ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава II. Слово. Части речи и члены предложения - Имя существительное
5. Что мы уже знаем об имени существительном

Упражнение 101.

    Прочитай отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка „Емеля-охотник". • Что ты узнал о героях рассказа из этого отрывка, что ещё можешь о них предположить? • Какие части речи преобладают в этом тексте? Какую роль в нём играют имена существительные?

В той избушке, которая стоит у самого леса, живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего не было у Емелиной избушки.

Ответ:

В этом тексте преобладают имена существительные.

Упражнение 102.

Выпиши из текста упражнения 101 в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. Укажи род и число каждого существительного. Какие это признаки имён существительных — постоянные или непостоянные?

Ответ:

    Одушевленные имена существительные: охотник (м. р., ед. ч.), внучок (м. р., ед. ч.).

Неодушевленные имена существительные: избушка (ж. р., ед. ч.), лес (м. р., ед. ч.), земля (ж. р., ед. ч.), свет (м. р., ед. ч.), окно (ср. р., ед. ч.), крыша (ж. р., ед. ч.), труба (ж. р., ед. ч.), кирпичи (м. р., мн. ч.), забор (м. р., ед. ч.), ворота (мн. ч.), сарай (м. р., ед. ч.).

Упражнение 103.

Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые.

Неустанно куковала в б_ру кукушка.

Цапля вым_хнула из сухих старых трос_ников.

Б_лотная овсянка раскачивалась на одной тонен_кой тр_стинке.

Землеройка2 пискнула в стар_ л_стве.

Ранн_ ива распуш_лась и к ней прил_тела пчела и шмель загудел и первая бабо_ка слож_ла крылышки2.

(По М. Пришвину)

• Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым сущ. • Определи, какими членами предложения являются имена существительные — главными или второстепенными. Какой вывод ты можешь сделать?

Ответ:

    Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих старых тростников.

Болотная овсянка раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

Упражнение 104.

Спиши предложения, расставь, где это нужно, запятые. • Найди и укажи в первом предложении имена существительные и местоимения. Как ты их различаешь?

Мы были в лесу на охоте втроём: сынишка я и Джим. Джим — это собачка наша.

На охоте3 мы были сухой осенью. Уже лист с деревьев3 падал а дожди большие ещё не начались. В это время охотиться всего трудней. Высохший лист3 гремит под ногами дичь3 тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник.

(По В. Бианки)

Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корень. Продолжи ряд однокоренных слов. Укажи, какие это части речи. Какой вывод ты можешь сделать? Выполни разбор имён существительных, обозначенных цифрой 3 (укажи вопрос, начальную форму, постоянные и непостоянные признаки и каким членом предложения является имя существительное — главным или второстепенным).

Образец записи: (Под) ногами — (под чем?), н. ф. нога, сущ., неодуш., ж. р., во мн. ч., второст. чл.

Ответ:

    Мы были в лесу на охоте втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша.

На охоте мы были сухой осенью. Уже лист с деревьев падал, а дожди большие еще не начались. В это время охотиться всего трудней. Высохший лист гремит под ногами, дичь тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник.

(На) охоте — (на чем?), н. ф. охота, сущ., неодуш., ж. р., в ед. ч., второст. член предложения.

(С) деревьев — (с чего?), н. ф. дерево, сущ., неодуш., ср. р., во мн. ч., второст. член предложения.

Лист — (что?), н. ф. лист, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., главный член предложения.

Дичь — (кто?), н. ф. дичь, сущ., одуш., ж. р., в ед. ч., главный член предложения.

Упражнение 105.

    Поработай над своей устной научной речью. Составь устный рассказ на тему „Имя существительное как часть речи" по плану.

    План

1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему эта часть речи так называется. Примеры.

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.

3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.

4. Почему одушевлённость — неодушевлённость и род — это постоянные признаки имени существительного.

5. Изменение имён существительных по числам. Примеры.

6. Какими членами предложения бывают имена существительные. Примеры.

Ответ:

    1. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Одушевленные имена существительные обозначают человека или животное, например, мальчик, собака. Неодушевленные имена существительные обозначают неодушевленный предмет, например, стол, куст.

3. Имена существительные мужского рода: дом, кот.

Имена существительные женского рода: ягода, птица.

Имена существительные среднего рода: ведро, окно.

