургеневу)

    Ответ:

    Свободный диктант.

Упражнение 285.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы и запятые. Раскрой скобки, поставь глаголы в нужную форму. У этих глаголов выдели окончания, подчеркни орфограммы.

Над ровн_ пол_м аэродрома св_стит вет_р. Он (взметать) сухую пелену снега (швырять) в л_цо к_люч_ю его пыль (обжигать) глаза нестерпим_м м_роз_м. Металл, если косну_ся его без перч_ток, мгновенно (прилипать) к рукам. Но у сам_лётов в т_мноте копоша_ся люди. Это авиатехники (готовить) м_ш_ны в п_лёт.

(По Л. Соболеву)

• Составь схему 2-го предложения.

    Ответ:

    Над ровным полем аэродрома свистит ветер. Он взметает сухую пелену снега, швыряет в лицо колючую его пыль, обжигает глаза нестерпимым морозом. Металл, если коснуться его без перчаток, мгновенно прилипает к рукам. Но у самолетов в темноте копошатся люди. Это авиатехники готовят машины в полет.

Упражнение 286.

Подбери и запиши как можно больше глаголов к данным существительным. Обозначь все орфограммы.

    Ответ:

Упражнение 287.

Письмо по памяти. • Прочитай. Какую картину ты представил? Почему поэт трижды повторяет слово лениво, как ты думаешь? Это картина какого полдня — весеннего, летнего или осеннего? • Объясни, какие буквы нужно написать на месте пропусков и почему; почему не стоит запятая перед союзом и. Вставь карандашом пропущенные буквы. • Закрой учебник, напиши по памяти.

Л_ниво дыш_т полдень мглистый.

Л_ниво кат_т_ся р_ка.

И в тверд_* пламенн_й и чист_й

Лениво та_т _блака.

      (Ф. Тютчев)

    Ответ:

Лениво дышит полдень мглистый.

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

Упражнение 288.

    • Составь и запиши небольшой текст. Используй в нём данные глаголы в настоящем времени. • Тему текста тебе подскажут глаголы.

    месить      ставить

    печь      садиться

    пахнуть      пробовать

    Ответ:

    Для пирога мы месим тесто, потом ставим его в духовку. Мы печем его полтора часа, когда он вкусно пахнет, мы его достаем, садимся за стол и с удовольствием пробуем.

Упражнение 289.

Спиши строчки из произведений А. С. Пушкина. Пропущенные глаголы допиши по памяти.

1) Буря мглою небо ...,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она ...,

То ..., как дитя.

2) Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты ..., друг прелестный...

3) Прозрачный лес один ...,

И ель сквозь иней ...,

И речка подо льдом ...

4) „А какое ж это диво?“

„Где-то ... бурливо

Окиян, ... вой,

... на берег пустой,

... в шумном беге,

И ... на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря...“

• Подчеркни и объясни известные тебе орфограммы.

Ответ:

1) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный...

3) Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

4) «А какое ж это диво?»

«Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Распадется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря...»

Упражнение 290.

Спиши текст. Глаголы, данные в скобках, поставь в форму настоящего времени, 3-го лица, ед. числа. У тебя получится текст стихотворения И. А. Бунина „После половодья".

Прошли дожди, апрель (теплеть).4

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно (млеть)

И мягкой дымкою (синеть)

В далёких просеках в бору.

И тихо (дремать)3 бор зелёный.

И в серебре лесных озёр —

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

• Подчеркни орфограммы в окончаниях глаголов. • Выполни разбор первого предложения.

Ответ:

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый.

И в серебре лесных озер —

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.)

Дремлет — (что делает?) неопр. ф. дремать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Упражнение 291.

    • Обучающее изложение.

Первые школы

Во времена Петра I на Руси открываются первые школы. Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией.

Открылась такая школа и в городе Серпухове. Приехал учитель, а ребята в школу не идут. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения.

Рассердился учитель. Пошёл к воеводе* и кричит: „Не хочешь помочь? Тогда я самому государю напишу!“ Испугался воевода. Велел солдатам с ружьями приводить в школу ребят.

Прошла неделя. Привыкли дети, стали сами в школу бегать. И отцы смирились. Пишут ученики буквы, складывают цифры, слушают про моря и земли. Доволен учитель.

Однажды через Серпухов в Тулу проезжал сам Пётр I. Решил зайти в школу. Приходит он в класс, а там полно ребят. Похвалил их царь и говорит: „Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей“.

(По С. Алексееву)

Ключевые слова темы:

глагол

спряжение

личные окончания I и II спряжения

безударные личные окончания

орфограмма-буква гласного звука

глаголы-исключения

возвратная форма глагола

правописание -тся, -ться в глаголах

ь после буквы шипящего в глаголах 2-го лица, ед. числа.

