Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Объективные характеристики звуковых единиц и методы их анализа
Роль артикуляционного аппарата человека в образовании акустических характеристик
Рассмотрим, каким образом различные участки речевого (артикуляционного) аппарата' человека участвуют в образовании акустических свойств звуков. На рис. 1 схематически изображены органы, принимающие в этом участие. Дыхательные органы, включающие легкие, бронхи и дыхательное горло (трахею), во-первых, служат для передачи звуковых колебаний, возникающих в артикуляционном аппарате, во внешнюю среду: в подавляющем большинстве языков звучащая речь обязательно образуется «а выдохе. Во-вторых, воздушная струя, выходящая из легких, участвует в образовании самих
звуковых колебаний, имеющих различную природу в зависимости от того, каков источник этих колебаний. Источником колебаний при образовании звуков речи могут быть прежде всего голосовые связки. Голосовой источник принимает участие в образовании гласных и всех звонких согласных: колебания голосовых связок образуют основной тон голоса, частота которого зависит и от собственных физических свойств связок • (их длины и толщины: у мужчин, например, связки более длинные и массивные — и основная частота голоса ниже, чем у женщин), и от степени натяжения связок — это дает возможность изменять частоту колебаний связок, т. е. изменять основной тон на протяжении высказывания.
1 Выражения «речевые органы», «произносительные органы», «речевой аппарат», «речевой тракт», которые обычно употребляются, имеют примерно одно и то же значение и все являются условными, так как все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, не являются речевыми по своей первичной физиологической функции.
Рис. 1 Схематическое изображение речевого аппарата человека:
/ — носовая полость, 2 — твердое нёбо, 3 — язык, 4 — щитовидный хрящ, 5 — голосовые связки, 6—трахея, 7 — легкое, 8 — грудина, 9 — пищевод, 10 — кольцеобразный хрящ, 11 — надгортанник, 12 — подъязычная кость, 13—мягкое нёбо (нёбная занавеска). Проход в носовую полость (/) открыт, если мягкое нёбо (13) опущено, как это изображено на рисунке. Такое положение мягкого нёба необходимо для нормального дыхания, а также для произнесения носовых звуков (например, согласных м, м, я, н'). При произнесении ртовых (неноеовых) мягкое нёбо поднято и препятствует прохождению воздуха в полость носа. Язык (3) при образовании звуков речи принимает разнообразную форму и занимает разное положение относительно твердого нёба (2), передних зубов, мягкого нёба. Изменение конфигурации тела языка приводит к образованию различных резонирующих полостей, а также может приводить к образованию шумовых источников.
Голосовые связки (5) расположены ниже резонирующих полостей, так что звук, образуемый голосовыми связками, проходя через полости, подвергается разнообразным преобразованиям.
При образовании звуков с голосовым источником величина периода основного тона меняется довольно значительно за время произнесения каждого звука, так что их только условно можно называть периодическими (см. с. 21). В специальной литературе такие звуки принято называть кваз и периодическими (от лат. quasi— почти, будто бы), а не периодическими, так как на протяжении одного звука величина периода основного тона меняется довольно значительно.
Звук, возникающий в результате колебаний голосовых связок, содержит, кроме основного тона, большое число гармоник. О том, каково качество этого звука, мы не можем судить по непосредственным слуховым впечатлениям, так как обычно слышим не его, а результат его преобразования в надгортанных полостях.
Кроме голоса возможны и другие источники звука, а именно — шумовые источники — турбулентный (от лат. turbo — вихрь) и импульсный (от лат. impulsus — удар, толчок). Турбулентный шум образуется при наличии сужения в каком-либо месте артикуляционного тракта. В результате этого воздушный поток, поступающий из легких по относительно широкому проходу, в месте сужения создает вихревые потоки, вызывающие специфический шум, который мы слышим при образовании таких согласных, как с, ш, х.