4. Одушевленность — неодушевленность и род — это постоянные признаки имени существительного потому, что они не изменяются.

5. Единственное и множественное число: дерево — деревья, грач — грачи.

6. Имя существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения. Например: Неустанно куковала

Упражнение 106.

Прочитай строфу из главы седьмой романа в стихах „Евгений Онегин". Его автор — А. С. Пушкин. В этой главе героиню романа Татьяну Ларину впервые привозят в Москву из деревенской усадьбы. Описание Москвы даётся глазами Татьяны. • Обрати внимание, как поэт строит это описание. Как ему удаётся создать ощущение движения и многообразия впечатлений?

XXXVIII

... Вот уж по Тверской

Возо́к несётся чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы*, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на ворота́х

И стаи галок на крестах.

• Обрати внимание на второе предложение. Какое оно — простое или сложное? Распространённое или нераспространённое? Какой частью речи выражены однородные подлежащие? • Какую картину ты представил? Что помогло тебе её представить? • Спиши это предложение в строчку, подчеркни известные тебе орфограммы. Объясни графически постановку запятых.

Ответ:

    Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах.

Предложение простое, распространенное. Однородные подлежащие выражены именами существительными.

Упражнение 107.

Прочитай стихотворение И. А. Бунина. • Обрати внимание на выделенные имена существительные. Какую картину они рисуют? Какой образ создаёт поэт?

Из окна

Ветви кедра — вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом —

Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно—яркая трава,

На берёзах — серые серёжки

И ветвей плакучих кружева,

А на клёнах — дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль*,

А за ней — долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

• Спиши ту строфу, которая тебе больше всего понравилась. Разбери два любых существительных как часть речи.

Ответ:

    Выбери два существительных:

Ветви — (что?), н. ф. ветвь, сущ., неодуш., ж. р., во мн. ч., главный член предложения.

Кедра — (чего?), н. ф. кедр, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

Вышивки — (что?), н. ф. вышивка, сущ., неодуш., ж. р., во мн. ч., главный член предложения.

Плюшем — (чем?), н. ф. плюш, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

(За) плюшем — (чем?), н. ф. плюш, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

Кедра — (чего?), н. ф. кедр, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

(За) балконом — (чем?), н. ф. балкон, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

Сад — (что?), н. ф. сад, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., главный член предложения.

Дым — (что?), н. ф. дым, сущ., неодуш., м. р., в ед. ч., главный член предложения.

Упражнение 108.

    • Сочинение—миниатюра „Вид из окна". Представь себе, что ты едешь в машине, или в автобусе, или в вагоне поезда и сидишь у окна. За окном — или городские улицы, или сельские, или картины природы. • Нарисуй картину с помощью двух-трёх предложений с однородными подлежащими — именами существительными. В качестве сказуемых можно использовать глаголы мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др. • Подумай, какое настроение ты хочешь передать.

    Ответ:

    Мелькают витрины магазинов и кафе; мчатся автобусы, проносятся мотоциклы; в небе летят птицы; сменяют друг друга рекламные щиты; автомобили обгоняют друг дружку.

Упражнение 109.

Прочитай текст. • Какова его главная мысль? Она заключена „между строк" или прямо сформулирована в тексте?

Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт3 Шарль Бодле́р пришёл к другому поэту Теофи́лю Готье́. Готье спросил его: „Читаете ли вы словари3?“ Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И всё-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя3 не может быть подлинной филологической* культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Создание словарей — задача особой отрасли науки о языке — лексикогра́фии.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

• Найди и прочитай предложения, которые соответствуют таким схемам: А: „П?"    [=] ?!

• Перечитай 2-й абзац. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений. О чём говорят эти знаки? • Перечисли, какие ты знаешь словари. Какую информацию о слове можно получить в каждом из этих словарей?

Ответ:

    Поэт — (кто?), н. ф. поэт, сущ., одуш., м. р., в ед. ч., главный член предложения.

Словари — (что?), н. ф. словарь, сущ., неодуш., м. р., во мн. ч., второст. член предложения.

(У) писателя — (у кого?), н. ф. писатель, сущ., одуш., м. р., в ед. ч., второст. член предложения.

Упражнение 110.

• В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове гроза. Что означают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? • Прочитай предложения. В каком значении в них употреблено слово гроза? Как ты это определил?

1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе3 голубом! (Ф. Тютчев)

2) — Кто идёт?

