ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава II. Слово. Части речи и члены предложения - Имя существительное
6. Изменение имён существительных по падежам

Упражнение 116.

Прочитай отрывок из повести И. Василенко „Артёмка в цирке". Обрати внимание на выделенные имена существительные.

Вот и площадь с цирком посредине.

Едва стало темнеть, как Артёмка ходил уже вокруг цирка и заглядывал во все щели. Было рано, в цирк не пускали... Но когда стемнело, со всех сторон к цирку повалил народ.

Артёмку цирк привёл в восторг. За всю жизнь он не видел столько богатых, ярких нарядов, блеска и ловкости, как за один этот вечер.

Вскоре Артёмка стал в цирке своим человеком.

• Как ты думаешь, это одно и то же слово или разные слова? Почему?

• Проверь, правильно ли ты определил: выпиши выделенные слова с предлогами, обозначь основу и окончание.

• На какой вопрос отвечает каждое слово?

• Так что же меняется в слове цирк — основа или окончание?

• Какие вопросы возникают?

    Сравни свои формулировки с авторскими (см. с. 156).

• Предложите и обсудите с одноклассниками свои версии.

    Ответ:

    Это одно и то же слово.

Упражнение 117.

Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Как ты это определил?

Цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер), к цирку, с цирком.

• Обозначь во всех словах окончание и основу. Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика? Сделай вывод.

Ответ:

    Однокоренные слова: цирк, циркач, цирковой (номер).

Формы одного и того же слова: цирк, у цирка, к цирку, с цирком.

Упражнение 118.

Прочитай текст. • Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения учёного—языковеда? • Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя ПРЕДЛОЖЕНИЯ, оно имеет возможность менять свои ОКОНЧАНИЯ. В разных случаях, отвечая на РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, существительное применяет РАЗНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

(По Л. Успенскому)

    Ответ:

    Автор выделил главные слова в тексте.

Упражнение 119.

Прочитай отрывок из басни И. А. Крылова „Слон и Моська". • Допиши окончания к слову Слон в разных формах.

По улицам Слон_ водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слон_ в диковинку у нас,

Так за Слон_ толпы зевак ходили.

Отколе* ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слон_, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

„Соседка, перестань срамиться, —

Ей Шавка говорит:

— Тебе ль с Слон_ возиться? “

Трудно ли тебе было выполнять это задание? Как ты думаешь почему? • Выпиши словосочетания по образцу:

Имена существительные изменяются по падежам.

В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы.


ПАДЕЖИ


Название падежа

Вспомогательные слова

Падежный вопрос

Именительный

существует

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чём?

    1. Изменение имён существительных по падежам — это словообразование или словоизменение? Объясни.

    2. Как ты думаешь, почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один?

    Ответ:

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слон в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —

Ей Шавка говорит:

— Тебе ль с Слоном возиться?»

Упражнение 120.

С помощью таблицы „Падежи" (с. 110) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

    Ответ:

    Им. п. (кто?) кот, коты, (что?) сосна, сосны.

    Р. п. (кого?) кота, котов, (чего?) сосны, сосен.

    Д. п. (кому?) коту, котам, (чему?) сосне, соснам.

    В. п. (кого?) кота, котов, (что?) сосну, сосны.

    Тв. п. (кем?) котом, котами, (чем?) сосной, соснами.

    Пр. п. (о ком?) о коте, о котах, (о чем?) о сосне, о соснах.

Упражнение 121.

Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

    Ответ:

    Стол:

    Р. п. — стола, д. п. — столу, тв. п. — столом.

    Трава:

    Р. п. — травы, д. п. — траве, пр. п. — о траве.

    Окно:

    Р. п. — окна, тв. п. — окном, пр. п. — об окне.

Упражнение 122.

    Поставь данные имена существительные в нужный падеж и запиши все возможные словосочетания

    с вопросами. • Сколько словосочетаний у тебя получилось? У нас — 11.

• Выдели окончания существительных, укажи падеж.

    Как определить падеж существительного.

    1. Нахожу слово, от которого ставится вопрос к существительному (это главное слово в словосочетании):

    Главное слово — глагол поехать.

    2. Ставлю двойной вопрос от главного слова к существительному:

    3. По вопросу определяю падеж: кому? чему? — вопросы дательного падежа.

