Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Осциллографическая запись
Осциллографы предназначены для наблюдения, измерения и записи быстро изменяющихся во времени электрических процессов. Осциллографы можно разделить по их устройству на два типа — шлейфные (или электромеханические) и катодные (электронные). Для анализа звуков речи используются и те и другие. Звуковые колебания предварительно преобразуются в электрические, и эти-то электрические колебания поступают на вход осциллографа.
В шлейфном осциллографе электрические колебания преобразуются в колебания светового луча, а эти последние фиксируются на светочувствительной бумаге или ленте. Преобразователем электрических колебаний в колебания светового луча является вибратор. Он представляет из себя сосуд, наполненный маслом, в масле проходит металлическая петля, концы которой соединены с входом осциллографа; на эту металлическую петлю поступает электрический сигнал. Вокруг петли существует постоянное магнитное поле, а в самой петле закреплено зеркальце. Когда на вход вибратора не поступает сигнала, и петля и зеркальце находятся в покое. Когда же на вход поступает электрический сигнал, металлическая петля вместе с укрепленным в ней зеркальцем начинает колебаться; при этом частота и интенсивность колебаний зависят от частоты и интенсивности поступающего электрического сигнала, т. е. в конечном счете от акустических характеристик записываемого звукового сигнала.
Зеркальце, укрепленное в петле, освещается источником света и отбрасывает луч на пленку, а также на экран осциллографа. Таким образом, можно визуально наблюдать на экране осциллограмму, которая фиксируется в это время на пленке.
При работе со шлейфным осциллографом звуковой сигнал может быть подан одновременно на несколько вибраторов, т. е. можно получить на кинопленке изображение сразу нескольких записей звука. Обычно на ленте пишутся 1—2-е кривые и кривая отметчика времени. В качестве отметчика времени используют запись чистого тона с- заданной частотой — обычно с частотой 100 или 1000 Гц. В первом случае мы получаем возможность измерять длительность звуков с точностью до 10 мс, во втором — с точностью до 1 мс.
Успех анализа записанных звуков во многом зависит 1 от качества осциллограммы. Качество осциллограммы, а также и количество сведений об исследуемом звуковом сигнале обусловлено целым рядом факторов. Чисто .1 внешние характеристики (четкость изображения, чисто- ! та полученного негатива) зависят от ширины луча, которая может регулироваться по желанию экспериментатора, и от чувствительности кинопленки, на которую записывается осциллограмма. Обычно используется кинопленка чувствительностью до 90 единиц и выше. Качество же осциллограммы с точки зрения содержащейся в ней информации определяется двумя обстоятельствами: выбором вибратора и выбором скорости движения кинопленки. При каждом шлейфном осциллографе имеется несколько различных вибраторов, характеризующихся разной собственной частотой и обеспечивающих запись широкой полосы частот '. Речевые частоты (т. е. частоты от 50 до 10 000 Гц) входят полностью в эту полосу. Для того чтобы записываемый звуковой сигнал не искажался ни по частоте, ни по амплитуде, собственная частота вибратора должна быть в 3—4 раза выше записываемой.
Несоблюдение этого условия приводит к тому, что при повышении частоты звукового сигнала амплитуда его на осциллограмме уменьшается. Когда же исследуемая частота превышает собственную частоту вибратора, сигнал вообще не регистрируется.
Из сказанного ясно, что в тех случаях, когда характеристики сигнала по амплитуде представляют интерес для исследователя, требования к собственной частоте вибратора должны быть жесткими. Если же амплитудой сигнала можно пренебречь (т. е. когда нас интересует только наличие или отсутствие звука, а не его интенсивность), нужно, чтобы собственная частота вибратора была несколько выше частоты записываемого сигнала.
1 Число вибраторов и их собственные частотные характеристики зависят от марки осциллографа,
При анализе фонетического материала имеют значение три области частот:
1) низкие частоты (от 50 до 400 Гц), охватывающие область частоты основного тона; естественно, что запись этих частот имеет особенное значение при изучении мелодики и вопросов, связанных с характеристиками звуков по признакам глухости-звонкости;
Рис. 3. Осциллограмма фразы Саша спит, снятой с двумя вибраторами (тип VIII —собственная частота 1200 Гц и тип II —собственная частота 10 000 Гц), скорость движения кинопленки — 250 мм/с.
Наверху регистрируются колебания с частотой 100 Гц, служащие в качестве метки времени (так называемый отметчик времени). Следующая кривая — это осциллограмма, снятая через вибратор с собственной частотой 10 000 Гц. Обратите внимание на то, что согласные с и ш, а также и взрывные п, г, характеризующиеся высокочастотным шумом, отчетливо фиксируются на этой кривой. Гласные а и и характеризуются сложным рисунком, так как высокочастотный вибратор дает возможность регистрировать большое количество составляющих.
Нижняя кривая—осциллограмма, снятая через вибратор с собственной частотой 1200 Гц. Согласные, характеризующиеся высокочастотным шумом, «пропадают» — на этой осциллограмме шум вообще не фиксируется. Рисунок гласных становится более простым, так как низкочастотный вибратор является своеобразным фильтром и «не пропускает» все частотные составляющие. Не удивляйтесь тому, что нижняя кривая как бы срезана — это зависит от расположения светового луча относительно пленки, на которой регистрируется осциллограмма: в данном случае такое Положение выбрано специально, нижнюю кривую «потеснили», чтобы иметь возможность полностью зарегистрировать сигнал, поступающий с высокочастотного вибратора.
2) средние частоты (200—4000 Гц), характерные] для акустического состава гласных;
3) высокие частоты (1000—10000 Гц), характеризующие согласные.