— Том Сойер, Чёрный Мститель Испанских морей. Назовите ваши3 имена!

— Гек Финн, Кровавая Рука, и Джо Гарпер, Гроза Океанов. (М. Твен)

3) Но гроза была сухая, без дождя; только ветер поднялся холодный, порывистый; деревья качались тревожно и скрипели. (С. Голицын)

• Составь и запиши два предложения, где бы слово гроза употреблялось в прямом и в переносном значении.

Ответ:

    (В) небе — (в чем?), н. ф. небо, сущ., неодуш., ср. р., в ед. ч., второст. член предложения.

Упражнение 111.

• Найди в толковом словаре имена существительные, у которых не одно, а несколько значений. Составь и запиши предложения с этими существительными в разных значениях.

Какой вывод ты можешь сделать после выполнения упражнений 110 и 111?

Ответ:

    Слова:

Ключ — от замка, ключ — родник.

Ласка — животное и ласка — проявление нежности.

Такса — собака и такса — тариф.

Предложения с этими словами:

Я открыл ключом дверь.

На краю деревни бил ключ.

Мама проявляла заботу и ласку.

К нам незаметно подкралась ласка.

Наш сосед завел таксу.

Он рассчитался с кассиром по таксе.

Упражнение 112.

• Прочитай словарные статьи из словаря синонимов и из толкового словаря. Чем они отличаются? В каком случае ты обращаешься к толковому словарю, а в каком — к словарю синонимов?

ЖИЛИ́ЩЕ, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст. и высок.); кровля (уст.) / неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.) / тёмное, тесное: нора (разг.)

ЖИЛИ́ЩЕ, -а, ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ.

Ответ:

    К толковому словарю ты обращаешься, если тебе надо узнать значение какого-либо слова.

К словарю синонимов ты обращаешься, если хочешь узнать, какие еще слова имеют то же значение.

Упражнение 113.

Прочитай отрывок из повести Льва Кассиля „Кондуит и Швамбрания". • С помощью каких слов автор передаёт гнев отца? В чём особенность этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?

Всё началось с того, что пропала королева. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске.

На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа.

Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал.

• Выпиши существительные-синонимы.

Ответ:

    Существительные-синонимы:

Гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун.

Упражнение 114.

• Прочитай словарные статьи из словаря антонимов. Чем отличаются они по построению от словарных статей в толковом словаре и словаре синонимов? Как ты думаешь почему? В каком случае ты обратишься к словарю антонимов?

ДРУГ — ВРАГ

Преданный друг — злейший враг. О Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги. (В. Каверин „Два капитана“) Весть о смерти все мосты сломала. Ясен день, а не видать ни зги... Почему ж друзья живут так мало. И так долго здравствуют враги? (С. Смирнов „Почему?“)

ЖАРА — ХОЛОД

Нестерпимая жара — нестерпимый холод. Томиться от жары — дрожать от холода. Редко бывает, чтобы погода людям впору пришлась. То холода клянут, то жару, то засуху, то мокреть. (Э. Шим „Вода на камешках“) Морж спросил у кенгуру: — Как выносишь ты жару? — Я от холода дрожу! — Кенгуру сказал моржу. (Б. Заходер „Морж“)

Ответ:

    Ты обратишься к словарю антонимов, если захочешь узнать слово с противоположным значением по отношению к какому-либо слову.

Упражнение 115.

    Поработай над своей письменной научной речью. • Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему „Роль имён существительных в речи". Напиши этот текст, используя план. Обязательно приводи примеры. Можно использовать тексты упражнений учебника.

    План

1. Что называют имена существительные.

2. Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.

3. Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.

4. Использование в речи имён существительных в прямом и переносном значении.

5. Имена существительные — синонимы и антонимы.

    Ответ:

    1. Имена существительные называют предметы.

2. Они выступают в роли и главных, и второстепенных членов предложения.

3. Однородные члены — это одинаковые части речи, относящие к одному слову и отвечающие на один и тот же вопрос, соединённые сочинительной связью, то есть союзами, они показывают последовательность действий, предметов, используются в речи для точности описания.

4. Имена существительные могут использоваться в прямом и переносном значении. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

5. Имена существительные могут быть синонимами и антонимами. Синонимы — слова, совпадающие или близкие по значению. Антонимы — это слова, противоположные по значению.