ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава I. Предложение. Текст
4. Предложения с прямой речью

Игорь писал сочинение на тему „Мой день рождения". Он решил написать, что сказала мама, когда вручала свой подарок. Предложение получилось такое:

Мама улыбнулась и сказала, я горжусь тобой!

— Тебе не кажется, что надо как-то по-другому поставить знаки? — спросила Оля.

— Это же сложное предложение, две грамматические основы...

— Но ведь всё это предложение про маму, — возразила Оля.

    • Вы согласны с Игорем? А с Олей? Обсудите в паре (в группе).

    • Какие вопросы возникают? Сформулируйте их.

    Сравните свои формулировки с авторской (с. 156).

    • Предложите свои версии решения проблемы.

Упражнение 83.

    Прочитай. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? Обрати внимание, как на письме оформлены выделенные слова. • Как бы ты назвал такие предложения?

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

„Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?..“

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

„Отпусти ты, старче, меня в море!“

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

„Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?“

      (А. Пушкин)

На письме нам часто приходится передавать речь другого человека от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью. Такое предложение состоит из прямой речи и слов автора.

Прямая речь — это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.

    Ответ:

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?..»

Выделенные слова принадлежат царю Салтану. Это известно из первой части предложения.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!»

Выделенные слова принадлежат золотой рыбке. Это известно из первой части предложения.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Выделенные слова принадлежат царице. Это известно из первой части предложения.

Упражнение 84.

    Прочитай предложения, взятые из сказок А. С. Пушкина. Определи, из каких они сказок. Найди и прочитай в каждом предложении слова автора и прямую речь. Между словами автора и прямой речью делай паузу. Понаблюдай, как прямая речь выделяется на письме.

1) Испугался старик, взмолился:

„Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство“.

2) Старший молвил: „Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал“.

• Попробуй сформулировать, как оформляется на письме предложение с прямой речью.

Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Отвечает золотая рыбка: „Не печалься, ступай себе с Богом!” (А. Пушкин)

В конце предложений с прямой речью ставятся точка, вопросительный, восклицательный знак, многоточие.

А: „П". А: „П!" А: „П?" А: „П..."

    Ответ:

    1) Сказка о рыбаке и рыбке.

2) Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Упражнение 85.

Спиши предложения, поставь знаки препинания. • Составь схему каждого предложения.

1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Тайное всегда становится явным.) 2. Мишка бежал рядом и кричал (Жми на педаль!) 3. Борис Сергеевич начал играть а Мишка тихонько запел (Как на тоненький ледок выпал беленький снежок...) 4. Павля покраснел поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил (Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал.) 5. Я спросил Бориса Сергеевича (Это вы что играли?) Он ответил (Это Шопен. Я его очень люблю.)

(В. Драгунский)

    Ответ:

    1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

2. Мишка бежал рядом и кричал: «Жми на педаль!»

3. Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонько запел: «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок...»

4. Павля покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так уронил: «Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал».

5. Я спросил Бориса Сергеевича: «Это вы что играли?» Он ответил: «Это Шопен. Я его очень люблю».

Упражнение 86.

• Придумай и запиши четыре предложения с прямой речью, причём прямая речь должна быть: 1) повествовательным невосклицательным предложением; 2) повествовательным восклицательным; 3) вопросительным невосклицательным; 4) побудительным невосклицательным предложением. Используй схемы, данные в рамочке на с. 85.

Ответ:

    Придумай предложения по схемам:

    1) А: «П».

    2) А: «П!»

    3) А: «П?»

    4) А: «П».

Упражнение 87.

• Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придётся употребить слово пожалуйста. Запомни: это слово выделяется запятыми.

Образец записи: Малыш попросил маму и папу: „Подарите мне, пожалуйста, на день рождения щенка!"

Мальвина крикнула из окна Артемону ...

Буратино попросил папу Карло ...

Малыш снова стал упрашивать Карлсона ...

Карабас-Барабас приказал хозяину харчевни ...

Пожалуйста, ...

    ..., пожалуйста, ...

    ..., пожалуйста.

    Ответ:

    Мальвина крикнула из окна Артемону: «Артемон, пожалуйста, проведи наших мальчиков к умывальнику!»

Буратино попросил папу Карло: «Папа Карло, помоги моим друзьям, пожалуйста, им сейчас очень нужна твоя помощь!»

Малыш снова стал упрашивать Карлсона: «Карлсон, уговори моих родителей, чтоб они мне подарили собачку! Пожалуйста!»