    4. Указываю падеж:

    Ответ:

    Поехать (к кому?) к братьям (д. п.), поехать (с кем?) с братьями (тв. п.), поехать (на чем?) на поезде (пр. п.), поехать (к кому?) к сестре (д. п.), поехать (с кем?) с сестрой (тв. п.), увидеться (с кем?) с братьями (тв. п.), увидеться (с кем?) с сестрой (тв. п.), подойти (к кому?) к братьям (д. п.), подойти (к кому?) к сестре (д. п.), позаботился (о ком?) о братьях (пр. п.), позаботился (о ком?) о сестре (пр. п.).

Упражнение 123.

Прочитай текст. Определи с помощью вопросов, в каких падежах употреблено в нём существительное палатка. Используй вспомогательные слова. • Выпиши словосочетания с существительным палатка, укажи вопрос и падеж. Ещё раз обрати внимание: подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, так как здесь оба слова — главные.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места.

Там я разбиваю палатку. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом её надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь „летучая мышь“ висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке...

(К. Паустовский)

    Ответ:

    Разбиваю (что?) палатку (в. п.), под пол (чего?) палатки (р. п.), надо натягивать (что?) палатку (в. п.), по бокам (чего?) палатки (р. п.), читаю (в чем?) в палатке (пр. п.).

Упражнение 124.

    Прочитай текст. • Кто же такие Ханг и Чанг? • Спиши текст, вставь пропущенные буквы. С помощью вопросов и вспомогательных слов определи падеж выделенных имён существительных.

Дядя никогда сам не делал з_м_ч_ния Хангу: он поруч_л это Чангу. Когда Чанг з_м_ч_л, что Ханг ст_щил со стола конфетку, он тут же отнимал её у Ханга и возвр_щ_л дяде. Чанг прог_нял Ханга с дивана. И сп_сал от него несчас_ных кошек. Чанг всегда сам н_казывал Ханга: ставил его в угол или тр_пал за уши.

(Ю. Коринец)

• Чего больше в этом тексте — имён существительных или местоимений. Почему?

Ответ:

    Дядя никогда сам не делал замечания Хангу: он поручил это Чангу. Когда Чанг замечал, что Ханг стащил со стола конфетку, он тут же отнимал ее у Ханга и возвращал дяде. Чанг прогонял Ханга с дивана. И спасал от него несчастных кошек. Чанг всегда сам наказывал Ханга: ставил его в угол или трепал за уши.

Упражнение 125.

Прочитай текст. Подчеркни имена существительные, которые встречаются в этом тексте в разных падежах. • Спиши, подчеркни известные тебе орфограммы, укажи падеж подчёркнутых тобой существительных.

У рябчика в снегу есть два спасения: первое — что под снегом тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идёшь иногда в лесу на лыжах, смотришь — показалась головка и спряталась. Это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

(М. Пришвин)

    Ответ:

Упражнение 126.

Прочитай текст. Найди и подчеркни имена существительные во множественном числе. Выдели в них окончание и основу. Какое существительное во множественном числе стоит в разных падежах? В каких? Выпиши эти существительные, укажи падеж.

Леса в Мещоре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.

(К. Паустовский)

    Ответ:

    Леса (им. п.), по лесам (д. п.), по дорогам (д. п.), в лесах (пр. п.), километры (им. п.).

Упражнение 127.

Запиши существительное звезда во всех падежных формах в единственном и во множественном числе, можно с предлогами. Напиши вопросы, выдели окончания. • Придумай и запиши небольшой текст (4 — 5 предложений), используй в нём слова звезда и звёзды в разных падежах. • Озаглавь текст. • Укажи, в форме каких падежей ты употребил это существительное.

Ответ:

    Им. п. (что?) звезда, звезды.

    Р. п. (чего?) звезды, звезд.

    Д. п. (чему?) звезде, звездам.

    В. п. (что?) звезду, звезды.

    Тв. п. (чем?) звездой, звездами.

    Пр. п. (о чем?) о звезде, о звездах.

Упражнение 128.

Прочитай. • Что нового для себя ты узнал из этого текста?

