Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


51. Однородные и неоднородные определения

ПРАВИЛО-1. Между однородными определениями (т. е. характеризующими предмет с одной стороны) обычно ставится запятая. Между неоднородными определениями (т. е. характеризующими предмет с разных сторон, в разных отношениях) запятая обычно не ставится.

ПРИМЕРЫ. Большой, огромный дом. Большой каменный дом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если второе определение является пояснительным (т. е. перед ним можно вставить пояснительные союзы а именно или то есть), то перед ним ставится запятая.

ПРИМЕР. Под всякой бездной скрывается другая, еще более глубокая (Р. У. Эмерсон).

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, ставя запятую там, где нужно.

Длинная (…) пространная речь отталкивает не столько тем, что утомляет слушателей, сколько тем, что за ней не видится дел даже в перспективе (З. Фаткудинов). Право жить есть такой щедрый (…) такой незаслуженный дар (…) что он с лихвой окупает все горести жизни (…) все до единой (К. Гамсун). Жизнь русскую (…) не установившуюся (…) задержанную и искаженную (…) вообще трудно понимать без особенного сочувствия (А. И. Герцен). Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться (…) чтобы швырять камнями во всякую (…) лающую на тебя собаку (…) то никогда не дойдешь до цели (Ф. М. Достоевский). Атеизм — это неизбежный протест против порочности церквей и ограниченности вероучений; бог использует его в качестве камня (…) сокрушающего эти грязные (…) карточные домики (Шри Ауробиндо). Изменившая жена — это большая (…) холодная котлета (…) которую не хочется трогать (…) потому что ее уже держал в руках кто-то другой (А. П. Чехов). Умный (…) голодный смотрит под котел (…) глупый (…) голодный — на котел (Казахская посл.). У всякого человека бывают два воспитания: одно (…) которое ему дают другие (…) и другое (…) более важное (…) которое он дает себе сам (Э. Гибсон). Великим врагом истины часто является не ложь — преднамеренная (…) притворная и бесчестная, — но миф — устойчивый (…) увлекательный и эфемерный (Джон Кеннеди). Дружба — это такое святое (…) сладостное (…) прочное и постоянное чувство (…) что его можно сохранить на всю жизнь (…) если только не пытаться просить денег взаймы (Марк Твен). Великие люди близки к сумасшествию: только из натянутой струны мы можем извлекать чудные (…) гармонические звуки (…) но — ежечасно (…) ежеминутно рискуя (…) что струна порвется (М. Антокольский).