Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


59. Обособленные обстоятельства

ПРАВИЛО-1. Как правило, выделяются запятой деепричастные обороты независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому.

ПРИМЕР. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

ПРАВИЛО-2. Одиночные деепричастия, выступающие в функции однородных членов (чаще всего — обстоятельств), также обособляются вне зависимости от места.

ПРИМЕР. Смотрел я киноэпопею, // Смеясь, рыдая и пупея (А. З. Кравцов).

ПРАВИЛО-3. Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение «глагольности», указывая на время действия, его причину, условие и т. д. (но обычно — не образ действия); такое деепричастие чаще всего стоит впереди глагола-сказуемого (реже — после него).

ПРИМЕР. Не убегай слишком далеко, ибо, возвращаясь, придется пройти столько же («Мидраш»).

ПРАВИЛО-4. Деепричастный оборот (деепричастие), стоящий после сочинительного или подчинительного союза, отделяется от него запятой. Такую конструкцию можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения.

ПРИМЕР. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, язаписываю только вздох (Стендаль).

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Если деепричастный оборот стоит после противительного союза а, то он не отделяется запятой (здесь его невозможно оторвать от союза и переставить в другое место).

ПРИМЕР. Он еще издали услышал странный звук, а войдя в класс, увидел учеников под партами.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Однако, при противопоставлении сказуемых запятая ставится также и после союза а.

ПРИМЕР. Он не просто услышал звук, а, войдя в класс, нашел причину.

ПРАВИЛО-5. Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительного придаточного предложения, то такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется.

ПРИМЕР. Бывают афоризмы, читая которые хохочешь до упаду.

ПРАВИЛО-6. Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются.

ПРИМЕР. Дракончик, сожрав любимую маму и проглотив дорогого папу, остался круглым сиротой.

ПРАВИЛО-7. Если союз и соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложного), то запятая может стоять либо перед союзом, либо после него, либо даже с обеих сторон.

ПРИМЕРЫ. Он медленно шел, слегка посмеиваясь, и вспоминал забавные афоризмы. Он медленно шел и, слегка посмеиваясь, вспоминал забавные афоризмы. Он медленно шел, слегка посмеиваясь, и, изредка останавливаясь, вспоминал забавные афоризмы.

ПРАВИЛО-8. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям. Такие деепричастия указывают на образ действия и отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?

ПРИМЕРЫ. Ученик вошел в класс не постучавшись. Он спал стоя. Он сел просыпаясь.

ПРАВИЛО-9. Не обособляются деепричастные обороты (обычно со значением образа действия), тесно связанные по содержанию со сказуемым и образующие смысловой центр высказывания.

ПРИМЕР. Двоечник плетется прихрамывая на обе ноги.

ПРАВИЛО-10. Обычно не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой идиоматические выражения.

ПРИМЕРЫ. Кричать не переводя духа. Лежать уставясь в потолок. Мчаться высунув язык. Слушать раскрыв рот. Работать засучив рукава.

ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если деепричастный оборот выступает в качестве вводного сочетания, то он обособляется запятой.

ПРИМЕР. Грубо говоря, меня волнуют знания, а не мнения (Н. Векшин).

ПРАВИЛО-11. Не обособляются выражения со словами начиная с, исходя из, если они утратили значение «глагольности» и выступают в роли сложных предлогов. При этом слова начиная и исходя можно без ущерба опустить.

ПРИМЕР. Начиная с первого класса оценки ставят исходя из воспитательных целей.

ПРАВИЛО-12. Не обособляются деепричастные обороты (и одиночные деепричастия), употребляющиеся в качестве однородных членов предложения с необособленными обстоятельствами.

ПРИМЕР. Учитель быстро и не ожидая ответов забросал школьников вопросами.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

Поднимаясь слишком высоко (…) только ускоряешь свое падение (Лопе де Вега). Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни (…) сколько теми препятствиями, какие он преодолел (…) добиваясь успеха (Букер Вашингтон). Гордясь своими предками (…) не упусти такой возможности для своих потомков (Неизв.). Не упиваясь словесами (…) // Жизнь убеждает нас опять: // Талантам надо помогать, // Бездарности пробьются сами (Лев Озеров). Природу побеждают (…) только повинуясь ее законам (Ф. Бэкон). Человек полетит (…) опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума (Н. Е. Жуковский). В неведении своем мы подобны детям, которые гордятся умением ходить без посторонней помощи и слишком упоены своими успехами, чтобы почувствовать руку матери на плече; когда же мы пробуждаемся (…) мы видим (…) оглядываясь назад (…) что Бог всегда вел и поддерживал нас (Шри Ауробиндо). Элегантная женщина (…) собираясь в гости (…) оставляет огорчения дома (Янина Ипохорская). Однажды (…) ошибясь при выборе дороги (…) // Они упрямо шли (…) глядя на свой компас. // И был их труд велик, шаги их были строги, // Но уводил их прочь от цели каждый час! (В. Я. Брюсов). Глядя на себя в зеркало (…) обнаруживаю непроницаемость во взоре и принципиальность во взглядах (Ф. Е. Топорищев). Человек — все равно что кирпич: обжигаясь (…) он становится твердым (Бернард Шоу).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

