Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Общие замечания о звуковом строе языка
Краткие сведения из истории развития экспериментальной фонетики русского языка

Экспериментально-фонетические исследования в об­ласти русского языка начались около столетия назад. В 1884 г. один из известных русских филологов, пред­ставитель Казанской лингвистической школы В. А. Бо-городицкий (1857—1941) опубликовал исследование «Гласные без ударения в общерусском- языке» (Казань, 1884), в котором были использованы самые совершен­ные для того времени приемы регистрации работы губ и голосовых связок. В дальнейшем В. А. Богородицкий издает целый ряд работ по экспериментальной фонети­ке, озаглавив их «Заметки по экспериментальной фоне­тике» (Вып. I—VII. Казань — Спб., 1896—1907). В 1930 г. было опубликовано обобщающее исследование этого замечательного русского лингвиста «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных» (Казань, 1930).

В конце, прошлого — начале нашего века в отече­ственной фонетической литературе появляется большое количество исследований, в которых описываются аку­стические и артикуляционные свойства звуков речи.

Фонетические лаборатории, созданные при Казан­ском и Петроградском университетах, становятся хоро­шо оборудованными научными центрами, во главе ко­торых стоят крупнейшие лингвисты — В. А. Богородиц­кий в Казани и Л. В. Щерба (1880—1944) в Петрограде. Изучение фонетических явлений при помощи специаль­ных методов сочеталось у этих ученых с тщательным слуховым анализом материала. В 1912 г. появляется ра­бота Л. В. Щербы «Русские гласные в качественном и количественном отношении», которая легла в основу всех последующих фонетических исследований ученого и его учеников. Эта книга не потеряла своего значения и для нашего времени, несмотря на несовершенство аппаратуры того времени.

Прекрасным фонетическим слухом обладал извест­ный русский филолог А. И. Томсон (1860—1935), дол­гие годы работавший в Одессе. Наблюдения, сделанные этим ученым, и экспериментально-фонетические сведе­ния, полученные в результате исследований, нашли от­ражение в работе «Фонетические этюды», опубликован­ной в «Русском филологическом вестнике» (т. ЫП) в 1905 г. Эта работа во многом сохранила свое научное значение до настоящего времени.

После свершения Великой Октябрьской социалисти­ческой революции началось широкое экспериментально-фонетическое исследование русского языка и языков на­родов СССР. Во многих городах при научных и учебных центрах создаются специальные лаборатории. Нужно особо подчеркнуть, что эти работы имели большое зна­чение для осуществления языкового строительства в молодом Советском государстве (многие народы СССР до революции не имели письменности, необходимо было создать для них алфавиты, а для этого необходимы были сведения о звуковом строе этих языков).

Теоретические результаты, полученные при анализе звукового строя того или иного языка, использовались как база для теоретических построений", для осмысления сложных процессов, происходящих в языке.

Интерес к речи проявляют и специалисты других областей науки. Так, в эти годы выходит исследование С. Н. Ржевкина «Слух и речь в свете современных фи­зических исследований» (М.— Л., 1936).

Особенно большие успехи в области эксперимен­тального изучения фонетики русского языка были до­стигнуты после Великой Отечественной войны, особенно в последние два десятилетия. Это связано с техническим прогрессом, позволившим применить самые совершен­ные методы исследования, с возросшим интересом к русскому языку во всем мире, а также и с возникнове­нием целого ряда новых задач, для решения которых необходимы объективные и точные сведения о звуковых характеристиках русского языка.

Сейчас во многих городах Советского Союза сущест­вуют крупные и хорошо оснащенные фонетические лабо­ратории. Лаборатория экспериментальной фонетики Ленинградского университета носит имя Л. В. Щербы. В ней проводятся исследования фонетики русского язы­ка, языков народов СССР и некоторых языков мира с применением современной анализирующей аппаратуры.

