ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
16. Разбор глагола по составу

Упражнение 292.

Прочитай. • Какую картину рисует поэт в этих строчках? Какие глаголы употреблены в переносном значении? • Спиши, допиши окончания глаголов.

Роня_ лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглян_ день как будто поневоле

И скро_ся за край окружных гор.

      (А. Пушкин)

• Выпиши глагол роняет. В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу. • Теперь поставь этот глагол в неопределённую форму. Выдели глагольный суффикс перед -ть. • Подбери однокоренные слова других частей речи. • Выдели корень.

    Ответ:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Упражнение 293.

• Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы.

• Подбери и запиши по одному слову к каждой схеме. Выдели окончания и суффиксы.

    1. Объясни, почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме.

    2. Почему удобнее начинать разбор глагола по составу „с конца"?

Упражнение 294.

• Что можно сказать о глаголах по этим схемам? • В каких из этих глаголов есть орфограммы? Запиши по одному глаголу к каждой схеме.

Упражнение 295.

• Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Как ты будешь определять — посмотришь сначала на суффиксы и окончания или на корень? Почему? Запиши глаголы, разбери их по составу. Образец записи см. на стр. 111.

Разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

Упражнение 296.

Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Разбери глаголы по составу. Порядок разбора и образец записи см. на стр. 111.

Попрощалась, берёшься, говорит, подбежали, проведать.

Ответы:

Упражнение 297.

Прочитай отрывок из стихотворения И. А. Бунина. • Как бы ты его озаглавил? • Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Сумрак ноч_ к западу уход_т,2

Серой мглой над чёрн_и пашн_и брод_т,

По бурьянам стел_тся2 к земле...

Звёзды стали тусклы и далёки,

Небеса туманны и глубоки,

Но восток уж виден в полумгле.

• Разбери по составу глаголы, возле которых стоит цифра 2. Образец записи см. на стр. 111. • Разбери один из глаголов как часть речи.

Ответ:

Сумрак ночи к западу уходит,

Серой мглой над черной пашней бродит,

По бурьянам стелется к земле...

Звезды стали тусклы и далеки,

Небеса туманны и глубоки,

Но восток уж виден в полумгле.

Уходит — (что делает?) неопр. ф. уходить, глагол, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Бродит — (что делает?) неопр. ф. бродить, глагол, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Стелется — (что делает?) неопр. ф. стелиться, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Стали — (что сделали?) неопр. ф. стать, глагол, I спр., в прош. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказуемое.

Упражнение 298.

Выборочное списывание. Спиши только глаголы с безударными личными окончаниями. Обозначь орфограмму в окончаниях и -тся, -ться в глаголах.

Вот и лето. Жарко, сухо;

От жары нет мочи.

Зорька сходится2 с зарёю,

Нет совсем и ночи.

Поднялось и заиграло2

Солнце над полями,

Порассыпалось своими

Жгучими лучами,

По лугам с травы высокой

Росу собирает,

И от солнечного зноя

Поле высыхает.

А косить2 траву сухую —

Не косьба, а горе!

Косари ушли, и сохнет

Сено на просторе.

Солнце жарче всё и жарче:

На́ небе ни тучи;

Только вьётся над травою

Мошек рой летучий;

Да шмели, жужжа, кружа́тся2,

Над гнездом хлопочут;

Да кобылки, не смолкая,

На поле стрекочут.

      (И. Суриков „Летом“)

• Выпиши глаголы, возле которых стоит цифра 2, разбери их по составу. Не забудь сначала написать, в какой форме стоит глагол.

• Выпиши однокоренные слова, определи часть речи и разбери эти слова по составу. Объясни орфограммы.

Ответ:

Упражнение 299.

Поставь данные в скобках глаголы в нужную форму и прочитай текст. •Выпиши эти глаголы в той форме, в которой они должны стоять в тексте. Объясни орфограммы.

— Ну слушай, — сказал папа. — Один мальчишка (учиться) в первом классе „В“. Его семья (состоять) из пяти человек. Мама (вставать) в семь часов и (тратить)2 на одевание десять минут. Зато папа (чистить) зубы пять минут. Бабушка (ходить) в магазин столько, сколько мама (одеваться) плюс папа (чистить) зубы. А дедушка (читать)2 газеты, сколько бабушка (ходить) в магазин минус во сколько (вставать) мама.

Когда они все вместе, они (начинать) будить этого мальчишку из первого класса „В“. На это (уходить)2 время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

(В. Драгунский)

• Выполни разбор по составу глаголов, возле которых стоит цифра 2.

