ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016
Часть 2
Глава III. Глагол
16. Разбор глагола по составу
Упражнение 292.
Прочитай. • Какую картину рисует поэт в этих строчках? Какие глаголы употреблены в переносном значении? • Спиши, допиши окончания глаголов.
Роня_ лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглян_ день как будто поневоле
И скро_ся за край окружных гор.
(А. Пушкин)
• Выпиши глагол роняет. В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу. • Теперь поставь этот глагол в неопределённую форму. Выдели глагольный суффикс перед -ть. • Подбери однокоренные слова других частей речи. • Выдели корень.
Ответ:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Упражнение 293.
• Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы.
• Подбери и запиши по одному слову к каждой схеме. Выдели окончания и суффиксы.
1. Объясни, почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме.
2. Почему удобнее начинать разбор глагола по составу „с конца"?
Упражнение 294.
• Что можно сказать о глаголах по этим схемам? • В каких из этих глаголов есть орфограммы? Запиши по одному глаголу к каждой схеме.
Упражнение 295.
• Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Как ты будешь определять — посмотришь сначала на суффиксы и окончания или на корень? Почему? Запиши глаголы, разбери их по составу. Образец записи см. на стр. 111.
Разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.
Упражнение 296.
Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Разбери глаголы по составу. Порядок разбора и образец записи см. на стр. 111.
Попрощалась, берёшься, говорит, подбежали, проведать.
Ответы:
Упражнение 297.
Прочитай отрывок из стихотворения И. А. Бунина. • Как бы ты его озаглавил? • Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Сумрак ноч_ к западу уход_т,2
Серой мглой над чёрн_и пашн_и брод_т,
По бурьянам стел_тся2 к земле...
Звёзды стали тусклы и далёки,
Небеса туманны и глубоки,
Но восток уж виден в полумгле.
• Разбери по составу глаголы, возле которых стоит цифра 2. Образец записи см. на стр. 111. • Разбери один из глаголов как часть речи.
Ответ:
Сумрак ночи к западу уходит,
Серой мглой над черной пашней бродит,
По бурьянам стелется к земле...
Звезды стали тусклы и далеки,
Небеса туманны и глубоки,
Но восток уж виден в полумгле.
Уходит — (что делает?) неопр. ф. уходить, глагол, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Бродит — (что делает?) неопр. ф. бродить, глагол, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Стелется — (что делает?) неопр. ф. стелиться, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Стали — (что сделали?) неопр. ф. стать, глагол, I спр., в прош. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказуемое.
Упражнение 298.
Выборочное списывание. Спиши только глаголы с безударными личными окончаниями. Обозначь орфограмму в окончаниях и -тся, -ться в глаголах.
Вот и лето. Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится2 с зарёю,
Нет совсем и ночи.
Поднялось и заиграло2
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами,
По лугам с травы высокой
Росу собирает,
И от солнечного зноя
Поле высыхает.
А косить2 траву сухую —
Не косьба, а горе!
Косари ушли, и сохнет
Сено на просторе.
Солнце жарче всё и жарче:
На́ небе ни тучи;
Только вьётся над травою
Мошек рой летучий;
Да шмели, жужжа, кружа́тся2,
Над гнездом хлопочут;
Да кобылки, не смолкая,
На поле стрекочут.
(И. Суриков „Летом“)
• Выпиши глаголы, возле которых стоит цифра 2, разбери их по составу. Не забудь сначала написать, в какой форме стоит глагол.
• Выпиши однокоренные слова, определи часть речи и разбери эти слова по составу. Объясни орфограммы.
Ответ:
Упражнение 299.
Поставь данные в скобках глаголы в нужную форму и прочитай текст. •Выпиши эти глаголы в той форме, в которой они должны стоять в тексте. Объясни орфограммы.
— Ну слушай, — сказал папа. — Один мальчишка (учиться) в первом классе „В“. Его семья (состоять) из пяти человек. Мама (вставать) в семь часов и (тратить)2 на одевание десять минут. Зато папа (чистить) зубы пять минут. Бабушка (ходить) в магазин столько, сколько мама (одеваться) плюс папа (чистить) зубы. А дедушка (читать)2 газеты, сколько бабушка (ходить) в магазин минус во сколько (вставать) мама.
Когда они все вместе, они (начинать) будить этого мальчишку из первого класса „В“. На это (уходить)2 время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
(В. Драгунский)
• Выполни разбор по составу глаголов, возле которых стоит цифра 2.
