Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


62. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

ПРАВИЛО-1. Можно выделить следующие основные группы вводных слов и словосочетаний, выделяемых с помощью запятой:

а) выражающие чувства (радость, сожаление, удивление и т. п.): к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на радость, на счастье, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.

б) выражающие оценку степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

в) указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают, по словам …, по сообщению …, по сведениям …, по мнению …, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

г) указывающие на связь мыслей, на последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

д) указывающие на приемы и способы оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется, собственно говоря, вообще говоря, вернее сказать, точнее сказать и др.

е) призывающие собеседника или читателя привлечь внимание, внушить определенное отношение к сообщаемому: видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), веришь (ли), пойми, поверь, послушай, вообрази, согласитесь, представь себе, извините, простите, скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.

ж) оценивающие меру: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.

з) указывающие на степень обычности: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.

и) выражающие экспрессию: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо сказать, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

ПРАВИЛО-2. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вторая запятая (после словосочетания) обычно заменяется на тире.

ПРИМЕР. С одной стороны, афоризмы интересны по своей сути, с другой — по форме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Не являются вводными и не выделяются сочетания: по совету …, по указанию …, по требованию …, по решению, по распоряжению, по замыслу и т. п.

ПРИМЕР. По решению педсовета в школе отменили двойки.

СНОВА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения (чаще всего — сказуемых или обстоятельств).

ПРИМЕР. Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь мыслей, на порядок изложения или дает оценку факта. Слово наконец не является вводным, если имеет значение «под конец», «напоследок», «после всего». У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности (Гюго). Давал три бала ежегодно и промотался наконец (А. С. Пушкин).

ЕЩЕ ПРИМЕР. То же самое — для слов в конце концов, которые могут употребляться и в качестве вводного выражения, и в качестве обстоятельства. В конце концов, кто верит в бога, тот верит и в черта (Н. Векшин). Обманывать людей тем опасно, что в конце концов начинаешь обманывать самого себя (Э. Дузе).

ПРАВИЛО-3. Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом (т. е. после них никакого знака не ставится).

ПРИМЕР. Если человек присасывается к делу ему чуждому, например к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником (А. П. Чехов).

ПРАВИЛО-4. Союз а (реже союз но) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а следовательно, а во-вторых, но стало быть и т. д.

ПРИМЕРЫ. Задача сближения с народом состоит не в том, чтобы господину сделаться мужиком, а напротив, чтобы каждый мужик сделался господином (Н. В. Шелгунов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. После других союзов запятая перед вводным словом обычно ставится.

ПРАВИЛО-5. Если вводное слово стоит в начале или конце обособленного оборота, то между ними никакого знака не ставится. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общем основании.

ПРАВИЛО-6. При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится.

ПРИМЕР. Чего доброго, пожалуй, школьник рехнуться может от нынешней грамматики.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Не выступают в роли вводных слов и обычно не выделяются с обеих сторон запятыми частицы: ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др.

ПРИМЕР. Вот ведь словно для запутывания народа в родном языке как раз и были кем-то напридуманы все эти «проблемы» с запятыми.

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Частица бывало запятыми выделяется.

ПРИМЕР. Сравнишь, бывало, живой русский язык с жуткими «правилами» и подивишься красоте первого и архаичности вторых.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сказуемое бывало запятыми не выделяется.

ПРИМЕР. Много бывало реформ в российской грамматике, но — ни одной толковой.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Чтобы чувствовать себя смелым (…) действуйте так (…) будто вы действительно смелы, напрягайте для этой цели всю свою волю, и приступ страха (…) по всей вероятности (…) сменится приливом мужества (У. Джеймс). Если тебе не спастись от смерти (…) умри (…) по крайней мере (…) со славой (Эзоп). Самое высшее наслаждение (…) сделать то (…) что (…) по мнению других (…) вы не можете сделать (У. Бэджот). Мне и рубля не накопили строчки, // Краснодеревщики не слали мебель на дом (…) // И (…) кроме свежевымытой сорочки (…) // Скажу по совести (…) мне ничего не надо (В. В. Маяковский). К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время человеческий ум (…) бесспорно (…) принадлежит (…) по моему мнению (…) искусство судить о книгах (…) не прочитав их (Лихтенберг). Большинство людей обанкрочиваются (…) оттого (…) что вкладывают слишком крупный капитал в прозу жизни; разочароваться на поэзии (…) по крайней мере (…) почетно (О. Уайльд). Если у человека нет чувства юмора (…) у него (…) по крайней мере (…) должно быть чувство, что у него нет чувства юмора (Неизв.). Отношение актера к пьесе (…) должно быть (…) чем-то большим, чем отношение лошади к сбруе и телеге (Г. Гауптман).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Труд не позорит человека; к несчастью (…) иногда попадаются люди, позорящие труд (У. Грант). Утопия — это идеальное (…) по воображению автора (…) устройство общества (…) осуществленное (…) к счастью для остальных (…) лишь на бумаге (В. Кротов). Время — великолепный учитель, но (…) к сожалению (…) оно убивает своих учеников (Г. Берлиоз). Если романам случается оказывать такое большое влияние на нравы и привычки, то происходит это не столько к чести книг (…) сколько (…) к стыду эпохи (Ж. Жубер). Странное дело (…) я всегда могу разобрать счет, который выписал врач, и никогда не могу разобрать рецепт (Ф. П. Данн). Удивительное дело (…) какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро: красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь, а не слышишь глупости, а слышишь умное (Л. Н. Толстой). Старые друзья — это (…) конечно (…) штука хорошая, но их уже ничем не удивишь! (Е. Шварц). Мир (…) несомненно (…) существует объективно (…) иначе бы он не был столь ко мне безразличен (А. Подводный). Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной, потом допускают, что она (…) очевидно (…) справедлива, но не значительна (…) наконец (…) признают ее истинную важность; и тогда ее противники оспаривают честь ее открытия (У. Джеймс).

