Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


58. Обособленные и необособленные приложения

ПРАВИЛО-1. Распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами, обычно обособляется.

ПРИМЕР. Наследник блестящего дворянства и грубого плебса, буржуа соединил в себе самые разные недостатки обоих, утратив достоинства их (А. И. Герцен).

ПРАВИЛО-2. Одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, всегда обособляется, если последнее имеет при себе пояснительные слова.

ПРИМЕР. Он ушел и забыл своего приятеля, друга.

ПРАВИЛО-3. Всегда обособляется приложение при личном местоимении.

ПРИМЕР. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. С. Пушкин).

ПРАВИЛО-4. Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в предложении слову, если последнее подсказывается контекстом.

ПРИМЕР. Профинтил денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул (по Н. В. Гоголю).

ПРАВИЛО-5. Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

ПРИМЕР. Когда Иванов, отличник, получил двойку, все ученики с испуга полезли под парты.

ПРАВИЛО-6. Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение.

ПРИМЕР. Отличник из отличников, Иванов получил двойку и полез под парту.

ПРАВИЛО-7. Собственное имя лица выступает в роли обособленного приложения, если служит для пояснения и уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно поставить слова а именно или то есть).

ПРИМЕР. Младший сын, Иван, в сказках хоть и дурак, а всегда умнее старших братьев.

ПРАВИЛО-8. Обособленное приложение может присоединяться к определяемому слову союзом как (с дополнительным оттенком причинного значения), а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т. п.

ПРИМЕР. Как всякий нормальный школьник, Сидоров получает не только пятерки.

ПРАВИЛО-9. Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не обособляется.

ПРИМЕР. Молчание рассматривается как согласие (Латинская посл.).

ПРАВИЛО-10. Приложение с союзом как не обособляется, если оно характеризует предмет или лицо только с какой-либо одной стороны.

ПРИМЕР. Публика привыкла к афористам как юмористам.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

Сразить тебя могу без всякого усилья (…) // Журнальный паразит: // Скажу (…) кто ты и (…) как твоя фамилья (…) // И ты — убит (Д. Д. Минаев). У детей нет ни прошлого (…) ни будущего (…) зато в отличие от нас (…) взрослых (…) они умеют пользоваться настоящим (Лабрюйер). Мне меньше полувека (…) сорок с лишним. // Я жив (…) тобой и Господом храним. // Мне есть (…) что спеть (…) представ перед Всевышним (…) // Мне есть (…) чем оправдаться перед Ним (В. Высоцкий). Россия (…) как глыба: сначала ее не сдвинуть (…) а потом не остановить (К. Мелихан). Всегда не хватает времени (…) чтобы выполнить работу (…) как надо (…) но на то (…) чтобы ее переделать (…) время находится (закон Мескимена). Наша коммерция и без того (…) как больная девица (…) которой не должно пугать или строгостью приводить в уныние (…) но — ободрять ласкою (Петр Первый). Жизнь (…) как луковица: снимаешь слой за слоем (…) а под конец обнаруживаешь (…) что внутри ничего нет (Дж. Г. Хьюнекер). Кого звать мудрейшим? Того, кто принимает вещи (…) как они есть (С. Габирол). Жизнь хороша (…) как скумбрия в томате (В. Князев). Не привыкай ко мне (…) как к члену профсоюза (Неизв.).

ПРАВИЛО-11. Однословное приложение обычно присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса.

ПРИМЕР. Существуют ученые-садисты, которые охотнее выискивают ошибки, нежели устанавливают истину (М. Склодовская-Кюри).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя дефис, запятую или оставляя пробел.

Школьные (…) учителя обладают властью, о которой премьер (…) министрам остается только мечтать (Черчилль). Проступки не слишком плохих людей обнаруживаются чаще и караются позорнее, чем преступления мерзавцев (…) профессионалов: не за свое дело не берись (А. Круглов). Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов (…) погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека (Р. Роллан). Глядя на лица политиков (…) кандидатов, радуйся, что только один из них победит (Неизв.). Судьба, говорят, богиня (…) покровительница глупых; а разве она не права, помогая именно тем, кто не в состоянии помочь себе самим? (К. Колтон). Врач (…) специалист — это медик, который приучил своих пациентов болеть только в приемные дни (Неизв.). Шеф (…) повар — человек с достаточно богатым словарным запасом, чтобы каждый день давать супу новое название (Неизв.) Ни вверх не глядя, ни вперед // Сижу с друзьями (…) разгильдяями, // И наплевать нам (…) чья берет // В борьбе мерзавцев с негодяями (И. Губерман). Когда все шкуры содраны, когда потребитель и производитель стали голы, тогда стало ясно, что такое миллион, откуда взялся миллиард, каково само по себе существо спекулянта и кто этот рыцарь (…) разбойник, именующий себя коммерсантом, банкиром, биржевиком (М. Нордау). Крановщик назвал своих дочерей (…) близнецов (…) Майна и Вира (Крайнов-Рытов).

ПРАВИЛО-11. Дефис ставится после географического названия, но не ставится перед ним.

ПРИМЕРЫ. Москва-река. Река Москва.