Ответ:

    — Ну слушай, — сказал папа. — Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

Упражнение 300.

    • Сочинение. • Запиши глаголы, с помощью которых можно рассказать, что делают ребята в библиотеке. Напиши сочинение по этим опорным глаголам. Заглавие придумай самостоятельно. Глаголы, которые ты подобрал, нужно употребить в тексте в форме настоящего времени.

    Ответ:

    Читают книги, готовятся к урокам, делает доклад, пишет сочинение; соблюдают тишину, ищет нужную книгу, переписывает нужный отрывок.

Упражнение 301.

    Прочитай. • Что общего у глаголов каждой группы и чем они отличаются? Как называются такие глаголы? • Устно составь предложения с глаголами одной из групп. • Запиши глаголы в указанных формах и разбери все глаголы по составу.

    1) бледнеть — ... (прош. вр., ед. ч., ж. р.)

    краснеть — ... (наст. вр., 2-е л., ед. ч.)

    2) вооружать — ... (наст. вр., 3-е л., ед. ч.)

    разоружать — ... (наст. вр., 2-е л., ед. ч.)

    3) заболеть — ... (прош. вр., мн. ч.)

    поправиться — ... (наст.вр., 2-е л., ед.ч.)

    4) научиться — ... (буд. вр., 2-е л., ед. ч.)

    разучиться — ... (прош. вр., ед. ч., ж. р.)

Упражнение 302.

• Подбери и запиши к данным глаголам по одному-два синонима. Устно составь словосочетания с глаголами-синонимами. • Разбери глаголы по составу.

    лежит, ...

    наговорить, ...

    обдумать, ...

    исколесил, ...

    прорастают, ...

Упражнение 303.

Прочитай отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского „Он живой и светится". • Что чувствует Дениска? Какое настроение героя передаёт автор?

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел2, а потом увидел маленький светло-зеленый огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

— Что это, Мишка, — сказал2 я шёпотом, — что это такое?

— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.

— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

И Мишка схватил2 мой самосвал и побежал2 домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться2: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

• В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найди и выпиши эти слова группами, выдели корень, напиши, какие это части речи. Найди в тексте и выпиши глаголы-исключения. Укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форме 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Разбери по составу глаголы, которые отмечены в тексте цифрой 2.

Ответы:

Упражнение 304.

    • Сочинение.

Напиши сочинение на тему „День моей мамы" (моего папы, бабушки, сестры...). Расскажи, что обычно делает мама (или тот, о ком ты пишешь) утром, днём, вечером.

• Подготовься к сочинению. Вспомни порядок подготовки (см. упр. 65), самостоятельно составь план. Используй глаголы в форме настоящего времени 3-го лица ед. и мн. числа, предложения с однородными членами (для усиления выразительности однородные члены можно соединить повторяющимся союзом и), предложения с прямой речью.

Ответ:

План

1. Бабушка провожает всю семью на работу и учебу.

2. Бабушка делает уборку, ходит за покупками.

3. Бабушка готовит ужин.

4. Бабушка слушает наши рассказы о прошедшем дне.

Упражнение 305.

Спиши текст, поставь глаголы, данные в скобках, в форму 2-го лица мн. числа. У тебя получится отрывок из „Записок охотника" И. С. Тургенева. • Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях глаголов.

Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не(родиться) охотником: вы всё-таки (любить) природу и свободу; вы, следовательно, не(мочь) не завидовать нашему брату... Слушайте.

(Знать) ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы (выходить) на крыльцо... Вы (ехать) — (ехать) мимо церкви, с горы направо, через плотину... Вам холодно немножко, вы (закрывать) лицо воротником шинели; вам дремлется.

А летнее июльское утро! Вы в тени, вы (дышать) пахучей сыростью; вам хорошо...

• Найди в тексте глаголы в неопределённой форме, выпиши их, выдели суффикс неопределённой формы. Найди в тексте глагол-исключение, запиши его в форме настоящего времени 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. • Разбери как часть речи глаголы любите, можете. • Разбери по составу глаголы выехать, дышишь, выходите.

Ответ:

    Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе; но, положим, вы не родились охотником: вы все—таки любите природу и свободу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату... Слушайте.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется.

А летнее июльское утро! Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо...

Любите — (что делаете?) неопр. ф. любить, глагол, II спр., в наст. вр., во 2-м л., во мн. ч., сказуемое.

