Пишем грамотно: 100 важнейших правил - Н. Ю. Русова 2018
Раздел 2. Правила правописания
2.11. Грамматические ошибки
Правило 79. Существительное
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Неправильный выбор падежного окончания |
облакИ выборА с повидлОЙ без рельс нет времЯ |
облакА выборЫ с повидлОМ без рельсОВ нет времЕНИ |
Существительные мужского рода 2-го склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -У (а не -А) |
ни слухА, ни духА с мирА по нитке |
ни слухУ, ни духУ с мирУ по нитке |
Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание -У, в случае объектного значения — окончание -Е |
Деревья в вишнёвом садЕ. Декорации в «Вишнёвом садУ». |
Деревья в вишнёвом садУ. Декорации в «Вишнёвом садЕ». |
Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных (форма множественного числа может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: РАДОСТИ жизни, животные ЖИРЫ) |
В партизанских ДВИЖЕНИЯХ участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие ПОНИМАНИЯ русской природы. |
В партизанском ДВИЖЕНИИ участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое ПОНИМАНИЕ русской природы. |
Неверный выбор падежа |
удивляюсь его СИЛОЙ жажда К СЛАВЕ мечта К СВОБОДЕ |
удивляюсь его СИЛЕ жажда СЛАВЫ мечта О СВОБОДЕ |
Несочетаемость форм управления |
Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ МИЛЛИОНА граждан. |
Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ ЧЕМ МИЛЛИОНОМ граждан. |
Правило 80. Прилагательное
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы |
Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧНЫЙ. |
Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧЕН. Жизненный путь героя ТЯЖЁЛЫЙ И ТРАГИЧНЫЙ. |
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного |
Сюжет рассказа ИНТЕРЕСНЫЙ во многих отношениях. |
Сюжет рассказа ИНТЕРЕСЕН во многих отношениях. |
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения |
Это произведение БОЛЕЕ ХУДШЕЕ. САМЫЙ СПОСОБНЕЙШИЙ студент. |
Это произведение ЕЩЁ ХУЖЕ. САМЫЙ СПОСОБНЫЙ студент. СПОСОБНЕЙШИЙ студент. |
Правило 81. Числительное
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав; |
В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТИ метров. |
В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЁХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТИ метров. |
при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово |
Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧИ ВОСЬМИСОТ ЧЕТВЁРТОГО года. |
Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ ЧЕТВЁРТОГО года. |
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола |
ДВОЕ шахматисток ТРОЕ зайцев |
ДВЕ шахматистки ТРИ зайца |
Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (собирательное числительное ОБА имеет две формы: форму мужского и среднего рода — ОБА и форму женского рода — ОБЕ) |
в ОБОИХ квартирах ОБОИМИ подругами |
в ОБЕИХ квартирах ОБЕИМИ подругами |
Правило 82. Местоимение
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер |
ДЛЯ НЕЙ нет имени. |
ДЛЯ НЕЁ нет имени. |
Ошибочное образование форм местоимений |
ИХНИЙ ребёнок около ЕГО |
ИХ ребёнок около НЕГО |
Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность |
Когла Ниловна везла прокламации с речью Павла, ЕЁ захватила полиция. (Кого — Ниловну или речь Павла?) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ЕМУ НИЧЕГО ХОРОШЕГО. (Кому — Чацкому или Фамусову?) |
Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего. |
Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение |
В комедии обличается провинциальное ЧИНОВНИЧЕСТВО. Среди НИХ процветают взяточничество, беззаконие, воровство. |
В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди НЕГО процветают взяточничество, беззаконие, воровство. |
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность |
Тургенев подводит героя к постепенному осознанию СВОИХ ошибок. (Чьих — Тургенева или героя?) Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к СЕБЕ. (К кому — к помещику или к самому себе?) |
Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых ИМ ошибок. Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к НИМ в гости. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович К НЕМУ приехал. |
Правило 83. Глагол
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Ошибочное образование глагольных форм |
ложит ездиет |
кладёт ездит |
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа |
Я УБЕЖУ его... Я ПОБЕЖУ. Я ОЩУЩУ. |
Я должен убедить его... Я надеюсь победить... Я могу ощутить... |
Недопустимо использование суффикса -ЫВО- ВА- (-ИВОВА-) вместо -ОВА- (-ИВА-) |
Результаты подытоживовались. |
Результаты подытоживались. |
При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значений таких глаголов |
После лекции слушатели нередко ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ в аудиториях. (Их задерживают, или слушатели сами остаются?) |
После лекции слушателей нередко ЗАДЕРЖИВАЮТ в аудиториях. После лекции слушатели нередко ОСТАЮТСЯ в аудиториях. |
Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов |
Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЛ только что зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно ПОНЯТЬ творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧАТЬ его эпоху. |
Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ (ОТКЛИКАЛСЯ) на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЕТ (ОТМЕЧАЛ) только что зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно ПОНЯТЬ (ПОНИМАТЬ) творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧИТЬ (ИЗУЧАТЬ) его эпоху. |
Правило 84. Причастие
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Недопустимо одновременное использование суффиксов -ОВА- и -ЕМ- (-ИМ-) |