Карабас-Барабас приказал хозяину харчевни: «Так, хозяин, помоги мне поймать Буратино, пожалуйста!»

Упражнение 88.

Спиши текст (это отрывок из повести Л. Н. Толстого „Детство", в нём мальчик воображает себя взрослым). Вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

...Я воображаю себя уже на св_боде, вне нашего дома. Я становлюсь гусаром и иду на войну. Со всех ст_рон на меня н_сут_ся вр_ги а я размахиваю саблей. Наконец от ран и усталости я падаю на землю и кр_чу (Победа!) Генерал под_е_жает ко мне и спраш_вает (Где он — наш сп_ситель?) Потом указывают на меня. Он бросается ко мне на шею и с радос_ными сл_зами кр_чит (Победа!)

(По Л. Толстому)

• Подчеркни орфограммы на месте пропусков. • Составь схемы предложений с прямой речью.

Ответ:

    ... Я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я становлюсь гусаром и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, а я размахиваю саблей. Наконец, от ран и усталости я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: «Где он — наш спаситель?» Потом указывают на меня. Он бросается ко мне на шею и с радостными слезами кричит: «Победа!»

Упражнение 89.

Графический диктант с подготовкой. • Прочитай текст. Простым карандашом расставь знаки препинания и объясни устно их постановку. • Закрой учебник. Послушай каждое предложение и составь его схему.

    Старший хочет почитать а Младший слоняется вокруг скучает томится. И стал Младший просить брата Поиграй со мной пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего а тот гнал брата безо всякой жалости. Старший кричал Оставь меня в покое!

И на этот раз кончилось дело худо. Старший вытолкал Младшего во двор и запер дверь.

А ведь зимой темнота наступает рано и во дворе стояла уже тёмная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

(По Е. Шварцу)

Прямая речь может стоять после или до слов автора.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков — тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.

„П", — а.      „П!" — а.      „П?" — а.

Ответ:

    Старший хочет почитать, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата: «Поиграй со мной, пожалуйста».

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без старшего, а тот гнал брата без всякой жалости. Старший кричал: «Оставь меня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший вытолкал Младшего во двор и запер дверь.

А ведь зимой темнота наступает рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: «Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!»

Упражнение 90.

Спиши, поставь знаки препинания. • Составь схему каждого предложения.

1. Дениска пришёл! Ура! закричали все. 2. А сейчас выступят Миша и Денис объявила Люся. 3. А ты кем будешь на карнавале спросил Мишка. 4. Вера Сергеевна увидела меня всплеснула руками и говорит Ох! Настоящий кот в сапогах! 5. Все гномы были так себе а ты был очень смешной сказал я Мишке. 6. А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду спросил Костик.

(В. Драгунский)

    Ответ:

    1. «Дениска пришел! Ура!» — закричали все.

2. «А сейчас выступят Миша и Денис», — объявила Люся.

3. «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка.

4. Вера Сергеевна увидела меня, всплеснула руками и говорит: «Ох! Настоящий кот в сапогах!»

5. «Все гномы были так себе, а ты был очень смешной», — сказал я Мишке.

6. «А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду?» — спросил Костик.

Упражнение 91.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Поменяй местами слова автора и прямую речь, расставь знаки препинания. Обрати внимание: в словах автора будет меняться порядок слов.

1. С_бака как бы спрашивала х_зяина: „Зачем ты п_звал меня?“ 2. Встревоженный чибис ре_ко кричит: „Ч_и вы? Ч_и вы?“ 3. В_рона громко крикнула: „Кра!“ На её _зыке этот крик озн_ч_л: „Выруч_й!“

(По М. Пришвину)

    Ответ:

    1. Собака как бы спрашивала хозяина: «Зачем ты позвал меня?»

«Зачем ты позвал меня?» — как бы спрашивала хозяина собака.

2. Встревоженный, чибис редко кричит: «Чьи вы? Чьи вы?»

«Чьи вы? Чьи вы?» — редко кричит встревоженный чибис.

3. Ворона громко крикнула: «Кра!» На ее языке этот крик означал: «Выручай!»

«Кра!» — громко крикнула ворона. «Выручай!» — означал этот крик на ее языке.

Упражнение 92.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые. • Поменяй местами, где это возможно, слова автора и прямую речь.

Тут пришла мама и я очень обрадовался и мы пошли д_мой. А к_гда стали пить ч_й с бубликами и брынзой, мама спр_сила: „Ну, как твой сам_свал?“

    А я ск_зал: „Я пром_нял его“.