Импульсный источник вызывает звук при образовании таких согласных, как п, т, к, когда происходит резкое прерывание воздушной струи, создается избыточное воздушное давление за местом смыкания артикуляционных органов, а затем его внезапный спад при раскрытии смыкания.
Рис. 2. Пример образования сложного звука. Примечание к рисунку. Частота колебаний здесь измеряется килогерцами (1 кГц=1000 Гц).
Спектр источника, т. е. спектр звука, образующегося в результате колебаний голосовых связок, содержит и основной тон (основную частоту) и гармоники (их здесь 14). Такой спектр мы мо'гли бы получить, если бы сумели записать звук, образующийся при колебании голосовых связок, но еще не поступивший в надгортанные полости.
Характеристика передающего тракта — это частотная характеристика звука, который возникает в системе резонаторов при определенном артикуляторном укладе. На этом рисунке для большей наглядности показана так называемая «огибающая» такого спектра, т. е. линия, соединяющая вершины вертикальных столбиков, высота которых пропорциональна интенсивности каждой из частотных составляющих.
Спектр излучаемого звука представлен и огибающей, и частотами составляющих, для того чтобы было видно, как исходный звук преобразуется под влиянием характеристик надгортанных полостей.
При образовании звуков речи действуют или один из этих трех источников, или два, а подчас даже все три: так, при образовании гласных источником звука являются колебания голосовых связок; при образовании глухих щелевых согласных источник звука — турбулентный, а при образовании звонких щелевых согласных участвует и голосовой и турбулентный источник; глухие взрывные согласные образуются при участии импульсного источника звука, а звонкие взрывные — при участии импульсного и при участии голосового источника.
Звуки речи, как известно, являются сложны ми звуками не только потому, что при участии голосового источника в основном тоне содержится много гармоник, но и потому, что в процессе речеобразования мы постоянно сталкиваемся с явлениями резонанса. Надгортанные полости — ртовая, носовая, полость глотки — являются резонаторами, собственные частоты которых могут очень значительно изменяться в зависимости от того, какое положение занимает язык, губы, мягкое нёбо, т. е. в конечном счете — в зависимости от того, какой звук в данный момент произносится.
Источник звука вызывает в системе резонаторов (т. е. в надгортанных полостях) собственные колебания. Следовательно, то, что мы обычно слышим, — это сложный звук, являющийся результатом преобразования звука, возникающего в источнике, резонирующей системой надгортанных полостей. Собственные частоты резонаторов являются наиболее усиленными в акустической картине звука. Эти усиленные частоты называют «ф о р-м антами» звука, так как они формируют специфическое звучание каждого гласного и согласного. На рис. 2 приведен пример образования такого сложного звука. Левый рисунок изображает характеристики колебаний голосовых связок: по горизонтали фиксируется частота, а по вертикали — амплитуда. Как уже было сказано, основной тон является в таком спектре самым сильным, а гармоники — тем слабее, чем выше их частота. На среднем рисунке показаны частотные характеристики системы резонаторов, участвующие в образовании данного звука: видно, что собственные характеристики этих резонаторов таковы: одна из собственных частот лежит ниже 1000 Гц, другая —около 1000 Гц. На третьем рисунке показано, какой звук получается в результате взаимодействия источника и резонаторов: некоторые из гармоник оказываются усиленными — те, которые по частоте близки к собственной частоте резонаторов, т. е. к частоте формант; другие же гармоники и даже основной тон ослабляются под влиянием частотных характеристик резонаторов.
Частоты формант, таким образом, задаются конфигурацией речевого тракта, и свойства источника на них не влияют. Представление о независимости резонансных свойств надгортанных полостей от свойств 'Источника является одним из существеннейших положений современной акустической теории речеобразования. Это положение дает возможность связывать частоты формант только со спецификой артикуляции, т. е. по частотам формант судить о положении артикуляторных органов. С другой стороны, независимость формантных частот от голосового источника означает, что частота форманты не зависит от частоты гармоник источника. Не следует смешивать понятия частоты форманты и номера гармоники. Предположим, что мы произносим какой-то звук, одна из формант которого близка к какой-либо из гармоник основного тона (например, к 6-й). Если повысить вдвое частоту основного тона, то эта форманта будет близка уже не к 6-й, а к 3-й гармонике основного тона.