Ответ:
— Ну слушай, — сказал папа. — Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Упражнение 300.
• Сочинение. • Запиши глаголы, с помощью которых можно рассказать, что делают ребята в библиотеке. Напиши сочинение по этим опорным глаголам. Заглавие придумай самостоятельно. Глаголы, которые ты подобрал, нужно употребить в тексте в форме настоящего времени.
Ответ:
Читают книги, готовятся к урокам, делает доклад, пишет сочинение; соблюдают тишину, ищет нужную книгу, переписывает нужный отрывок.
Упражнение 301.
Прочитай. • Что общего у глаголов каждой группы и чем они отличаются? Как называются такие глаголы? • Устно составь предложения с глаголами одной из групп. • Запиши глаголы в указанных формах и разбери все глаголы по составу.
1) бледнеть — ... (прош. вр., ед. ч., ж. р.)
краснеть — ... (наст. вр., 2-е л., ед. ч.)
2) вооружать — ... (наст. вр., 3-е л., ед. ч.)
разоружать — ... (наст. вр., 2-е л., ед. ч.)
3) заболеть — ... (прош. вр., мн. ч.)
поправиться — ... (наст.вр., 2-е л., ед.ч.)
4) научиться — ... (буд. вр., 2-е л., ед. ч.)
разучиться — ... (прош. вр., ед. ч., ж. р.)
Упражнение 302.
• Подбери и запиши к данным глаголам по одному-два синонима. Устно составь словосочетания с глаголами-синонимами. • Разбери глаголы по составу.
лежит, ...
наговорить, ...
обдумать, ...
исколесил, ...
прорастают, ...
Упражнение 303.
Прочитай отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского „Он живой и светится". • Что чувствует Дениска? Какое настроение героя передаёт автор?
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел2, а потом увидел маленький светло-зеленый огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
— Что это, Мишка, — сказал2 я шёпотом, — что это такое?
— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...
И Мишка схватил2 мой самосвал и побежал2 домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться2: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
• В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найди и выпиши эти слова группами, выдели корень, напиши, какие это части речи. Найди в тексте и выпиши глаголы-исключения. Укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форме 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Разбери по составу глаголы, которые отмечены в тексте цифрой 2.
Ответы:
Упражнение 304.
• Сочинение.
Напиши сочинение на тему „День моей мамы" (моего папы, бабушки, сестры...). Расскажи, что обычно делает мама (или тот, о ком ты пишешь) утром, днём, вечером.
• Подготовься к сочинению. Вспомни порядок подготовки (см. упр. 65), самостоятельно составь план. Используй глаголы в форме настоящего времени 3-го лица ед. и мн. числа, предложения с однородными членами (для усиления выразительности однородные члены можно соединить повторяющимся союзом и), предложения с прямой речью.
Ответ:
План
1. Бабушка провожает всю семью на работу и учебу.
2. Бабушка делает уборку, ходит за покупками.
3. Бабушка готовит ужин.
4. Бабушка слушает наши рассказы о прошедшем дне.
Упражнение 305.
Спиши текст, поставь глаголы, данные в скобках, в форму 2-го лица мн. числа. У тебя получится отрывок из „Записок охотника" И. С. Тургенева. • Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях глаголов.
Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не(родиться) охотником: вы всё-таки (любить) природу и свободу; вы, следовательно, не(мочь) не завидовать нашему брату... Слушайте.
(Знать) ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы (выходить) на крыльцо... Вы (ехать) — (ехать) мимо церкви, с горы направо, через плотину... Вам холодно немножко, вы (закрывать) лицо воротником шинели; вам дремлется.
А летнее июльское утро! Вы в тени, вы (дышать) пахучей сыростью; вам хорошо...
• Найди в тексте глаголы в неопределённой форме, выпиши их, выдели суффикс неопределённой формы. Найди в тексте глагол-исключение, запиши его в форме настоящего времени 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Разбери как часть речи глаголы любите, можете. • Разбери по составу глаголы выехать, дышишь, выходите.
Ответ:
Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не родились охотником: вы все—таки любите природу и свободу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату... Слушайте.
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется.
А летнее июльское утро! Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо...
Любите — (что делаете?) неопр. ф. любить, глагол, II спр., в наст. вр., во 2-м л., во мн. ч., сказуемое.