ПРАВИЛО-12. Дефис ставится после собственного имени лица, если определяемое имя и приложение должны сливаться в одно сложное целое.

ПРИМЕР. Дюма-отец.

ПРАВИЛО-13. Дефис не ставится, если однословное приложение может быть приравнено по значению к прилагательному.

ПРИМЕРЫ. Бедняк сапожник (бедный сапожник); красавица дочка (красивая дочка).

ПРАВИЛО-13. Дефис не ставится между двумя нарицательными существительными, если первое из них обозначает родовое понятие, а второе — видовое.

ПРИМЕРЫ. Дерево баобаб; цветок лилия.

ПРАВИЛО — 14. Однако, если нарицательные существительные представляют собой сложный научный термин, то дефис пишется.

ПРИМЕРЫ. Мышь-полевка; ястреб-тетеревятник.

ПРАВИЛО — 15. Дефис не пишется, если определяемое существительное само пишется через дефис.

ПРИМЕР. Волга матушка-река (Сравните: Волга-матушка).

ПРАВИЛО-16. Дефис не пишется после слов товарищ, гражданин, господин (и т. п.) в сочетании с существительным.

ПРИМЕРЫ: товарищ капитан; господин учитель.

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя дефис, запятую или оставляя пробел.

С деньгами и пес может стать «господином (…) Гав (…) гав» (Корейская посл.). Прошу Вас (…) будьте любезны передать господину (…) министру и осведомить его, что не имею никакой нужды в ордене, но весьма нуждаюсь в лаборатории (Пьер Кюри). Отчизна (…) мать (…) любовь моя и свет, // Живу в тебе — и, значит, смерти нет (И. Р. Бехер). Природа (…) мать не терпит пустоты, // Союзы есть совсем недопустимы, // И властвуют над нами лишь глупцы: // Мудрец и власть несовместимы (В. А. Жиляков). Я могу велеть рабочему (…) фабрики начать работу ровно в семь часов утра, но я не могу велеть исследователю (…) инженеру выйти на работу в семь утра и при этом иметь творческую идею (Акио Морита). К войне, как к крайнему средству, прибегают лишь государства (…) банкроты (Р. Роллан). Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Санта (…) Клауса; когда ты не веришь в Санта (…) Клауса; и когда ты уже сам Санта (…) Клаус (Боб Филлипс).

ПРАВИЛО-17. При обособленных приложениях вместо запятой во многих случаях ставится тире:

а) когда перед приложением можно вставить слова а именно;

ПРИМЕР. В портфеле лежит любимая книга — учебник русского языка.

б) перед приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение;

ПРИМЕР. В квартире жил только один зверь — большой черный таракан, гроза детей.

в) для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;

ПРИМЕР. Запутанная грамматика — творение амбициозных и неумных горе-профессоров — наводит на школьников скуку и тоску.

г) для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения.

ПРИМЕР. У природы всего четыре больших декорации — времена года, вечно одни и те же актеры — солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей (Ривароль).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Второе тире после обособленного приложения может заменяться на запятую, если этого требует контекст.

ПРИМЕР. Я всегда искал уединенной жизни — берегов, песков, полей, лесов, чтоб убежать от этих подлых и извращенных умов, которые потеряли дорогу к небу (Ф. Петрарка).

УПРАЖНЕНИЕ-4. Вставьте тире или запятую. Выпишите те цитаты, где есть обособленное или необособленное приложение. Попробуйте устно изложить афоризм Грасиана своими словами.

Многие (…) особенно же сильные мира сего (…) охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любовных дарованиях (…) кроме ума: ум царит над всеми дарами; малейшая обида уму (…) оскорбление его величества (Грасиан). У великого человека два сердца (…) одно истекает кровью (…) другое стойко терпит (Джебран). Большому кораблю (…) большое кораблекрушение (Неизв.). Не задумывайся, кто в семье главный (…) она или ты, ибо лучше тебе этого не знать (Юзеф Булатович). Почему же мы не понимаем, что весь срок нашей жизни (…) от младенчества до старости (…) мы только зреем для какого-то нового рождения? (Сенека Младший). Нет смысла спорить с мужчинами (…) они все равно никогда не бывают правы (Сари Габор). Могущество денег ведет к возникновению самой унылой аристократии (…) аристократии денежного мешка (Бальзак).

УПРАЖНЕНИЕ-5. Вставьте тире или запятую.

Всего понемножку (…) в итоге нуль (Латинская посл.). Место дворняжки (…) истины (…) в собачьей конуре, а жирная болонка (…) ложь греется у камина (Шекспир). Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств (…) искусство нравиться (…) требует только одного (…) желания (Ф. Честерфилд). Жизнь часто кажется чем-то вроде долгого кораблекрушения, обломки которого (…) дружба, слава, любовь: ими усеяны берега нашего существования (Анна Сталь). Совершенно наивный вопрос и совершенно серьезный на него ответ; вот удел гения (…) человека умного, доброго и одновременно наивного, как все дети (Андрей Крылатов). Решительно ничего не делать (…) труднейшее занятие на свете (…) самое трудное и (…) самое интеллектуальное (О. Уайльд).