Поэт Семён Кирсанов писал: „Повстреча́тельный есть падеж, узнава́тельный есть падеж, ожидательный и томительный, расставательный и мучительный, и ревнительный есть падеж!“

Шутка поэта не так далека от действительности. Каких только падежей нет в языках! Есть сопроводи́тельный падеж, заступи́тельный падеж, тожде́ственный падеж, лиши́тельный падеж, преврати́тельный падеж, целево́й падеж, среди́нный падеж, пове́рхностный падеж, боковой-поверхностный падеж, верхнеприблизи́тельный падеж, нижнепростра́нственный падеж. И множество других падежей есть в языках мира.

В английском языке — два падежа (языков с одним падежом быть не может), в венгерском — двадцать два падежа.

(По „Энциклопедическому словарю юного филолога“)

• Объясни, почему не может быть языков с одним падежом. • Вопросы для тех, кто изучает английский язык: какие два падежа есть в этом языке? Как связываются между собой слова в английском языке? Сколько падежей в немецком языке?

Ответ:

    Языков с одним падежом не может быть потому, что без падежей речь станет непонятна.

Упражнение 129.

• Выучи наизусть таблицу „Падежи" на с. 110.

Ответ:

Выучить наизусть таблицу.

Именительный и винительный падежи.

Упражнение 130.

Прочитай текст. • Почему именительный падеж получил такое название? Почему именно этот падеж считается основной формой имени существительного?

Почему же именительный падеж так называется? История его восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки — onomastike ptosis [онома́стика пто́зис]. Римские учёные перевели эти слова на латынь: casus nominativus [казус НОМИНАТИВУС]. И греческое onoma [о́нома], и римское nomin [номен] одинаково значили „ИМЯ“.

Интересно, что в грамматиках „новых европейских языков“ сохранилось название номинати́в для падежа, который считается основной формой существительного (в английском, немецком, французском языках). Мы перевели это слово на русский как ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (тот, который именует, называет).

Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно ОН является одним из ДВУХ ГЛАВНЫХ членов.

(По Л. Успенскому)

• Перечитай приведённый в упр. 106 отрывок из романа А. С. Пушкина „Евгений Онегин". Сколько имён существительных в нём стоят в именительном падеже?

Ответ:

    Именительный падеж получил такое название потому, что в его первом названии присутствовали слова, переводящиеся как «имя».

Упражнение 131.

Прочитай текст. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое. • Спиши только те предложения, где подлежащее выражено именем существительным. Укажи падеж существительных.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная чёрная рыба с острым спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука.

(По К. Паустовскому)

• Составь схемы предложений, которые ты записал. Сколько получилось простых предложений, а сколько сложных? Проверь себя (ответ см. на с. 159 в конце учебника).

Упражнение 132.

Ребята составили предложение со словом рассказ: Рассказ мы напечатаем в журнале „Огонёк“

— Слово „рассказ“ стоит в форме именительного падежа, — сказал Игорь. — Оно является подлежащим и отвечает на вопрос что?

— А я думаю, это слово стоит в форме винительного падежа, — возразила Оля. — Потому что существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого? что? Напечатали что? рассказ.

• Кто из ребят прав? В каком падеже стоит слово „рассказ"?

• Что общего у существительных остров, город, рассказ? Выдели основу и окончание в этих словах.

• Какой вопрос возникает?

    Сравни свой вопрос с авторским (с. 156).

Упражнение 133.

Спиши предложения. Подчеркни главные члены. Укажи падеж выделенных существительных.

1. В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели открыли необитаемый остров.

2. Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени садов.

3. Ребята прочитали рассказ К. Паустовского „Кот-ворюга“. Этот рассказ рассмешил всех.

• Какими членами предложения являются выделенные существительные? • Какой вывод ты можешь сделать? Как же различить, когда неодушевлённое существительное мужского рода единственного числа с нулевым окончанием стоит в И. п., а когда в В. п.?

Ответы:

Упражнение 134.

Прочитай отрывки из „Сказки о царе Салтане" А. С. Пушкина. Определи падеж выделенных существительных. • Легко ли ты справился с этим заданием?

1) Корабельщики в ответ:

„Мы объехали весь свет;

За морем житьё не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами...“

Царь Салтан дивится чуду.

„Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу“.

2) Князь пошёл, забывши горе,

Сел на башню и на море

Стал глядеть он. Море вдруг

Всколыхалося вокруг...

