Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Общие акустические свойства звуков речи
Звуки речи являются разновидностью звуков, существующих в природе и воспринимаемых человеческим ухом. Свойства звуков являются предметом изучения специального раздела физики — акустики (от греч. ахоисо — слушаю, слышу).
Звук речи, как и всякий другой звук, является'результатом воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды. Источником, возбуждающим эти колебания, может быть и колеблющееся тело (струна музыкального инструмента), и сильный поток воздуха, проходящего через узкое отверстие (шум пара, выходящего из парового котла), и удар твердого тела о какую-либо поверхность (удар молота по твердому предмету).
В акустике исследуют характеристики самих колебательных движений, зависящих от свойств источника звука, и те ощущения, которые возникают у человека, слышащего те или иные звуки. Как показывают результаты исследований, слуховая оценка свойств звука не всегда совпадает с его объективными характеристиками. Это обстоятельство нужно учитывать при изучении акустических свойств звуков речи.
Рассмотрим некоторые основные свойства источников звука и то, каким образом эти свойства влияют на слуховую оценку звуков человеком.
Частота колебаний и высота звука
Представим себе колеблющуюся струну в качестве источника звука. Натянутая струна, приводимая в состояние колебания, совершает полное колебательное движение, отклоняясь от положения покоя в одну сторону,, возвращаясь опять в положение покоя, отклоняясь от него в другую сторону и снова возвращаясь в положение покоя. В зависимости от скорости колебательных движений струны возникают звуки с разной частотой: медленные колебания струны производят звуки с низкой частотой, быстрые — звуки с высокой частотой. Чтобы измерить частоту звука, обычно определяют, сколько колебательных движений производит источник звука в одну секунду. Единица, служащая для измерения частоты, называется герц. Когда о звуке говорят, что его частота 100 Гц, это значит, что источник данного звука совершает колебательные движения со скоростью 100 полных колебаний в секунду.
Звуки с малой частотой мы воспринимаем как низкие (басовые звуки музыкальных инструментов, гул двигателя корабля или самолета); звуки с большой частотой — как звуки высокие (пение птиц, свист пара, выпускаемого из парового котла). Однако увеличение частоты колебаний, например, вдвое вовсе не обязательно приведет к тому, что получаемый таким образом звук мы будем оценивать как вдвое более высокий. Если взять за единицу отсчета звук с частотой 1000 Гц, то звук с частотой 100 Гц оценивается человеческим ухом как более низкий по сравнению с первым, но не в десять раз (соответственно их частотным характеристикам), а всего в пять; звук же с частотой в 10000 Гц по сравнению со звуком 1000 Гц оценивается как более высокий, но не в десять раз, а всего в 3 раза.
Таким образом, три звука, обладающие частотой 100, 1000 и 10000 Гц, по объективным характеристикам различаются гораздо больше, чем при их оценке слухом. Об этом, нужно помнить, рассматривая данные об объективных характеристиках звуков, получаемые при помощи измерительной аппаратуры.
Сила и громкость звука
Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебательных движений, которые вызывают последовательные сгущения и разрежения воздуха, т. е. изменения воздушного давления по сравнению с атмосферным — увеличение или уменьшение его. Звуковое давление, как и всякое давление, измеряется силой, действующей на единицу площади. Сила звука оценивается слухом как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости, уменьшение—к ослаблению ее. При средней громкости разговора звуковое давление равно примерно 1 дин1, на 1 см2.
При изучении воздействия звуков разной силы на слуховую систему определены так называемые пороги: порогом слышимости называют такое значение звукового давления, при котором звук еле слышится и при уменьшении которого звук вообще перестает слышаться. При постепенном увеличении звукового давления громкость звука возрастает до тех пор, пока не перейдет в ощущение боли: это значение звукового давления принято называть порогом болевого ощущения. Если изменять силу звука, обладающего частотой в 1000 Гц, от порога слышимости до порога болевого ощущения, то окажется, что звуковое давление в этом случае изменяется приблизительно в 3 000 000 раз! Естественно, что измерение силы звука в абсолютных единицах затруднительно, поскольку значения звукового давления могут изменяться так сильно: это все равно, что определять размеры бактерий и млекопитающих в одних и тех же единицах! В акустике используют относительные единицы, сравнивая звуковое давление, характеризующее данный звук, с некоторыми условными значениями (например, со звуковым давлением, возникающим при образовании звука с частотой 1000 Гц, когда он находится на пороге слышимости). Единицей измерения интенсивности является децибел. Так, для звука 1000 Гц уровень силы звука, соответствующего порогу слышимости, равен 0 дБ, а уровень, соответствующий порогу болевого ощущения, — 130 дБ.
Заметим, что человеческое ухо по-разному оценивает громкость звуков, обладающих разной частотой: при одном и том же звуковом давлении звуки с частотой 1000—3000 Гц слышны лучше, оцениваются как более громкие, чем звуки с частотой 100—200 Гц.