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

В терапии отношений ложь (…) как яд в медицине (…) одно из первых средств; как и в медицине (…) разумеется (…) яд остается ядом (А. Круглов). Под свободой совести обыкновенно (…) разумеется (…) свобода от совести (В. О. Ключевский). Есть еще ум в глупце, сознающем свою глупость; но (…) наверное (…) нет ума в том, кто твердо уверен в своей мудрости (Индийская посл.). Вы (…) вероятно (…) не волновались бы о том, что люди о вас думают, если бы знали, как редко они это делают (О. Миллер). Откапывая ошибки, теряют время, которое употребили бы (…) быть может (…) на открытие истин (Вольтер). Кажется (…) дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу (С.-Е. Лец). Казалось бы (…) в моих трех королевствах достаточно места, где летать мухе, а она все-таки норовит влететь мне прямо в глаз (Иаков Английский). По-видимому (…) несправедливость больше раздражает людей, чем насилие: первая кажется посягательством, второе (…) представляется неизбежной необходимостью (Фукидид). Наши пороки сперва прохожие, потом гости и (…) в конце концов (…) наши хозяева (Лукреций). Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста; но (…) в конце концов (…) Эверест был побежден (Э. Че Гевара). Судья, который не способен карать, становится (…) в конце концов (…) сообщником преступления (Гете).

УПРАЖНЕНИЕ-4. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

В сущности (…) нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета; единственная красота — это правда, которая становится зримой (О. Роден). Право (…) было бы смешно, если бы самое главное у художника была его рука (Р. Роллан). Поистине (…) многие люди читают только для того, чтобы иметь право не думать (Лихтенберг). Лесть (…) говорят (…) пища глупых; между тем (…) сколько умных людей готовы (…) от времени до времени (…) отведать хоть глоток этой пищи! (Дж. Свифт). Не мыслят (…) следовательно (…) не существуют (Лихтенберг). Наука обязана не допускать новых гипотез, не обсудивши сначала старательно всех возможностей; напротив (…) суеверие во всякое время имеет на все готовое объяснение (А. Леман). Тот факт, что люди больше не верят в бога не означает, что они ни во что не верят; наоборот (…) они верят всему (Г. К. Честертон). Американская мечта: начать делать деньги, затем делать деньги при помощи денег (…) и (…) наконец (…) делать большие деньги при помощи больших денег (Пол Эрдман). Выглядеть страшным в эпоху естественного отбора предпочтительней, чем выглядеть противным; впрочем (…) не будем учить скунса жизни: с точки зрения отбора (…) быть в достаточной степени отталкивающим (…) уже целесообразно (А. Круглов). Язык народа (…) его характер: в английском пишут «Я» с большой буквы, а «вы» (…) с маленькой; в русском (…) наоборот (…) «я», но (…) «Вы» (Н. Векшин, по А. Г. Рубинштейну).

УПРАЖНЕНИЕ-5. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Бедняк — это (…) прежде всего (…) завистник (М. М. Пришвин). Если характер человека создается обстоятельствами, то надо (…) стало быть (…) сделать обстоятельства человечными (К. Маркс). Человек не бывает вполне свободен, его свобода всегда ограничена; к примеру (…) он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды (Ривароль). И в рабовладельческом обществе была демократия; кстати (…) тоже не для всех (А. Е. Васильев). Мужчинам живется намного лучше, чем женщинам: во-первых (…) они позже женятся (…) во-вторых (…) раньше умирают (Д. Мадзини). Сильный высасывает у низкого мозг из костей и выжимает из него пот насилием; словом (…) везде только ложь, обман, убийство и грабеж, и справедливо зовется мир гнездом дьявола (Яков Беме). Нельзя уйти от своей судьбы (…) другими словами (…) нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий (Ф. Энгельс). Ищу женихов-миллионеров; просто (…) они мне как люди нравятся (Неизв.).