3) Ветер на́ море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

• Как различить формы именительного и винительного падежа у существительных мужского рода единственного числа с нулевым окончанием?

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже — второстепенным членом предложения.

В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном — и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

    • Устно задай вопросы к каждой части текста правила. • Передай основное содержание каждой части с помощью схем.

    Ответ:

1) Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров (им. п.) на море лежит,

Град на острове (пр. п.) стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами...»

Царь Салтан дивится чуду.

«Если только жив я буду,

Чудный остров (в. п.) навещу,

У Гвидона погощу».

2) Князь пошел, забывши горе,

Сел на башню и на море (в. п.)

Стал глядеть он. Море (им. п.) вдруг

Всколыхалося вокруг...

3) Ветер (им. п.) на море гуляет

И кораблик (в. п.) подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Упражнение 135.

Спиши второй отрывок из упр. 134. Определи падеж всех имён существительных. Объясни, почему не стоит запятая перед союзом и.

    Ответ:

    Князь (им. п.) пошел, забывши горе (в. п.),

    Сел на башню (в. п.) и на море (в. п.)

    Стал глядеть он. Море (им. п.) вдруг

    Всколыхалося вокруг...

Упражнение 136.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Определи падеж выделенных существительных.

Н_хмурилась ёлка, и стало т_мно.

Трещ_т ог_н_ки, д_горая.

И смотрит из снежного леса в окно

Скво_ь изморо_ь ёлка другая.

Л_сная д_карка стучится в ст_кло,

Нарядной подруге кивая.

Пусть дов_рху снегом её зан_сло, —

Она и под снегом ж_вая!

      (С. Маршак)

    Ответ:

    Нахмурилась елка (им. п.), и стало темно.

    Трещат огоньки, догорая.

    И смотрит из снежного леса (р. п.) в окно (в. п.)

    Сквозь изморозь (в. п.) елка (им. п.) другая.

    Лесная дикарка (им. п.) стучится в стекло (в. п.),

    Нарядной подруге кивая.

    Пусть доверху снегом ее занесло, —

    Она и под снегом (тв. п.) живая!

Родительный падеж.

Упражнение 137.

Прочитай текст. • Как автор объясняет название падежа?

Родительный падеж можно было бы назвать ещё „родительским“ падежом. В латинском языке он звался Genetivus casus [ГЕНИТИВУС казус], что, вообще-то говоря, можно истолковать как „падеж родства“: сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина.

Это можно распространить и шире, если „родство“ понимать не в узком, прямом смысле. Говоря „ветка пальмы“, мы представляем себе ветку, которая „рождена“ пальмой.

Таким было ИСХОДНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ значение этого падежа. Затем он приобрёл и разные другие оттенки значения, например, понятие о части, отделённой от целого:

Вороне где-то бог послал кусочек (чего?) СЫРУ.

„Круг сыра“ как бы породил, произвёл свой отдельный кусочек. Можно и здесь, хоть и с натяжкой, вывести теперешний смысл из первоначального.

Но некоторые значения родительного падежа очень далеко ушли от основного, например: ВОЛКОВ (кого?) бояться — в лес не ходить.

(По Л. Успенскому)

• О чём этот текст? (Какова его тема?) • Сколько микротем в этом тексте? Как ты определил? Назови их. • Какое предложение в каждом абзаце является главным, ключевым?

Ответ:

    Название родительного падежа происходит из его исходного значения.

Упражнение 138.

Прочитай текст. Выпиши выделенные существительные вместе со словами, к которым они относятся. Определи падеж и выдели окончания существительных.

Беззвучно проскользнул Сергей в деревянную калитку, ведущую в парк. Там, под густыми деревьями, было совсем темно. Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое, холодное дыхание. Отчётливо застучала под ногами деревянная настилка моста. Вода под ним была чёрная и страшная. Вот наконец и высокие чугунные ворота, узорчатые, точно кружево, и обвитые ползучими стеблями глициний. Лунный свет прорезался сквозь чащу деревьев, скользил по резьбе ворот слабыми фосфори́ческими пятнами. По ту сторону был мрак и чутко-пугливая тишина.

