Пишем грамотно: 100 важнейших правил - Н. Ю. Русова 2018

Раздел 2. Правила правописания
2.11. Грамматические ошибки

Правило 79. Существительное

Характер ошибки

Пример

Исправление

Неправильный выбор падежного окончания

облакИ

выборА

с повидлОЙ

без рельс

нет времЯ

облакА

выборЫ

с повидлОМ

без рельсОВ

нет времЕНИ

Существительные мужского рода 2-го склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -У (а не -А)

ни слухА, ни духА с мирА по нитке

ни слухУ, ни духУ

с мирУ по нитке

Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание -У, в случае объектного значения — окончание -Е

Деревья в вишнёвом садЕ.

Декорации в «Вишнёвом садУ».

Деревья в вишнёвом садУ.

Декорации в «Вишнёвом садЕ».

Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных (форма множественного числа может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: РАДОСТИ жизни, животные ЖИРЫ)

В партизанских ДВИЖЕНИЯХ участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственны тонкие ПОНИМАНИЯ русской природы.

В партизанском ДВИЖЕНИИ участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственно тонкое ПОНИМАНИЕ русской природы.

Неверный выбор падежа

удивляюсь его СИЛОЙ

жажда К СЛАВЕ мечта К СВОБОДЕ

удивляюсь его СИЛЕ

жажда СЛАВЫ мечта О СВОБОДЕ

Несочетаемость форм управления

Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ МИЛЛИОНА граждан.

Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ ЧЕМ МИЛЛИОНОМ граждан.

Правило 80. Прилагательное

Характер ошибки

Пример

Исправление

В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧНЫЙ.

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧЕН.

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛЫЙ И ТРАГИЧНЫЙ.

Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного

Сюжет рассказа ИНТЕРЕСНЫЙ во многих отношениях.

Сюжет рассказа ИНТЕРЕСЕН во многих отношениях.

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения

Это произведение БОЛЕЕ ХУДШЕЕ. САМЫЙ СПОСОБНЕЙШИЙ студент.

Это произведение ЕЩЁ ХУЖЕ. САМЫЙ СПОСОБНЫЙ студент. СПОСОБНЕЙШИЙ студент.

Правило 81. Числительное

Характер ошибки

Пример

Исправление

При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав;

В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТИ метров.

В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЁХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТИ метров.

при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово

Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧИ ВОСЬМИСОТ ЧЕТВЁРТОГО года.

Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ ЧЕТВЁРТОГО года.

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола

ДВОЕ шахматисток ТРОЕ зайцев

ДВЕ шахматистки ТРИ зайца

Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (собирательное числительное ОБА имеет две формы: форму мужского и среднего рода — ОБА и форму женского рода — ОБЕ)

в ОБОИХ квартирах ОБОИМИ подругами

в ОБЕИХ квартирах ОБЕИМИ подругами

Правило 82. Местоимение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер

ДЛЯ НЕЙ нет имени.

ДЛЯ НЕЁ нет имени.

Ошибочное образование форм местоимений

ИХНИЙ ребёнок около ЕГО

ИХ ребёнок около НЕГО

Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность

Когла Ниловна везла прокламации с речью Павла, ЕЁ захватила полиция.

(Кого — Ниловну или речь Павла?) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ЕМУ НИЧЕГО ХОРОШЕГО.

(Кому — Чацкому или Фамусову?)

Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего.

Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение

В комедии обличается провинциальное ЧИНОВНИЧЕСТВО. Среди НИХ процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди НЕГО процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность

Тургенев подводит героя к постепенному осознанию СВОИХ ошибок.

(Чьих — Тургенева или героя?)

Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к СЕБЕ. (К кому — к помещику или к самому себе?)

Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых ИМ ошибок.

Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к НИМ в гости.

Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович К НЕМУ приехал.

Правило 83. Глагол

Характер ошибки

Пример

Исправление

Ошибочное образование глагольных форм

ложит

ездиет

кладёт

ездит

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа

Я УБЕЖУ его... Я ПОБЕЖУ.

Я ОЩУЩУ.

Я должен убедить его... Я надеюсь победить...

Я могу ощутить...

Недопустимо использование суффикса -ЫВО- ВА- (-ИВОВА-) вместо -ОВА- (-ИВА-)

Результаты подытоживовались.

Результаты подытоживались.

При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значений таких глаголов

После лекции слушатели нередко ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ в аудиториях. (Их задерживают, или слушатели сами остаются?)

