ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016
Часть 2
Глава III. Глагол
17. Повторение
Упражнение 308.
Прочитай текст. • Как бы ты его озаглавил? Подбери такое заглавие, которое бы отражало чувства, настроение Никиты.
На воде стояла лодка. В тени её плавали водяные жуки, личинки, крошечные головастики. Бегали по поверхности паучки с маленькими подушечками на лапках. На старых вётлах из гнёзд глядели вниз грачихи.
Никита вошёл в лодку и сел на руль. Аркадий Иванович взялся за вёсла. Лодка осела, качнулась, отделилась от берега и пошла по зеркальной воде пруда. В воде отражались вётлы, зелёные тени под ними, птицы, облака. Лодка скользила между небом и землёй. Над головой Никиты появился столб комариков, они толклись и летели за лодкой.
Василий Никитьевич кричал с берега: „Полный ход, самый полный!“
Матушка махала рукой и смеялась.
(А. Н. Толстой „Детство Никиты“)
• Подчеркни простым карандашом грамматические основы предложений. Определи, сколько в тексте простых предложений, простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью. Как ты будешь это определять? • Выпиши из текста одно простое предложение, одно сложное, одно простое с однородными членами и одно с прямой речью. • Составь их схемы.
Ответ:
Упражнение 309.
Прочитай текст. • Найди и прочитай предложение, в котором встречаются антонимы. Какова их роль в этом предложении, в понимании всего текста? • Выпиши группами глаголы, существительные и прилагательные с безударными окончаниями. Обозначь орфограммы в окончаниях.
Сухая2 речка2 большим2 полукругом огибает2 Блудово болото2. На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк. А ветер нажимает на деревья и разносит их вой и стон, вовсе не зная, кому он служит; ему всё равно, кто воет: дерево, собака — друг человека или волк — злейший враг его, — лишь бы выл. Ветер предательски доносит волку жалобный вой покинутой человеком собаки. И Серый, отличив живой стон собаки от стона деревьев, тихонечко выбрался из завалов и с настороженным единственным ухом и прямой половинкой хвоста поднялся на пригорок. Тут, определив место воя возле сторожки Антипыча, с холма прямо пустился в том направлении.
К счастью для Травки, сильный голод заставил её прекратить свой печальный плач.
(По М. Пришвину „Кладовая солнца“)
Разбери данные слова как части речи: огибает, речка, большим (полукругом). • Спиши первое предложение и выполни его разбор. Укажи, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения. Выполни разбор по составу указанных слов первого предложения.
Ответ:
Огибает — (что делает?) неопр. ф. огибать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказуемое.
Речка — (что?), н. ф. речка, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в Им. п., подлежащее.
Большим (полукругом) — (каким?), н. ф. большой, прил., в м. р., в ед. ч., в Тв. п., второст. член предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).
Упражнение 310.
Прочитай текст. • Какое заглавие ему подходит больше: „Лётчик и штурман", „Боевой курс", „Критический момент"? Почему? Объясни. Выпиши группами слова с орфограммами-буквами гласных:
1) в корне;
2) в приставке;
3) в падежных окончаниях существительных;
4) в личных окончаниях глаголов;
5) в падежных окончаниях прилагательных;
6) с орфограммами—буквами согласных;
7) с разделительным ь.
• Обозначь в словах эти орфограммы.
Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.
Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки — красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.
Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.
(По Л. Соболеву)
Упражнение 311.
Прочитай текст. • Какова его главная мысль? Она высказана автором прямо или спрятана „между строк"? • В этом тексте встречаются пять групп однокоренных слов. Найди эти слова, выпиши их группами, выдели корень.
Ветер и Солнце
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(К. Ушинский)
Ответы:
Упражнение 312.
Прочитай стихотворение. • Какую картину ты представил? Какое состояние природы и человека передаёт автор? Какие слова помогли тебе это понять? (Обрати внимание, слова каких частей речи употреблены в переносном значении; какую роль играют антонимы в последней строфе.)
• Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Зной
Горячо сухой песок сверка_т,
Суш_т зной на камнях невода́.4
В мор_ — штиль, и ласково плеска_т
На песок хрустальная вода.
Чайка в светлом воздух_ блеснула...
Тень её спустилась надо мной —
И в сиянье1 солнца потонула2...
Клон_т в сон и ослепля_т зной...