(По А. Куприну „Белый пудель“)

    Ответ:

    Проскользнул в калитку (в. п.), шум ручья (р. п.), застучала под ногами (тв. п.), настилка моста (р. п.), прорезался сквозь чащу (в. п.), сквозь чащу деревьев (р. п.), по резьбе ворот (р. п.).

Упражнение 139.

    Запиши словосочетания

    Используй предлоги, данные в таблице. С тремя словосочетаниями составь предложения.

Игорь и Оля получили задание определить падеж существительного „коня" в предложении

Наезднику подарили коня.

Игорь считает, что слово „коня" стоит в Р. п., так как отвечает на вопрос кого? чего? и имеет окончание —я. Оля думает, что это слово стоит в В. п., так как отвечает на вопрос кого? что? и тоже имеет окончание -я.

• Кто из них прав?

• Какой возникает вопрос?

    Сравни с авторской формулировкой (с. 157).

    Ответ:

    Составь словосочетания.

Упражнение 140.

    Работа в паре (группе). Сравните имена существительные: что у них общего и чем они отличаются?

    Стол, торт, свисток, брат, друг, слон.

• Поставьте эти существительные в форму Р. п., а затем в форму В. п. Запишите в два столбика так:

    Р. п. (нет) кого? чего? В. п. (вижу) кого? что?

• Сравните окончания существительных в 1-ми во 2-м столбике. Какую особенность вы заметили? Есть ли такая же особенность у существительных женского рода? Проверьте. Используйте слова волна и сестра.

Ответ:

    Р. п. (нет) кого? чего?

    Стола, торта, свистка, брата, друга, слона.

    В. п. (вижу) кого? что?

    Стол, торт, свисток, брата, друга, слона.

Упражнение 141.

    Сравните падежные вопросы родительного и винительного падежа. Что вы заметили? Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных?

Для разграничения В. п. и Р. п. одушевлённых существительных м. р. нужно подставить вместо существительного м. р. существительное ж. р. и определить окончание: если окончание -у — это В. п., если -ы, -и — это Р. п.

Образец: встретил друга (одуш., м. р.), подставляем встретил сестру, окончание -у. Значит, и сущ. друга стоит в В. п.

    Ответ:

    У одушевленных существительных мужского рода одинаковые окончания в родительном и винительном падеже.

Упражнение 142.

Прочитай. Определи, в каком падеже стоят имена существительные.

Встретился с другом, сижу без дела, сел за парту, вышел из дома, письмо от деда, книга для учителя, прочитал про животных, уехал в поле, остановится у друзей, спрятался под диван, подарок отца.

Ответ:

    Встретился с другом (тв. п.), сижу без дела (р. п.), сел за парту (в. п.), вышел из дома (р. п.), письмо от деда (р. п.), книга для учителя (р. п.), прочитал про животных (р. п.), уехал в поле (в. п.), остановится у друзей (р. п.), спрятался под диван (в. п.), подарок отца (р. п.).

Упражнение 143.

Определи падеж имён существительных.

Поймал карася, увидел волка, сделал для дедушки, испугался ужа, заступился за малыша, рассказ друга, советы тренера.

Ответ:

    Поймал карася (р. п.), увидел волка (р. п.), сделал для дедушки (р. п.), испугался ужа (р. п.), заступился за малыша (р. п.), рассказ друга (р. п.), советы тренера (р. п.).

Дательный падеж.

Упражнение 144.

Прочитай текст. • Каким было первоначальное значение дательного падежа?

Первоначальное значение дательного падежа должно было обозначать то лицо или предмет, ДЛЯ КОТОРОГО, РАДИ КОТОРОГО делается что-нибудь:

Подарок (кому?) дочери.

Помогать (кому?) раненым.

Дань (чему?) Родине.

В этих выражениях можно почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что-либо как бы ДАЁТСЯ: дочери даётся подарок, раненым даётся помощь, Родине отдаётся дань любви и восхищения. Это значение, очевидно, и придало — ещё в мире древних народов — название падежу...

(По Л. Успенскому)

• В своей книге „По дорогам и тропам языка" Лев Успенский назвал главу о дательном падеже "Щедрый падеж". Как ты думаешь почему? (Уточни значение слова щедрый* в толковом словаре.)

Ответ:

    Первоначальное значение дательного падежа — то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь.