После необходимых вводных объяснений можно более подробно рассмотреть понятие о тембре звуков речи. Тембром часто называют особенности звучания, которые определяются формантнои структурой данного звука, т. е. числом формант и их частотой. В этом случае можно говорить, что мы различаем разные гласные потому, что они имеют разный тембр. Но с понятием тембра также связывают представление о какой-то специфической окраске звука. В случае звуков речи, например, разным тембром будет характеризоваться один и тот же гласный, произносимый с разной частотой основного тона, — при неизменной формантнои структуре число и частота гармоник будут различны, что, конечно, отражается и на общем звучании: хотя мы слышим тот же гласный, но окраска его будет совсем иная. Употребление одного и того же термина «тембр» для обозначения качества звука и его окраски мешает правильному пониманию существа дела. Поэтому условимся, что при описании качества звуков речи, т. е. тех свойств, по которым мы отличаем один гласный от другого, один согласный от другого, мы будем говорить не о тембре, а о формантнои структуре1.
Формантная структура данного звука определяется, как это видно из самого термина, характеристиками формант. Число формант, существенных для характеристики звуков речи, разными исследователями определяется по-разному. Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой для характеристики каждого звука достаточно четырех формант. При этом первая и вторая форманты имеют большее значение, чем третья и четвертая.
1 Хотя, конечно, в этом случае речь идет о слуховом впечатлгнии, производимом той или иной формантнои структурой.
Форманты в специальной литературе обозначаются латинской буквой F, а номера формант римскими цифрами: FI, FII, Fill, F1V —первая форманта, вторая форманта и т. д. Если хотят сказать о частоте какой-либо форманты, то употребляют соответствующую арабскую цифру справа, внизу от буквы: выражение F2 означает «частота второй форманты».
Форманты нумеруются в порядке возрастания их -частоты: самая низкая форманта, ближе всех расположенная к частоте голосового источника, — FI, затем следует FII, Fill, FIV. Число формант сопоставимо с числом резонансных полостей в речевом тракте, однако нельзя представлять дело так, что каждая форманта связана с определенным резонатором. На самом деле отношения здесь значительно более сложные. Тем не менее удалось установить несколько упрощенное, но вполне применимое практически правило, связывающее частоты формант с характером артикуляции гласных звуков: считается, что частота FI связана со степенью закрытости звука, а частота FII — со степенью его .продвинутое™ вперед; самые закрытые звуки, такие, как и, у, имеют самую низкую по частоте первую форманту (FI), а самые передние — ы, э — самую высокую по частоте вторую форманту; соответственно самые открытые (например, о) —максимально высокую частоту FI, а самые задние — максимально низкую частоту FII.
Огубленность звука понижает частотное значение всех формант.
В фонетической литературе часто встречается выражение «формантная структура». Оно имеет двоякое значение: с одной стороны, говорят о том, что какой-то конкретный звук обладает формантной структурой, т. е. что в спектре данного звука выделяются форманты. ^ другой стороны, под формантной структурой имеют в виду не просто наличие формант, но и их определенное взаиморасположение.
Между формантами, «образующими» гласные и сонанты, и формантами, «образующими» звучание шумных глухих согласных, существуют различия, заключающиеся в том, что частоты формант гласных и сонантов изменяются во времени значительно медленнее, чем частоты формант шумных глухих согласных.
Акустическая картина звука, образованного с участием турбулентного источника, отличается от формантной картины гласных прежде всего непериодическим характером: колебания, создающие шум в довольно широкой полосе частот, не повторяются периодически, как в гласных, а возникают и затухают довольно случайно. При образовании звука с импульсным источником шума возникает непериодический по структуре и очень короткий по времени шум.