ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава III. Глагол
17. Повторение

Упражнение 308.

Прочитай текст. • Как бы ты его озаглавил? Подбери такое заглавие, которое бы отражало чувства, настроение Никиты.

На воде стояла лодка. В тени её плавали водяные жуки, личинки, крошечные головастики. Бегали по поверхности паучки с маленькими подушечками на лапках. На старых вётлах из гнёзд глядели вниз грачихи.

Никита вошёл в лодку и сел на руль. Аркадий Иванович взялся за вёсла. Лодка осела, качнулась, отделилась от берега и пошла по зеркальной воде пруда. В воде отражались вётлы, зелёные тени под ними, птицы, облака. Лодка скользила между небом и землёй. Над головой Никиты появился столб комариков, они толклись и летели за лодкой.

Василий Никитьевич кричал с берега: „Полный ход, самый полный!“

Матушка махала рукой и смеялась.

(А. Н. Толстой „Детство Никиты“)

    • Подчеркни простым карандашом грамматические основы предложений. Определи, сколько в тексте простых предложений, простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью. Как ты будешь это определять? • Выпиши из текста одно простое предложение, одно сложное, одно простое с однородными членами и одно с прямой речью. • Составь их схемы.

    Ответ:

Упражнение 309.

Прочитай текст. • Найди и прочитай предложение, в котором встречаются антонимы. Какова их роль в этом предложении, в понимании всего текста? • Выпиши группами глаголы, существительные и прилагательные с безударными окончаниями. Обозначь орфограммы в окончаниях.

Сухая2 речка2 большим2 полукругом огибает2 Блудово болото2. На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк. А ветер нажимает на деревья и разносит их вой и стон, вовсе не зная, кому он служит; ему всё равно, кто воет: дерево, собака — друг человека или волк — злейший враг его, — лишь бы выл. Ветер предательски доносит волку жалобный вой покинутой человеком собаки. И Серый, отличив живой стон собаки от стона деревьев, тихонечко выбрался из завалов и с настороженным единственным ухом и прямой половинкой хвоста поднялся на пригорок. Тут, определив место воя возле сторожки Антипыча, с холма прямо пустился в том направлении.

К счастью для Травки, сильный голод заставил её прекратить свой печальный плач.

(По М. Пришвину „Кладовая солнца“)

Разбери данные слова как части речи: огибает, речка, большим (полукругом). • Спиши первое предложение и выполни его разбор. Укажи, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения. Выполни разбор по составу указанных слов первого предложения.

Ответ:

    Огибает — (что делает?) неопр. ф. огибать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.

Речка — (что?), н. ф. речка, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в Им. п., подлежащее.

Большим (полукругом) — (каким?), н. ф. большой, прил., в м. р., в ед. ч., в Тв. п., второст. член предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Упражнение 310.

Прочитай текст. • Какое заглавие ему подходит больше: „Лётчик и штурман", „Боевой курс", „Критический момент"? Почему? Объясни. Выпиши группами слова с орфограммами-буквами гласных:

1) в корне;

2) в приставке;

3) в падежных окончаниях существительных;

4) в личных окончаниях глаголов;

5) в падежных окончаниях прилагательных;

6) с орфограммами—буквами согласных;

7) с разделительным ь.

• Обозначь в словах эти орфограммы.

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки — красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Упражнение 311.

Прочитай текст. • Какова его главная мысль? Она высказана автором прямо или спрятана „между строк"? • В этом тексте встречаются пять групп однокоренных слов. Найди эти слова, выпиши их группами, выдели корень.

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Ушинский)

    Ответы:

Упражнение 312.

Прочитай стихотворение. • Какую картину ты представил? Какое состояние природы и человека передаёт автор? Какие слова помогли тебе это понять? (Обрати внимание, слова каких частей речи употреблены в переносном значении; какую роль играют антонимы в последней строфе.)

• Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Зной

Горячо сухой песок сверка_т,

Суш_т зной на камнях невода́.4

В мор_ — штиль, и ласково плеска_т

На песок хрустальная вода.

Чайка в светлом воздух_ блеснула...

Тень её спустилась надо мной —

И в сиянье1 солнца потонула2...

Клон_т в сон и ослепля_т зной...

* * *

Старый мрамор под ветвями3 ти́сов

Молодыми розами увит,

И горит залив меж кипарисов,

Точно син_м пламенем налит...