Можете — (что делаете?) неопр. ф. мочь, глагол, I спр., в наст. вр., во 2-м л., во мн. ч., сказуемое.
Упражнение 306.
Самодиктант. Подбери и запиши 15 — 20 глаголов с изученными орфограммами (частица не, -тся и -ться; мягкий знак после букв шипящих в неопределённой форме и в форме 2-го лица ед. числа, буквы безударных гласных в личных окончаниях).
Ответ:
Самодиктант.
Упражнение 307.
Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь устный рассказ на тему „Что нового я узнал о глаголе в этом году". • Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.
Ответ:
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. Глаголы бывают I и II спряжения. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.
I спряжение: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).
II спряжение: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед -ть. Суффикс -и- указывает на II спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) — на I спряжение. Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спряжения. Глаголы брить и стелить — I спряжения.
К глаголам может присоединяться суффикс -ся. Он образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть направлено на того, кто его совершает. Суффикс -ся входит в основу слова.
В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол в неопределенной форме, и не пишется, если глагол в форме 3-го лица.
В глаголах 2-го лица единственного числа после буквы шипящего пишется на конце ь.
1. Закончи предложения.
а) Глаголы обозначают ... и отвечают на вопросы ...
Постоянный признак глагола — ...
Непостоянные признаки глагола: ...
В предложении глагол является ...
б) Глаголы спрягаются, то есть ...
Глаголы ... спряжения имеют личные окончания -ешь(-ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).
Глаголы ... спряжения имеют личные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ... или оканчиваются на ...
Глаголы в возвратной форме имеют суффикс ... (...).
Глаголы изменяются по ...
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс ...
Ответ:
а) Глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Постоянный признак глагола — спряжение.
Непостоянные признаки глагола: время, лицо, число.
В предложении глагол является сказуемым.
б) Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
Глаголы I спряжения имеют личные окончания -ешь(-ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).
Глаголы II спряжения имеют личные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти или оканчиваются на -чь.
Глаголы в возвратной форме имеют суффикс -ся(-сь).
Глаголы изменяются по времени, лицу, числу, роду.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л.
2. Продолжи ряды глаголов.
1) Смотреть, слышать, ...
2) Стелить, ...
Глаголы первой группы относятся к ... спряжению, второй группы к ... спряжению.
Ответ:
1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
2) Стелить, брить.
3. Определи спряжение глаголов:
нести — беречь —
кричать — идти —
свистеть — гореть –
Ответ:
Нести — II спряжение.
Кричать — II спряжение.
Свистеть — II спряжение.
Беречь — I спряжение.
Идти — I спряжение.
Гореть — II спряжение.
4. Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы:
слуша_шь — спрашива_т —
дума_те — леч_т —
изуча_м — требу_шь –
Ответ:
Слушаешь — I спряжение.
Думаете — I спряжение.
Изучаем — I спряжение.
Спрашивает — I спряжение.
Лечит — II спряжение.
Требуешь — I спряжение.
5. Разбери по составу глаголы.
Движутся, заплакала.
Мечтать, мечтаешь, размечтаться, мечтал.
6. Прочитай текст. Спиши первое предложение, выполни его разбор, выпиши все словосочетания.
В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада.
(К. Паустовский)
• Разбери выделенный глагол как часть речи.
Ответы:
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).
Ночую в доме, ночую редко, провожу большинство ночей, провожу на озерах, остаюсь дома, ночую в беседке, в старой беседке, в беседке в глубине, в глубине сада.
Провожу — (что делаю?) неопр. ф. проводить, глагол, II спр., в наст. вр., в 1-м л., в ед. ч., сказуемое.
7. Прочитай текст. Выпиши только глаголы с пропущенными буквами. Обозначь орфограммы на месте пропусков.
— Довольно, Ванюша!
гулял ты не мало,
Пора за работу, родной.
Но даже и труд обернё_ся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он вид_т, как поле отец удобря_т,
Как в рыхлую землю броса_т зерно,
Как поле потом зеленеть начина_т,
Как колос растёт, налива_т зерно:
Готовую жатву подреж_т серпами,
В снопы перевяж_т, на ригу свезут,
Просуш_т, колот_т—колот_т цепами,
На мельнице смел_т и хлеб испекут.
(Н. Некрасов)
Ответ:
Обернется, видит, удобряет, бросает, начинает, наливает, подрежут, перевяжут, просушат, колотят-колотят, смелют.