1 Единица силы, которая массе тела в 1 г сообщает ускорение в 1 см/с2, называется диной (дин), а давление измеряется в динах на квадратный сантиметр (дин'/см2).
Время звучания и длительность звука
Звуки речи, как и другие звуки, различаются друг от друга и по времени звучания: одни из них могут продолжаться большее время, другие, — меньшее. Длительность звуков речи измеряют в тысячных долях секунды— миллисекундах (мс). Так, длительность ударного гласного а в слове сад, произнесенном в нормальном (т. е. не очень быстром и не очень медленном) темпе, будет составлять приблизительно 250—300 мс, длительность второго предударного а в слове садовод — около 60 мс. Специальные опыты показывают, что человеческое ухо может замечать очень тонкие различия в длительности звуков, и эта особенность используется в звуковой системе языка. Опытным путем установлена так называемая постоянная времени человеческого слуха, т. е. такая минимальная длительность звука, при которой ухо может успеть проанализировать, «узнать» этот звук. Эта величина равняется приблизительно 30—50 мс.
Спектр звука и тембр
Звуки возникают в результате простых или сложных колебательных движений. Примером сложного звука может быть пример с той же колеблющейся струной. Если мы приведем струну в состояние колебания, то получим самую низкую частоту, которую струна может издавать. Эта частота называется основной частотой или частотой источника. •Прикоснувшись к средней части струны, приведем ее в состояние колебаний. В результате услышим звук, который в два раза выше основного тона. Он образуется вследствие того, что каждая из двух половинок струны колеблется отдельно, и при этом частота колебаний в два раза больше, чем частота колебаний всей струны. Практически струна совершает не только колебания с основной частотой, но и с частотой в два, три, четыре, пять и т. д. раз более высокой, чем основная частота. Образующиеся в результате этих колебаний тоны называются обертонами или гармониками основного тона; их основное свойство заключается в том, что частота их всегда в кратное число раз выше частоты основного тона, а интенсивность тем слабее, чем выше частота.
Голосовые связки человека, которые можно сравнить с колеблющимися струнами, совершают именно такие сложные колебания.
Таким образом, одна из причин возникновения сложных звуков — наличие сложных колебательных движений, образующих как основной тон, так и обертоны.
Для того чтобы понять другую причину возникновения сложных звуков, нужно обратиться к явлению резонанса. Ранее уже говорилось о том, что источником звуков могут быть колебания самых разных тел. В частности, многие из музыкальных инструментов основаны на движении воздушных столбов, содержащихся в трубах, или на движении масс воздуха, содержащихся в сосудах определенной формы (флейта, дудка, орган и т. д.). Объем воздуха, заключенный в полое тело, имеет всегда собственные частотные характеристики, т. е. имеет собственную частоту колебаний. Если к этому полому телу поднести какое-либо звучащее тело, частота колебаний которого совпадает с его собственной частотой, то звук станет намного громче, так как воздух, заключенный в этот объем, начинает колебаться с собственной частотой и усиливает громкость исходного звука. Такое полое тело называют обычно резонатором. Собственная частота резонатора может совпадать или с частотой источника звука или же с каким-нибудь из обертонов. В первом случае усиливается основной тон, во втором — один из обертонов. Так, сложный звук, содержащий основной тон и обертоны, может значительно измениться по качеству, если один из обертонов будет усилен несоответственно своей частоте (уже говорилось о том, что чем выше частота обертона, тем меньше его интенсивность).
Чтобы охарактеризовать какой-либо сложный звук акустически, необходимо получить представление о частоте его источника, о частоте гармоник основного тона и об относительной интенсивности всех его частотных составляющих (т. е. о том, как основной тон и гармоники относятся друг к другу по интенсивности). Когда получаем эти характеристики звука, то имеем дело со спектром звука.
Такой спектр, представляющий совокупность значений амплитуд гармоник, называется амплитудно-частотным спектром данного колебания. Спектр звука в определенной степени влияет на субъективное восприятие тембра звука.
Когда говорим о колебательных движениях, совершаемых струной, то замечаем, что эти движения могут повторяться одно за другим несколько раз подряд. Такое движение называется периодическим, а звук, получаемый в результате такого движения, — периодическим звуком. Интервал между двумя одинаковыми движениями называют периодом звука. Представим себе, что на середину струны мы укрепили источник света (например, маленькую электрическую лампочку), а затем привели эту струну в состояние колебания. Струна колеблется в темноте, а мимо нее с равномерной скоростью протягиваем светочувствительную бумажную ленту. При этом получаем на ленте графическое изображение простого колебания. Такую кривую принято называть синусоидой. Периодические звуки, получаемые в результате синусоидальных колебаний, называются гармоническими. Примерами гармонических звуков являются уже знакомые нам колебания струн и колебания голосовых связок человека, периодическим-и колебаниями могут быть и незвуковые колебания, например движения маятника.
Как видно, далеко не каждое периодическое колебание является гармоническим. Например, щелканье трещотки через равные и относительно небольшие промежутки времени является периодическим негармоническим сигналом.