      (И. Бунин)

    Ответ:

Горячо сухой песок сверкает,

Сушит зной на камнях невода.

В море — штиль, и ласково плескает

На песок хрустальная вода.

Чайка в светлом воздухе блеснула...

Тень ее спустилась надо мной —

И в сиянье солнца потонула...

Клонит в сон и ослепляет зной...

***

Старый мрамор под ветвями тисов

Молодыми розами увит,

И горит залив меж кипарисов,

Точно синим пламенем налит...

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.)

Сиянье [с’ий’ан’й’э] — 3 слога.

    с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

    и — [и] — гласный, безударный

я — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

[а] — гласный, ударный

    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    ь — [—]

    е — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

    [э] — гласный, безударный

6 букв, 7 звуков

(Под) ветвями — (под чем?), н. ф. ветвь, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., во мн. ч., в Тв. п., второст. член предложения.

Упражнение 313.

    Взаимодиктант. Составь словарный диктант из 20 слов (см. стр. 138 — 139 учебника). Запиши слова, которые можно объединить по какому-либо признаку (слова на определённую тему, или с одинаковым количеством букв и звуков, или с одинаковым количеством слогов, или ... — реши сам). У каждого получится свой диктант. • Затем вместе с соседом по парте продиктуйте свои слова друг другу. • Проверьте друг у друга работы.

    Ответ:

    Взаимодиктант.

Упражнение 314.

Прочитай. • Какую роль играет слово в речи? Почему в этом тексте язык назван учителем? Как ты понимаешь выражение „уроки слов"?

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Самые простые слова — имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: „это кошка“, „это куст“, „это снег“... Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок познания мира. Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам что-то уже знакомо. Вот подорожник — ясно: он растёт вдоль по дороге. А подберёзовик под берёзой растёт, а опёнок — у пня... Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть родители“: у подорожника — дорога, у подберёзовика — берёза, у опёнка — пень...

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога “)

    Ответ:

    Слово обозначает все, что есть в мире.

Когда мы начинаем узнавать названия разных вещей, язык становится учителем, а каждое узнавание — отдельным уроком.

Упражнение 315.

    • Сочинение. Напиши сочинение на тему „Уроки слова" или „О чём рассказывает слово". Выбери одно, два или три слова, которые чем-то привлекают тебя (они могут быть интересны с точки зрения своего значения, состава, происхождения или употребления в речи). План сочинения составь самостоятельно. Можешь использовать какие-либо пункты плана из упр. 316.

    Ответ:

    План:

1. Выбор слова.

2. Происхождение слова.

3. Чем меня привлекает это слово.

4. Состав слова и его однокоренные слова.

5. Фонетический разбор.

    6. Какая это часть речи, ее постоянные признаки.

    1. Я хочу рассказать о слове «лес».

2. Происхождение слова общеславянское, очень древнее. Лес окружал наших предков, с ним многое было связано. Лес давал пищу, кров, топливо.

3. Меня привлекает, что лес — очень емкое понятие, это не только множество деревьев, так называют древесину, бывают строительные леса...

4.

    У слова «Лес» много однокоренных слов: лесной, лесник, лесопарк, перелесок. Есть и сказочное слово «Леший».

    5. Лес [лес] — 1 слог.

    л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    е — [э] — гласный, ударный

    с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

    3 буквы, 3 звука

    6. Имя существительное, м. р., 2-е скл.

Упражнение 316.

    • Расскажи всё, что ты знаешь о слове честный, по плану:

1. Что означает слово, в сочетании с какими словами употребляется в речи (примеры). Какие есть синонимы и антоним к этому слову.

2. Звуки и буквы, фонетический разбор.

3. Правописание.

4. Какая это часть речи, её постоянные и непостоянные признаки. Словосочетание

5. Состав слова, однокоренные слова.

6. Каким членом предложения является (показать на примере).

    Ответ:

    1. Честный — правдивый, прямой, добросовестный, не способный лукавить; проникнутый такими качествами, обнаруживающий их, проистекающий из них.

    Синонимы — искренний, верный, прямой, справедливый.

    Антоним — лживый.

    2. Честный [ч’есный’] — 2 слога

    Ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

    е — [е] — гласный, ударный

    с — [с] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

    т — [—]

    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

    ы — [ы] — гласный, безударный

й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

7 букв, 6 звуков

3. Честный.

4. Имя прилагательное.

5.

6. Второстепенный член предложения.