Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Общие замечания о звуковом строе языка
Реальные характеристики звуковых единиц
Идет ли речь об артикуляционных, акустических или перцептивных свойствах звуковых единиц, реальные характеристики звуковых единиц не могут быть получены умозрительным путем. Как всякие явления объективной действительности, звуковые единицы исследуются при помощи специальных методов и приборов. Это позволяет получить объективные характеристики звуковых единиц. Объективное изучение звуковых единиц, обеспечивающих общение при помощи языка, является задачей экспериментальной фонетики. Иногда это направление называют инструментальной, или аппаратурной, фонетикой, однако первое название лучше вскрывает сущность методов исследования. Дело не просто в использовании приборов, но в такой постановке эксперимента, которая связана с основным вопросом —вопросом о соотношении физических свойств звуковых единиц с функциональными.
1 Артикуляционный аспект называют также и анатомофизиологическим.
Каждая звуковая единица может быть охарактеризована по следующим признакам:
1) функциональные свойства, т. е. способность участвовать в образовании значимых единиц языка (морфем, слов и т. д.). Например, гласный а участвует в образовании звуковой оболочки слова сан, в различении этой звуковой оболочки от звуковых оболочек слов сон, сын и т. д. Описать функциональные свойства гласного а — это значит описать особенности его употребления в языке. Под употреблением будем понимать не только использование в разных словах, но и в разных фонетических положениях, возможных в русском языке (например, в ударном и безударном слоге, в соседстве с твердым или мягким согласным и т. д.). Так, например, в ударном слоге гласные а и о выступают как равноправные функциональные единицы, а в безударном слоге гласный о, как правило, употребляться не может, тогда как для гласного а таких ограничений нет.
2) фонетические свойства, т. е. артикуляторные, акустические и перцептивные характеристики данной звуковой единицы. Наличие фонетического различия между двумя звуковыми единицами является обязательным условием для функционального различия: так, гласные а и о могут использоваться как разные функциональные единицы потому, что они произносятся, звучат и воспринимаются по-разному. Однако не каждое фонетическое различие является свидетельством различия функционального: так, гласные а в словах сад и сядь [сат], [с'ат']. З различаются и в артикуляции, и в звучании, и при восприятии, но являются одной и той же функциональной единицей.
Между разными фонетическими характеристиками существуют сложные отношения. Рассмотрим, как может возникать эта сложность.
а) Два звука различаются между собой артикуля-ционно, но не различаются акустически и при восприятии, как например согласные б и б' в словах бал и бить: они артикуляторно различны, но их акустические свойства одинаковы, и на слух (если экспериментальным путем выделить и прослушать их звучание, отделив эти согласные от слова, в составе которого они произносятся) они также не различаются.
б) Два звука различаются артикуляторно и акустически, но не различаются при восприятии их. Так, например, согласные с в словах суд и сад артикулируются по-разному: первый с округлением и выпячиванием губ, вызванным артикуляцией следующего гласного, а второй без округления и выпячивания. Это артикуляторное различие приводит и к сильным акустическим различиям между двумя согласными, однако при восприятии эти два звука оцениваются как один и тот же.
Какие именно фонетические различия являются условием функциональных различий — один из интереснейших вопросов в изучении звукового строя языка.