* * *
Старый мрамор под ветвями3 ти́сов
Молодыми розами увит,
И горит залив меж кипарисов,
Точно син_м пламенем налит...
(И. Бунин)
Ответ:
Горячо сухой песок сверкает,
Сушит зной на камнях невода.
В море — штиль, и ласково плескает
На песок хрустальная вода.
Чайка в светлом воздухе блеснула...
Тень ее спустилась надо мной —
И в сиянье солнца потонула...
Клонит в сон и ослепляет зной...
***
Старый мрамор под ветвями тисов
Молодыми розами увит,
И горит залив меж кипарисов,
Точно синим пламенем налит...
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.)
Сиянье [с’ий’ан’й’э] — 3 слога.
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
и — [и] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь — [—]
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] — гласный, безударный
6 букв, 7 звуков
(Под) ветвями — (под чем?), н. ф. ветвь, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., во мн. ч., в Тв. п., второст. член предложения.
Упражнение 313.
Взаимодиктант. Составь словарный диктант из 20 слов (см. стр. 138 — 139 учебника). Запиши слова, которые можно объединить по какому-либо признаку (слова на определённую тему, или с одинаковым количеством букв и звуков, или с одинаковым количеством слогов, или ... — реши сам). У каждого получится свой диктант. • Затем вместе с соседом по парте продиктуйте свои слова друг другу. • Проверьте друг у друга работы.
Ответ:
Взаимодиктант.
Упражнение 314.
Прочитай. • Какую роль играет слово в речи? Почему в этом тексте язык назван учителем? Как ты понимаешь выражение „уроки слов"?
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова — имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: „это кошка“, „это куст“, „это снег“... Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок познания мира. Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам что-то уже знакомо. Вот подорожник — ясно: он растёт вдоль по дороге. А подберёзовик под берёзой растёт, а опёнок — у пня... Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть родители“: у подорожника — дорога, у подберёзовика — берёза, у опёнка — пень...
(По „Энциклопедическому словарю юного филолога “)
Ответ:
Слово обозначает все, что есть в мире.
Когда мы начинаем узнавать названия разных вещей, язык становится учителем, а каждое узнавание — отдельным уроком.
Упражнение 315.
• Сочинение. Напиши сочинение на тему „Уроки слова" или „О чём рассказывает слово". Выбери одно, два или три слова, которые чем-то привлекают тебя (они могут быть интересны с точки зрения своего значения, состава, происхождения или употребления в речи). План сочинения составь самостоятельно. Можешь использовать какие-либо пункты плана из упр. 316.
Ответ:
План:
1. Выбор слова.
2. Происхождение слова.
3. Чем меня привлекает это слово.
4. Состав слова и его однокоренные слова.
5. Фонетический разбор.
6. Какая это часть речи, ее постоянные признаки.
1. Я хочу рассказать о слове «лес».
2. Происхождение слова общеславянское, очень древнее. Лес окружал наших предков, с ним многое было связано. Лес давал пищу, кров, топливо.
3. Меня привлекает, что лес — очень емкое понятие, это не только множество деревьев, так называют древесину, бывают строительные леса...
4.
У слова «Лес» много однокоренных слов: лесной, лесник, лесопарк, перелесок. Есть и сказочное слово «Леший».
5. Лес [лес] — 1 слог.
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
е — [э] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный
3 буквы, 3 звука
6. Имя существительное, м. р., 2-е скл.
Упражнение 316.
• Расскажи всё, что ты знаешь о слове честный, по плану:
1. Что означает слово, в сочетании с какими словами употребляется в речи (примеры). Какие есть синонимы и антоним к этому слову.
2. Звуки и буквы, фонетический разбор.
3. Правописание.
4. Какая это часть речи, её постоянные и непостоянные признаки. Словосочетание
5. Состав слова, однокоренные слова.
6. Каким членом предложения является (показать на примере).
Ответ:
1. Честный — правдивый, прямой, добросовестный, не способный лукавить; проникнутый такими качествами, обнаруживающий их, проистекающий из них.
Синонимы — искренний, верный, прямой, справедливый.
Антоним — лживый.
2. Честный [ч’есный’] — 2 слога
Ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
е — [е] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
т — [—]
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
ы — [ы] — гласный, безударный
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
7 букв, 6 звуков
3. Честный.
4. Имя прилагательное.
5.
6. Второстепенный член предложения.