Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Общие замечания о звуковом строе языка
Краткие сведения из истории развития экспериментальной фонетики русского языка
Экспериментально-фонетические исследования в области русского языка начались около столетия назад. В 1884 г. один из известных русских филологов, представитель Казанской лингвистической школы В. А. Бо-городицкий (1857—1941) опубликовал исследование «Гласные без ударения в общерусском- языке» (Казань, 1884), в котором были использованы самые совершенные для того времени приемы регистрации работы губ и голосовых связок. В дальнейшем В. А. Богородицкий издает целый ряд работ по экспериментальной фонетике, озаглавив их «Заметки по экспериментальной фонетике» (Вып. I—VII. Казань — Спб., 1896—1907). В 1930 г. было опубликовано обобщающее исследование этого замечательного русского лингвиста «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных» (Казань, 1930).
В конце, прошлого — начале нашего века в отечественной фонетической литературе появляется большое количество исследований, в которых описываются акустические и артикуляционные свойства звуков речи.
Фонетические лаборатории, созданные при Казанском и Петроградском университетах, становятся хорошо оборудованными научными центрами, во главе которых стоят крупнейшие лингвисты — В. А. Богородицкий в Казани и Л. В. Щерба (1880—1944) в Петрограде. Изучение фонетических явлений при помощи специальных методов сочеталось у этих ученых с тщательным слуховым анализом материала. В 1912 г. появляется работа Л. В. Щербы «Русские гласные в качественном и количественном отношении», которая легла в основу всех последующих фонетических исследований ученого и его учеников. Эта книга не потеряла своего значения и для нашего времени, несмотря на несовершенство аппаратуры того времени.
Прекрасным фонетическим слухом обладал известный русский филолог А. И. Томсон (1860—1935), долгие годы работавший в Одессе. Наблюдения, сделанные этим ученым, и экспериментально-фонетические сведения, полученные в результате исследований, нашли отражение в работе «Фонетические этюды», опубликованной в «Русском филологическом вестнике» (т. ЫП) в 1905 г. Эта работа во многом сохранила свое научное значение до настоящего времени.
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции началось широкое экспериментально-фонетическое исследование русского языка и языков народов СССР. Во многих городах при научных и учебных центрах создаются специальные лаборатории. Нужно особо подчеркнуть, что эти работы имели большое значение для осуществления языкового строительства в молодом Советском государстве (многие народы СССР до революции не имели письменности, необходимо было создать для них алфавиты, а для этого необходимы были сведения о звуковом строе этих языков).
Теоретические результаты, полученные при анализе звукового строя того или иного языка, использовались как база для теоретических построений", для осмысления сложных процессов, происходящих в языке.
Интерес к речи проявляют и специалисты других областей науки. Так, в эти годы выходит исследование С. Н. Ржевкина «Слух и речь в свете современных физических исследований» (М.— Л., 1936).
Особенно большие успехи в области экспериментального изучения фонетики русского языка были достигнуты после Великой Отечественной войны, особенно в последние два десятилетия. Это связано с техническим прогрессом, позволившим применить самые совершенные методы исследования, с возросшим интересом к русскому языку во всем мире, а также и с возникновением целого ряда новых задач, для решения которых необходимы объективные и точные сведения о звуковых характеристиках русского языка.
Сейчас во многих городах Советского Союза существуют крупные и хорошо оснащенные фонетические лаборатории. Лаборатория экспериментальной фонетики Ленинградского университета носит имя Л. В. Щербы. В ней проводятся исследования фонетики русского языка, языков народов СССР и некоторых языков мира с применением современной анализирующей аппаратуры.
Лаборатория Казанского университета широко известна новыми экспериментальными исследованиями в области фонетических особенностей диалектов русского языка. Крупнейшие экспериментально-фонетические лаборатории существуют и в Москве — это фонетическая лаборатория Института русского языка АН СССР, Лаборатория экспериментальной фонетики Московского университета, Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи I МГПИИЯ им. М. Тореза. Крупные фонетические лаборатории созданы во всех республиках Советского Союза, во многих городах РСФСР.
Звуковые характеристики русской речи исследуют не только лингвисты. Физиологи создали одну из наиболее совершенных установок по изучению артикуляционных движений, разрабатывают сложную и эффективную методику исследования восприятия речи человеком. Этот центр изучения физиологии речи находится в Ленинграде, в Институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР.
В Новосибирске, в Институте математики Сибирского отделения АН СССР, существует уже около пятнадцати лет Лаборатория речи, в которой исследуются статистические характеристики русской речи, проводятся опыты по осуществлению общения человека с вычислительной машиной при помощи речи. Точному описанию особенностей звучащей речи посвящены книги известных советских исследователей М. А. Сапожкова «Речевой сигнал в кибернетике и связи» (М., 1963), Г. И. Цемеля «Опознавание речевых сигналов» (М., 1971) и др.
Русский язык обладает сложной звуковой системой, и это привлекает к нему внимание тех ученых, которые занимаются построением общей теории звуков речи. Так, например, известный шведский ученый Г. Фант опубликовал в начале шестидесятых годов исследование «Акустическая теория речеобразования», построенное на материале русской звуковой системы (книга опубликована в переводе в нашей стране в 1964 г.). Ныне эта работа Г. Фанта стала классической, она используется всеми специалистами по фонетике.
В нашей стране систематически публикуются исследования лингвистов, занимающихся экспериментальным изучением фонетики русского языка. Так, например, в 1962 г. Л. В. Златоустова опубликовала монографию «Фонетическая структура слова в потоке речи» (Казань, 1962). Ежегодно выходит большое количество работ, в которых рассматриваются фонетические свойства русского языка, выявляемые при экспериментальном анализе речи.,
Можно смело сказать, что экспериментально-фонетическое исследование русского языка, имеющее давнюю и славную научную традицию, - достигло в настоящее время больших успехов. Чтобы понять и оценить эти успехи, необходимо изучить основы экспериментально-фонетического анализа и познакомиться с наиболее простыми фонетическими характеристиками. Именно это и должно дать настоящее учебное пособие, рассказывающее о звуковом строе русского языка, опираясь на экспериментально-фонетические данные.
Основные выводы
1. Важнейшей особенностью языка как средства общения между людьми является его звуковой характер.
2. Звуковые единицы каждого языка могут быть охарактеризованы как с точки зрения образования (артикуляционные свойства), так и с точки зрения звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства).
3. Артикуляционные, акустические и перцептивные свойства звуковых единиц могут быть выявлены при объективном экспериментально-фонетическом анализе звучащей речи. С лингвистической точки зрения важно соотношение между полученными объективными характеристиками звуковых единиц и их функцией в языке.
4. При определении соотношения артикуляционных и акустических свойств речевых единиц выявляется их тесная связь и взаимообусловленность.
5. Исследование восприятия речевых единиц обнаруживает, что они воспринимаются не так, как любые другие звуки, и что это объясняется как способностью человека, слышащего речевой звук речи, «преобразовывать» его в соответствующие ему артикуляции, так и функциональными свойствами речевых звуковых единиц.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
А в а н е с о в Р.- И. Фонетика современного русского литгратур-ного языка. Изд-во МГУ, 1956.
Зин дер Л. Р. Общая фонетика. Изд-во ЛГУ, 1960.
Чистович Л. А., Кожевников В. А. и др. Речь. Артикул ляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965.
М а с л о в Ю. С. Введение в языкознание. М-., «Высшая школа», 1975.