Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Общие замечания о звуковом строе языка
Соотношение артикуляционных и акустических характеристик
В истории фонетики вопрос о том, что важнее изучать— артикуляцию речи или ее звучание, — дебатируется давно. Сторонники артикуляционного описания рассуждают следующим образом: человек, учась говорить, учится производить определенные движения языком, губами и т. д. Только таким образом он может овладеть звучащей речью — без артикуляции она невозможна, поэтому артикуляция первична и именно артикуляторное изучение — важнейший аспект фонетической науки. Если человек, овладевающий языком (родным — в детстве — или не родным), что-то произносит неправильно, то можно исправить его ошибку, подсказав, как он должен изменить артикуляцию.
Нужно иметь также в виду, что все описания самых разных звуковых систем первоначально строились на анализе артикуляций, так как многие артикуляционные характеристики можно наблюдать и без специальных приборов.
Однако с развитием техники акустического анализа звуков все большее число исследователей склоняется к тому, что именно акустические характеристики речи наиболее важны: ведь если говорить о языке как средстве общения, то это последнее осуществляется именно с помощью звуков. Поэтому многие ученые считают акустическое изучение речи наиболее важным.
В современной фонетике этот вопрос решается на основе учета тесной связи, существующей реально между артикуляционными и акустическими характеристиками речи. Само собой разумеется, что любое звучание обусловлено артикуляционно — эта обусловленность, эта связь двух аспектов речи настолько велика, что стало возможным создание «акустической теории речеобразования», на основе которой возможно предсказание подробной акустической картины речевого сигнала, исходя из его артикуляционной характеристики.
Исследование акустических свойств звуковых единиц сделало возможным создание искусственной, синтезированной «речи»: такая речь продуцируется специальными приборами, которые могут создавать звуки, слоги, слова и целые высказывания, похожие на человеческую речь.
Таким образом, мы должны учитывать тесную связь, существующую между артикуляционным и акустическим аспектом звуковых единиц, а не противопоставлять их.