После лекции слушателей нередко ЗАДЕРЖИВАЮТ в аудиториях.

После лекции слушатели нередко ОСТАЮТСЯ в аудиториях.

Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов

Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЛ только что зарождающиеся в ней явления.

Чтобы правильно ПОНЯТЬ творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧАТЬ его эпоху.

Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ (ОТКЛИКАЛСЯ) на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЕТ (ОТМЕЧАЛ) только что зарождающиеся в ней явления.

Чтобы правильно ПОНЯТЬ (ПОНИМАТЬ) творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧИТЬ (ИЗУЧАТЬ) его эпоху.

Правило 84. Причастие

Характер ошибки

Пример

Исправление

Недопустимо одновременное использование суффиксов -ОВА- и -ЕМ- (-ИМ-)

исследОВАЕМый процесс

исследуЕМый процесс

Нельзя пропускать частицу -СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов

В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГО класса буржуазии.

В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ класса буржуазии.

Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой

На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВУЮЩИХ по уважительным причинам.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО в дореволюционной России.

На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВОВАВШИХ по уважительным причинам.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВОВАВШЕГО в дореволюционной России.

Причастный оборот не должен включать определяемое существительное

отредактированная РУКОПИСЬ РЕДАКТОРОМ

отредактированная РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ

РУКОПИСЬ, отредактированная РЕДАКТОРОМ

Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному; переносить оборот не рекомендуется

Горная цепь тянется с востока на запад, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ.

Горная цепь, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ, тянется с востока на запад. СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ горная цепь тянется с востока на запад.

Правило 85. Деепричастие

Характер ошибки

Пример

Исправление

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц

ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом БЫЛИ СОЗДАНЫ произведения большой глубины и силы.

ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ СОЗДАЛ произведения большой глубины и силы.

Нельзя допускать разнобоя в употреблении видов деепричастий

ЧИТАЯ статью и ОТМЕТИВ нужный материал, я всегда делаю выписки.

ЧИТАЯ (ПРОЧИТАВ) статью и ОТМЕЧАЯ (ОТМЕТИВ) нужный материал, я всегда делаю выписки.

Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием (употреблять деепричастие в пассивной конструкции)

На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВ ноги и УПЕРЕВШИСЬ руками в колени.

На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВШИЙ ноги и УПЕРШИЙСЯ руками в колени.

Правило 86. Простое предложение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Выставка-просмотр открыт ежедневно. Несколько ребят вышлИ из леса.

Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалИ огромное влияние на мировоззрение Павла.

Выставка-просмотр открытА ежедневно. Несколько ребят вышлО из леса.

Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалА огромное влияние на мировоззрение Павла.

Падежное рассогласование имён

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫЕ неизбывной тоской.

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫХ неизбывной тоской.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное

Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖАТЬ ДРУЗЕЙ.

Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ.

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом

Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ.

Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ.

Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления

Трест организовал и руководит ПРЕДПРИЯТИЯМИ.

Трест организовал ПРЕДПРИЯТИЯ и руководит ИМИ.

Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов

Народные массы НЕ ТОЛЬКО создают материальные блага, НО И великие сокровища культуры.

Народные массы создают НЕ ТОЛЬКО материальные блага, НО И великие сокровища культуры.

Пропуск необходимых слов

Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.

Владик кое-как прибил доску и побежал ИГРАТЬ в волейбол.

Нарушение границ предложения

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.

Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.

Правило 87. Сложное предложение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Загромождение сложного предложения придаточными, особенно однотипными

Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.

Разнотипность частей сложного предложения

В докладе выдвинуто два положения:

1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции.

В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции).

Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений

Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО НА ВОПРОСЕ о Ленском.

Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО ВОПРОС о Ленском.

Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений

Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения

На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного

Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует.

Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.

Неоправданное повторение одинаковых союзов

Некоторые критики полагали, ЧТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

Некоторые критики полагали, БУДТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Он считал, ЧТО БУДТО мы его неправильно поняли.

Он считал, ЧТО мы его неправильно поняли.

Он считал, БУДТО мы его неправильно поняли.

Неверное употребление союзов и союзных слов

Вопрос обсуждался на совещании, ГДЕ было принято соответствующее решение.

Вопрос обсуждался на совещании, На КОТОРОМ было принято соответствующее решение.

Смешение прямой и косвенной речи

Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.

Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт. Корчагин твёрдо заявляет: «К будёновцам я обязательно перейду».