Выбор вибратора обусловлен конкретными задачами исследования: для анализа мелодики очень удобны за писи с низкочастотного вибратора (до 1200 Гц), при анализе отдельных фонетических явлений внутри звуков, речи необходима точная регистрация всех составляющих частот, поэтому нужно вести регистрацию сигнала с вибратора, имеющего максимальную собственную частоту.
Естественно, что получение сигнала одновременно с того и другого вибратора делает осциллограмму более удобной для любого анализа.
На рис. 3 видно, что вибратор с собственной частотой 1200 Гц может быть легко использован при измерениях основного тона, так как он дает более простую по форме периодов кривую, однако разделить такую осциллограмму на отдельные участки, соответствующие входящим в состав фразы звукам," в частности провести границу между с и п, невозможно. Зато кривая с вибратора, собственная частота которого 10 000 Гц, боле' сложная и подробная, дает достаточно сведений дл членения фразы.
Шлейфный осциллограф может работать с различными скоростями движения кинопленки — от 1 д 5000 мм/с. Чем больше скорость движения пленки, тем более развернутым получается рисунок. Выбор скорости связан с конкретной задачей исследования: для получения данных об общей длительности фраз, слов, пауз! и других крупных отрезков звучания лучше брать маленькие скорости (50 и 100 мм/с); для работы по ис следованию мелодики и вообще интонации удобнее скорости 250 и 500 мм/с; наконец, для анализа фонетических особенностей тех или иных звуков необходимы большие скорости (1000 и 2000 мм/с).
Особенности осциллограмм, полученных с разными скоростями движения пленки, видны хорошо на рис. 4. При скорости 100 и 50 мм/с получается сжатая картина всей фразы. По этим осциллограммам можно подсчитать и длительность ее целиком, и длительности отдельных звуков, а также судить об интенсивности разных гласных, входящих в ее состав. При больших скоростях съемки—1000 и 2000 мм/с (см. рис. 5)—достаточно отчетливо регистрируются особенности отдельных звуков, например изменения формы периодов гласного, вызванные неоднородностью его звучания.
Рис. 4. Осциллограмма фразы Саша спит, снятой со скоростью движения кинопленки 100 мм/с.
Отметчик времени (100 Гц) расположен в верхней части осциллограммы. Сравнение осциллограммы, приведенной на этом рисунке, с осциллограммой на рис. 3 показывает, что общий-вид этих осциллограмм очень сходен, хорошо различимы отдельные ее участки, соответствующие разным звукам. Однако при скорости 100 мм/с рисунок гласных получается настолько сжатым, что определить число периодов основного тона, а тем более измерить их длительность практически невозможно. Достоинство такой осциллограммы в том, что получается компактное изображение записанной фразы, позволяющее получить представление и о длительности отдельных звуков, и об амплитуде колебаний.
Для измерения длительности звука и последовательности звуков на осциллограмме регистрируется метка времени. Как правило, на один из вибраторов подается сигнал с определенной частотой. Так, например, можно в качестве отметчика времени использовать сигнал с частотой 100 Гц: это значит, что он будет появляться на осциллограмме 100 раз в секунду, т. е. через каждые 10 мс.
При различных скоростях съемки необходимо пользоваться разными отметчиками времени. На больших скоростях (500 мм/с и выше) обычно записывают с отметчиком 1000 Гц, т. е. расстояние между двумя соседними вершинами колебаний отметчика соответствует времени 0,001 с; при малых скоростях съемки—100 Гц, т. е. расстояние между двумя соседними колебаниями соответствует времени 0,01 с. Можно записывать осциллограмму одновременно с двумя отметчиками. В таком случае счет сотых долей секунды ведется по отметчику времени 100 Гц, а определение длительности, меньшей, чем сотая доля секунды, — по отметчику 1000 Гц.
Рис. 5. Фрагменты осциллограмм гласного а из фразы Саша спит, снятые при скорости движения кинопленки 1000 и 2000 мм/с.
Отметчик времени—1000 Гц, что позволяет очень точно измерить не только длительность звука, но и длительность каждого периода, входящего в звук. Видно, что при скорости 2000 мм/с рисунок периода получается более растянутым, что позволяет более точно его измерить.
Обратите внимание на то, что при съемке со скоростью 1000 мм/с 5, 6 и 7 периоды гласного как будто бы более «узкие», что должно свидетельствовать об изменении частоты на этом отрезке звучания. Однако при анализе осциллограммы того же гласного, снятого со скоростью 2000 мм/с мы этого не замечаем — 5, 6 и 7 периоды не изменяются столь значительно. Перед нами пример, говорящий о необходимости обязательной записи отметчика времени: и в том и в другом случае длительность этих периодов — около 9 мс (проверьте по осциллограмме!), тогда \ак скорость протяжки кинопленки в первом случае несколько замедлилась на участке, соответствующем 5, 6 и 7 периодам.
После выбора вибратора и определения скорости записи осциллограммы остается установить амплитуду звукового сигнала. Величина амплитуды контролируется визуально, на экране осциллографа, по отклонению светового пятна от нулевой линии. Это отклонение не должно выходить за пределы экрана, а если записываются одновременно кривые с двух шлейфов, то амплитуды должны быть установлены так, чтобы эти кривые не пересекались. Амплитуда регулируется путем изменения уровня воспроизведения на магнитофоне.
Отметчик времени, как правило, располагается в нижней части экрана1; на осциллограмме он будет находиться тогда внизу, если держать кинопленку эмульсионной стороной к себе (начало записи—слева).