Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Общие замечания о звуковом строе языка
Исследование восприятия звуковых единиц

Глубокие связи между артикуляторным и акустиче­ским аспектом звуковых единиц вскрывает исследова­ние их восприятия.

Изучение особенностей восприятия речи по срав­нению с восприятием других звуков показывает, что между тем и другим существует принципиальная раз­ница. Звуки речи обладают очень «невыгодными» ха­рактеристиками по сравнению с другими звуками: дли­тельность их очень мала, качество звучания очень неустойчиво и зависит от большого числа внешних причин, громкость тоже изменяется в очень сильных пределах. Можно предположить, что и восприятие звуков речи должно быть хуже, чем неречевых звуков. Однако это не так. Оказывается, что по сравнению с любыми другими звуками речевые сигналы опознаются чрезвычайно хорошо. Этот факт приводит к мысли о том, что при восприятии звуков речи вступают в дейст­вие какие-то особые механизмы, какая-то дополнительная «помощь» обычному слуховому анализу. Было выска­зано предположение, согласно которому эти особые ме­ханизмы восприятия речевых сигналов определяются тем, что человек, слыша тот или иной звук речи, может представить, какая именно нужна артикуляция для того, чтобы произвести такой звук.

1 См.: Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.

Разумеется, эти процессы не контролируются созна­нием, - они характеризуют именно механизмы обра­ботки звукового сигнала. Целый ряд экспериментов по­казал, что в тех случаях, когда возможность артикуляторной интерпретации слышимого звука затруднена, его восприятие резко ухудшается. Наоборот, даже при вос­приятии неречевых звуковых сигналов, если появляется возможность соотнести их с какими-то артикуляцион­ными движениями, возможности слуховой оценки зна­чительно улучшаются.

Для лингвиста наиболее важным является тот факт, что взаимосвязь и взаимообусловленность артикуляци­онной и акустической стороны речи есть то, что харак­теризует специфику именно речевого сигнала. По от­ношению к функциональным, собственно лингвистиче­ским характеристикам звуковых единиц и артикуляци­онные, и акустические их свойства являются лишь двумя проявлениями способа их физической организации. Одним из важнейших факторов, влияющих на восприя­тие звуковых единиц, являются их функциональные свойства, т. е. участие в образовании звуковых оболо­чек значимых единиц языка (морфем, слов) и в разли­чении этих единиц. Функциональные свойства звуковых единиц определяются системой языка, на котором гово­рит данный человек. Эти функциональные свойства влияют на восприятие звуковых единиц, следовательно, можно утверждать, что восприятие определяется как артикуляционно-акустическими, так и функциональны­ми характеристиками. Объяснить развитие звукового строя языка можно лишь в том случае, если мы опре­делим, каким образом взаимодействуют между собой артикуляционно-акустические и функ­циональные свойства речи.

В пособии основное внимание уделяется акусти­ческим и перцептивным свойствам звуковых единиц. Это связано как с большими успехами в изучении соответствующих свойств звуковых единиц в по­следние десятилетия, так и с возможностью по-новому оценить некоторые традиционные сведения относительно артикуляционных характеристик речи, приводимые обычно в учебниках и учебных пособиях. Связь и взаи­модействие между артикуляционными и акустическими свойствами рассматривается на конкретном примере звукового строя современного русского языка.