Упражнение 145.

Раскрой скобки, поставь имена существительные в дательном падеже. • Составь и запиши пять предложений с однородными членами, нарисуй схемы этих предложений. • Выдели окончания существительных.

    Шли по ... (тропа, поле, мост).

    Путешествовали по ... (страны, города).

    Летят к ... (скворечники, гнёзда).

    Скользит по ... (стена, стекло, пол).

    Тянулись к ... (солнце, свет, тепло).

    Ответ:

Шли по тропе, по полю и по мосту.

Путешествовали по странам и городам.

Летят к скворечникам и гнездам.

Скользит по стене, по стеклу и по полу.

Тянулись к солнцу, свету и теплу.

Упражнение 146.

Сравни содержание третьей колонки в таблицах на с. 121, 124, 127. Какую особенность употребления предлогов с этими падежами ты заметил?

Ответ:

Каждый падеж употребляется с определенными предлогами.

Упражнение 147.

Спиши отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского „Независимый Горбушка", расставь запятые там, где это нужно. Укажи падеж выделенных существительных.

    ...Весь класс опять захлопал а писатель улыбнулся ребятам и стал ещё симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. Он здорово читал великолепно, лучше любого артиста.

Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он всё читал и ребята даже визжали от удовольствия. Я мог бы так сидеть и слушать до самого вечера.

Ответ:

    Весь класс (им. п.) опять захлопал, а писатель (им. п.) улыбнулся ребятам (д. п.) и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи (в. п.) и рассказы (в. п.). Он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста (р. п.).

Вот он сидит, улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей (р. п.). И он все читал, и ребята (им. п.) даже визжали от удовольствия. Я мог бы так сидеть и слушать до самого вечера (р. п.).

Творительный падеж.

Упражнение 148.

Прочитай текст. • Его автор, Лев Успенский, назвал творительный падеж так: „падеж-работяга“*. Как ты думаешь почему?

Самым своеобразным* значением творительного падежа в русской грамматике было такое: ЗНАЧЕНИЕ ОРУДИЯ, КОТОРЫМ ЧТО-НИБУДЬ ДЕЛАЮТ.

Возьмите „Сказку о рыбаке и рыбке“ Пушкина. Читайте с первых строк и отмечайте места, где творительный падеж обозначает какое-нибудь „орудие действия":

Старик ловил (чем?) НЕВОДОМ рыбу.

Рыбка (чем?) ГОЛОСОМ молвит человечьим.

А в дверях-то стража набежала,

(чем?) ТОПОРАМИ чуть не изрубила.

У нас в старину иногда учёные упоминали „орудивный“ падеж. От слова орудие. Но кроме этого смысла, наш творительный падеж выражает очень много разных других значений.

Ответ:

    Автор назвал творительный падеж „падеж-работяга“ из-за того, что значением творительного падежа было „значение орудия, которым что-нибудь делают“.

Упражнение 149.

Прочитай. Найди имена существительные в творительном падеже и понаблюдай, с какими предлогами они употребляются.

1. С друзьями в гриднице* высокой Владимир-Солнце пировал. 2. Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом. 3. Там царь Кащей над златом чахнет... 4. Руслан... ложится пред умирающим огнём. 5. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился... (А. С. Пушкин)

    • Выпиши словосочетания

    Ответ:

    Пировал с друзьями, растет перед дворцом, чахнет над златом, ложится пред огнем, простился с царицею.

Упражнение 150.

    • Составь и запиши словосочетания

и два предложения с однородными членами.

    присмотреть за ...      сёстры

    остановился перед ...      река

    повстречался с ...      ручей

    зашла за ...      вода

    пролетели над ...      тропа

    прополз под ...      мост

    голова

    гнездо

    молоко

    конь

    Ответ:

    Присмотреть за сестрами, присмотреть за молоком, присмотреть за конем, остановиться перед рекой, остановиться перед ручьем, остановиться перед тропой, остановиться перед мостом, остановиться перед конем, повстречался с сестрами, зашла за мост, пролетели над рекой, пролетели за ручьем, пролетели над водой, пролетели над тропой, пролетели над мостом, пролетели над головой, пролетели над гнездом, прополз под мостом, прополз под гнездом.

Упражнение 151.