    Ответ:

    Изложение.

Упражнения для работы дома.

1. Выпиши в один столбик глаголы с ударными личными окончаниями, в другой — с безударными. • Выдели окончания. Определи спряжение глаголов.

Блестит, горят, сверкает, льёт, сквозит, мечтаете, работаешь, познаём, изучаем, поёт, распевает, свистят, грозим, утешают.

• Определи, сколько здесь групп глаголов-синонимов.

Ответ:

    Глаголы с ударными личными окончаниями:

Блестит (I), горят (I), льет (I), сквозит (I), познаем (I), поет (I), свистят (I), грозим (I).

Глаголы с безударными личными окончаниями:

Сверкает (I), мечтаете (I), работаешь (I), изучаем (I), распевает (I), утешают (I).

2. Пользуясь алгоритмом на стр. 140, определи, какие буквы гласных нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов. • Спиши, обозначь орфограмму.

Чита_шь стихотворение, применя_м правило, использу_те алгоритм, реша_т уравнение, прыга_т в длину и в высоту, получ_шь отметку, правильно ответ_шь, они додела_т работу.

Ответ:

    Читаешь стихотворение, применяем правило, используете алгоритм, решает уравнение, прыгает в длину и в высоту, получишь отметку, правильно ответишь, они доделают работу.

3. Прочитай. Выпиши глаголы с пропущенной буквой гласного в окончании. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Используй алгоритм и образец рассуждения (см. стр. 87 и 140).

Неподалёку от воды наход_м мы небольшой глинистый обрывчик, набира_м мешочек глины и возвраща_мся к палатке. Червей мы перемешива_м с глиняным тестом и леп_м пироги. Потом мы леп_м пироги с кашей — с перловкой и с гречкой.

Закончив стряпать, мы отход_м вниз по течению и спуска_мся к воде между ивовыми кустиками. Теперь мы одни. Видны только ивовые кустики, трава под ногами и тёмная, дымящаяся вода. Даже друг друга нам видно плохо — такой сильный туман.

(По Ю. Коринцу)

    Ответ:

    Находим, набираем, возвращаемся, перемешиваем, лепим, отходим, спускаемся.

4. Прочитай глаголы. Что в них общего? На какие группы их можно разделить? • Запиши глаголы в указанной форме. Обозначь орфограмму-букву безударного гласного в окончаниях.

Вертеть (2-е л., ед. ч.), видеть (3-е л., ед. ч.), зависеть (3-е л., мн. ч.), смотреть (1-е л., мн. ч.), стелить (2-е л., ед. ч.), ненавидеть (2-е л., мн. ч.), слышать (3-е л., мн. ч.), брить (3-е л., мн. ч.), дышать (1-е л., мн. ч.), обидеть (2-е л., ед. ч.), терпеть (3-е л., ед. ч.).

Ответ:

Вертишь, видит, зависят, смотрим, стелешь, ненавидите, слышат, бреют, дышим, обидишь, терпит.

5. Подбери к данным словам однокоренные слова разных частей речи. Выдели корень

    Тоска, ...      Ответ, ...

    Рассвет, ...      Взгляд, ...

    Обида, ...

• Все глаголы запиши в форме 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. Обозначь орфограмму-букву в окончаниях.

Ответ:

6. Поставь данные глаголы в неопределённую форму и в форму 3-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Обозначь орфограмму -тся и -ться в глаголах.

Встречаемся, радуетесь, одеваешься, прощаетесь, переписываешься, занимаемся, расстаётесь, подружитесь.

Ответ:

    Встречаемся: встречаться, встречается, встречаются.

    Радуетесь: радоваться, радуется, радуются.

Одеваешься: одеваться, одевается, одеваются.

Прощаетесь: прощаться, прощается, прощаются.

Переписываешься: переписываться, переписывается, переписываются.

    Занимаемся: заниматься, занимается, занимаются.

    Расстаетесь: расставаться, расстается, расстаются.

    Подружитесь: подружиться, подружится, подружатся.

7. • Подбери и запиши как можно больше глаголов к данным существительным. • Обозначь все орфограммы.

    Кот мурлычет, умывается, ...

    Волны катятся, ...

    Звёзды ...

    Роща ...

• С глаголами одной из групп составь простое предложение с однородными членами. • Запиши предложение, нарисуй его схему.

    Ответ:

    Кот мурлычет, умывается, бегает, ловит, линяет, ест.

    Волны катятся, бушуют, плещутся, накатывают, пенятся.

    Звезды светят, горят, мерцают, падают.

Роща желтеет, виднеется, разрастается, колышится.