Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Общие замечания о звуковом строе языка
Реальные характеристики звуковых единиц

Идет ли речь об артикуляционных, акустических или перцептивных свойствах звуковых единиц, реальные характеристики звуковых единиц не могут быть полу­чены умозрительным путем. Как всякие явления объек­тивной действительности, звуковые единицы исследуют­ся при помощи специальных методов и при­боров. Это позволяет получить объективные харак­теристики звуковых единиц. Объективное изучение звуковых единиц, обеспечивающих общение при помощи языка, является задачей экспериментальной фо­нетики. Иногда это направление называют инстру­ментальной, или аппаратурной, фонетикой, однако первое название лучше вскрывает сущность ме­тодов исследования. Дело не просто в использовании приборов, но в такой постановке эксперимента, которая связана с основным вопросом —вопросом о соотноше­нии физических свойств звуковых единиц с функцио­нальными.

1 Артикуляционный аспект называют также и анатомофизиологическим.

Каждая звуковая единица может быть охарактери­зована по следующим признакам:

1) функциональные свойства, т. е. способ­ность участвовать в образовании значимых единиц язы­ка (морфем, слов и т. д.). Например, гласный а участ­вует в образовании звуковой оболочки слова сан, в раз­личении этой звуковой оболочки от звуковых оболочек слов сон, сын и т. д. Описать функциональные свойства гласного а — это значит описать особенности его употребления в языке. Под употреблением будем понимать не только использование в разных словах, но и в разных фонетических положениях, возможных в русском языке (например, в ударном и безударном сло­ге, в соседстве с твердым или мягким согласным и т. д.). Так, например, в ударном слоге гласные а и о выступа­ют как равноправные функциональные единицы, а в безударном слоге гласный о, как правило, употребляться не может, тогда как для гласного а таких ограниче­ний нет.

2) фонетические свойства, т. е. артикуляторные, акустические и перцептивные характеристики данной звуковой единицы. Наличие фонетического раз­личия между двумя звуковыми единицами является обязательным условием для функционального различия: так, гласные а и о могут использоваться как разные функциональные единицы потому, что они произносятся, звучат и воспринимаются по-разному. Однако не каж­дое фонетическое различие является свидетельством раз­личия функционального: так, гласные а в словах сад и сядь [сат], [с'ат']. З различаются и в артикуляции, и в звучании, и при восприятии, но являются одной и той же функциональной единицей.

Между разными фонетическими характеристиками существуют сложные отношения. Рассмотрим, как мо­жет возникать эта сложность.

а) Два звука различаются между собой артикуля-ционно, но не различаются акустически и при восприя­тии, как например согласные б и б' в словах бал и бить: они артикуляторно различны, но их акустические свой­ства одинаковы, и на слух (если экспериментальным путем выделить и прослушать их звучание, отделив эти согласные от слова, в составе которого они произносят­ся) они также не различаются.

б) Два звука различаются артикуляторно и акусти­чески, но не различаются при восприятии их. Так, на­пример, согласные с в словах суд и сад артикулируют­ся по-разному: первый с округлением и выпячиванием губ, вызванным артикуляцией следующего гласного, а второй без округления и выпячивания. Это артикуля­торное различие приводит и к сильным акустическим различиям между двумя согласными, однако при вос­приятии эти два звука оцениваются как один и тот же.

Какие именно фонетические различия являются условием функциональных различий — один из интерес­нейших вопросов в изучении звукового строя языка.