    Мама ск_зала: „Интерес_но, а на что?“

    Я ответил: „На св_тл_ка! Вот он, в к_робо_ке ж_вёт. Пог_си-ка свет!“

И мама пог_сила свет и мы стали вдвоём см_треть на бледно-зелён_ звёздо_ку.

(В. Драгунский)

    • Нарисуй схемы первого, третьего и последнего предложения.

    Ответ:

    Тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила: «Ну, как твой самосвал?»

А я сказал: «Я променял его».

Мама сказала: «Интересно, а на что?»

Я ответил: «На светляка! Вот он, в коробке живет. Погаси-ка свет!»

И мама погасила свет, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Упражнение 93.

    Сочинение. • Напиши небольшое сочинение на тему: „Что сказала мама". Расскажи какую-нибудь историю из своей жизни: как ты чем-то порадовал маму или, наоборот, огорчил. Начинаться оно может так:

    Однажды со мной произошло вот что...

А закончить свой рассказ нужно предложением с прямой речью — словами мамы.

Ответ:

    Однажды я шла домой и увидела на улице бездомного котенка. Мне стало его очень жалко, ведь было холодно, а котенок был совсем маленький и худенький, он так жалобно мяукал, что я не могла пройти мимо. Я решила принести его домой.

Дома никого не оказалось. Я тогда не знала, как надо обращаться с котятами, и дала котенку кусок копченой колбасы. Меня очень удивило, что он не стал есть, и замяукал еще жалобнее.

Тут в замке повернулся ключ, и в квартиру вошла мама. Мне было не по себе, я боялась, что она заставит выбросить котенка обратно на улицу. Я приготовилась уговаривать ее, но она не стала меня ругать за то, что я принесла бездомного котенка. Вместо этого моя мама сказала: «Котята не едят копченую колбасу, нужно налить ему молока».

Упражнение 94.

    Прочитай текст. • Объясни каламбур Н. В. Гоголя. На игре каких слов он построен?

    Слышали ли вы такую шутку: „Шёл дождь и два студента. Один в пальто, другой в университет“? Эти фразы содержат каламбу́р. Каламбур — это игра слов, основанная на столкновении в одном контексте* различных значений слова. Ясно, что глагол „шёл" имеет различные значения, когда мы говорим: шёл дождь и шёл студент. Соединили их в одной фразе, и получилось смешно.

Чаще всего каламбуры используются как средство комического. Н. В. Гоголь пишет: Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории".

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога")

    В текст, который ты прочёл, включена цитата* из книги Н. В. Гоголя „Мёртвые души". Обрати внимание: на письме цитата оформляется так же, как предложение с прямой речью.

    Ответ:

    Исторический человек не обходится без истории.

Упражнение 95.

Запиши цитаты в виде предложений с прямой речью. • Прямую речь можно поставить и до, и после слов автора. В словах автора можно использовать глаголы: писал, говорил, утверждал, считал.

Образец записи: „Богатство языка есть богатство мыслей". (Н. М. Карамзин)

H. М. Карамзин писал: „Богатство языка есть богатство мыслей". (Или так: „Богатство языка есть богатство мыслей", — писал Н. М. Карамзин.)

1. „Неясность слова есть признак неясности мысли". (Л. Н. Толстой)

2. „Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен". (А. И. Куприн)

3. „Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". (К. Г. Паустовский)

Ответ:

    1. «Неясность слова есть признак неясности мысли». (Л. Н. Толстой)

Л. Н. Толстой писал: «Неясность слова есть признак неясности мысли».

«Неясность слова есть признак неясности мысли», — писал Л. Н. Толстой.

2. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн)

А. И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», — писал А. И. Куприн.

3. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский)

К. Г. Паустовский писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», — писал К. Г. Паустовский.

Упражнение 96.

Из любого произведения, которое ты уже прочитал в учебнике „Литературное чтение" („В океане света"), выпиши три цитаты и запиши их в виде предложений с прямой речью.

    Ответ:

    См. учебник «Литературное чтение» («В океане света»).

Упражнение 97.

Найди самостоятельно несколько цитат и запиши их в виде предложений с прямой речью.

    Прямая речь в одних предложениях может стоять до слов автора, в других — после слов автора.

    Ответ:

    А. Радищев писал: «Все слова в устах невинности непорочны».

«Береги честь смолоду», — писал А. Пушкин.