Лаборатория Казанского университета широко из­вестна новыми экспериментальными исследованиями в области фонетических особенностей диалектов русского языка. Крупнейшие экспериментально-фонетические ла­боратории существуют и в Москве — это фонетическая лаборатория Института русского языка АН СССР, Ла­боратория экспериментальной фонетики Московского уни­верситета, Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи I МГПИИЯ им. М. Тореза. Крупные фонетические лаборатории созданы во всех республи­ках Советского Союза, во многих городах РСФСР.

Звуковые характеристики русской речи исследуют не только лингвисты. Физиологи создали одну из наи­более совершенных установок по изучению артикуля­ционных движений, разрабатывают сложную и эффектив­ную методику исследования восприятия речи человеком. Этот центр изучения физиологии речи находится в Ле­нинграде, в Институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР.

В Новосибирске, в Институте математики Сибир­ского отделения АН СССР, существует уже около пят­надцати лет Лаборатория речи, в которой исследуются статистические характеристики русской речи, про­водятся опыты по осуществлению общения человека с вычислительной машиной при помощи речи. Точному описанию особенностей звучащей речи посвящены книги известных советских исследователей М. А. Сапожкова «Речевой сигнал в кибернетике и связи» (М., 1963), Г. И. Цемеля «Опознавание речевых сигналов» (М., 1971) и др.

Русский язык обладает сложной звуковой системой, и это привлекает к нему внимание тех ученых, которые занимаются построением общей теории звуков речи. Так, например, известный шведский ученый Г. Фант опубликовал в начале шестидесятых годов исследование «Акустическая теория речеобразования», построенное на материале русской звуковой системы (книга опубли­кована в переводе в нашей стране в 1964 г.). Ныне эта работа Г. Фанта стала классической, она используется всеми специалистами по фонетике.

В нашей стране систематически публикуются иссле­дования лингвистов, занимающихся экспериментальным изучением фонетики русского языка. Так, например, в 1962 г. Л. В. Златоустова опубликовала монографию «Фонетическая структура слова в потоке речи» (Ка­зань, 1962). Ежегодно выходит большое количество ра­бот, в которых рассматриваются фонетические свойства русского языка, выявляемые при экспериментальном анализе речи.,

Можно смело сказать, что экспериментально-фонети­ческое исследование русского языка, имеющее давнюю и славную научную традицию, - достигло в настоящее время больших успехов. Чтобы понять и оценить эти успехи, необходимо изучить основы экспериментально-фонетического анализа и познакомиться с наиболее простыми фонетическими характеристиками. Именно это и должно дать настоящее учебное пособие, расска­зывающее о звуковом строе русского языка, опираясь на экспериментально-фонетические данные.

Основные выводы

1. Важнейшей особенностью языка как средства об­щения между людьми является его звуковой характер.

2. Звуковые единицы каждого языка могут быть охарактеризованы как с точки зрения образования (артикуляционные свойства), так и с точки зрения звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства).

3. Артикуляционные, акустические и перцептивные свойства звуковых единиц могут быть выявлены при объективном экспериментально-фонетическом анализе звучащей речи. С лингвистической точки зрения важно соотношение между полученными объективными харак­теристиками звуковых единиц и их функцией в языке.

4. При определении соотношения артикуляционных и акустических свойств речевых единиц выявляется их тесная связь и взаимообусловленность.

5. Исследование восприятия речевых единиц обнару­живает, что они воспринимаются не так, как любые другие звуки, и что это объясняется как способностью человека, слышащего речевой звук речи, «преобразовы­вать» его в соответствующие ему артикуляции, так и функциональными свойствами речевых звуковых единиц.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А в а н е с о в Р.- И. Фонетика современного русского литгратур-ного языка. Изд-во МГУ, 1956.

Зин дер Л. Р. Общая фонетика. Изд-во ЛГУ, 1960.

Чистович Л. А., Кожевников В. А. и др. Речь. Артикул ляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965.

М а с л о в Ю. С. Введение в языкознание. М-., «Высшая школа», 1975.