    Прочитай. Что общего у выражений каждой группы и чем они отличаются? Какой вывод ты можешь сделать?

    1) ехал по лесу

    ехал лесом

    2) шёл по полю

    шёл полем

    3) приехали поездом

    приехали на поезде

    4) шагаю по узкой тропинке

    шагаю узкой тропинкой

• Составь и запиши четыре сложных предложения с любыми из этих выражений. Укажи падеж имён существительных.

Ответ:

    1) Ехал по лесу — д. п.

    Ехал лесом — тв. п.

    2) Шел по полю — д. п.

    Шел полем — тв. п.

    3) Приехали поездом — тв. п.

    Приехали на поезде — д. п.

    4) Шагаю по узкой тропинке — д. п.

    Шагаю узкой тропинкой — тв. п.

Предложный падеж.

Упражнение 152.

    • В книге „По дорогам и тропам языка" учёный—языковед Лев Успенский назвал предложный падеж „самым предло́жным, наипредло́жнейшим" и нашей шестёрки падежей. Попробуй догадаться почему. Тогда ты сможешь самостоятельно объяснить, почему предложный падеж так называется. Ответить тебе помогут вопросы предложного падежа.

    Ответ:

    Предложный падеж не употребляется без предлогов.

Упражнение 153.

Продолжи предложения с однородными членами.

Я люблю книги о детях, ...

Телепередача называлась „Мы и школа“ и рассказывала об учебниках, ...

    Летом я люблю гулять и на лугу, и в ...

    Ответ:

    Продолжи предложения.

Упражнение 154.

Поставь данные существительные в П. п. с разными предлогами и составь с ними предложения — простые и сложные.

Письмо, дождь, весна, молоко, роса, падеж.

Ответ:

В письме, о дожде, о весне, в молоке, в росе, в падеже.

Упражнение 155.

• Заполни таблицу: поставь в каждой графе знак „+" или „—".

Падеж

Употребляется с предлогами

Употребляется без предлогов

И. п.



Р. п.



Д. п.



В. п.



Т. п.



П. п.



Какой вывод ты можешь сделать об особенностях употребления имён существительных в именительном падеже, в предложном падеже, в остальных падежах?

Ответ:

Падеж

У потребляется с предлогами

Употребляется без предлогов

Им. п.

+

Р. п.

+

+

Д. п.

+

+

В. п.

+

+

Тв. п.

+

+

Пр. п.

+

Упражнение 156.

Прочитай текст. • Какой ошибки можно избежать, зная историю русских падежей?

В каком падеже стоят имена существительные в лесу, в саду, на полу, на виду? А существительные о лесе, о саде, о поле, о виде? Правильно, в предложном. Но почему нельзя спросить (о чём?) в лесу, а надо (в чём? где?) в лесу?

Дело в том, что родоначальником нынешнего предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. Он существовал в старославянском и древнерусском языке, указывал на место действия и отвечал на вопросы: на ком? чём? при ком? чём? в ком? чём?

Современный предложный падеж употребляется с предлогами о, при, на, в. А от старого местного падежа у него сохранились вопросы.

• О чём нужно помнить, определяя падеж имён существительных?

Ответ:

Можно избежать написания неправильных окончаний.

Упражнение 157.

    Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь устный рассказ на тему „Что я знаю об изменении имён существительных по падежам". • Составь самостоятельно план рассказа.

    Ключевые слова темы:

    имя существительное

    падежи

    падежные вопросы

    вспомогательные слова

    различение форм И. п. и В. п.

    различение форм Р. п. и В. п.

    Ответ:

    Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Упражнения для работы дома.

1. С помощью таблицы „Падежи" на с. 110 запиши существительные конь, сом, земля и луна во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

Ответ:

    Им. п. Конь, кони; сом, сомы; земля, земли; луна, луны.

    Р. п. Коня, коней; сома, сомов; земля, земель; луны, лун.

    Д. п. Коню, коням; сому, сомам; земле, землям; луне, лунам.

В. п. Коня, коней; сома, сомов; землю, земли; луну, луны.

Тв. п. Конем, конями; сомом, сомами; землей, землями; луной, лунами.

Пр. п. О коне, о конях; о соме, о сомах; о земле, о землях; о луне, о лунах.

