Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Общие замечания о звуковом строе языка
Соотношение артикуляционных и акустических характеристик

В истории фонетики вопрос о том, что важнее изу­чать— артикуляцию речи или ее звучание, — дебатиру­ется давно. Сторонники артикуляционного описания рас­суждают следующим образом: человек, учась говорить, учится производить определенные движения языком, губами и т. д. Только таким образом он может овладеть звучащей речью — без артикуляции она невозможна, поэтому артикуляция первична и именно артикуляторное изучение — важнейший аспект фонетической науки. Если человек, овладевающий языком (родным — в детстве — или не родным), что-то произносит неправильно, то можно исправить его ошибку, подсказав, как он дол­жен изменить артикуляцию.

Нужно иметь также в виду, что все описания самых разных звуковых систем первоначально строились на анализе артикуляций, так как многие артикуляционные характеристики можно наблюдать и без специальных приборов.

Однако с развитием техники акустического анализа звуков все большее число исследователей склоняется к тому, что именно акустические характеристики речи наи­более важны: ведь если говорить о языке как средстве общения, то это последнее осуществляется именно с по­мощью звуков. Поэтому многие ученые считают аку­стическое изучение речи наиболее важным.

В современной фонетике этот вопрос решается на основе учета тесной связи, существующей реально между артикуляционными и акустическими характеристика­ми речи. Само собой разумеется, что любое звучание обусловлено артикуляционно — эта обусловленность, эта связь двух аспектов речи настолько велика, что стало возможным создание «акустической теории речеобразования», на основе которой возможно предсказание подробной акустической картины речевого сигнала, ис­ходя из его артикуляционной характеристики.

Исследование акустических свойств звуковых единиц сделало возможным создание искусственной, синтезиро­ванной «речи»: такая речь продуцируется специальными приборами, которые могут создавать звуки, слоги, слова и целые высказывания, похожие на человеческую речь.

Таким образом, мы должны учитывать тесную связь, существующую между артикуляционным и акустическим аспектом звуковых единиц, а не проти­вопоставлять их.