исследОВАЕМый процесс |
исследуЕМый процесс |
Нельзя пропускать частицу -СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов |
В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГО класса буржуазии. |
В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ класса буржуазии. |
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой |
На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВУЮЩИХ по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО в дореволюционной России. |
На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВОВАВШИХ по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВОВАВШЕГО в дореволюционной России. |
Причастный оборот не должен включать определяемое существительное |
отредактированная РУКОПИСЬ РЕДАКТОРОМ |
отредактированная РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ РУКОПИСЬ, отредактированная РЕДАКТОРОМ |
Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному; переносить оборот не рекомендуется |
Горная цепь тянется с востока на запад, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ. |
Горная цепь, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ, тянется с востока на запад. СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ горная цепь тянется с востока на запад. |
Правило 85. Деепричастие
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц |
ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом БЫЛИ СОЗДАНЫ произведения большой глубины и силы. |
ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ СОЗДАЛ произведения большой глубины и силы. |
Нельзя допускать разнобоя в употреблении видов деепричастий |
ЧИТАЯ статью и ОТМЕТИВ нужный материал, я всегда делаю выписки. |
ЧИТАЯ (ПРОЧИТАВ) статью и ОТМЕЧАЯ (ОТМЕТИВ) нужный материал, я всегда делаю выписки. |
Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием (употреблять деепричастие в пассивной конструкции) |
На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВ ноги и УПЕРЕВШИСЬ руками в колени. |
На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВШИЙ ноги и УПЕРШИЙСЯ руками в колени. |
Правило 86. Простое предложение
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Выставка-просмотр открыт ежедневно. Несколько ребят вышлИ из леса. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалИ огромное влияние на мировоззрение Павла. |
Выставка-просмотр открытА ежедневно. Несколько ребят вышлО из леса. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалА огромное влияние на мировоззрение Павла. |
Падежное рассогласование имён |
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫЕ неизбывной тоской. |
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫХ неизбывной тоской. |
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное |
Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖАТЬ ДРУЗЕЙ. |
Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ. |
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом |
Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ. |
Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ. |
Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления |
Трест организовал и руководит ПРЕДПРИЯТИЯМИ. |
Трест организовал ПРЕДПРИЯТИЯ и руководит ИМИ. |
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов |
Народные массы НЕ ТОЛЬКО создают материальные блага, НО И великие сокровища культуры. |
Народные массы создают НЕ ТОЛЬКО материальные блага, НО И великие сокровища культуры. |
Пропуск необходимых слов |
Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. |
Владик кое-как прибил доску и побежал ИГРАТЬ в волейбол. |
Нарушение границ предложения |
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. |
Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю. |
Правило 87. Сложное предложение
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
Загромождение сложного предложения придаточными, особенно однотипными |
Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. |
Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного. |
Разнотипность частей сложного предложения |
В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции. |
В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции). |
Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений |
Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО НА ВОПРОСЕ о Ленском. |
Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО ВОПРОС о Ленском. |
Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений |
Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. |
Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. |
Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения |
На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. |
На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. |
Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного |
Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. |
Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует. |
Неоправданное повторение одинаковых союзов |
Некоторые критики полагали, ЧТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. |
Некоторые критики полагали, БУДТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. |
Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов |
Он считал, ЧТО БУДТО мы его неправильно поняли. |
Он считал, ЧТО мы его неправильно поняли. Он считал, БУДТО мы его неправильно поняли. |
Неверное употребление союзов и союзных слов |
Вопрос обсуждался на совещании, ГДЕ было принято соответствующее решение. |
Вопрос обсуждался на совещании, На КОТОРОМ было принято соответствующее решение. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду. |
Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт. Корчагин твёрдо заявляет: «К будёновцам я обязательно перейду». |