Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

ПРАВИЛО-1. Обособляются слова и группы слов, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места, реже — другие виды обстоятельств.

ПРИМЕР. Ученик пришел в школу не слишком поздно, часу в десятом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие.

ПРИМЕР. Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель находится в лесу). Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

ПРАВИЛО-2. Обособляются уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста и т. п.

ПРИМЕР. Если с возрастом, к сорока годам, комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами (Сент-Бев).

ПРАВИЛО-3. Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующих членов предложения, как главных, так и второстепенных. Если перед пояснением имеются слова а именно или то есть, то для обособления используется запятая. Если указанных слов нет, то применяется тире.

ПРИМЕРЫ. Слушателя нужно уважать, то есть начинать речь сразу с конца. Слушателя нужно уважать — начинать речь сразу с конца (Н. Векшин).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Вместо слов то есть пояснительные обороты могут присоединяться союзом или.

ПРИМЕР. Новичок в политике подобен живописцу, знающему только две краски: белую и черную, или, если угодно, черно-белую и красную (К. Маркс и Ф. Энгельс).

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Люди делятся на две части: у одной (…) меньшей (…) есть обед, но нет аппетита; у другой (…) большей (…) отличный аппетит, но нет обеда (Шамфор). Мир рвался в опытах Кюри // Атомной (…) лопнувшею бомбой // (…) На электронные струи // (…) Невоплощенной гекатомбой (Андрей Белый). Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные (…) то есть (…) убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство; подлецы (…) стыдящиеся собственной подлости (…) при непременном намерении (…) все-таки (…) ее докончить; и (…) наконец (…) просто подлецы (…) чистокровные подлецы (Ф. М. Достоевский). Воюют же не знания (…) не поэзия и анатомия, а заблуждения (…) то есть люди; когда человек не понимает, то чувствует в себе разлад; причину этого разлада он ищет не в себе самом (…) как бы нужно было (…) а вне себя; отсюда и война с тем (…) чего не понимает (А. П. Чехов). Без идеалов (…) то есть без определенных (…) хоть сколько-нибудь желаний лучшего (…) никогда не может получиться никакой хорошей действительности; даже можно сказать положительно, что ничего не будет (…) кроме еще пущей мерзости (Ф. М. Достоевский). Слово «любовь» означает две разные вещи: просто любовь (…) то есть страсть (…) и (…) милосердие (С. Моэм). Революция имеет два измерения (…) длину и ширину, но не имеет третьего (…) глубины (В. В. Розанов). Струны, по которым ударяет артист (…) отвечают ему (…) не сопротивляясь его пальцам; законодатель же работает над самодеятельным сопротивляющимся материалом (…) над человеческой свободой (Шиллер). В известном смысле (…) недостатки любого произведения сводятся к одному (…) оно слишком длинно (Вовенарг). Я боюсь, что у русской литературы только одно будущее (…) ее прошлое (Е. И. Замятнин).

ПРАВИЛО-4. Обособляются присоединительные обороты, содержащие дополнительные замечания и разъяснения, присоединяемые при помощи слов: даже, особенно, в особенности, в частности, главным образом, например, в том числе, и притом, и (в значении «и притом»), да и, да и вообще и др.

ПРИМЕР. Презрение к деньгам встречается нередко, особенно среди тех, у кого их нет (Ж. Куртелин).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя запятую или оставляя пробел.

Есть люди, которые (…) находясь в унынии или раздражении (…) любуются на свое состояние (…) даже гордятся им; это все равно (…) как (…) выпустив вожжи от лошади (…) которая несет тебя под гору (…) еще хлестать кнутом (Л. Н. Толстой). Политики везде одинаковы: они обещают строить мосты (…) даже там (…) где нет рек (Н. С. Хрущев). В излишествах (…) особенно (…) умеренность нужна (Сансон). Карлик (…) взобравшийся на плечи гиганта (…) может (…) конечно (…) видеть дальше его (…) особенно (…) если вооружится очками; но на этой высоте ему недостает возвышенного чувства (…) сердца гиганта (Гейне). Слишком большие достоинства (…) подчас (…) делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками (…) там нужна разменная монета (…) в особенности мелочь (Шамфор). Легче познать людей вообще, чем одного человека (…) в частности (Ларошфуко). Консерватор — это человек (…) который сидит и думает, но (…) главным образом (…) сидит (Вудроу Уилсон). Современный пролетарий находится в более бедственном положении, чем раб древности (…) так как его не кормит владелец; а если он имеет преимущество перед ним в виде свободы, то оно (…) главным образом (…) заключается в свободе умереть с голоду (М. Нордау). Опыт — серия неудач, каждая из которых чему-нибудь да учит (…) например (…) тому (…) что этого не избежать и в следующий раз (Генри Менкен). Университет развивает все способности (…) в том числе (…) глупость (А. П. Чехов). Очень немногие люди (…) и (…) притом (…) самые замечательные (…) способны просто и откровенно сказать: «не знаю» (Д. И. Писарев). Когда я была девочкой, у меня было всего две подружки (…) да и то (…) воображаемые; и играли они только друг с другом (Рита Руднер).