Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Звуки речи на осциллограмме
Различные группы звуков речи характеризуются типичными конфигурациями, которые и фиксируются на осциллограмме. Но конкретный вид осциллограммы меняется как от звука к звуку, так и от диктора к диктору.
Гласные. Гласные с акустической точки зрения, как мы уже говорили, представляют собой периодические (точнее, квазипериодические) колебания, вызванные действием голосовых связок и осложненные формантными частотами, создающими специфику звучания каждого гласного. На осциллографической кривой гласные изображаются как последовательность более или менее одинаковых по рисунку участков, соответствующих периоду основного тона.
Осциллограммы русских гласных, произнесенных изолированно (мужское и женское произношение — см. рис. 6, а и б), достаточно отчетливо демонстрируют некоторые важные акустические свойства гласных. Прежде всего это касается частотной характеристики, т. е. того, какие именно составляющие усилены в спектре каждою гласного и создают его собственное качество, отличающее его от других гласных. Гласный у в произношении обоих дикторов имеет наиболее простую кривую, так как в спектре у усилены преимущественно низкие частоты; в результате сложения частоты основного-тона со сравнительно низкими формантными частотами общий рисунок периода и получается таким простым.
1 Расположение светового луча на экране (и, следовательно, на пленке) регулируется специальными поворотными устройствами, так что экспериментатор может по собственному усмотрению изменять взаимное положение кривых на осциллограмме
Рис. 6. Осциллограммы русских гласных а, о, у, е, и, ы: а — мужское произнесение, б — женское произнесение.
Изолированно произнесенные гласные сняты на этих осциллограммах с двух вибраторов (с частотой 10 000 Гц и 1200 Гц) при скорости движения пленки 250 мм/с и с отметчиком времени 100 Гц. В центре каждой осциллограммы — кривая, снятая через вибратор с.собственной частотой 10000 Гц. Обратите внимание на различие в частоте основного тона между мужским и женским произнесением: число периодов основного тона, приходящихся на каждый гласный, в 1,5—2 раза больше при женском произнесении, а сами периоды более «узкие», т. е. менее длительные, что связано с более высокой частотой колебания голосовых связок, характерной для женского голоса.
Осциллограмма гласного и, с одной стороны, приближается к осциллограмме гласного у, так как в спектре и также имеется низкая частота (первая форманта гласного и), которая, складываясь с частотой основного тона голоса, создает характерный «двугорбый» рисунок периода. Однако в отличие от у в акустической картине гласного и содержатся также довольно высокие составляющие частоты, которые, правда, гораздо слабее, чем низкие. О присутствии высоких частот свидетельствуют слабые колебания, которые в виде своеобразной «щеточки» накладываются на рисунок периода основного тона.
В принципе такую же картину представляет и осциллограмма гласного ы, частотные характеристики которого очень близки к характеристикам и.
Наиболее сложный рисунок имеет гласный а. Это связано с особенностями его характеристик: в акустическом спектре а значительно усилены частоты вплоть до 1000 Гц. На осциллограмме специфика гласного а, отличающая его от у, и, ы, видна очень хорошо.
Похожий осциллографический рисунок имеет гласный е, однако, как правило, осциллограммы гласного е содержат и высокочастотные составляющие (как у гласного и, например), чего нет в гласном а.
Осциллограмма гласного о свидетельствует о том, что в его спектре обнаруживается большое количество усиливаемых частот, но рисунок периода проще, чем у а.
Из описания осциллографических рисунков русских гласных видно, что они достаточно хорошо соответствуют общим спектральным характеристикам, так что изменение рисунка осциллограммы дает нам представление об изменении звучания: осциллограмма гласного о, произнесенного диктором-женщиной, идеально иллюстрирует неоднородность звучания русского о, которое начинается с «/-образного элемента (простые периоды в начале гласного), затем переходит собственно в о, а в конце сильно открывается, приближаясь по звучанию к а (сравните конец осциллограммы о с осциллограммой а).
Так же хорошо видна и неоднородность гласного ы, конец которого по осциллографическому рисунку совпадает с гласным и (женское произношение). При сравнении осциллограмм ы и у в мужском произношении видно, что в конце рисунки этих гласных совпадают. Причиной такого совпадения в данном случае является то, что для этого диктора характерна делабиализация гласного у к концу его; тем самым по звучанию конец у приближается к ы, о чем и свидетельствует осциллограмма.
Сонанты. Сонанты л, л', р, р', м, м', н, н' имеют на осциллограммах рисунок, очень похожий на рисунок гласных. Эта общность не только в периодичности кривой, но и в том, что основной тон осложнен довольно большим количеством составляющих.
Несмотря на большое сходство рисунков сонорных и гласных их можно отличать как по самому характеру, так и по относительной амплитуде: сонорные чаще всего имеют амплитуду значительно меньшую, чем гласные (см. рис. 7).