УПРАЖНЕНИЕ-6. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Тот, кто отстаивает права женщины, тот отстаивает права ребенка (…) иначе говоря (…) отстаивает будущее (Гюго). Вообще говоря (…) власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть (Б. Шоу). Высшее счастье в жизни — это уверенность в том, что вас любят, любят ради вас самих (…) вернее сказать (…) любят вопреки вам (Гюго). Мне дочкин муж не нравится совсем: он (…) видишь ли (…) рыбак, а рыбы я не ем (Майя Четвергова). Когда я появляюсь на публике, все ожидают, что я буду ржать, грызть удила, бить копытами и махать хвостом (…) а это (…) поверьте (…) очень непросто (принцесса Анна). Представьте себе (…) какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (К. Чапек). Ну (…) допустим (…) ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере? (С. Е. Лец). Люди судят о человеке поспешнее, нежели о пьесе; при пьесе они (…) по крайней мере (…) выжидают конца, прежде чем высказать свое суждение (М. Сафир). Бывает (…) и погорячусь (…) но уж после (…) чистый ангел! (Ф. Е. Топорищев). Случается (…) что наказание влечет за собой преступление (С. Е. Лец). Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым (…) все-таки (…) выбираю (Сартр).

УПРАЖНЕНИЕ-7. Перепишите, вставляя запятую, тире или оставляя пробел.

Не (…) бывало (…) великого ума без примеси безумия (Сенека). Мы живем очень коротко! И (…) может быть (…) не дело так располагаться в жизни (…) так всерьез (М. Зощенко). Когда море спокойно, всякий (…) может быть (…) кормчим (Публилий Сир). Юность — время, когда все трудно, но ждать можно лучшего (…) в отличие от последующей поры (…) когда все как-то устроилось и (…) может быть (…) устроилось неплохо, но ждать можно только худшего (А. Круглов). Тот, кто работает, всегда молод. И иногда (…) мне кажется (…) что (…) может быть (…) труд вырабатывает какие-нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс (Н. Н. Бурденко). Кто повторяет старое и узнает новое, тот (…) может быть (…) предводителем (Конфуций). Не лишай бедного надежды его: она (…) ведь (…) насущный его хлеб (Персидская посл.). Вот (…) поистине (…) ирония жизни: то, к чему мы все стремимся, оказывается лучше, когда оно достигнуто не полностью (С. Моэм). Правду трудно доказывать (…) именно (…) потому (…) что она не требует доказательств (В. Каверин). Едва ли (…) найдется тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина (Ювенал). Никогда не старайтесь прикрывать недостатки своих знаний (…) хотя бы (…) и самыми смелыми догадками. Как бы (…) не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет; и ничего (…) кроме конфуза (…) у вас не останется (И. П. Павлов).

ПРАВИЛО-7. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми.

ПРИМЕР. Нет большей ненависти в мире, я думаю, чем ненависть невежд к знанию (Галилей).

ПРАВИЛО-8. Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союзов как, если, сколько и т. п.

ПРИМЕР. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, глупец (Будда).

ПРАВИЛО-9. Вставные предложения или словосочетания, содержащие дополнительные сведения или уточнения, выделяются скобками или тире, так как резко выпадают из структуры фразы. Обычно они находятся в середине предложения или в его конце.

ПРИМЕР. Счастье (можно перефразировать Вольтера) прилетает на крыльях, а уходит на костылях (Н. Векшин).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Скобки являются более «сильным» выделяющим средством, чем тире. Обычно их используют для разъяснений, для разных побробностей, для справочных сведений.

УПРАЖНЕНИЕ-8. Перепишите, вставляя запятую, тире, скобки или оставляя пробел.

Из нас (…) я думаю (…) не скажет ни единый // Осине: дубом будь, иль дубу (…) будь осиной; // Меж тем (…) как странны мы! Меж тем (…) любой из нас // Переиначить свет задумывал не раз (Е. Баратынский). Пусть философские ренегаты свободы сплетают самые тонкие силлогизмы, чтобы доказать нам, что миллионы людей созданы для того, чтобы (…) как вьючные животные (…) носить на себе несколько тысяч привилегированных всадников; они до тех пор не убедят нас в этом, пока (…) как говорит Вольтер (…) не докажут, что первые появляются на свет с седлами на спинах, а вторые со шпорами на ногах (Гейне). И жизнь (…) как посмотришь с холодным вниманьем вокруг (…) // Такая пустая и глупая шутка (Лермонтов). Мало славы служить из одной корысти; нет (…) послужи-ка ты под оговором, под клеветою (…) верою и правдою (…) как служат на Руси (…) из одной ревнивости да из чести (В. Даль). Самое верное средство дискредитировать новую политическую (…) и не только политическую (…) идею и повредить ей состоит в том, чтобы довести ее до абсурда (В. И. Ленин). У меня было шесть теорий относительно воспитания детей (…) до женитьбы; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории (Джон Уилмот). Превосходство герцогини перед всеми этими (…) про которых она не могла бы даже сказать (…) как их зовут (…) было до того несомненно, что герцогиня не испытывала к ним ничего, кроме самой искренней симпатии (Марсель Пруст).