Упражнение 98.

    • Продолжи текст.

В одном из рассказов Виктора Драгунского мама говорит Дениске: „Тайное всегда становится явным“. Я эту мысль понимаю так...

Ответ:

    Как бы мы ни старались скрыть что-либо, рано или поздно это станет известно.

Упражнение 99.

Графический диктант. • Послушай предложения. Определи на слух, каким является каждое предложение: простым, простым с однородными членами, сложным или это предложение с прямой речью. • Составь схему каждого предложения.

1. На конверте Лиля написала большими буквами: „Передать Никите“. (А. Н. Толстой)

2. Женя взяла с тарелки яблоко, отошла в угол, постояла у окна, потом расстегнула футляр аккордеона. (А. Гайдар)

3. Мама даже не дослушала его. 4. Она сказала: „Всякой ерундой занимаешься! Лучше бы уроки учил!“

5. „Коля!“ — окликнули его. (В. Крапивин)

6. В леса-чудеса мы поедем с тобой, там бродит у озера лось голубой. (Г. Сапгир)

7. В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду была огромная оранжерея. (В. Гаршин)

• Проверь себя: схемы этих предложений даны в конце учебника на с. 159.

Ответ:

Упражнение 100.

    • Обучающее изложение.

В здоровом теле здоровый дух!

Попал солдат Прошка в денщики* к фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Обрадовался и думает: „Повезло! Не надо рано вставать! Благодать!“

Но в четыре часа утра будят Прошку, трясут за ногу. Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Принёс солдат, и фельдмаршал начал обливаться. Посмотрел на Прошку и говорит: „А ты что же? В здоровом теле здоровый дух“

После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: „Догоняй!“ Бегает за фельдмаршалом солдат, догнать не может, а Суворов смеётся.

Тяжело начинал Прошка свою службу. Потом привык, привязался к фельдмаршалу и до конца своих дней честью и верой служил Суворову.

(По С. Алексееву)

Ключевые слова темы:

    прямая речь слова автора

предложение с прямой речью

кавычки

двоеточие

тире

    Ответ:

    Изложение.

Упражнения для работы дома.

1. • Спиши, поменяв местами в каждом предложении слова автора и прямую речь.

1. „Это и есть человеческий детёныш?“ — спросила Мать Волчица. 2. Шер-Хан заревел: „Посмотрим, что скажет Стая насчёт приёмыша из людского2 племени!“ 3. Один из молодых2 волков повторил вопрос Шер—Хана: „Зачем Свободному Народу человеческий детёныш?“ 4. „Все джунгли боятся Багиры“, — сказал Маугли. 5. „Мы с вами одной крови, вы и я“, — произнёс Маугли.

(Р. Киплинг)

• Укажи, какими частями речи являются все слова пятого предложения.

Ответ:

    1. Мать Волчица спросила: «Это и есть человеческий детеныш?»

2. «Посмотрим, что скажет Стая насчет приемыша из людского племени!» — заревел Шер-Хан.

3. «Зачем свободному народу человеческий детеныш?» — повторил вопрос Шер-Хана один из молодых волков.

4. Маугли сказал: «Все джунгли боятся Багиры».

5. Маугли произнес: «Мы с вами одной крови, вы и я».

2. Спиши, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, раскрой скобки. Составь схему каждого предложения.

    С ящика в углу с_скакивала крышка оттуда вые_жал пар_во_ и на нём с_дели две куклы.4 Пожарный к_тил боч_у с_бака р_зиновая лаяла лошад_ без г_л_вы ржала... А после всех выл_зал из—под кр_вати башмак и пр_сил (Каши, каши, каши!)

(По А. Н. Толстому)

    Ответ:

    С ящика в углу соскакивала крышка, оттуда выезжал паровоз, и на нем сидели две куклы. Пожарный катил бочку, собака резиновая лаяла, лошадь без головы ржала... А после всех вылезет из-под кровати башмак и просил: «Каши, каши, каши!

3. Составь и запиши предложения по схемам:

    Ответ:

    Составь предложения.

4. Составь самостоятельно графический диктант. Для этого выпиши из учебника по литературному чтению или составь шесть предложений (среди них должны быть и простые с однородными членами, и сложные с союзами и, а, но, и с прямой речью). • Рядом с каждым предложением составь его схему. • На уроке вы с соседом по парте прочитаете друг другу свои предложения и на слух составите их схемы, а затем проверите работы друг у друга.

Ответ:

    Составь графический диктант.