Звонкие щелевые согласные характеризуются рисунком, содержащим колебания основного тона, осложненные высокими частотами шума согласных. Шум этот может быть и довольно сильным, тогда своеобразная «щеточка», о которой мы уже говорили при описании осциллограммы гласного и, будет заметна очень хорошо (см. рис. 8). Если же шум согласного сравнительно слабый (что типично, например, для русского в — см. осциллограмму слога вы на том же рисунке), то рисунок звонкого щелевого может приближаться к рисунку сонантов или даже к рисунку гласных, что и будет свидетельствовать о явлении вокализации всего согласного. Осциллограммы слогов за, вы, жа говорят лишь о частичной вокализации согласных: в начале звучания каждого из них наблюдается участок, не содержащий высокочастотных составляющих (т. е. не шумный) и имеющий большую амплитуду колебаний, и только за этим участком следует собственно шумная фаза звонкого щелевого согласного. В тех случаях, когда согласный характеризуется сильным шумом, на осциллограмме шумовые составляющие бывают настолько сильны, что выделить период основного тона очень трудно. В случаях, когда важно установить наличие или отсутствие основного тона, необходимо регистрировать сигнал с низкочастотного вибратора, который не будет фиксировать высокочастотный шум, маскирующий на осциллограмме низкочастотные колебания основного тона голоса.
Рис. 7. Осциллограммы сонантов в слогах но, лю, ра. Скорость движения кинопленки — 500 мм/с, отметчик времени — 100 Гц.
Осциллограммы сочетаний но и лю дают возможность довольно точно определить, где кончается согласный и начинается гласный: это видно и по увеличению амплитуды, и по изменению общего характера рисунка. Обратите внимание на то, что сам по себе осциллографический рисунок этих сонантов такой сложный, что, не будь рядом гласного, мы могли бы считать, что имеем дело с осциллограммой гласного, а не сонанта!
Осциллограмма сочетания ра демонстрирует нам дрожащий характер согласного р: уменьшение амплитуды и упрощение рисунка соответствует моменту сближения языка с верхними зубами, а увеличение амплитуды соответствует артикуляционному раскрытию. Определить границу между р и следующим гласным трудно, так как гласный следует за артикуляционным раскрытием, которое фактически также является гласноподобным элементом.
Рис. 8. Осциллограммы звонких щелевых согласных в слогах вы, за, жу. Скорость движения кинопленки — 500 мм/с, отметчик времени — 100 Гц.
Все три звонких согласных имеют различный рисунок, что объясняется их свойствами: осциллограмма сочетания вы демонстрирует нам довольно сложный рисунок на согласном в, амплитуда его велика, что связано с относительно большой интенсивностью колебаний основного тона, тогда как шумовые составляющие еле видны; на осциллограмме сочетания за видим и усиление высокочастотных составляющих, и ослабление амплитуды периодов основного тона. И то и другое связано с более шумным характером з. Наконец, на осциллограмме сочетания жу интенсивность высокочастотных шумовых составляющих значительно усиливается, а интенсивность низкочастотных — ослабляется.
Рис. 9. Осциллограммы звонких смычных согласных в слогах бы, ду, ги. Скорость движения кинопленки — 500 мм/с, отметчик времени — 100 Гц.
Сравнение осциллограмм этих сочетаний показывает, что по характеристикам смычки трудно отличить губной б от переднеязычного д или заднеязычного г'. Основные различия — в характере взрыва: слабые шумовые составляющие у губного б, более сильные и несколько более длительные у переднеязычного д, самый длительный шум у заднеязычного г'.
Смычные звонкие (см. рис. 9) согласные имеют рисунок, состоящий из двух частей, соответствующих разным фазам артикуляции: во время звонкой смычки регистрируется основной тон, а в конце звучания, в момент взрыва, — и высокие составляющие (шум взрыва).
Глухие щелевые согласные отличаются от звонких щелевых прежде всего отсутствием периода основного тона. Это хорошо видно на осциллограмме слова Саша (см. рис. 3, 4). Однако различие по основному тону не является единственным. Глухие щелевые согласные обладают, как правило, гораздо более сильным шумом, чем звонкие, в которых, как уже говорилось, шумовые составляющие могут быть настолько слабыми, что на осциллограмме их будет невозможно выделить. Шум глухого щелевого согласного фиксируется всегда достаточно определенно. Однако разные согласные в этом отношении ведут себя по-разному: для русского ф (ф') характерен наиболее слабый шум, для с (с') и х (х') — он значительно сильнее, ш. на осциллограммах обладает наибольшей амплитудой колебаний (см. рис. 10).
Глухие смычные согласные, как и щелевые, в отличие от звонких не имеют периода основного тона и, как звонкие смычные, имеют неоднородный рисунок. Фазе смычки соответствует акустически нуль звука, что и отображается нулевой линией на осциллограмме; взрыв характеризуется высокочастотным шумом, имеющим знакомый уже нам по глухим щелевым рисунок. Как и для щелевых, так и для взрывных шум взрыва фиксируется по-разному: наиболее четко для к, т и менее четко для п.
Аффрикаты, как и взрывные, имеют неоднородный рисунок: нулевая линия соответствует фазе смычки, высокочастотный шум — щелевой фазе (см. рис. 11).