2. Запиши данные существительные в указанных падежах с предлогами, выдели окончания.

    • Составь и запиши три словосочетания

    с данными словами в разных падежах.

    Ответ:

    Вода:

Д. п. — воде, тв. п. — водой, пр. п. — о воде.

Огонь:

Р. п. — огня, д. п. — огню, тв. п. — огнем.

    Письмо:

Р. п. — письма, тв. п. — письмом, пр. п. — о письме.

3. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, подчеркни известные тебе орфограммы. Поставь запятые там, где это необходимо. • Укажи падеж выделенных имён существительных (пользуйся алгоритмом на с. 111)

Однажды я рано встал и отправился на рыбалку. Луг был не з_л_той, а з_лёный. Я пош_л и отыскал одуван_ик. Он сжал св_и лепестки, как пальцы. Утром взошло со_нце одуван_ики раскрыли св_и ладони.

(По М. Пришвину)

• Составь схему последнего предложения.

Ответ:

    Однажды я рано встал и отправился на рыбалку. Луг был не золотой, а зеленый. Я пошел и отыскал одуванчик (в. п.). Он сжал свои лепестки (в. п.), как пальцы. Утром взошло солнце (им. п.), одуванчики (им. п.) раскрыли свои ладони (в. п.).

Утром взошло солнце, одуванчики раскрыли свои ладони.

4. Спиши предложения. Подчеркни главные члены в каждом предложении. • Определи падеж выделенных существительных.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя.

Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось.

(По К. Паустовскому)

• Выпиши из третьего предложения все словосочетания.

Ответ:

Глаза Степана, побелели от злости.

5. • Составь с каждым из данных существительных по два предложения. В первом существительное должно стоять в И. п., во втором — в В. п. без предлога. • В каждом предложении подчеркни главные члены и проверь, правильно ли ты определил падеж.

Подсолнух, огород, фонарь.

Ответ:

    Составь предложения.

6. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж выделенных существительных.

Уж тает сне_, бегут руч_и.4

В _кно повеяло весною...

Засвищут скоро с_л_в_и,

И лес оденется л_ствою!

Ч_ста небесная лазурь,

Теплей и ярче со_нце стало.

П_ра м_телей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сер_це сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего—то,

Как будто _част_е впереди

И ун_сла з_ма заботы.

      (А. Плещеев)

    Ответ:

Уж тает снег (им. п.), бегут ручьи (им. п.).

В окно (в. п.) повеяло весною (тв. п.) ...

Засвищут скоро соловьи (им. п.),

И лес (им. п.) оденется листвою (тв. п.)!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей (р. п.) злых и бурь (р. п.)

Опять надолго миновала.

И сердце (им. п.) сильно так в груди (пр. п.)

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы.

1. Напиши существительные голова и сын во всех падежных формах в столбик с вопросами. Выдели окончания.

Ответ:

    Голова, головы, голове, голову, головой, о голове.

Сын, сына, сыну, сына, сыном, о сыне.

2. Запиши словосочетания. Укажи падеж имён существительных.

    Плавать по морям, положить в парту, ехать к бабушке, сидеть за книгами, гулял в лесу, попросить у брата, лететь над облаками, книга о дружбе, заглянуть за забор, рассказал о доме, оставить без ответа, сидеть на полу.

    • Существительных в каком падеже здесь нет?

    Ответ:

    Плавать по морям (д. п.), положить в парту (в. п.), ехать к бабушке (д. п.), сидеть за книгами (тв. п.), гулял в лесу (пр. п.), попросить у брата (р. п.), лететь над облаками (тв. п.), книга о дружбе (пр. п.), заглянуть за забор (в. п.), рассказал о доме (пр. п.), оставить без ответа (р. п.), сидеть на полу (пр. п.).

3. Составь и запиши словосочетания

    • Укажи падеж существительных.

    Ответ:

    Лежит за стеклом, взял в руку, встречался с друзьями, разошлись по домам.

4. Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова. • Выдели основу и окончание в каждом слове.

Стрела, стре́лы, без стрелы́, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Ответ:

    Однокоренные слова: стрела, стрелок, стрелять, перестрелка.

Формы одного и того же слова: стрела, стрелы, без стрелы, к стреле, со стрелой, о стреле.