И рождаясь (…) и умирая (…) мы делаем кому-нибудь больно (Э. Кроткий). Редактор — это специалист, который (…) плохо зная (…) что такое хорошо (…) хорошо знает (…) что такое плохо (Неизв.). Пристрастная критика есть материал удобрения; и этот материал (…) сгнивая (…) не заражает ни зерна, ни плода, а, напротив, утучняет ниву (Ф. Булгарин). Величайшая слава ждет не того, кто никогда не падает, а того (…) кто (…) падая (…) каждый раз встает на ноги (Оливер Голдсмит). Жить нужно легче, жить нужно проще (…) // Все принимая (…) что есть на свете. // Вот почему (…) обалдев (…) над рощей // Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). И в споре доводы рождаются без счета (…) // Мгновенно лопаясь (…) как пузыри болота (Аль-Маарри). Я не прочь посмеяться над встречающимися мне людьми (…) полагая (…) что ведь и они, если хотят, могут посмеяться надо мной (Монтескье). Кто видит лишь недостатки (…) не видя их причин (…) тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание (И. Гердер). Один видит в луже только лужу, а другой (…) глядя в лужу (…) видит звезды (Неизв.).

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

Многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на путь, утешил и теперь изошел весь (…) и (…) умирая (…) уходит туда, где живет одно вечное, невидимое, духовное (Л. Н. Толстой). Многие (…) входя в вельможи (…) выходят из людей (Ф. Н. Глинка). И злодей (…) вонзающий тебе ночью в грудь кинжал (…) имеет свои основания! И ему, конечно, приятно было бы, чтобы ты их выслушал и (…) вполне извиняя его (…) даже распростился с ним (…) обменявшись рукопожатиями (К.-Ф. Геббель). Кто ищет почета при жизни, стоит только жалким зазывалой в дверях ее храма и (…) не брезгуя (…) ловит в грязном дыхании каждого проходимца слово хвалы (Р. Шеридан). Истина и справедливость — точки столь малые (…) что (…) метя в них нашими грубыми инструментами (…) мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее (Паскаль). Одни (…) войдя в комнату (…) восклицают: «О, кого я вижу!», а другие: «А вот и я!» (Э. Ван Берен). «Я пью не больше ста граммов (…) но (…) выпив сто граммов (…) становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много» (Э. Кроткий).

УПРАЖНЕНИЕ-4. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

Обучая (…) учусь (Сенека Старший). Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны (…) уподобляется тому (…) кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь (…) исходя из того (…) что она является причиной апоплексического удара (Вольтер). Возвышенные умы молчат или возражают против целого, а великие — творят сами (…) никого не осуждая (Лихтенберг). Беглость речи проистекает от недостатка мозгов и слов, ибо всякий (…) владеющий языком и умеющий собраться с мыслями (…) будет вынужден (…) рассуждая (…) останавливаться, дабы подбирать подходящие слова и мысли (Дж. Свифт). Живописец (…) бессмысленно срисовывающий (…) руководствуясь практикой и суждением глаза (…) подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы (…) не обладая знанием их (Л. да Винчи). Парадоксы — не более (…) как усилия людей (…) которые (…) не обладая должными способностями (…) для привлечения внимания своим здравым смыслом (…) пускаются на странности, чтобы быть замеченными (Х. Вальпол). Наблюдая жизнь (…) делаю вывод о том, что Господь уже отошел от дел и поручил их Сатане (Ф. Е. Топорищев). Награждая хороших (…) мы тем самым наказываем дурных (Дидро). Одна печатаемая ерунда создает еще у двух убеждение, что они могут написать не хуже; эти двое (…) написав и будучи напечатанными (…) возбуждают зависть уже у четырех (В. В. Маяковский).

ПРАВИЛО-13. Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами (реже — без предлогов). В таких обстоятельствах выражается время, причина, условие и другие значения.

ПРИМЕР. Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов (Н. В. Гоголь).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Обычно эти конструкции образуются существительными с предлогами или предложными сочетаниями: благодаря, ввиду, в отличие, вследствие, по причине, при наличии, при условии, вопреки, несмотря на, за неимением, согласно, с согласия, во избежание, в соответствии и др.

ПРИМЕРЫ. Согласно данным судебной статистики, еще ни одна жена не застрелила мужа в тот момент, когда он мыл посуду (Неизв.).

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Оборот с предлогом несмотря на в некоторых случаях может не обособляться.

СНОВА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Иногда в обстоятельствах вместо существительных используются наречия.

ПРИМЕРЫ. В класс, неизвестно откуда, влетел опоздавший учитель. Он плюхнулся за стол и, не сразу, начал урок. И вот, неожиданно для всех, прозвенел звонок.

УПРАЖНЕНИЕ-5. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

В отличие от других архитекторов (…) наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания (…) прежде чем заложить его фундамент (Карл Маркс). «Расходы вопреки (…) доходам!» — вот суть женской натуры (Ф. Е. Топорищев). Ворона грязью перемажет крылья — // Никто и не заметит все равно. // А лебедь (…) несмотря на все усилья (…) // Отмыть не сможет с белизны пятно (Шекспир). Главные философы здешнего университета (…) с каким-то аспидским упорством (…) несмотря на тысячекратные приглашения (…) не хотели даже взглянуть ни на планеты, ни на Луну, ни на телескоп; поистине (…) как у аспида нет ушей (…) так и у этих ученых глаза закрыты для света истины (Галилей). Во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, но открытие верного метода (…) согласно которому законы и факты могут быть установлены (Г. Бокль). Бытие пусть себе определяет сознание, но сознание (…) не согласно (С. Д. Кржижановский). Наряду с математизацией знаний (…) происходит и математизация глупостей; язык математики (…) как ни странно (…) оказывается пригодным для выполнения любой из этих задач (В. В. Налимов).