Можете — (что делаете?) неопр. ф. мочь, глагол, I спр., в наст. вр., во 2-м л., во мн. ч., сказуемое.

Упражнение 306.

Самодиктант. Подбери и запиши 15 — 20 глаголов с изученными орфограммами (частица не, -тся и -ться; мягкий знак после букв шипящих в неопределённой форме и в форме 2-го лица ед. числа, буквы безударных гласных в личных окончаниях).

Ответ:

Самодиктант.

Упражнение 307.

    Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь устный рассказ на тему „Что нового я узнал о глаголе в этом году". • Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.

    Ответ:

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. Глаголы бывают I и II спряжения. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.

I спряжение: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

    II спряжение: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

    Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед -ть. Суффикс -и- указывает на II спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) — на I спряжение. Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спряжения. Глаголы брить и стелить — I спряжения.

К глаголам может присоединяться суффикс -ся. Он образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть направлено на того, кто его совершает. Суффикс -ся входит в основу слова.

В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол в неопределенной форме, и не пишется, если глагол в форме 3-го лица.

В глаголах 2-го лица единственного числа после буквы шипящего пишется на конце ь.

1. Закончи предложения.

а) Глаголы обозначают ... и отвечают на вопросы ...

    Постоянный признак глагола — ...

    Непостоянные признаки глагола: ...

    В предложении глагол является ...

    б) Глаголы спрягаются, то есть ...

Глаголы ... спряжения имеют личные окончания -ешь(-ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).

Глаголы ... спряжения имеют личные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ... или оканчиваются на ...

Глаголы в возвратной форме имеют суффикс ... (...).

    Глаголы изменяются по ...

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс ...

Ответ:

    а) Глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Постоянный признак глагола — спряжение.

Непостоянные признаки глагола: время, лицо, число.

В предложении глагол является сказуемым.

б) Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

Глаголы I спряжения имеют личные окончания -ешь(-ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).

Глаголы II спряжения имеют личные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти или оканчиваются на -чь.

Глаголы в возвратной форме имеют суффикс -ся(-сь).

Глаголы изменяются по времени, лицу, числу, роду.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л.

2. Продолжи ряды глаголов.

1) Смотреть, слышать, ...

2) Стелить, ...

Глаголы первой группы относятся к ... спряжению, второй группы к ... спряжению.

Ответ:

    1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

2) Стелить, брить.

3. Определи спряжение глаголов:

нести —      беречь —

кричать —      идти —

свистеть —      гореть –

Ответ:

    Нести — II спряжение.

    Кричать — II спряжение.

    Свистеть — II спряжение.

    Беречь — I спряжение.

    Идти — I спряжение.

    Гореть — II спряжение.

4. Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы:

слуша_шь —      спрашива_т —

дума_те —      леч_т —

изуча_м —      требу_шь –

Ответ:

    Слушаешь — I спряжение.

    Думаете — I спряжение.

    Изучаем — I спряжение.

    Спрашивает — I спряжение.

    Лечит — II спряжение.

    Требуешь — I спряжение.

5. Разбери по составу глаголы.

Движутся, заплакала.

Мечтать, мечтаешь, размечтаться, мечтал.

6. Прочитай текст. Спиши первое предложение, выполни его разбор, выпиши все словосочетания.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада.

(К. Паустовский)

• Разбери выделенный глагол как часть речи.

Ответы:

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Ночую в доме, ночую редко, провожу большинство ночей, провожу на озерах, остаюсь дома, ночую в беседке, в старой беседке, в беседке в глубине, в глубине сада.

Провожу — (что делаю?) неопр. ф. проводить, глагол, II спр., в наст. вр., в 1-м л., в ед. ч., сказуемое.

7. Прочитай текст. Выпиши только глаголы с пропущенными буквами. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

— Довольно, Ванюша!

гулял ты не мало,

Пора за работу, родной.

Но даже и труд обернё_ся сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он вид_т, как поле отец удобря_т,

Как в рыхлую землю броса_т зерно,

Как поле потом зеленеть начина_т,

Как колос растёт, налива_т зерно:

Готовую жатву подреж_т серпами,

В снопы перевяж_т, на ригу свезут,

Просуш_т, колот_т—колот_т цепами,

На мельнице смел_т и хлеб испекут.

      (Н. Некрасов)

    Ответ:

    Обернется, видит, удобряет, бросает, начинает, наливает, подрежут, перевяжут, просушат, колотят-колотят, смелют.